26502

Теория принятия решений

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Эти правила отражают смысл принимаемого рационального решения и их содержание приведено в аксиомах теории полезности. Правило последовательности утверждает что для принятия решения необходимо упорядочить альтернативные варианты по степени их прежпочтительности для человека. Окончательным условием рационального решения является выбор такого действия которое максимизирует минимизирует целевую функцию.

Русский

2013-08-18

26.03 KB

6 чел.

4

1) Теория принятия решений формулирует рациональные (оптимальные) методы решения отдельных типов задач, при этом человек, принимающий решения, опирается на некоторые правила рациональности (аксиомы). Эти правила отражают смысл принимаемого рационального решения и их содержание приведено в аксиомах теории полезности. Правило последовательности утверждает, что для принятия решения необходимо упорядочить альтернативные варианты по степени их прежпочтительности для человека. Отношение предпочтения можно выразить в соответствии с аксиомой об упорядоченности результата. Упорядочение всех возможных альтернатив возможно, если отношение предпочтения обладает следующими свойствами:

1) Рефлексивность – означает, что альтернатива Х равноценна самой себе;

2) Связность – характеризует возможность сравнения любых двух альтернатив;

3) Транзитивность – согласованность предпочтений.

Окончательным условием рационального решения является выбор такого действия, которое максимизирует (минимизирует) целевую функцию. Практически упорядочение альтернативных способов действия в задачах принятия решений осуществляется при помощи целевых функций, выраженных количественными критериями. Это позволяет свести выбор рационального решения к максимизации (минимизации) этой функции при заданных ограничениях ресурсов. При этом следует иметь в виду, что аксиомы рационального поведения не всегда в полной мере отражают понятие рациональности принятых решений.

Основываясь на аксиомахрациональности теория может ответить  на вопрос об оптимальных средствах достижения цели, но не о выборе целевой функции.Перечисленные проблемы показывают, что теория рациональных решений в определенном смысле является ограниченной. Ограниченность теории рациональных решений вытекает прежде всего из стремления свести задачу к известным математическим моделям. Эта ограниченность может быть преодолена путем перехода к использованию логико-лингвистических методов описания задач и выбора решений. Названные методы позволяют выразить различные оттенки понятия рациональности и связать выбор целевой установки с условиями внешней среды. Содержание этих методов является одной из составных частей теории искусственного интеллекта.

В соответствии с классической теорией процесс принятия рациональных решений сводится к следующим аспектам:

1. анализ содержания задач и построение ее математической модели, которая включает все существенные параметры и содержит целевую функцию

2. методика использования этой модели для отыскания оптимальных решений

В большинстве случаев используются модели задач математического программирования или модели игровых задач(ситуационных).  

Такие модели не всегда могут учесть все особенности конкретного человека принимающего решение:

1. ограниченная скорость обработки информации

2. ограниченный объем внимания

3. ограниченный объем памяти

4. ограниченная способность к обучению

Это приведет к тому, что рекомендуемые способы рационального решения имеют ограниченную практическую ценность.

2) проявление нерационального поведения человека при принятии решения

Эвристика от греч. находить, изобретать, выдумывать.

В Древней Греции под эвристикой понималась система обучения, которая осуществляется путем постановки наводящих вопросов.

В другом смысле под эвристикой понимается совокупность логических приемов и  методических правил теоретического исследования.

В третьем смысле, эвристика это наука исследующая продуктивную и творческую деятельность.

Существует несколько известных эвристик:

1. суждение по представительности

например, в задаче социального исследования по принадлежности объекта исследования к некоторому социальному классу люди судят только на основании своего представления о похожести

2. суждение по встречаемости

люди определяют вероятность появления того или иного события по тому факту как часто они  сами с этим сталкивались и на сколько важным оно является

3. суждение по точке отсчета

если при определении вероятности в качестве точки отсчета используется заданная начальная информация то она существенно влияет на результат

4. сверх доверие

из психологической теории принятия решения известно, что люди очень доверяют своим суждениям, которые сформулированы на базе своего личного опыта

5. стремление к исключению риска

многочисленные опыты, опросы показывают, что при принятии решения люди стремятся исключить интуицию связанную с риском. При этом человек может согласится на средний или хуже среднего результат только, чтоб  не возникли ситуации где хотя бы в малых вероятностях были потери.

На первый взгляд применение перечисленных эвристических правил ставит под сомнение существующие функции полезности, особенно для задач принятия решений неструктурированных, где нет информации для объективного подсчета вероятности. В таких задачах значения вероятностей могут предложить только эксперты и эти значения будут субъективны. Исходя из этого потребовалось формальное обоснование необходимости теории полезности  с субъективными вероятностями, т.е. теории субъективного ожидания полезности. Но даже после применения аксиом этой теории вопросы о причинах парадоксального поведения человека при принятии решений остаются.

Например: приверженцы теории субъективной полезности часто утверждают, что нерациональное человеческое поведение является кажущимся, т. к. неправильно сформулирован критерий, который необходимо оптимизировать. С другой стороны, если результат выбора известен, то всегда можно подобрать критерий, с точки зрения которого решение является оптимальным. Если принять эту точку зрения, то теория субъективной полезности позволяет скорее объяснить выбор, чем предсказать его.

Признавая приведенные эвристические правила можно определить причины нерационального поведения человека:

1) Недостаток информации у человека принимающего решение в процессе выбора.

2) Недостаточный опыт у человека принимающего решение.

3) Человек стремится найти решение оптимальное с точки зрения совокупности критериев, но не может упорядочить эти критерии по важности.

4) Существующие различия между объективно требуемым временем для реализации решения и субъективным горизонтом планирования человека принимающего решение.

Принятие решений в экономической области различают наблюдаемые предпочтения и выявляемые предпочтения. Наблюдаемые предпочтения экономисты строят математические модели, описывающие спрос покупателей на определенные товары или услуги. Они позволяют предсказать поведение пользователя и отношение к товару.

3) Понятие субъективной полезности

Во многих слабоструктурированных и не структурированных задач выбор решения связан с неопределенностью, когда результаты не возможно точно определить. В этом случае ЧПР должен выбирать среди альтернатив, которые отличаются степенью риска. С теоретической точки зрения важно ответить на следующие вопросы: 

1) каким образом ЧПР выбирает тот или иной вариант поведения

2) Как ЧПР реагирует на элементы риска.

3) Какую роль риск играет в принятии решения.

Таким образом, при рассмотрении субъективной полезности необходимо четко определить понятие риска, как факторов, влияющих на решение.

 Неопределенность – это ситуация , при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятности будущих событий.

 Риск – это определение любым способом вероятности каждого из возможных событий.

 Различают 2 типа вероятности получения определенного результата:

- математическая вероятность, которая определяется общими заранее заданными принципами.

- статистическая вероятность, которая определяется эмпирически.

  При расчете статистической вероятности может быть использованы различные методы:

- метод объективной и субъективной вероятности. Метод объективной вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходит некоторые события.

- метод субъективной вероятности представляет собой предложения относительно определенного результата, основанного на личном опыте оценивающего


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50448. Определение коэффициента внутреннего трения жидкостей капилярным вискозиметром 55 KB
  Если по трубке течёт установившийся поток жидкости или газа то отдельные части потока движутся вдоль плавных линий тока форма которых определяется стенками трубки.При уве личении скорости потока даже в прямой трубке линии тока начинают закручиваться в виде вих рей или водоворотов и начинается энергичное перемешивание жидкости. Было установленно что характер течения жидкости зависит от значения безразмерной величи ны Reкоторая называется числом Рейнольда 1.В данной работе он определяется...
50449. ДАТЧИК ДАВЛЕHИЯ МТ100 1.08 MB
  УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДАТЧИКОВ ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДАТЧИКОВ СХЕМА СОСТАВЛЕHИЯ УСЛОВHОГО ОБОЗHАЧЕHИЯ ДАТЧИКОВ ОБОЗHАЧЕHИЕ ИСПОЛHЕHИЙ ДАТЧИКОВ ПО МАТЕРИАЛАМКОHТАКТИРУЮЩИМ С ИЗМЕРЯЕМОЙ СРЕДОЙ
50450. Программирование на языке высокого уровня. Методические указания 105.5 KB
  Операторы языка Си управляют процессом выполнения программы. Набор операторов языка Си содержит все управляющие конструкции структурного программирования. В теле некоторых составных операторов языка Си могут содержаться другие операторы. Составной оператор ограничивается фигурными скобками все другие операторы заканчиваются точкой с запятой.
50451. Базовые инструменты программы Adobe Photoshop 159.5 KB
  Выбор цвета и заливка В блоке инструментов найдите инструмент Foreground color Bckground color Выберите основной цвет Выберите фоновый цвет; он выглядит так: При щелчке по верхнему квадрату раскрывается окно выбора цвета рисующих инструментов: кистей заливок фигур и др. Окна однотипны цвета в них можно выбрать несколькими способами. 2 Нажав кнопку Custom Библиотеки цветов выбрав одну из Библиотек Book а в ней нужный образец цвета.
50452. Создание коллажа из текста и графики, удаление муара 1.08 MB
  В настоящей работе идейной проработки не требуется задача стоит проще: студентам предлагается создать коллаж объединив графические файлы из имеющегося набора и сделав текстовые вставки различного шрифтового начертания. Создайте холст для коллажа в окне File Файл → New Новый установив здесь необходимые параметры. Затем в соответствии с указаниями преподавателя откройте папку Коллаж не в Windows а в Photoshop в списке Тип файлов: поставьте JPEG в окне Вид Эскизы страниц. Откройте файл отсюда надо перенести мяч в наш коллаж.
50453. Дополнительные возможности Adobe Photoshop 109.5 KB
  В этой работе описаны такие опции как создание Gifанимации и работа с векторными контурами. Создание Gifанимации Gifанимация самый простой и исторически первый способ компьютерной анимации она появилась в 1989 году. Суть этого вида анимации в том что формат Gif позволяет помещать в одном файле последовательность отдельных кадров которые можно чередовать на экране через определенное время. Для создания Gifанимации имеется множество программ.
50454. Основные сведения об электрических машинах и аппаратах 1.1 MB
  Обмотка электромагнитного реле контактора магнитного пускателя. обмотка реле тока. обмотка реле напряжения. обмотка статорная обмотка двигателя постоянного тока ДПТ последовательного возбуждения.
50455. Исследование способов пуска асинхронного двигателя 144 KB
  Исследование способов пуска асинхронного двигателя. Цель работы: Исследовать особенности различных способов пуска и использования результатов для практических задач. Пуск асинхронного двигателя является кратковременным до 5 сек. Поэтому снижение токов нагрузки в период пуска при одновременном сохранении механических параметров электродвигателя является крайне желательно особенно для двигателей большей мощности свыше 50 кВТ.
50456. Объектно-ориентированное программирование. Методические указания 298.5 KB
  Возвращаемое значение - объект FormattedString который содержит копию nCount символов, начиная с индекса 0. Возвращаемый объект CString может быть пустым. Параметры nCount - количество символов, подлежащих копированию.