26503

Задача ПР(принятие решений) в условиях взаимодействия нескольких целеустремленных систем

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные особенности: 1 носителем информации о системевозможностях системы целевых функциях условиях функционирования является человекоператор разработчик или пользователь. 2 вычислительная система является средством для решения расчетных задач и для проверки простейших логических условий на базе заданных численных параметров. Применение информационного метода оправдано в системах предназначенных для работы в стандартных условиях.

Русский

2013-08-18

16.18 KB

2 чел.

Задача ПР(принятие решений) в условиях взаимодействия нескольких целеустремленных систем

1. Понятие об информационном и когнитивном методах распределения функции.

При содержательной постановке задач ПР необходимо решить вопрос о целесообразном распределении функций между человеком-оператором и вычислительным устройством. Такое распределение функций может быть выполнено на базе одного из двух методов: информационного или когнитивного.

Информационный метод распределения функций имеет след. Основные особенности:

1) носителем информации о системе(возможностях системы, целевых функциях, условиях функционирования) является человек(оператор, разработчик или пользователь).

2) вычислительная система является средством для решения расчетных задач и для проверки простейших логических условий на базе заданных численных параметров.

3) процесс управления сводится к решению типовых задач, указанных в предыдущем пункте, которые сформулированы на этапе разработки с учетом всех возможных условий, директив, ограничений.

Применение информационного метода оправдано в системах предназначенных для работы в стандартных условиях. В этих системах человек-оператор имеет время для анализа обстановки, а вычислительная система играет роль хранилища информации и исполнителя вспомагательных расчетов.

Когнитивный метод основан на знаниях, стал возможным благодаря развитию ИИ. Когнитивный метод имеет следующие основные особенности:

1) все знания необходимые для ПР помещаются в БЗ(база знаний).

2) на ряду с программами для выполнения расчетных задач в вычислительной системе реализованы программы, которые позволяют извлекать из памяти компоненты знаний имеющие отношение к поставленной задаче. В этом случае на ЭВМ возлагаются функции по доопределению условий задач и поиску решений в непредвиденных ситуациях.

3) функции человека-оператора в таких системах заключаются в создании математического обеспечения на этапе проектирования, в формализации экспертных знаний по области применения и в формулировании директив и норм поведения системы.

Когнитивный метод является абсолютно необходимым при решении открытых задач. Открытые задачи имеют особенность, что некоторые исходные данные не заданы или заданы не полностью, а замкнутые – наоборот. Для решения открытых задач необходимо на основании знаний о реальной области доопределить недостающие условия, а потом применять известные решения замкнутых задач.

2. ПР в условиях взаимодействия сложных систем на основе рефлексивного метода.

2.2. Краткая характеристика рефлексивного управления.

Рефлексивное управление применяется в условиях взаимодействия множества управляемых целеустремленных сложных систем. Эти системы могут состоять между собой в определенных отношениях. Отношения могут быть либо конфликтными, либо сотрудничающими. В основе рефлексивного управления лежит принцип рефлексии, то есть отражения представлений взаимодействующих систем об обстановке, о целях, возможностях и правилах принятия решений.

В случае, если рассматривать сотрудничающие системы, то применение принципа рефлексии способствует эффективной координации совместной деятельности. Если они конфликтующие, то рефлексия применяется для прогнозирования действий конфликтующей системы.

Существует три разновидности рефлексии, каждая из которых отличается сложностью процессов отражения(рангом). При рефлексии 0-го ранга человек ПР или системы ПР учитывает альтернативные действия других систем и планирует свои действия таким образом, чтобы в любом случае обеспечить достижение только своих целей. Разрабатываемый план действий представляет собой программу, где выполнение действий ставиться в зависимость от условий внешней среды и достижения целей при любых обстоятельствах.

Если целевые установки при управлении с помощью рефлексии 0-го ранга не достигнуты, то должен производиться более глубокий анализ возможностей действующей системы с учетом предполагаемых целевых установок взаимодействующих систем. Учет целевых установок взаимодействующих систем предполагает применение рефлексии 1-го ранга. При анализе возможных действий взаимодействующих систем возможны следующие ситуации: - либо вступление с ними в коалицию(то есть имеем дело с сотрудничающими системами) - либо дезинформация этих систем о своих целях и возможностях(если они конфликтующие). Если при анализе систем анализируются не только цели, но и возможности взаимодействующей системы, то задействована рефлексия 2-го ранга.

2.2 Модель ПР в условиях взаимодействия сложных систем

При построении принятия решения в условия взаимодействия нескольких систем необходимо прежде всего определить стороны, которые принимают решения.  Такие стороны (системы) называют коалициями действий. В составе коалиции можно выделить стороны , которые имеют разные целевые функции и конфликт возникает в том случае, когда имеется не менее двух сторон с различными интересами. Имеется n сторон I1, I2In [Ii] - интересы

Каждая из систем имеет свою систему принятия решения (или систему управления)S1, S2… . Каждая из систем включает управление подсистемы, управление объектами и использование информации об управлении в среде.  В каждый момент времени среда и элементы систем характеризуются определенным состоянием. Совокупность состояний называется ситуацией. Ситуация может быть описана некоторым множеством отношений (Ri) между объектом внешней среды и элементом систем. Допустим, основе информации, поступающей подсистемы Si , каждая управляющая подсистема формирует некоторую информационную модель ситуации (). [Ii()] – модель. Информационная модель, описывающая одну и ту же ситуацию для различных систем в общем случае различается между собой, то есть системы могут иметь отличные представления об одной и той же ситуации в одной среде. Вследствие этого модели будут воспроизводить реальную ситуацию с некоторой степенью приближения. Кроме того каждая система может располагать, ещё и  моделями представления об этих ситуациях в других системах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53148. Глобальні проблеми людства 38 KB
  Річ у тім що паралельно з ним виникає і загострюється ряд проблем які безпосередньо зачіпають інтереси усього людства. Проблеми ці отримали назву глобальних тобто таких що охоплюють не якусь одну країну або групу країн а планету в цілому. Виникла навіть самостійна галузь знань глобалістика яка вивчає найзагальніші планетарні проблеми сучасного і майбутнього розвитку людської цивілізації.
53150. Веселі гномики 38.5 KB
  Тема: Веселі гномики Автор: Шевченко Марина Михайлівна вихователь ДНЗ №23 Дзвіночок м. Вихователь: Гномикиви дуже гарний настрій подарували нашим гостям. Гномики вас ліс вітає Снігуроньку відшукаєм Вихователь: Ось ми і прийшли на лісову галявину. вихователь індивідуально активізує кожну дитинузапитує про колір Молодціпогляньте яка красива в нас ялинка Давайте поплескаємо в долоні Ялинка запалюється вогниками Вихователь: Йдемо далі.
53151. Година спілкування «Наше дозвілля або Не перемикайте канал!» 69 KB
  Обладнання: анкета програми телебачення фішки вислови мікрофон Зміст роботи І. Кореспондент Це я зараз запитаю в Можливі відповіді: дізнатись про активне змістовне цікаве дозвілля; як впливає телебачення на здоровя учнів; продемонструвати своє захоплення і т. Спецрозслідування Ведучий Доброго дня наші глядачі якщо його можна назвати добрим На нас чекає розслідування: Скільки часу вбиває телебачення робота в групах: 1 у програмі телебачення підкреслити передачі що допомагають розвитку дітей; 2 у програмі...
53152. Як не захворіти на грип та застуду 52 KB
  Обладнання: плакат зараження грипом повітрянокрапельним шляхом малюнки Віруси марлева пов'язка мікроскоп костюм лікаря костюм Зайчика до інсценізації казки Зайчик застудився фотоілюстрації лікарських рослин магнітола телевізор. Поради лікаря А зараз до вашої уваги члени гуртка У світі казки чарівної пропонують казочку Зайчик застудився Зайчик застудився Ведучий: Ось в цій хатці під сосною І улітку і зимою Жив собі маленький Зайчик Жвавий сірий побігайчик з'являється Зайчик чхаєкашляє ойкає Дівчинка: Зайчик...
53153. Година цікавої математики, присвячена Дню космонавтики 148 KB
  Небо зорями рясніє Таємниче і глибоке Всесвіт нам бентежить мрії Спонукаючи до дії Розум радує і око. Інтернет зв'язок мобільний Телебачення прогноз Спілкування з світом вільне Змінює життя всерйоз Учитель: слайд 3 Дорогі діти сьогодні ми з вами зробимо екскурсію в історію освоєння космонавтики. І так ми вирушаємо у подорож слайд4 МАПА ПОДОРОЖІ. слайд 5 Перший конкурс присвячений датам з історії освоєння космосу.
53154. Schulbibliothek. An der Spitze – gestern und heute 98 KB
  Ich möchte wissen, was ihr vor der Stunde erwartet. Hier habe ich eine Liste der Tätigkeiten in der Stunde. Aber die Sätze sind nicht voll. Ergänzt und äußert eure Vermutungen. Was werden wir heute machen? Am Ende der Stunde prüfen wir, welche Vermutungen richtig sind.
53155. Ім'я Гоголя на карті Диканьки 79 KB
  Тема проекту: Ім'я Гоголя на карті Диканьки. Мета: ознайомити дітей з історією вулиці Гоголя в Диканці діяльністю організацій на цій вулиці життям її мешканців. Гоголя; глибше знайомство з особистістю М. Гоголя.