26506

Образование и развитие Пятой республики во Франции. Принципы голлизма и их эволюция

Доклад

История и СИД

Основные принципы голлизма: голлизм это своеобразная идеология национального величия; вариант гос. Экономические: жесткое регулирование планирование; налоговая политика; расширение сфер экономики; рост гос. Проект разработан рабочим комитетом из чиновников членов Гос совета во главе с Мишелем Дебре. право назначать премьерминистра и отдельных министров возвращать законопроекты передавать на референдум любой законопроект касающийся организации гос власти или одобрения международных соглашений способных затронуть деятельность...

Русский

2013-08-18

52.5 KB

58 чел.

25 вопрос. Образование и развитие Пятой республики во Франции. Принципы голлизма и их эволюция.

ИГ –Арзаканян- де Голль и голлизм, смирнов- движ сопротив во фр во время 2мв.,круглые столы в нни. Молчанов-де Голль.

Основные принципы голлизма: голлизм – это своеобразная идеология национального величия; вариант гос. монополистического регулирования. Принципы полит: усиление власти президента; система двойной ответственности правительства перед президентом и парламентом; идея прямых всеобщих президентских выборов; расширение идеи прямой демократии; ограничение многопартийной системы в рамках мажоритарной системы; ограничение полномочий парламента. Экономические: жесткое регулирование, планирование; налоговая политика; расширение сфер экономики; рост гос. сектора за счет политики бюджетной инвестиции; вовлечение в экономику всех слоев населения; четко выраженная монетарная доктрина; Социальные: активное участие в совместной деятельности на производстве. Внешнеполитические: оборона по всем азимутам; укрепить добрососедские отношения с Германией; идея западноевропейской интеграции под лозунгом «Европа отечеств»; идея доктрины сотрудничества, Франция – гарант стабильности; мирное сосуществование и диалог со сверхдержавами.

В декабре 1958 г. де Голль избран президентом  Франции.

конституция 1958 г. установила в стране президентский режим и Пятую республику. Проект разработан "рабочим комитетом" из чиновников, членов Гос совета, во главе с Мишелем Дебре. Определяющей чертой являлся коренной пересмотр соотношения между законодательной и исполнительной властью в пользу последней. Стержнем стал президент республики. Полномочия расширялись. право назначать премьер-министра и отдельных министров, возвращать законопроекты, передавать на референдум любой законопроект, касающийся организации гос власти или одобрения международных соглашений, способных затронуть деятельность государственных институтов, распускать (после консультаций с п-м и председателями палат) Нац собрание. сохраняются право председательствовать в совете министров, подписывать декреты и ордонансы, назначать на высшие должности, помилование. Глава вс, председатель в высших советах и комитетах нац обороны.

нововведение президенту право в случае чрезв обстоятельств брать всю полноту власти, фактически премьеру отводилась роль исполнителя воли президента в текущих вопросах админ характера и лица, способного отстаивать политику президента в парламенте, а в случае необходимости – принимать на себя ответственность.

полномочия на семь лет, не ответственен перед парламентом, может распустить его (в отл от США и Англии). президент не зависит от партии, партия зависит от него. Примером может служить ситуация после поражения правых партий на выборах 1981 г., когда Союз за французскую демократию оказался в оппозиции, не имея программы, структуры, лидера,  т.к. единственной объединяющей силой  был д'Эстен, который проиграл на президентских выборах. запрет совмещения парламентского мандата с постом члена правительства.

существенная роль отведена Конституц совету. Основные избират законы  взяты из конституции Третьей республики, прежде всего система выборов в Нац собрание – одноименное мажоритарное голосование в два тура.

4 сентября проект обнародован,  28 сентября одобрен на референдуме 79,25%.Основная масса высказалась за или против передачи власти лично де Голлю. Решения  принимал президент.  лично руководил военной и внешней политикой, в  Алжире. Франц  колониальная  империя почти полностью распалась.

Во время  пребывания  де  Голля  экономика  развивалась  быстрыми  темпами.  За  10  лет объем промыш производства увеличился на 60%. Под влиянием нтр реконструированы многие важные отрасли промышленности, металлообрабат, химическая,  нефтяная, авиационная, автомобильная;  возникли  атомная  и  ракетная. Правительство разрабатывало планы эк и соц развития, охватывавшие основные направления политики  гос.  Стремясь к повышению конкурентоспособности промыш,  предоставляло огромные субсидии  крупнейшим  монополиям. 25 гиг  фин  групп  подчинили  всю экономику, 60% капиталовложений.  степень концентрации меньше, чем в др странах. возросло  технич оснащение с\х.   урожайность и продуктивность скота возросли. производство увеличилось на 67%, вторым  после  США  экспортер продовольствия. По наличию техники, кадров, квалиф рабочих с\х  сравнялось с др отраслями. перешло в индустр стадию развития.

За   годы   Пятой   респ с\х население сократилось в два раза. К  нач  70-х гг. в деревне 12% активного населения.

Среди  гор  населения росла доля трудящихся, занятых  в непроизводственной сфере. Кол-во лиц умственного труда выросло в три раза. увеличивалось кол-во  иностранных  рабочих.  

Ломка гос  структур,  гос  регламентация  бизнеса, отсталая  система  образования,  недовольство  режимом  «личной  власти»  и девальвация  франка  привели  к  майским  событиям  1968  г.   (студ выступления, всеобщ  забаст солидарности, акции  ультрарадикалов). Одним из итогов стало  удовлетворение  осн  требований («Греннельский  протокол»  –  увеличение   средней мин оплаты труда, пособий по безработице).

Де Голль  в отставку в апреле 1969 г. Новым президентом стал Помпиду, направление «преемственность и диалог». намерен продолжать, но готов идти на  сближение с теми буржуазными группировками, которые  при де  Голле  находились  в оппозиции. правительство обещало пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе «либерализации», т. е., предоставить  больше  возможностей частному капиталу. Шестой план экономич и соц развития  (1970-1975  гг.)  предусматривал  ослабление  регулирующей  роли   государства   и усиление влияния рыночной  экономики.  принцип:  оказывать помощь частному капиталу всегда и везде. Во внешней политике правительство  Помпиду  следовало  курсу де Голля. Президент уделял  большое  внимание  развитию франко-советских отношений. Одновременно  правительство  стремилось улучшить  отношения  с  США.  Во  многих областях  возобновилось  франко-американское внешнеполит  и  военное  сотрудничество,  однако   Франция,   отказалась  вернуться  в  НАТО. правительство вновь высказалось за вывод американских войск из Индокитая   и   осудило   налеты   амер   на  Вьетнам.  успех переговоров между США и Вьетнамом в Париже  и  в январе 1973 г. соглашение о прекращении войны. В  области  европ  политики  правительство  сняло  возражения  против  вступления Англии в ЕЭС. В апреле 1972 г. во Франции референдум.   Большинство    одобрило. Большое  внимание  правительство  уделяло  развитию  ядерного оружия. В начале 70-х гг. Франция располагала  всеми  основными видами, силы превзошли Вбр,  уступали США и СССР.

В 1973 г. падение экономики в связи с мировым нефтяным кризисом. Понизился индекс индустриального    производства.  темпы эк  развития  снизились. цены продолжали  быстро  расти на   10–12%.   «стагфляция»,  т.  е. сочетание стагнации экономики с инфляцией. В мае 1974  г.  президентом  избран  Д’Эстен,  правительством проводились антикризисные мероприятия. Франция  должна  оставаться  «либеральной  страной»  и   осуществлять   «перемены   при сохранении порядка» с целью создания «передового  либерального  общества».  правительство  объявило  о дальнейшей   «либерализации»   экономики,    т.    е.    сокращении    сферы гос планирования. Одновременно ряд реформ  трудящимся. со второй  пол  70-х  гг.  отставание некоторых  отраслей  экономики. Особенно   угольной,    сталелитейной, судостроительной  и  автомобильной  промышленности.   Часть   предприятий закрыта, объем производства сократился.  рост безработицы. внеш пол  - улучшение  отношений  с  США  и  запевр   странами. стала укреплять  связи  с   США.     облегчено   проникновение иностр капиталов. Транснациональные  корпорации   с   преобладанием   американского   капитала внедрялись в важнейшие отрасли  –  информатику, энергетику, автомобилестроение. войска начали принимать  участие в маневрах НАТО. В 80-е гг. замедлен темпы роста, безраб, резкие смены  основных  направлений гос регулирования.  Структурный  кризис  мирового   хозяйства, переход  к  новому  типу  воспроизводства   оказали     влияние   на промышленное производство.

В 1981 г. президентом  избран  социалист  Миттеран. правительство провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний  и  36 банков. Гос сектор стал сосредотачивать 28% производства  и  16% занятых.   Национализация   способствовала   модернизации   и    финансовому оздоровлению, позволила  избежать  перехода  фирм под контроль иностранного капитала. За   три   года деятельности левых сил цены выросли  почти на 35%,  а  производство на 1–1,5% в  год.  Рост  безработицы  не прекратился. Валюта неустойчива. В 1982 г. правительство отказалось  от проведения новых соц реформ и перешло к  политике  жесткой  экономии. блокировало доходы и цены, повысило  налоги  на  товары массового потребления, бензин, табак, вино.

Пришедший впоследствии к власти блок правых и центристских партий во главе с Шираком в 1986 г. принял программу  денационализации  65  промышленных, банковских и  страховых  компаний.  Активизировались  рыночные механизмы в экономике, все  еще  сохранился  крупный гос  сектор.    Существовало  гос  регулирование   соц  страхования   и   соц обеспечения.  Это  французский  вариант   консервативной   политики   – монетаризма, «политики равенства шансов».

Со второй половины 80-х  гг.  в  эк  политике  правительства  выдвинулись вопросы,  связанные  с  созданием  единого рынка ЕС. структурные  преобразования,  проведение  системы налогообложения  и  социального  обеспечения  в   соответствии   с   уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на  позицию  Франции  в вопросах интеграции. Обычно она выступает  за  регулирование  тех  отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. В области внешней политики правительство продолжало  линию  на  укрепление связей  с  США  и    Зап  Евр,  особенно   с   ФРГ. Французские  войска  регулярно  участвовали  в  военных  маневрах   НАТО   и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе  Франции  с  ФРГ были  сняты  ограничения  на  производство   обычных   вооружений.   Франция увеличивала  свои  военные  расходы, продолжала  совершенствовать  ракетно-ядерное  оружие.  ухудшились  франко-советские отношения.

В 1988 г. новое  правительство Рокара  продолжало  курс  на  «жесткую экономию». отказалось  от  распродажи национализированных  предприятий,  но  и  не  расширяло  национализированный сектор экономики. В 1990 г. Франция участвовала в  войне  в  Персидском  Заливе,  это  стало начало   экономич   кризиса   1990-1993    гг. волна  банкротств  и  увольнений. В промышленности и торговле  снижение  цен. В конце 1993 г. стала улучшаться экономическая ситуация  у  западноевропейских торговых партнеров, что позволило французским  экспортерам  отвоевать  часть европейского  рынка.  французские   товары   сохранили конкурентоспособность благодаря  высокому  качеству.  хозяйство избавлялось от последствий кризиса  медленно. Кратковременный сильный  толчок  дало увеличение  экспорта  в  страны  континентальной  Главной заботой правительства было состояние государственных  финансов,  а важнейшей среднесрочной задачей – уменьшение дефицита  госбюджета  и  долга. Антиинфляционная кредитно-денежная и валютная политика  была  направлена  на сдерживание роста зарплаты и  доходов  трудящихся,  поддержание  стабильного курса франка, обслуживание и погашение государственного  долга.  безработица 12,8%.  1996 г. правительство  объявило  о  планах  по глубокому  сокращению  бюджета  1997  г.  сокращение служащих  общественного  сектора, забастовки. В 1995 г. новое правительство консерваторов, пыталось ускорить экономические реформы. Экономический рост усилился,  госбюджет  был направлен на выполнение рекомендаций ЕС и МВФ. не вернулась в НАТО. Нов прог поручил провести Жуппе. Он вносит з\н кот наметил соц\эк реф: буд нанесен удар по сист соц страха, сниж пенсии, усл выхода на пенс измен, буд платить подоход.налог со своих пенсий повыш стоим-ти кредита для обуч в ВУЗах, отмена бесплат лекарств, повышен оплаты за содержание в больние и т.д.народ не принял=> взбунтов=> фр получ лихорадку с нояб.95-фев 96 . Ширак засел в резиденции ничего не дел,не гов. Весь гос сектор встал. Жюппе сначала т\ко ч\з мой  труп откажусь от з-на но п\е столкнов полиц с нар, захвата универ только тогда стал дум, надо б.уступать. Нач переговоры=>Матильонские соглаш: правит возвращ все льтогы пенс, все принципы сущест гос служ. Отказ от проекта з-на о соц страх.96г.соц диалог, правит-во пытается убедить что реф необходим.97-в улс. Бол-ва объявл о досрочных выб т.к. он не отказ от реф монетарист толка.Парлам выб 2-х Ж (Жюппе, Жоспен), обвин, оскорблен, левые объед и побед.=> двоевл. Ширак през-т, Жоспен п\мин. пол-ка компромисса.Ширак при Жоспене стал соц-том. Апр.2002 презид выб -Ш. И Ж.гряз выб нападки др. на др. 1 тур дал поразител ре-ты 1 место Ширак 2 Лепен 18% (фашист) Жоспен не попал. Конеч что во 2 труе все силы объедин вокруг Ширака. В июне парлам.выб побед партии Ширака.Жоспен ушел из пол-ки П\мин Фр с 2002г. Раффарен.на соврем Доминик де Вельпен.

Понятия: «третий путь» - политическая идея де Голля, преодолевающая крайности коммунистической тоталитарной модели и англо-саксонского варианта либеральной демократии.

ОПР – «Объединение в поддержку республики» партия Ширака, бывшая ЮДР. В состав входили представители новых средних слоев, предпринимателей, чиновников. Выступали за неоголлизм (голлизм нового поколения)

СФД – «Союз за французскую демократию», бывшая НФНР, партия Жискар де Эстена, это республиканская партия, демократической направленности.

Когда у вл.в 58 г. технократ элиты.у нее  б.задачи – ликвид влияние демок блока;– провести рекон-ия всей жизни.Фр Гл идея – ликвид в произ сред слоев ненаем труда (ср и мелк бур-ия) ШдГ перекроил социальное карту Фр. 58 г. 30% - сред слои, 65 - < 20%, крес-не – 21% - 11%. Это и есть ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Суть ее-замена ср слоев ненаем тр сред слоем наем тр.Б.разработан план расшир соц базы за счет жив сил нации кот смогли бы восприн технократич идеологию– менеджеры, инж-тех персонал, раб-ие с высшим обр-ем => эта часть N увелич с 20 до 35%.Но они не поддержали!оказ >динмачными, отказал от солдафонских методов ШдГ =>Май\июн криз1968г(“красный май”). 01.05.68 – демонстрация. 02.05 – студ. волнения, 09.05 – студ-ы зах-ли универ, 9-10.05 – ночь баррикад, столк полиции со студ,13.05 – ВКТ присоед. До 10.05 жизнь Фр ост-сь. 24.05 – ночь баррикад=> 5.05 - “гренельское соглаш”:- полн право на заб-ки;неогран права п/союзов;увелич на 14% з/пл всем труд;закл-ие нов коллект дог-в на всех пред-х; - ув-ие пособ пенсий; - контрол над упр-м пред-я; - введ профтех обуч; - самоуправ студ-в.Но эти согл-ия не призн соц-ты и радикалы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69280. Підготовка і виконання запиту. Отримання даних. Відключення 41 KB
  Останнє, що додаток повинен зробити після підключення до джерела даних, але перш, ніж воно буде здатне здійснювати запити SQL, — це отримати дескриптор оператора (statement handle) або hstmt. Щоб отримати дескриптор hstmt, достаточш оголосити змінну типу SQLHSTMT і викликати функцію...
69281. Створення першого проекту Visual Studio 105.5 KB
  В меню File (Файл) виберіть пункти New (Створити), вкладку Project (Проект) або натиснути комбінацію клавіш Ctrl+Shift+N. У будь-якому випадку на екрані з’явиться діалогове вікно New Project (мал. 1.4), що дозволяє створювати всі типи проектів Visual Studio.
69282. Динамічний обмін даними. Функція Initlnstance 74.5 KB
  Динамічний обмін даними (DDX — Dynamic Data Exchange) — це засіб, за допомогою якого можна легко передавати дані між елементами управління діалогового вікна і змінними-членами додатку. Щоб створити змінну DDX, досить клацнути на елементі управління в ресурсах шаблону...
69283. Обробники подій. Концепція документ/представлення 82 KB
  Як відомо, операційна система Windows використовує модель, керовану подіями (event-driven). Це означає, що замість послідовного набору команд додаток містить цикл повідомлень (message loop), який обробляє повідомлення (або події), передавані додатку операційною системою Windows.
69284. Клас CDocument 49 KB
  Клас CDocument забезпечує стандартну поведінка об’єктів документа додатку MFC. Клас CDocument дозволяє створювати нові документи, зберігати дані документа на диску (сериализация), забезпечувати стандартну взаємодію між об’єктом документа і вікном уявлення...
69285. Документи і обробка повідомлень 34.5 KB
  Одне з найбільш важливих достоїнств документа в тому, що об’єкт CDocument не пов’язаний з вікном безпосередньо. Проте, саме об’єкт CDocument і є адресатом передаваних команд. Отже, цей об’єкт може отримувати повідомлення від операційної системи. Відповідальність за передачу повідомлень...
69286. Керування документами та представленнями 47.5 KB
  Оскільки архітектура документ/представлення є наріжним каменем будь-якого документ - орієнтованого застосування (як вже було сказано, діалогові застосування потрійні трохи інакше, чим додатки архітектури документ/представлення), класи MFC повинні володіти здатністю створювати...
69287. Клас CView 50 KB
  Для кожного класу, похідного від CDocument, що потребує надання користувачеві візуального інтерфейсу, необхідний клас, похідний від CView, який і забезпечує цей інтерфейс. Клас, похідний від CView, забезпечує як візуальне представлення даних документа, так і взаємодію з користувачем у вікні представлення.
69288. Життєвий цикл шаблону документа 47 KB
  Як можна здогадатися, CSingleDocTemplate — достатньо легковагий (lightweight) клас (під цим автор має на увазі, що об’єкт даного класу займає в пам’яті дуже мало місця). Крім того, розробник може не піклуватися про пошук і зберігання класів шаблону документа, навіть якщо їх ціла дюжина.