26507

Основные этапы социально-экономического и политического развития ФРГ

Доклад

История и СИД

Основные этапы социальноэкономического и политического развития ФРГ. Конституционное устройство ФРГ: ФРГ объединила 9 земель каждый из субъектов федерации получил право на свою конституцию представительные и административные органы свое законодательство. Осн этапы соц экон и пол разв ФРГ.23 мая1949г Основ ФРГ.

Русский

2013-08-18

99.5 KB

18 чел.

26 вопрос. Основные этапы социально-экономического и политического развития ФРГ.

ИГ-журн мэмо-диманис(ХДС и сдпг),х-в зинн(герм нужд в реф).

«Эра Аденауэра»: лидером западногерманской христианской демократии стал Конрад Аденауэр. возглавил созданный 2 сентября 1945г в Кельне х-д союз западных земель. Тактика ХДС  предполагала привлечение поддержки максимально широкого круга избирателей и формирование на этой основе социальной базы новой демократической государственности. Предполагалось, ХДС будет отражать интересы всех социальных групп и обеих христианских конфессий. А. настаивал на жестком антикоммунистическом курсе ХДС, в равной степени отрицая как нацистский, так и марксистский идеологический экстремизм. А. поддержал идею формирования западногерманского государства. От рейнского сепаратиста А. проделала путь к активному защитнику идеи германского и, позднее, европейского федерализма. В этом ХДС поддержал Христианский Социальный Союз (ХСС), во главе с Францом-Йозеф Штраусом.

Конституционное устройство ФРГ: ФРГ объединила 9 земель, каждый из субъектов федерации получил право на свою конституцию, представительные и административные органы, свое законодательство. Полномочия федерации и земель были четко разграничены. Центральная властная структура была образована парламентом (высшим гос. органом), президентов и федеральным правительством во главе с канцлером. Парламент был однопалатным. Но в парламентской системе были 2 органа – избираемый гражданами Бундестаг (федеральный съезд) и назначаемый земельными правительствами Бундесрат (федеральный совет). Бундесрат получил совещательные и контролирующие функции в законодательном процессе.   

Политические партии либеральной ориентации не сумели приобрести в послевоенной германии столь же прочное положение, как левые и христианские демократы. Либерально-демократическая партия возникла в восточной зоне оккупации в 1945г. С начала 1946г. началось формирование автономного политического движения либералов в западных зонах. На его основе в декабре 1948г. была образована Свободная демократическая партия (СвДП) Лидер – Теодор Хейс. В программных установках сочетались национал-либеральные идеи и классические либерально-демократические ценности. СДПГ – социал-демократическая партия Германии. Лидер – Шумахер. Осн этапы соц\экон и пол разв ФРГ.23 мая1949г Основ § ФРГ.-федерив респуб. Бундестаг и бундесрат -§дател органы.Федер собр(Фед президент)Канцлер фед правит, Фед констит суд, фед общ суд палат,Фед спец суды. 11 (ФРГ)федел земель+5 (ГДР)=16.Германия1 период: 1945-1949.2 период: 1949-1969.3 период: 1969- 1982.4 период: 1982-1990-е.1 период (1945-49) = п-од оккупации- после ВМВ = низ ур произва (1945 = 12% от 1936) 5 июня  1947 г. США обнародовали «план Маршалла» (чтобы предотв распростр коммун идеи на почве неблагоприят ситуации в стране) 2 период (1949 -1969) Пол =1)  ХДС/ХСС + СвДП = Аденауэр, Эрхард (1949 - 1966) Эк= ордолиберальная доктр «соц хозяйства»+конц «сформированного общ» 50-е гг.=выс темпы развит = «Экон чудо Эрхарда», прич кот явл: Выс производ.мощности ФРГ; выс спрос в мире на машины и оборуд (т.к. война в Корее);актив акционарив;приток иност капиталов; ликвид воен расходов; «отложенный спрос»;резерв высококвалиф.раб рук; конц, заложенная Эрхардом (послевоен мин эк) основу эк устройства Герм=ордолиберальная доктрина«соц рын хоз\ва» (идеи «Фрайбургской школы» = Ойкен,Репке +  идея «соц рыноч эк» Мюллера-Армака-это эк.модель промежуточ варианта м\у класич(реган, Тетчер)и кейнсианством.:с помощью гос соцй пол выровнять перекосы рынка)ч/с, свободная конкуренция и ценообразования = основные условия для оптимального использ производственных ресурсов, полного удовлетв потребностей людей необходима актив эк роль госа: организация денеж обращения, борьба с экон.кризисами, обеспеч соц справед\ти, созд усл для конкуренции, недопущ монополизации эк НО гос не занимается прямым регулированием, а устанавливает «рамочные условия», кот позвол част. хоз. субъектам действовать в условиях свобод конкуренции.ВЫВОД: неолиберализм = своб рынок + ответ\ть гос за решение соц.пробл.это «третий путь» = анархичй капм + централя эк\ка)1.1948 - денеж реф: пропорция обмена = 100 рейх марок:6,5дойч марок для=>восст.доверие к деньгам = откат от эмиссии 2.налог реф - снижение ставки подоходного налога на предприятии и корпорации (60% - 50%)3. антимоноп пол гос, освобожд ч.п. от ГР (субсидии нерентабе предприятиям запрещ)4. право собственности гарантировано Основным законом ФРГ 1949 ВЫВОД максим стимулире гос-вом предпринимателей, создание усл для  их успеха, взамен  предприниматели берут на себя соц ответственность.Осн  законы периода:1) Закон против ограничений конкуренции (антимонопольный), 2) законы о соучастии немецких профсоюзов в управлении производством, 3) закон о федеральном банке = большая доля автономии Рез\т:- утроение НД к 1961 г. по срав с 1949- созданы предпосылки для НТР.НО: неолиберализм проявил свою ограниченность = кризис 1958, 1963 гг., т.к спрос упал предложение упал рабочие места упалд=>стачки выросли.50-60-е = рост недовольства Аденауэром, ХДС. Он покидает политику в 1963 г., вместо него = Эрхард = конц движ ФРГ к «сформированному обществу» = общо «всеобщ благоденствия», где нет борющихся классов, он пытался продолжать курс соц рын хоз\ва, но это не раб в услх эк спада 1966 - эк кризис = первый циклич кризис перепроизв + структ кризис (удар по трад отраслям)министры СвДП выходят из прав\ва, тем самым оставив Эрхарда во главе «правительства мен-ва»Эрхард уходит в отставку.3 период (1966-1982)Пол=1) ХДС/ХСС + СДПГ = «большая коалиция» (1966-69) = Кизингер.2) СДПГ + СвДП = «малая коалиция»А) Брандт (1969 - 1974) = восточная политикаБ) Гельмут Шмидт (1974 - 1982)Эк = конц «глобал регулир»1) Кизингер = прав «большой коалиции»- 1 дек 1966 нов конц «глобал регулир» (неокейнсианство)(«отец» нов эк пол = Карл Шшлер)Суть: усиление ГР на макроэкономическом ур (1967 - закон о содействии стабилизации к и экон\му росту = деление гос. эк политики на краткосрочную=антицикл., средне- и долгосрочную (структурную):1) разработка правительством планов долгосрочного развития, финан планирование на 5 лет, ежегодные отчеты а) финансовая помощь пострадавшим отраслям ч\з гос заказы б) помощь строит промыш.2) гос.эк пол = магический четырехугольник: постоянный рост эк, полная занятость, стабильность цен и равновесие платежного балланса 3)инструмент ГР = финан и кредитно-денежная пол 4) договор с раб о временном отказе от требований повыш з/л, снижены расходы на з/хр, образование и т.д., 1968 - чрезвычайный закон, предусматривающий возможность ущемления гражд свобод, полномочий парламента и прав земель.РЕЗУЛЬТАТ: еще в 1967 экон = оживление, 1968 = подъем.Б) Но сент 1969 - СДПГ - СвДП во главе с Брандтом, т.к.:1) устал от 20-лет правления ХДС а2) рост леводемократ млодеж движ, б\ба с «чрезвычайным законодат»3) начало международ разрядки.ЭК:нет отказа от рынка, но = сдвиг влево = упор на ГР = элементы планирования = продолжение проведения пол глобал регулирования- 1972г конц «качества жизни»: рынок + «демократ социализм (т.е. лишь такие ценности социализма, как свобода, справедливость, солидарность)экономический рост ? не кол-ва, а качества. по прежнему негласный дог.с раб об огранич их требований,курс на сниж безработицы, участие труд в управ экономикой. критика политики СДПГ со стороны ее партнера по коалиции - СвДП + сами рабочие выступают против соей же/партии (СДПГ) + бюджй деф.ВЫВОД:конц «качества» жизни потеряла свою актуальность, слово «качество» убрали (т.к. огром безработица т.д.) Методы ГР в 70-х себя не оправдывают.2-й эк.кризис(цикл спад + мир.энерг + структ) = стагфляция+ личн референт Брандта Гийом разоблачен как агент разведки ГДР.нов канцлер = Гельмут Шмидт (1974 - 1982)Герм вышла из кризиса без особых потерь, стала участ «семерки» Усилила эк экспансию в др регионы мира.НО = рост оппозиции - ХСС (Штраус) = «стратегия кризиса» = «тотальная конфронтация» (война против правит), но на выб 1976 = победа СДПГ (42,5%) + противоречия в консерв блоке ХДС/ХСС из-за желания ХСС выйти за рамки своей земли (Баварии) на федерал уровень отдел силой (стать «четвертой партией»), но ХДС конфликт урегулировал, за что в кач уступки лидеру ХСС, Штраусу выступать в качестве кандидата от консерв блока в 1980 = провал ХДС/ХСС - после 1976 = ФРГ постепенно выходит из криз, но стагфляция осталась.правит вынуждено урезать соц прогр. криз   «мал   коалиции»,т.к. различия   по   соц\экон ?м, особенно по ? соотношения свободы и справедливости+1980-82 = 3-й эк.кризис(циклич перенакоп капитала + долгосроч факторы ухудш.усл воспроизв;    кризис хозяйств механизма: ухудш внешнеэкон позиций ФРГ, отстав в экспорте наукоемкой продукции).4 период (1982-90-е гг) Пол: ХДС/ХСС+СвДП=Коль. Эк: обновл модель социально-рыночного хозяйства. Смена эк пол = неоконсерватизм: приватизация гос сектора (для укреп рынка +сниж безработ) это не означало полный уход государства, это = сниж доли гос в акционерном капитале компаний, но в ряде отраслей = преобладающее влияние) не только промышленность, но и инфраструктура = транспорт, связь, коммун хоз\во; налог реф снижены налоги на прибыль компаний и на доходы граждан. но возросли косв налоги. Глав задача = перераспределение средств в пользу фирм для создания дополнит стимулов к инвестированию, т.к. основ.проблемы, препятствующие росту = высокие налоги, тяж бремя соц пол; сниж расходов на чел фактор (нет роста з/пл и т.д., в обл здрав/хр = повыш расходов самих пациентов) = ухудш полож безработных, пенсионеров. Это = возрождение экон принципов Эрхарда- опора на рыноч механизмы,-стимулирование малого бизнеса,-адресный характер соц пол,-бюдж экономия (1983 - «программа экономии» Коля). Цель =удовлетв интересы бизнеса для того, чтобы он ответил инвестициями в промыш. Рез\ты: лидер ЕС = 53% бюджета; глав мир кредитор; превзошла по вывозу наукоемкой продукции Японию;и ликвид деф госбюдж.1-е общегерман выб: переезд правительства в Берлин к лету 1999 года; основ.вопрос = экон интегр двух Германий. Избиратели вручили мандат на формирование правит «архитекторам герман единства» (Г. Колю и Г.Д. Геншеру)-задачи Коля:1) формир единства Германии под лозунгом благосостояния и справедл для всех: создание жизнеспособных рыноч структур в Вост герм и обеспеч соц гарантий для ее N 2) завершить единение Ев3) служить делу мира. Эк:сложно идет уравн жизни + дорого: НО: восточ. Население потерялось, т.к. нет больше мин соц гарантий (раньше = датировали цены на продукты, квартплату, медленно шла приватизация, кризис с/х вост зон, т.к. предпочитали брать продукцию запад зоны, устаревш МТБ вост предприятий, плачевное экол состояние (урановые рудники Тюрингии), города Дессау, Галле, Магденбург = центр «европ.эколог катастрофы»НО: в 90-е (середина) восточногерманские земли = динам экон регион 47% запад инвестиций- реиндустриализация за счет гос средств-запад предприниматели увелич закупки вост товаров- СОЗДАНО ОПЕКУНСКОЕ ВЕДОМСТВО = осущ приватизацию, санацию или ликвид народ имущества ГДР. К сер 1993 г. ОВ продало немцам 2,5 тыс. предприятий ( выкупали менеджеры или коллективы работников) = в вост зоне стал складываться самостоят сред бизнес + ряд круп предприятий б.поделены на мелкие + покупали иностр кампании.Эта приватизация вылилась в огром затраты, т.к.:ОВ вынуждено было доводить разруш предприятия до продажного состояния. Пришлось выплачивать раб, досрочно отправленным на пенсию. Многие предприятия продавались по бросовым ценам за обещание вложить огром инвестиции ИТОГИ: Вост.Герм превратился в регион дочерних предприятий или филиалов западноевроп фирм. Огром бремя для бюдж. 25 от з\п жит запад земель-налог на объединение .Серьезн отлич в критериях ур жизни.СОЦ ПСИХ ИНТЕГР:пробл = «осей», «весси»- май 1999 = науч  конф  «Истор форум - разделенное прошлое, общая история» = отметили, что спустя 10 лет после падения стены «запад посматривает на восток с оттенком отчуждения пренебреж».рост экстремизма: вспышка насилия в федерал землях в 1991-92 по отнош к иностр раб =>Кризис соц гос\ва:финансир экон реконструкции нехватка средств на соц статьи бюдж; -демограф процесс старения нации=>гос живет в долг.Решения: предприниматели: необходимо снизить социалку,а профсоюзы: это приведет к росту соц напряж1994 — год «супервыборов»: депутатов в Европарламент, президент ФРГ, бундестаг, в ландтаги 8 земель из 16, а для коля очень опасная Победил Коль т.к. сыграла роль его личность  (оптимист, энерг)+31 авг1994 – немец.землю покинули послед совет войска.К выб в бундестаг 1998 г. появл реальный кандидат на пост канцлера Шредер от СДПГ+Коль теряет свой авторитет:-слишком долго у вл(15 лет) = исчерпал свои возможности, слишком много средств вложил в нестаб россию (40% в 1998), у нас в августе этого года = обвал = сильно ударил по Герм.Шредер заявил о развитии малых и средних предприятий, т.к. они обеспечивают Германии 80% всех рабочих мест. Пробл современности: нужно сокраще соц расходов (1000 млрд. марок ежегодно)-рост безработицы = 10%;проблема иностранцев = более 7 млн. человек = курдские беспорядки 1999 -знак протеста против ареста в Турции лидера Курдской рабочей партии Оджалана; возмущение эколог налогом на бензин- неудач пенсион реф+жилье. по сути = «ремонтный курс» Коля - раскол партии 1999«модернистское» (Шредер)«традиционалиское» (Лефонтен)конц «нов середины» («нового центра» лозунг предвыб кампании 1998)=модернизация эк; поддержка мел и сред предпринимателей; поддерж справедливости; справед пол налогообложения; меньше прям регулир; сниж налогов. 2002 = повтор поб красно-зеленой коалиции. Мероприятия красно\зеленой коалиции 90-2000 гг.:зелен компонент в пол правит: (еще в 1992 году в Рно-де-Жанейро подпис «Повестку 21 века» - обязались к 2002 году ко всемирному саммиту разработать свою конц в обл защиты окр.ср, эк. и соц. разв): энергет пол: постанов об эк\мии энергии, отказ от атомной энергии (не использовать АЭС), стимулиров использ возобновляемых энергий. цель: к 2020 году снизить выбросы углек. Газа; борьба с нерац испол земли; развитие экон, компактного строительства;эконалог. 2. Закон о гражданстве: если один из родителей родился в Герм или переехал сюда до 14 лет, то дети, рожденные в Герм = автоматически немцы - упрощ процедура получения гражданства (уменьшился срок проживания, необход для получения гражданства: для несовершеннолетн. = 5 лет, для совершен. = 8 лет) - это вызвало волну оппозиции, что отчетливо прояв во время предвыб борьбы консерваторы = лозунг «Киндер штатт Индер»(«детей надо рожать, а не индусов приглашать»). Налог.реф.. пенсионная реф реф образован => “Обновленная Герман”, ставка на наукоемкие отрасли промыш.Доступност образов.

Объедин Германии прошло неск.этапов:.1 45-49гг.оккупационный п-од 3 принципа послевоен устройства: демилитаризация, демократизация, денацификация.П\е окончан оккупац п-од Герман д.б. стать единым гос-вом. сент 49- ФРГ, окт 1949 ГДР 2 до 55г фак-ки СССР признает ФРГ изменение внешнеполит курса.3 сер 50-60-х гг.кризис появление Берлин стены(авг 1961г)=> кризис германо-германских отношений.4 70-80-е гг взаимопризнание. 72 г начало политич диалога.5 80-90-е гг.решение этого вопроса. Нояб 1989 г крушение Берлинской стены. Горбачев принял реш не вмешиваться во внутр дела и не оказ соп\вления событиям. 12 сент 1990г Дог об окончательном урегулировании в отношении Германии по схеме «2+4».

"МАЛАЯ КОАЛИЦИЯ" У ВЛАСТИ (1969-1982). НОВАЯ ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА.

На выборах в бундестаг 28 сентября 1969 г. блок ХДС/ХСС потерпел поражение. НДП не удалось преодолеть 5% баръер.

У власти оказалась "малая коалиция" СДПГ - СвДП, возглавляемая В. Брантом и В. Шеелем. Политический спектр сдвинулся влево.

В. Брандт представил себя как "канцлер внутренних реформ". Не отказываясь от рыночной экономики, лидеры СДПГ решили усилить ее государственное регулирование и внести в нее элемент плановости. Под давлением рабочих, служащих, ОНП была повышена зарплата, снижен пенсионный возраст - до 63 лет, повышены наиболее низкие пенсии, до 18 лет снижен возраст избирателей.

Был принят новый закон о статусе предприятия (1972 г.), направленный на "социальный мир". Но в наблюдательном совете рабочим отводилась лишь треть мест. Закон о "перераспределении собственности" вдвое увеличивал "инвестиционную зарплату", выделяемую в "фонд накопления". Рабочие получали сертификаты и другие титулы собственности.

В центре внимания кабинета оказалась внешняя политика. Это была "новая восточная политика". 12 августа 1970 г. был подписан Московский договор с СССР о нормализации отношений и признании послевоенных границ всех государств в Европе. В декабре 1970 г. был заключен договор с Польшей, в декабре 1972 г. - с ГДР, в декабре 1973 г. - с Чехословакией. Попытки ХДС/ХСС сорвать ратификацию "восточных договоров" провалились.

Однако опасения правых сил ФРГ, США, что "малая коалиция" может зайти "слишком далеко" во внутренней и внешней политике обусловили попытки этих сил свалить правительство В. Бранта. Воспользовавшись "делом Г. Гийома" (сотрудник аппарата В. Бранта Г. Гийом оказался разведчиком ГДР), правые круги добились отставки правительства (май 1974 г.).

Новое правительство Г. Шмидта (СДПГ) - Г.-Д. Геншера (СвДП) было более прагматичным. Был принят план развития народного хозяйства на 1975-1985 г., предусматривавший государственное стимулирование экономики и поддержание темпов роста не менее 5-6% в год.

Но кризис 1974-1975 гг. сорвал этот план. Промышленное производство сократилось на 7,5%. Одновременно возросли инфляция и безработица. В декабре 1974 г. правительство приняло антициклическую программу, поощрявшую частные инвестиции путем сокращения налогов на корпорации; стимулировался внутренний спрос. Но частный бизнес не спешил расширять производство. В 1975 г. принят закон об улучшении структуры бюджета: сокращались расходы на социальные нужды. Уровень занятости к 1981 г. сократился на 4%.

Заработная плата в конце 70-х гг. впервые в истории ФРГ стала снижаться. Правительство принимало меры против стачек, более жестко относилось к безработным. В июне 1980 г. был принят закон, разрешающий локауты. В 1982 г. был введен более строгий порядок заполнения вакантных мест.

Под давлением СвДП правительство в 1980-1981 гг. более чем на четверть сократило налоги на предпринимателей, увеличило взносы рабочих в фонд страхования по болезни, безработице и старости.

В то же время закон о высшей школе позволил увеличить за 10 лет (к 1980 г.) втрое численность студентов. Было открыто несколько новых университетов, увеличены расходы на образование. Но попытки создать единый тип государственной школы из-за сопротивления ХДС/ХСС был провален.

Забастовки 70-80-х гг.ослабили представления о ФРГ как о "цитадели классового мира". Сформировалось экологическое движение: в 1980 г. создана партия зеленых, требовавшая безотходной экономики, сокращения производства, 35-часовой рабочей недели, отказа от строительства АЭС, "базисной" (децентрализованной, прямой демократии).

Экономический кризис активизировал правые силы в СвДП. Новая программа (1977 г.) переносила центр тяжести в экономической политике на рыночные силы. Нарастали настроения "сменить партнера", укреплялись контакты с ХДС.

На выборах 1980 г. "малая коалиция" одержала победу: сработал "антиштраусский эффект" (Ф.-Й. Штраус - лидер ХСС стремился стать канцлером). Но программа правительства Г. Шмидта не содержала крупномасштабных идей.

Экономический кризис 1980-1982 гг., увеличивший безработицу до 2,5 млн. человек (более 9% работающих по найму), вызвавший волну банкротств (например, АЭГ-Телефункен), усилил настроения в пользу отказа от неокейнсианской политики. Г.-Д. Геншер и другие лидеры СвДП требовали уменьшения пособий по безработице, снижения госсубсидий семьям с низкими доходами. Призывы Г. Шмидта пойти навстречу СвДП не нашли поддержки на съезде СДПГ в апреле 1982 г.. Съезд показал, что партия не одобряет коалицию с СвДП.

Хотя в июле 1982 г., утверждая проект бюджета на 1983 г., СДПГ пошла на уступки партнеру, лидеры СвДП сочли их недостаточными. Министр экономики О.Ламбсдорф выступил с планом преодоления кризиса путем сокращения всех статей расходов (кроме военных) на 5-10%. Предложенная планом "экономия" означала сокращение государственных взносов в фонд социального страхования для пенсионеров, отказ от денежной формы помощи безработным и т. п. Лидеры СДПГ не могли пойти на эти шаги. Профсоюзы же в сентябре 1982 г. объявили о подготовке к стачке и походу на Бонн.

Своеобразие экономики ФРГ заключается в том, что  послевоенное  устройство Германии  было  сформировано  в  соответствии  с  неолиберальной  концепцией «социального  рыночного  хозяйства»  (СРХ),   возникшей   как   альтернатива тоталитарной экономике фашисткой Германии. Основой   этой   политики   стали    следующие    принципы:    государство непосредственно не занимается  регулированием  хозяйственных  процессов,  но оно устанавливает  правила  («рамочные  условия»),  по  которым  в  условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Таким образом, старые либеральные идеи  свободного  рынка  были  дополнены новыми: об ответственности государства за решение  социальных  проблем,  что позволило назвать эту политику неолиберализмом (т. е., новым  либерализмом). В  результате  войны  Германия  понесла  катастрофические  потери. В 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и  странами  Бенилюкса  подписала договор о создании  Европейского  оборонительного  сообщества  (ЕОС).  После провала планов ЕОС в октябре 1954 г. были подписаны Парижские  соглашения  о вступлении ФРГ в НАТО. С 1957 г. ФРГ – соучредитель и член ЕЭС. Особенно интенсивно в 50-60-е гг. проводилась  индустриализация  аграрного производства, она была  подготовлена  активной  инвестиционной  политикой  и превратила сельское хозяйство в очень капиталоемкую отрасль экономики. Но  уже  в  начале  60-х  гг.  источники  экономического  роста   были   в значительной  мере  исчерпаны. Первый экономический кризис  произошел  в  1966-1967 гг., одновременно вызвав и  структурный  кризис,  который  поразил  ряд традиционных   отраслей   западногерманской   экономики.   При    замедлении экономического роста  стало  заметно  не  хватать  рабочих  рук,  начиналась вербовка иностранных рабочих. В  1966  г.  западногерманская  промышленность пережила общий кризис перепроизводства (выпуск продукции  впоследствии  упал на 6%). Следствием всех этих кризисов стали  отставка  Л.  Эрхарда,  переход правительства   к   концепции   «глобального   регулирования»    и    замена неолиберальной  политики  неокейнсианством.  В  1967  г.   экономика   стала оживать. В 1969 г. политический спектр сдвинулся влево в связи с новыми выборами  в парламент. Не отказываясь от рыночной  экономики,  было  решено  усилить  ее государственное регулирование и внести в нее элемент плановости. Был  принят

план  развития  народного  хозяйства  на  1975-1985  гг.,  предусматривавший

государственное    стимулирование    экономики    и    поддержание    темпов

экономического роста не менее 5-6% в год.

Но кризис 1974-1975 гг., вызванный странами ОПЕК, сорвал этот  план.  70-е

гг. вошли в историю ФРГ  как  период  валютных  потрясений,  высоких  темпов

инфляции и  феномена  стагфляции.  Кризис  перепроизводства  1974-1975  гг.,

наиболее глубокий в  истории  ФРГ,  поразил  все  отрасли  западногерманской

экономики, вызвал сокращение ВВП на 5%, промышленного производства  на  12%,

внутренних частных инвестиций на 18,5%. В  1975г. был принят закон об улучшении структуры бюджета: сокращались  расходы  на социальные нужды. Заработная плата в конце 70-х впервые в истории ФРГ  стала снижаться. В 1980-1982 гг. экономика ФРГ испытала третий экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение  циклического  перенакопления капитала  с  долгосрочными  факторами  ухудшения  условий   воспроизводства. Кризис  затронул   почти   все   основные   отрасли   индустриального производства.  Единственной  положительной  стороной  этого  энергетического

кризиса 80-х стало только то, что  впоследствии  из-за  него  экономика  ФРГ приобрела общую тенденцию  к  ресурсосберегающему  направлению  технического прогресса.  Именно  с  80-х  гг.  в  ФРГ  стал  осуществляться   переход   к интенсивному типу экономического роста. Тем  не  менее,  все  это  означало   кризис   хозяйственного   механизма, основанного на кейнсианских рекомендациях. Он обусловил смену  правительства (в 1982 г. канцлером ФРГ был избран Г. Коль), был осуществлен новый  поворот в экономической политике. Однако если в США и  Великобритании  в  это  время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в ФРГ -  ее «смягченный» вариант. Одной из важных составляющих нового экономического  курса  стала  кампания приватизации  государственного  сектора.  Со  второй половины 80-х гг. экономика вступила в  фазу  подъема,  а  в  1988-1989  гг. начался   бум:   возросла   производительность   труда,   возросли   прибыли корпораций, увеличился потребительский спрос, упали цены на  энергоносители.

Благодаря новой политике удалось добиться снижения доли государства  в  ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень  инфляции,  добиться  умеренных темпов  экономического  роста.  Важной  частью  неоконсервативной   политики государства в 80-е гг. стала налоговая реформа.

Правящая партия выступала за интеграцию  в  Западную  Европу.  Во  внешней олитике  наконец-то  было  преодолено  противоречие  в  положении  ФРГ  как кономического гиганта и «политического карлика», ФРГ стала  рассматриваться ак близкий союзник США.

Объединение Германии

В начале 90-х лидеры ФРГ воспользовались кризисной ситуацией в СССР и  ГДР для решения германской проблемы  на выгодных для себя условиях. Г. Коль  уже в начале 1990 г. предложил гражданам ГДР перейти на единую  валюту  –  марку ФРГ. В феврале он  получил  от  М.  С,  Горбачева  согласие  на  объединение Германии как на «дело самих немцев».

В мае 1990 г. был подписан государственный  договор  между  ФРГ  и  ГДР  о валютном, экономическом и социальном союзе, вступивший в силу  1  июня  1990г. 31 августа 1990 г. был подписан  Договор  об  объединении  Германии:  ГДРвошла в состав ФРГ. Внешнеполитические  аспекты  германской  проблемы  были  урегулированы  по формуле «2+4» (два немецких государства и 4 державы). Территория  ФРГ  после

объединения увеличилась почти на 110 тыс. кв. км,  а  численность  населения составила 78,7 млн. человек (сейчас уже более 84 млн. человек).    Хозяйственная  мощь   Германии обуславливает высокий уровень жизни населения  и  насыщение  рынка  товарами производственного и потребительского назначения. Правда,  ситуация  в  новых землях неоднозначна, чрезвычайно высок уровень безработицы. Западная  Германия   встретила   объединение   хорошо   подготовленной   в экономическом  и   финансовом   отношении.   В   то   же   время,   резкость преобразований  обусловила   и   появление   множества   проблем,   особенно социальных (этот процесс трансформации экономики Восточной Германии  до  сих пор идет с немалыми  трудностями).  Экономическое  положение  бывшей  ГДР  в результате объединения с ФРГ оказалась гораздо сложнее,  чем  предполагалось в начале. Переход от жесткой  плановой  экономики  к  социальному  рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису,  развалу  целых  отраслей

производства,  оттоку  наиболее  квалифицированных  кадров,  быстрому  росту безработицы, сокращению социальных льгот населению. Проблема  заключалась  в

первую очередь в обеспечении  самоподдерживающегося  роста,  что  делало  (и делает)   необходимым,   прежде   всего,   повышение   конкурентоспособности восточногерманских предприятий путем снижения издержек на  заработную  плату на единицу продукции и стимулирования инновационной деятельности.

Объединенная Германия играет  ведущую  роль  в  процессе  экономической  и политической интеграции стран Европы. ФРГ подписала  Маастрихтский  договор,

ввела в действие Шенгенскую конвенцию о единой  въездной  визе  стран-членов ЕС. ФРГ также перешла на единую европейскую валюту (евро). Канцлерство Г. Коля было  результативным  с  точки  зрения  экономического роста, укрепления позиций страны на мировой  арене,  восстановления  полного суверенитета в результате вывода с немецкой земли иностранных войск.  Но  не были существенно улучшены условия жизни населения, не была  решена  проблема

безработицы.

Новый канцлер, Г. Шредер –  сторонник  концепции  «третьего  пути».  Новое

правительство намерено решить ряд социально-экономических проблем:  создание новых рабочих мест, улучшение условий жизни  населения,   особенно  в  новых землях, принятие мер  по  оздоровлению  экологической  обстановки,  развитие образования.  Намечено  урегулировать  положение  иностранных   рабочих    в Германии, вплоть до признания двойного гражданства.

Во время Косовского кризиса ФРГ активно поддерживала позицию США и НАТО  и участвовала в их военных акциях в отношении Югославии  (весна-лето  1999г.). Тем не менее, спустя всего  несколько  лет,  ФРГ  вместе  с  большей  частью других европейских стран отказались поддержать США во время  войны последних в Ираке.

Особенности немецкой национальной экономической модели

Своеобразие экономики ФРГ заключается в том, что  послевоенное  устройство Германии  было  сформировано  в  соответствии  с  неолиберальной  концепцией «социального  рыночного  хозяйства»  (СРХ),   возникшей   как   альтернатива

тоталитарной экономике фашисткой Германии. Основой   этой   политики   стали    следующие    принципы:    государство непосредственно не занимается  регулированием  хозяйственных  процессов,  но оно устанавливает  правила  («рамочные  условия»),  по  которым  в  условиях

свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. таким образом, старые либеральные идеи  свободного  рынка  были  дополнены

новыми: об ответственности государства за решение  социальных  проблем,  что

позволило назвать эту политику неолиберализмом (т. е., новым  либерализмом).

Промышленность

К настоящему времени ФРГ представляет собой типичное  для  развитых  стран

постиндустриальное  общество,   в  котором  созданы  основы  информационного общества. Тем не менее, Германия имеет некоторые отличия  от  других  стран. Доля занятых в промышленности и строительстве  (45%  экономически  активного населения)  значительно  выше,  чем  в  других  западноевропейских  странах.

Промышленность ФРГ преимущественно определяет результат работы  экономики  в целом, даёт более трети валового  национального  продукта,  от  неё  зависит экономическое положение страны. Тем не менее, за  самое последнее время стал наблюдаться и некоторый спад в этой важнейшей  для  ФРГ отрасли. Эти отличия связаны с историческими особенностями страны.  Встав  на  путь индустриализации позднее других  западноевропейских  стран,  Германия  после объединения  уже  в  первое  десятилетие  опережала   Англию   по   основным экономическим  показателям.  Особенно  большим  было   ее   преимущество   в передовых  по   тому   времени   отраслях   промышленности:   химической   и электрохимической.  С  тех  пор  для  Германии  характерна  так   называемая «сверхиндустриализация» – больший, чем в других развитых  странах,  удельный вес промышленности в структуре национального хозяйства.  

После второй мировой войны ФРГ также первой из развитых стран вступила  на путь структурных преобразований своей промышленности. Это  было  вызвано  не только    потребностями     научно-технического     прогресса,     развитием международного разделения труда, но  и  специфическим  фактором  –  расколом Германии   на   два   самостоятельных   государства   и,   как    следствие, диспропорциями в структуре ее  экономики.  В  послевоенный  период  быстрыми

темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Среди ее отраслей  вперед выдвинулись  такие,  как  химическая   и   нефтехимическая   промышленность, металлообработка,  машиностроение,  электротехника,   авиастроение,   точная механика    и    оптика,    обеспечивавшие    другие    отрасли    экономики высококачественным   оборудованием   и   материалами,    а    население    –

разнообразными   потребительскими    товарами.    Структура    промышленного производства  соответствовала  наметившимся   тенденциям   в   международном

разделении труда и потребностям мирового рынка. Кризис 1974-1975 гг. ускорил сдвиги в отраслевой структуре экономики  ФРГ. На исходе 80-х гг.  все  явственнее  стали  обозначаться  новые  процессы  в

накоплении капитала:  высокие  темпы  роста  новейших  наукоемких  отраслей, модернизация  на  новой  технологической   основе   традиционных   отраслей, усиление роли конкуренции как двигателя технического  процесса.  Структурная

перестройка происходила при существенном ухудшении  условий  самовозрастания капитала: напряженности на рынке труда, уменьшении нормы  прибыли,  снижении инвестиционной  активности  германских  компаний.   

Одной из  предпосылок  высокой  конкурентоспособности  германских  товаров является  обновление  продукции.   Но  и  в  традиционных  отраслях, предопределяющих экспортное «лицо» страны, имеются значительные  технические достижения.  Эти   отрасли   обладают   рядом   преимуществ   для   успешной

внешнеэкономической экспансии.

Сельское хозяйство

Развитие сельского хозяйства ФРГ  в  послевоенный  период  характеризуется переходом  к  индустриальным  методам   производства,   широким   внедрением

достижений НТП в сельскохозяйственную  практику,  повышением  интенсивности,

концентрацией  производства  и  капитала,  формированием   агропромышленного комплекса.

Однако  отрасль  обеспечивает  высокий  уровень  среднедушевого  потребления продовольствия при относительно низкой  доле  затрат  на  него  в  структуре расходов населения.

Индустриализация аграрного производства особенно интенсивно проводилась  в 50-60-е гг., она  была  подготовлена  активной  инвестиционной  политикой  и превратила сельское хозяйство  в  весьма  капиталоемкую  отрасль  экономики. Сельское хозяйство ФРГ отличается высокой насыщенностью техникой. По  уровню механизации отрасли страна занимает первое место среди промышленно  развитых

стран. С начала  80-х  гг.  в  сельском  хозяйстве  Германии  усилилось  действие интенсивных факторов, что отражало  общую  тенденцию  перехода  экономики  к ресурсосберегающему направлению технического прогресса.

Все  это  позволяет  в  целом  достичь  высокой  эффективности   сельского

хозяйства и снизить техногенную нагрузку на окружающую среду.

Для сельского хозяйства ФРГ характерен процесс концентрации производства и капитала:

. Уменьшается общее число фермерских хозяйств, преимущественно за счет

вытеснения мелких производителей;

. Укрупняется средний размер  капитала,  необходимый  для  организации хозяйства. Тем не менее, уровень доходности крестьянского хозяйства  в  ФРГ  все  еще существенно ниже, чем в  других  странах-партнерах  по  ЕС,  за  исключением Греции, Испании, Португалии. Концентрация производства  в  сельском  хозяйстве  идет  рука  об  руку  с развитием так называемой вертикальной интеграции  аграрного  производства  с несельскохозяйственными  сферами  в  рамках   агропромышленного   комплекса. Вертикальная интеграция объединяет в один  комплекс  аграрное  производство, отрасли, поставляющие средства производства для сельского хозяйства,   также транспорт,    переработку    сельскохозяйственной    продукции,    торговлю, общественное питание, кредитные учреждения, органы  регулирования  сельского хозяйства.

Рост влияния экологического движения. Выборы 1998г. принесли социал-демократам победу. Для образования парламентского большинства была образована «розово-зеленая коалиция». Ее членом стала фракция «Союз-90/Зеленые». Канцлерство Г. Коля было результативным с точки зрения экономического роста, укрепления позиций страны на мировой арене, восстановления полного суверенитета в результате вывода с немецкой земли иностранных войск. Но германские избиратели не были удовлетворены тем, что не были выполнены обещания превратить новые земли в "цветущий ландшафт", существенно улучшить условия жизни и обеспечить граждан работой. На выборах в бундестаг 27 сентября 1998 г., в которых участвовало 82,3% избирателей, победу одержала СДПГ (40,6% голосов), "Союз-90/Зеленые" - 6,7%. Коалиция этих партий сформировала правительство во главе с Г. Шрёдером (СДПГ). Пост вице-канцлера и министра иностранных дел занял Й. Фишер ("Союз-90/Зеленые"). Из 15 министров 5 - женщины. Это новое явление в жизни ФРГ.

Шрёдер - сторонник концепции "третьего пути". Новое правительство намерено решить ряд социально-экономических проблем: создание новых рабочих мест, улучшение условий жизни, особенно в новых землях, принятие мер по оздоровлению экологической обстановки, развитию нации и образованию. Объявлено о решении постепенно отключить 19 "атомных котлов" АЭС в ФРГ. Будет укреплен суверенитет земель в области культуры. Намечено урегулировать положение иностранных рабочих в Германии, вплоть до признания двойного гражданства.

Федеральное собрание избрало в 1999 г. новым президентом ФРГ И. Рау (СДПГ).

Во внешней политике Й. Фишер проявил инициативу, он заявил о возможности нанесения ядерного удара другим странам. Во время Косовского кризиса ФРГ активно поддерживала позицию США и НАТО и участвовала в их акциях в отношении Югославии (весна-лето 1999 г.). Пересмотр концепции НАТО происходил параллельно с изменением внешнеполитической стратегии ФРГ в вопросе об участии германских вооруженных сил в миротворческих операциях. Во время визита Шрёдера в Москву в ноябре 1998 г., были обозначены контуры и перспективы развития отношений с Россией. В ходе последующих встреч с президентами России, особенно с В. Путиным были продуманы новые пути расширения делового сотрудничества; решения проблемы долговых обязательств РФ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80936. Аналіз програми з історії України для 6-9 кл. Мета ,завдання та зміст 35.39 KB
  Мета завдання та зміст. Програма з історії спрямована на реалізацію вимог освітньої галузі Суспільствознавство Державного стандарту базової середньої освіти конкретизує зміст історичного компоненту галузі та вимоги до загальноосвітньої підготовки учнів з історії. Основними компонентами змісту окремих курсів за цією програмою є: зміст історичного навчального матеріалу перелік державних вимог до рівня загальноосвітньої підготовки учнів на який учитель орієнтується під час вивчення конкретних тем відповідних курсів. До кожної теми надано...
80937. Види історичних документів, особливості їх вивчення 35.44 KB
  До історичних джерел належить все створене людиною, у тому числі результати його взаємодії з навколишнім середовищем, а також предмети матеріальної культури, звичаї, обряди, памятки писемності. У широкому сенсі слова памятники писемності в методиці називають документами
80938. Аналіз програми з історії України для 10-11 класів мета завдання та зміст курсу Нової історії України 35.68 KB
  Мета курсу за вибором Досліджуємо історію України для профільних класів суспільногуманітарного напряму поглиблення системи знань учнів про історію України XX століття яке забезпечується набуттям старшокласниками власного інтелектуального досвіду вивчення історичного матеріалу розвитком навчальнопізнавальних умінь та ключових предметних компетенцій. Реалізація курсу за вибором Досліджуємо історію України здійснена у контексті профілізації старшої школи допоможе виконати наступні завдання: поглибити цілісні уявлення старшокласників...
80939. Позакласна позашкільна робота з історії в загальноосвітній школі 30.73 KB
  Позакласна робота різноманітна освітня і виховна робота спрямована на задоволення інтересів і запитів дітей організована в позаурочний час педагогічним колективом школи. Позашкільна робота освітньовиховна діяльність позашкільних закладів для дітей та юнацтва.
80940. Побудова та використання на уроках історії України тренувальних та змістовних завдань 36.8 KB
  Наведіть приклад розроблених завдань. Під системою тренувальних завдань і вправ ми розуміємо сукупність послідовних завдань зі складністю що поступово зростає які пов’язані між собою спільною метою та змістом передбачають багаторазове виконання певної дії або діяльності метою набуття певного навику. Характерною ознакою системи тренувальних завдань та вправ є спрямованість на створення найбільш сприятливих умов для активної взаємодії суб’єкта з об’єктом вивчення й забезпечення високої інтелектуальної активності суб’єкта що забезпечує...
80941. Етапи підготовки вчителя історії до уроку 36.49 KB
  визначення місця уроку в темі чи розділі його очікуваних результатів. добір методичних прийомів і засобів навчання відповідно до очікуваних результатів уроку та вибір методичного варіанта уроку, складання конспекту чи розгорнутого плану уроку.
80943. Види історичних уявлень та їхня роль у процесі формування історичних знань 34.74 KB
  Відповідно до змісту історичного матеріалу і характеру усвідомлення його учнями розрізняють види історичних уявлень: 1 кількісні; 2 локальні просторові; 3 хронологічні часові; 4 образні; 5 логічні. Створення і збагачення історичних уявлень у свідомості дитини має велике виховне значення. Процес формування історичних уявлень у навчанні є достатньо складним.