26501

Оценка полезности результатов принятия решений

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные положения аксиоматической теории полезности.1 Постановка задачи оценки полезности результата. Одно из основных допущений при оценке полезности результатов расчет на то что человек делает рациональный выбор.

Русский

2013-08-18

23.21 KB

6 чел.

Оценка полезности результатов принятия решений

1. Основные положения аксиоматической теории полезности.

1.1 Постановка задачи оценки полезности результата.

Задача выбора является одной из центральных в ТПР. Одно из основных допущений при оценке полезности результатов – расчет на то, что человек делает рациональный выбор. Рациональный выбор – предположение, что решение человека является результатом упорядоченного мышления. В данном контексте «упорядоченность» предполагает строгую математическую  формулу. При этом предположение базируется на аксиомах рационального поведения человека, которые состовляют основу теории рациональных решений. При условии, что аксиомы рационального поведения справедливы в теории рациональных решений доказана теорема о существовании некоторой функции, которая называется функцией полезности.

Полезностью называют некоторую величину , которую ЧПР максимизирует (минимизирует). Другими словами, полезность – воображаемая мера психологической и потребительской ценности. Теория полезности – это совокупность моделей, которые позволяют оценить субъективные отношения человека к различным альтернативным решениям.

Принципы теории полезности были заложены в работах Д. Бернулли и Г. Крамера. Основное положение статьи Бернулли «Опыт новой теории измерения жребия» состоит в том, что все ученые оценивали значение случайного выигрыша математическим ожиданием. Однако, как считает Бернулли такой подход основан на предположении, что оценка случайного исхода зависит только от вероятности, одинаковой для всех людей и не зависит от их индивидуальности. При этом измерить жребий невозможно, если неизвестна полезность выигрыша для данного лица, т.е. оценка этого исхода имеет индивидуальный характер. Т.о. один из основных принципов теории полезности состоял в том. Что для большинства людей полезность богатства растет по мере роста этого богатства, поэтому при оценке альтернативных решений необходимо учитывать склонность к риску ЧПР.

При определении полезности какого-либо решения делается предположение, что ЧПР как-бы взвешивает на внутренних весах различные альтернативы и выбирает ту из них, ценность которой больше. Человек, который следует аксиомам рационального поведения называется рациональным человеком. Часто случается в теории оценки  полезности приходится сталкиваться с задачами с несколькими критериями. Основу теории рациональных решений составляют аксиомы. Теория полезности отражает требования к предпочтениям человека, который действительно рационален.

Допустим имеется некоторое множество результатов решения R={r1,r2,…,rn}. Отношение предпочтения обозначается знаком > (ri>rj). Вероятность P означает вероятность получения результата , при этом если эксперимент проводился многокрано и результат ri появлялся с вероятностью P, а rj с вероятностью (1-P), то средняя цена результата [P*ri*(1-P)*rj].

Аксиомы теории полезности

1. аксиома об упорядоченности результата

утверждение о том, что два любые результата из множества R сравнимы между собой и являются либо равноценными, либо предпочтительнее другого.

2. аксиома о транзитивности результата

если в пространстве результатов выполняются условия ri>rj и   rj>rk для всего пространства результата включая ri, rj, rk, то выполняются условия, что ri>rk. Эта аксиома считается ключевым понятием в теории рациональности.

3. аксиома о предпочтительности результатов

аксиома утверждает, что если результат ri предпочтительнее для человека принимающего решение по сравнению с  rj, то результат ri будет предпочтительнее и для вероятностно предпочтительного результата, где ri появляется с вероятностью p, а rj (1-p)

4. аксиома о подстановочности

аксиома утверждает, что замена в вероятностном выражении результатов одного из исходов на равноценный не изменяет полезности этого результата

5. аксиома о непрерывности

аксиома утверждает, что можно подобрать такие вероятности наиболее предпочтительнее результата ri и наименее предпочтительнее rk, что полученное вероятностное выражение будет равноценно результату rj. Аксиома исключает вероятность того, что какой-то результат rj бесконечно лучше других

На основе перечисленных аксиом вытекает существующие действия функции полезности W.

Функция полезности обладает следующими свойствами:

  1.  w() > w() , тогда и только тогда, когда  >
  2.  правило вычисления полезности двух альтернатив

W[p]

Полезность результата исхода  – полезный результат события , только в таком случае ЧПР предпочитает результат события . Функция, которая удовлетворяет двум требованиям одновременно, называется  линейной функцией полезности.

1.3 Оптимальное правило выбора решения в условиях риска.

АТП рассматривается , как некая модель оценки полярности результата , однако предпочтения людей не удовлетворяют сформулированным аксиомам. Ценности теории оценки полезности , заключается в том, что она дает хоть какой-то метод вычисления полезности решения .

При формализации задачи выделяется  ставится в соответствии на окончательное решение.

Оптимальное правило выбора решения заключается в том, что выбор альтернатива, которая обеспечивает максимальное матожидание полезности.

2. Стратегии оценки полезности результата.

Для получения глобальной оценки полезности человек осуществляет интеграцию характеристик в соответствии с одной из стратегий:

  1.  Линейная стратегия основана на том, что полезности суммируются с некоторыми весовыми коэффициентами.
  2.  Коньюктивная стратегия заключается а задании порогового значения для каждой характеристики  и если при данном результате все характеристики превосходят порог ,то результатом характеристики оцениваются положительно. В противоположном случае – отрицательно.
  3.  Дизъюнктивная стратения также основана на задании порогового значения, но при этом каждый результат, у которого хотя бы одна характеристика превышает порог получивший положительную оценку.
  4.  Конфигурационная стратегия особенностью оценки глобальной полезности , результатом является зависимость веса данной характеристики от значения другой характеристики. Считается что применение таких характеристик способствует целостному восприятию результата. В психологической теории считается, что эти стратегии используются в большинстве случаев ЛПР.
  5.  Стратегия упорядочивания в некоторых задачах принятия решений характеристики результата можно упорядочить т обр, что бы каждая более важная характеристика преобладала над менее важной. При оценке результата характеристики рассматривается  по убыванию их важности. Если несколько характеристик равноценны, то принимается следующая по важности характеристика.

По формулировке  может использоваться метод эксплуатации оценки, которая позволяет обобщать мнение разных специалистов назначенных результатов в этой области.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27893. Правила техники ТБ в аккумуляторном участке 105.5 KB
  Определение допустимого износа. При этом следует иметь в виду что детали с допустимыми износами можно использовать при КР только в том случае если требуемая точность при сборке сопряжений обеспечивается применением методов регулирования или групповой взаимозаменяемости. Для определения величины допустимого износа детали необходимо знать ее предельный износ. Дет достигшую предельного износа восстанавливают или заменяют новой.
27894. Устранение дефектов деталей пластическим деформированием 80.5 KB
  Технология восстановления: подготовка к деформированию деформирование обработка после деформирования 1 Подготовка включ в себя отжиг или высокий отпуск если холодное деформирование; или нагрев детали если горячее деформирование I нагрева не должна вызывать пережога или перегрева Ме 2 Стальные детали с НК.С 2030 или детали цветных Ме сплавов деформируют в холодном состоянии Для всех остальных случаев проводится термообработка перед холодным деформированием или нагрев перед горячим 3 Механическая обработка восстх повей до...
27895. Диагностирование системы питания двигате 42 KB
  Обкатка=приработкаиспытание. Приработка это активный процесс изменения макро и микро геометрии физмех свойств трущихся поверхностей с целью скорейшего достижения оптимальных параметров для последующего восприятия нагрузок. Приработка происходит в 2 этапа: 1приработка стендовая 2 часа; 2приработка в начальный период эксплуатации 3040 часов. Стендовая приработка: вызывается необходимостью подготовки ДВС к восприятию эксплуатационных нагрузок и повышению его долговечности.
27896. Назначение, принципиальное устройство и газового редуктора системы питания двигателя на сжиженном газе 46 KB
  3 Силы действующие на автомобиль и силовой баланс автомобиля. Вторую группу составляют: Mf1 Mf2 моменты сопротивления качению колес автомобиля; Fв сила сопротивления воздуха; Fi сила сопротивления подъему; Fjx сила сопротивления поступательному ускорению масс автомобиля; Fnx продольная составляющая силы сопротивления прицепа. У одиночного автомобиля сила сопротивления прицепа отсутствует. К третьей группе относятся: Rz1 Rz2 нормальные реакции дороги; Ga cos α нормальная составляющая веса автомобиля; Fпz нормальная...
27897. Определение трудоёмкости по видам работ 39 KB
  К постовым относятся работы по ТО и ТР выполняемые непосредственно на а м моечные уборочные смазочные крепёжные диагностические и т. Работы по проверке и ремонту узлов механизмов и агрегатов снятых с автомобиля выполняются на участках агрегатном слесарномеханическом электротехническом и т. Для формирования объёмов работ выполняемых на постах зон ТО ТР и производственных участках а также определения числа рабочих по специальности производится распределение годовых объёмов работ ТО1 ТО2 и ТР по их видам в а затем в...
27898. Основные виды нормативов системы ТО и Р. Корректирование нормативов 37.5 KB
  Регулирование естественных монополий на транспорте Любая естественная монополия на транспорте заинтересована в увеличении цен на предлагаемые услуги формируя тарифы по затратному принципу. Новым качественным подходом к системе управления в области транспорта является создание новой системы государственного регулирования в сфере естественных монополий на транспорте. Для реализации этого нового подхода к управлению и регулированию была создана Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. К деятельности...
27899. Организация поста по ТО газобаллонной аппаратуры 83.5 KB
  втулки из цветных Ме отверстия в проушинах рулевых сошек рычагов поворотных цапф и тд. Для обжатия втулок из цветх Ме используют приспособление с конусной матрицей в холодном состоянии Проушину сошки нагревют до г=900Т. 3 Причины преждевременного износа и разрушения а м шин.
27900. Диагностирование тормозных качеств а/м. Параметры. Оборудование 47 KB
  К первой группе относятся: тормозной путь и замедление автомобиля тормозные силы и их разность на колесах каждой оси ко второй сила нажатия на педаль скорость нарастания и спада тормозных сил время срабатывания тормозных механизмов хода штоков тормозных камер свободный ход педали производительность компрессора и некоторые другие. Перечисленные диагностические параметры измеряют: путем ходовых испытаний на дороге; в процессе эксплуатации встроенными средствами диагностирования; в стационарных условиях при помощи тормозных...
27901. Диагностирование а/м по мощностным и экономическим показателям. Устройство стендов 50 KB
  Исследования показывают что до 30 автомобилей АТП эксплуатируют со значительным недоиспользованием мощности и перерасходом топлива. После диагностирования и устранения обнаруженных неисправйостей средняя максимальная сила тяги увеличилась а средний контрольный расход топлива уменьшился в среднем на 13 кроме того значительно снизилось рассеивание этих показателей. Восстановление колесной мощности автомобиля повышает его среднюю скорость движения а следовательно и производительность работы а м а также снижает расход топлива. На этих...