26501

Оценка полезности результатов принятия решений

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные положения аксиоматической теории полезности.1 Постановка задачи оценки полезности результата. Одно из основных допущений при оценке полезности результатов – расчет на то что человек делает рациональный выбор.

Русский

2013-08-18

23.21 KB

6 чел.

Оценка полезности результатов принятия решений

1. Основные положения аксиоматической теории полезности.

1.1 Постановка задачи оценки полезности результата.

Задача выбора является одной из центральных в ТПР. Одно из основных допущений при оценке полезности результатов – расчет на то, что человек делает рациональный выбор. Рациональный выбор – предположение, что решение человека является результатом упорядоченного мышления. В данном контексте «упорядоченность» предполагает строгую математическую  формулу. При этом предположение базируется на аксиомах рационального поведения человека, которые состовляют основу теории рациональных решений. При условии, что аксиомы рационального поведения справедливы в теории рациональных решений доказана теорема о существовании некоторой функции, которая называется функцией полезности.

Полезностью называют некоторую величину , которую ЧПР максимизирует (минимизирует). Другими словами, полезность – воображаемая мера психологической и потребительской ценности. Теория полезности – это совокупность моделей, которые позволяют оценить субъективные отношения человека к различным альтернативным решениям.

Принципы теории полезности были заложены в работах Д. Бернулли и Г. Крамера. Основное положение статьи Бернулли «Опыт новой теории измерения жребия» состоит в том, что все ученые оценивали значение случайного выигрыша математическим ожиданием. Однако, как считает Бернулли такой подход основан на предположении, что оценка случайного исхода зависит только от вероятности, одинаковой для всех людей и не зависит от их индивидуальности. При этом измерить жребий невозможно, если неизвестна полезность выигрыша для данного лица, т.е. оценка этого исхода имеет индивидуальный характер. Т.о. один из основных принципов теории полезности состоял в том. Что для большинства людей полезность богатства растет по мере роста этого богатства, поэтому при оценке альтернативных решений необходимо учитывать склонность к риску ЧПР.

При определении полезности какого-либо решения делается предположение, что ЧПР как-бы взвешивает на внутренних весах различные альтернативы и выбирает ту из них, ценность которой больше. Человек, который следует аксиомам рационального поведения называется рациональным человеком. Часто случается в теории оценки  полезности приходится сталкиваться с задачами с несколькими критериями. Основу теории рациональных решений составляют аксиомы. Теория полезности отражает требования к предпочтениям человека, который действительно рационален.

Допустим имеется некоторое множество результатов решения R={r1,r2,…,rn}. Отношение предпочтения обозначается знаком > (ri>rj). Вероятность P означает вероятность получения результата , при этом если эксперимент проводился многокрано и результат ri появлялся с вероятностью P, а rj с вероятностью (1-P), то средняя цена результата [P*ri*(1-P)*rj].

Аксиомы теории полезности

1. аксиома об упорядоченности результата

утверждение о том, что два любые результата из множества R сравнимы между собой и являются либо равноценными, либо предпочтительнее другого.

2. аксиома о транзитивности результата

если в пространстве результатов выполняются условия ri>rj и   rj>rk для всего пространства результата включая ri, rj, rk, то выполняются условия, что ri>rk. Эта аксиома считается ключевым понятием в теории рациональности.

3. аксиома о предпочтительности результатов

аксиома утверждает, что если результат ri предпочтительнее для человека принимающего решение по сравнению с  rj, то результат ri будет предпочтительнее и для вероятностно предпочтительного результата, где ri появляется с вероятностью p, а rj (1-p)

4. аксиома о подстановочности

аксиома утверждает, что замена в вероятностном выражении результатов одного из исходов на равноценный не изменяет полезности этого результата

5. аксиома о непрерывности

аксиома утверждает, что можно подобрать такие вероятности наиболее предпочтительнее результата ri и наименее предпочтительнее rk, что полученное вероятностное выражение будет равноценно результату rj. Аксиома исключает вероятность того, что какой-то результат rj бесконечно лучше других

На основе перечисленных аксиом вытекает существующие действия функции полезности W.

Функция полезности обладает следующими свойствами:

  1.  w() > w() , тогда и только тогда, когда  >
  2.  правило вычисления полезности двух альтернатив

W[p]

Полезность результата исхода  – полезный результат события , только в таком случае ЧПР предпочитает результат события . Функция, которая удовлетворяет двум требованиям одновременно, называется  линейной функцией полезности.

1.3 Оптимальное правило выбора решения в условиях риска.

АТП рассматривается , как некая модель оценки полярности результата , однако предпочтения людей не удовлетворяют сформулированным аксиомам. Ценности теории оценки полезности , заключается в том, что она дает хоть какой-то метод вычисления полезности решения .

При формализации задачи выделяется  ставится в соответствии на окончательное решение.

Оптимальное правило выбора решения заключается в том, что выбор альтернатива, которая обеспечивает максимальное матожидание полезности.

2. Стратегии оценки полезности результата.

Для получения глобальной оценки полезности человек осуществляет интеграцию характеристик в соответствии с одной из стратегий:

  1.  Линейная стратегия основана на том, что полезности суммируются с некоторыми весовыми коэффициентами.
  2.  Коньюктивная стратегия заключается а задании порогового значения для каждой характеристики  и если при данном результате все характеристики превосходят порог ,то результатом характеристики оцениваются положительно. В противоположном случае – отрицательно.
  3.  Дизъюнктивная стратения также основана на задании порогового значения, но при этом каждый результат, у которого хотя бы одна характеристика превышает порог получивший положительную оценку.
  4.  Конфигурационная стратегия особенностью оценки глобальной полезности , результатом является зависимость веса данной характеристики от значения другой характеристики. Считается что применение таких характеристик способствует целостному восприятию результата. В психологической теории считается, что эти стратегии используются в большинстве случаев ЛПР.
  5.  Стратегия упорядочивания в некоторых задачах принятия решений характеристики результата можно упорядочить т обр, что бы каждая более важная характеристика преобладала над менее важной. При оценке результата характеристики рассматривается  по убыванию их важности. Если несколько характеристик равноценны, то принимается следующая по важности характеристика.

По формулировке  может использоваться метод эксплуатации оценки, которая позволяет обобщать мнение разных специалистов назначенных результатов в этой области.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70249. Сутність і значення маркетингу в сучасній економіці. Сутність і роль маркетингу в сучасній економіці 215.5 KB
  Сутність і роль маркетингу в сучасній економіці Термін маркетинг від англ. Початок розвитку маркетингу як прикладної наукової дисципліни пов’язують з Пенсильванським університетом США де в 1905 році В. Ватлер почав вести постійний курс “Методи маркетингу†в університеті Вісконсіна США.
70250. Товарні марки та упаковка. Товарна марка як частина товару 526.5 KB
  Такі складові товарної політики як розробка товарної марки і управління марочним капіталом стали постійним і важливим елементом стратегічного маркетингу виробників і продавців. Посилення комунікативного впливу на споживачів завдяки автоматичній рекламі товару в міру...
70251. Життєвий цикл товару. Економічний зміст життєвого циклу товару 228 KB
  З поняттям життєвий цикл товару пов’язують концепцію що характеризує економічний цикл життя товару від його розробки до моменту вилучення з продажу. З точки зору маркетингу більш актуальний цикл життя товару на ринку який за періодом часу коротший за економічний цикл оскільки не містить...
70252. Планування нової продукції і розробка товару. Значення розробки нової продукції для товарної політики підприємств 341.5 KB
  Відновлення може виявитися також у новій конструкції товару у новому виробничому процесі у новому маркетинговому підході до системи просування товару на ринок. Розвиток нових технологій не тільки активізує процес створення нових товарів але й веде до істотного скорочення життєвого циклу товару.
70253. Цільовий ринок товару і методика його вибору. Зміст маркетингової діяльності щодо дослідження ринку 295 KB
  Ефективні та виважені маркетингові рішення в рамках товарної політики підприємства можуть бути прийняті лише на основі достовірних маркетингових досліджень. Загальне завдання системи маркетингових досліджень можна конкретизувати в наступних трьох завданнях: допомога в розумінні ринку...
70254. Формування попиту на ринку окремого товару. Потреби, попит та пропозиція, їх економічна сутність 272.5 KB
  Маркетинговий підхід до рішення завдань товарної політики які постають перед підприємствами і підприємцями заснований на вивченні формуванні і задоволенні потреб тих економічних суб’єктів що обрані як потенційні споживачі. Таким чином потреби можна розглядати із самих різних боків...
70255. Ринок товарів і послуг. Сучасна ринкова економіка, її складові та механізм функціонування 216.5 KB
  Ринок - це те за чим пізнають лад та безладдя в стані господарства. Таке визначення ринку дозволяє розглянути його як складову частину єдиного простору економічного життя підприємств галузей регіонів та народного господарства в цілому показати що він завжди зумовлений сутністю...
70257. Протиалергійні та протизапальні засоби. Медикаментозне отруєння 47.75 KB
  Лікарські препарати різних фармакологічних груп впливають на всі стадії розвитку алергійних реакцій. Класифікація протиалергійних препаратів Антигістамінні препарати блокатори гістамінових рецепторів Антимедіаторні препарати і мембран ностабілізатори Препарати що усувають прояви...