26514

Основные этапы социально-экономического и политического развития Индии в 1950 – 2000 гг.

Доклад

История и СИД

Существенным элементом внешней политики ИНК стали неприсоединение к военным блокам и стремление к консолидации молодых независимых государств. Критике подверглась позиция ИНК в социальных вопросах. В ИНК существовали различные группировки отражавшие несовпадающие интересы социальных слоев связанных с этой партией от крупных капиталистов и землевладельцев до интеллигенции мелкой буржуазии города и деревни трудящихся масс. В этом многообразии коренились и сила общенациональный авторитет ИНК и его внутренняя слабость.

Русский

2013-08-18

55 KB

18 чел.

33. Основные этапы социально-экономического и политического развития Индии в 1950 – 2000 гг.

Курс Неру: социально-экономические реформы

1950 — первой половины 1960-х гг.

Став независимым государством, Индия столкнулась со многими трудностями. В колониальный период главной целью было национальное освобождение, а остальные конфликты отходили на

второй план. Теперь же первоочередными задачами стали преодоление экономической отсталости, нищеты, голода, ликвидация неграмотности, безработицы, решение аграрного вопроса, разрешение социальных, национальных, религиозных и кастовых противоречий.

В решении экономических задач правительство Неру ориентировалось на сочетание государственного и частного секторов промышленности. Основой государственного капиталистического сектора экономики стали предприятия, принадлежавшие до независимости английским властям, — железные дороги, порты, часть авиалиний, средства связи, крупные ирригационные сооружения, электростанции, военные заводы.

Все остальные предприятия, по капитальным фондам примерно равные госсектору, оставались под контролем частных компаний. Стремясь обеспечить целенаправленное строительство, правительство Неру приступило к программированию пятилетних планов развития. При утверждении Второго плана (1956—1961 гг.) было принято решение о том, что национализированные отрасли экономики должны оставаться у государства, а в металлургии, химии, станкостроении, автомобильном и морском транспорте доля государственных предприятий подлежала увеличению.

Развитие государственного сектора и строительство предприятий тяжелой  промышленности ценой большого напряжения сил создавали основу экономической независимости Индии, без чего нельзя было упрочить ее политическую самостоятельность. Вместе с тем в этом процессе проявились и негативные явления: рост бюрократии, неэффективность ряда предприятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение острых социальных проблем.

Крупной мерой, направленной на модернизацию Индии, были аграрные реформы. С давних лет для индийского общества стал привычным особый тип помещика (заминдара), являвшегося и владельцем земли, и посредником в сборе налогов между государством и крестьянами.

Реформа лишила заминдаров права сбора налогов, и за выкуп у них отчуждалась часть земли. Арендаторы, согласно реформе арендной системы, получали право выкупа обрабатываемых ими участков. Однако помещики сгоняли их со своих земель; кроме того, большинство арендаторов не могли приобрести землю из-за большого размера выкупа. Проблема крестьянского безземелья не была решена.

Существенным элементом внешней политики ИНК стали неприсоединение к военным блокам и стремление к консолидации молодых независимых государств. Курс Неру включал установление и развитие дружественных отношений с Советским Союзом.

Благоприятным условием в этом плане был отказ СССР от сталинских догм в отношении роли национальной буржуазии, оценок гандизма как разновидности сектантства. В дальнейшем огромное значение для Индии имела помощь СССР в экономической и научно-технической, политической и культурной сферах.

Нарастание внутренних противоречий

во второй половине 1960—1970-х гг.

В колониальный период социальные противоречия были отодвинуты на второй план: подавляющее большинство индийцев объединяла идея национального освобождения. Завоевание независимости обнажило расхождение интересов, борьбу различных социально-политических сил.

В оппозиции к Национальному конгрессу были как различные проиндусские партии, так и коммунистическая, социалистическая, народная крестьянско-рабочая партии и ряд других радикальных движений и группировок. Критике подверглась позиция ИНК в социальных вопросах. В условиях безработицы, тяжелого продовольственного положения естественное недовольство охватило многие группы индийского общества, в первую очередь рабочих, ремесленников, мелких служащих.

Сопротивление помещиков проведению в жизнь земельных реформ усилило крестьянское движение. Крестьяне отбирали излишки земли у помещиков, что вызывало недовольство зажиточной  части сельского населения.

В ИНК существовали различные группировки, отражавшие несовпадающие интересы социальных слоев, связанных с этой партией, — от крупных капиталистов и землевладельцев до интеллигенции, мелкой буржуазии города и деревни, трудящихся масс. В этом многообразии коренились и сила (общенациональный авторитет) ИНК, и его внутренняя слабость.

Удерживать единство помогали традиции общей борьбы за независимость, понимание общих интересов, а также (не в последнюю очередь) личность Джавахарлала Неру. Качества выдающегося политического лидера, популярность его в народе, влияние в имущих слоях и международное признание давали ему возможность осуществлять интегрирующую функцию и в Конгрессе, и в стране. Смерть Неру в 1964 г. привела к активизации различных (особенно правых) групп в ИНК.

Выборы 1967 г. показали, что ИНК, сохранив положение самой влиятельной партии, все же потерял часть мест в парламенте и Законодательных собраниях штатов. Больше мандатов и мест в парламенте получили правые партии и коммунисты, обострилась внутрипартийная борьба в местных организациях ИНК.

Стремясь восстановить популярность Конгресса, Индира Ганди (дочь Дж. Неру), возглавившая в 1966 г. правительство, и ее сторонники в Конгрессе и вне его выступили за проведение новых реформ, направленных на поощрение мелкого производства, расширение сферы деятельности госсектора.

И. Ганди провела законы о национализации 14 крупных банков, а затем и оптовой торговли. В ходе осуществления этих мер были созданы филиалы банков по всей стране, что привело к увеличению банковских депозитов, накоплению средств и росту ассигнований на развитие госсектора.

Правительством также была ограничена деятельность монополий, снижен налог на небольшие участки земли, уменьшен земельный максимум.

Эти мероприятия укрепили популярность ИНК, что проявилось в его победе на досрочных выборах в 1971 г. После выборов прогрессивные реформы

были продолжены, однако рост государственного аппарата, связанный с реализацией этих планов, вел к усилению влияния бюрократии и снижению эффективности госсектора.

Кроме того, повторявшаяся засуха в период с 1972 по 1975 г., война с Пакистаном (1971 г.), приведшая к образованию Бангладеш и к наплыву мили (шов беженцев в Индию, а затем нефтяной кризис 1973—1974 гг. оказали крайне негативное влияние на экономическую и политическую жизнь страны.

К середине 1970-х гг. политическая борьба в стране обострились. Оппозиционные силы спровоцировали беспорядки, заставившие правительство ввести чрезвычайное положение. В этих условиях ряд политических партий (преимущественно консервативного

толка) сумели создать блок, названный «Джаната партии», который добился на парламентских выборах 1977 г. победы. Национальный конгресс впервые за годы независимости потерпел поражение.

Однако вскоре после выборов обнаружился ненадежный характер объединения оппозиционных сил и их избирательного успеха. Уже при формировании правительства возникли разногласия и борьба честолюбий. Остались невыполненными обещания широким массам, возросли цены на продовольствие, промышленные товары, увеличились налоги и инфляция. Все это позволило Индире Ганди и ее сторонникам в ИНК(И) одержать обеду на выборах 1980 г.

Современный этап развития Индии (с начала 1980-х гг.):

главные итоги Победив на выборах 1980 г. и образовав правительство во главе с Индирой Ганди, ИНК(И) должен был решать чрезвычайно сложные проблемы. К ним относились укрепление экономической независимости страны, смягчение социальных конфликтов, этнорелигиозной розни, противоречий между центральной властью и штатами.

Приход ИНК(И) к власти произошел в условиях новых трудностей, связанных с засухой 1979 г. и резким повышением цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту расходов на импорт энергетических ресурсов.

Для выхода из создавшегося положения правительство Индии вступило в переговоры с МВФ с целью получения крупного кредита, который был предоставлен в размере 5 млрд долл.

при условии проведения следующей программы:

либерализация импорта,

ослабление контроля над ценами,

дерегулирование промышленного производства в отдельных отраслях,

сокращение расходов в государственном секторе экономики,

снижение налогов и т. д.

В ноябре 1981г. эта программа стала реализонываться, но еще до истечения срока, в мае 1984 г. ее выполнение было приостановлено, так как она не дала ожидаемого результата, а только привела к увеличению внешних долгов. К тому времени страна использовала лишь 3,9 млрд долл.

На фоне экономических проблем в первой половине 1980-х гг. увеличились террористические вылазки и беспорядки в Пенджазации (более половины жителей Пенджаба — сикхи — последователи религиозного учения, возникшего на рубеже XV—XVI вв.) выдвинули лозунги отделения  Пенджаба от Индии и создания священного сикхского государства Халистан («Страна чистых»).

В июне 1984 г. правительственным войскам пришлось силой оружия выбивать сикхских террористов из их святыни — Золотого храма в г. Аритсаре. Всю ответственность за это они возложили на И. Ганди, и 31 октября 1984 г. она была убита.

Убийство И. Ганди вызвало вспышку погромов против сикхов в других штатах (40% сикхов проживают за пределами Пенджаба) и ответные террористические действия сикхов в Дели и Пенджабе.

Раджив Ганди, ставший премьер-министром после гибели своей матери, сумел добиться пресечения погромов и взял курс на политическое решение пенджабского кризиса. Однако акты террора продолжались. Число жертв исчислялось в 1987 г. сотнями, а в 1988 г. — тысячами.

В 1990 г. резко обострилась обстановка в другом северном штате — Кашмире. Сепаратистские группировки (в частности, «Фронт освобождения») добивались создания независимого государства, что осложнялось претензиями на этот штат со стороны Пакистана. Основным средством борьбы стал террор: от рук сепаратистов гибли не только сотни индусов, но и выступавшие против насилия мусульмане; участились случаи похищения заложников, взрывы школ, больниц. В столицу штата Сринагар были введены регулярные войска.

Активно действовали сепаратисты в 1980-е гг. и в других районах —Мизораме, Ассаме, Трицуре, Нагаленде. Происходили столкновения между индусами и мусульманами в Бомбее, Дели и других местах.

Правительство стремилось к разрешению конфликтов мирным путем, что далеко не всегда удавалось. Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что действия сепаратистов в Пенджабе, Кашмире и других местах опирались и опираются на сочувствие значительной части населения, что составляет главную трудность преодоления этих тенденций.

В экономической области правительство Раджива Ганди вернулось к курсу либерализации экономики и интегрирования ее в мировое хозяйство.

Были  мягчены ограничения на импорт,

ослаблен государственный контроль над производством и распределением продуктов,

началось поощрение независимости предприятий государственного сектора.

Это привело к росту  промышленного и сельскохозяйственного производства, ежегодный рост ВВП составил 5,8%. Но подобные темпы экономического развития не смогли обеспечить заметного подъема благосостояния  населения.

В начале1990-х гг. появились негативные тенденции в экономике, приведшие к росту внешнего долга Индии с 23 млрд в 1980/1981 г. (12% ВВП) до 82 млрд долл. в 1990/1991 г. (24% ВВП).

Все это усугубилось очередным нефтяным кризисом, последовавшим за войной в Персидском заливе, в начале 1991 г. В Индии разразился острый финансовый кризис, начался рост инфляции (16% и год). К тому же конец 1980 — начало 1990-х гг. были отмечены политической нестабильностью.

В 1991 г. тамильскими (народность Южной Индии) террористами во время избирательной кампании был убит Р. Ганди. Новым премьер-министром стал В. Нарасимха Рао.

Экономический курс нового правительства предполагал развитие по среднему пути: между командной и рыночной экономикой, с сохранением заботы государства об основании индийской социальной

пирамиды, которую составляют огромные массы бедняков (так

называемая экономика направляемая или ведомая рынком).

Индийское руководство сохранило государственное планирование к сферах, связанных с удовлетворением нужд сотен миллионов людей, живущих на грани или за гранью бедности (социальная сфера, развитие отсталых и отдаленных районов, инфраструктура).

Одновременно были предприняты меры по денационализации части государственной собственности, акционированию ряда предприятий госсектора в целях повышения эффективности и увеличения финансовых поступлений в бюджет.

Индийский рынок был открыт для более свободного импорта, сокращались огромный бюрократический аппарат и государственное вмешательство в экономику.

Все это определило экономическую стратегию восьмого пятилетнего плана (1992—1997 гг.), который предусматривал ежегодный рост экономики на 5,6%, промышленности — на 7,5%, экспорта — на 13%.

План был в целом выполнен, экономика набирала темпы, но их оказалось недостаточно для решения социальных проблем: безработица сохранялась, а устойчивая основа для сокращения бедности так и не была создана. Нерешенность главных проблем привела к тому, что партия ИНК потерпела поражение на очередных парламентских выборах в мае 1996 г.

Однако общество не отказалось от поддержки реформ. Несмотря на смену с 1996 по 1998 г. трех коалиционных правительств, все пни продолжили курс преобразований. Правда, первые два правительства Объединенного фронта (ОФ) отказались от довольно жесткой либерализации экономики, усилив социальную направленность реформ. Экономический рост стал измеряться категориями растущего числа рабочих мест и ликвидацией безработицы.

Старый лозунг «свадеши» начал означать разумный уровень качества жизни для всех граждан.

В свою очередь, пришедшее к власти в марте 1998 г. правительство новой коалиции во главе с премьер-министром А. Б. Ваджпаи (лидер и один из основателей Индийской народной партии (БДП)) сделало акцент на преимущественное использование внутренних ресурсов и возможностей при реформировании экономики. Оно заявило о необходимости защиты индийского предпринимательства (особенно мелкого производства и сельского хозяйства) от иностранной конкуренции.

Правительство БДП выступает также за освобождение экономики от государственного контроля, предусматривает направление иностранных инвестиций в ключевые отрасли хозяйства, особенно в инфраструктуру и энергетику, а не в легкую и пищевую промышленность.

Исключительно важную проблему роста населения Индии, которое еще до 2000 г. перешагнуло отметку в 1 млрд человек, намечено решить путем агитационных кампаний по сокращению рождаемости и ряда ограничительных мер, при рекомендуемой норме в два ребенка на семью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21257. Загальна характеристика автотранспортних підприємств. Облік рухомого складу транспортних засобів 486.5 KB
  Послуги пасажирського автомобільного транспорту поділяють на послуги з перевезення пасажирів автобусами в таксі та легкових автомобілях на замовлення. Таксі – легковий автомобіль обладнаний розпізнавальним ліхтарем оранжевого кольору який встановлюється на даху автомобіля діючим таксометром сигнальним ліхтарем із зеленим та червоним світлом розташованим у верхньому правому кутку лобового скла і який має нанесені композиції з квадратів розташованих у шаховому порядку на дверцятах автомобіля з лівого та правого боків призначений для...
21258. Облік запасів в автотранспортних підприємствах 245.5 KB
  Облік паливномастильних матеріалів Облік наявності й руху палива яке купується для експлуатації транспортних засобів ведеться на субрахунку 203 Паливо рахунку 20 Виробничі запаси . Відображення в обліку операцій з придбання паливномастильних матеріалів залежить від способу їх придбання. Підприємства отримують паливномастильні матеріали за укладеними договорами з автозаправними станціями АЗС за безготівковим розрахунком та за готівку зі складів або на АЗС. Облік паливномастильних матеріалів проводиться працівниками комірниками з...
21259. Облік реалізації послуг в автотранспортних підприємствах 357 KB
  Облік реалізації послуг в автотранспортних підприємствах 11. Облік надання послуг з вантажних перевезень Порядок перевезення вантажів автотранспортом в Україні регламентується Законом Про автотранспорт та Правилами перевезення вантажів автомобільним транспортом в Україні затвердженими наказом Міністерства транспорту України від 14. Третій примірник що є підставою для розрахунків за виконання транспортних послуг перевізник надсилає замовнику автотранспорту для оплати за перевезення; четвертий примірник додається до подорожнього листа і є...
21260. Основи побудови обліку у будівельних підприємствах 191.5 KB
  З економічної точки зору для галузі будівництва можна виділити ряд особливостей які вливають на організацію аналітичного й синтетичного обліку: термін операційного циклу період будівництва може продовжуватися декілька звітних періодів; індивідуальний характер кожного об'єкта будівництва; мають місце великі залишки незавершеного виробництва зза довгого робочого періоду й одночасного ведення робіт на великій кількості об'єктів; об’єкт будівництва знаходиться не за місцем розташування виконавця будівельномонтажних робіт БМР а на окремій...
21261. Облік у підрядчика. Облік у забудовника 597 KB
  Відображено витрати на транспортування у складі первісної вартості запасів 1000 20 22 631 685 4. Відображено витрати на транспортування у складі первісної вартості запасів 1000 20 22 631 685 8. Списано на загальновиробничі витрати нестачу запасів у межах норм природного збитку 7230 23 201 5. Списано на фінансові результати витрати 3259751195210 959 793 947 13.
21262. Особливості обліку на сільськогосподарських підприємствах 213 KB
  У цих умовах особливого значення набуває облік за допомогою якого забезпечується збереження сільськогосподарської власності і продукції правильне використання насінь кормів пального машин дотримання госпрозрахунку і підвищення рентабельності господарства. Виробництво продукції сільського господарства має тільки свої йому властиві особливості обліку. Це дозволяє точно обчислити собівартість продукції зерна кормів та іншої продукції сільського господарства. Тому фактичну собівартість продукції рослинництва обчислюють не щомісяця а лише...
21263. АУДИТ АКТИВІВ, ПАСИВІВ ТА ФІНАНСОВОЇ ЗВІТНОСТІ 213 KB
  АУДИТ СТАНУ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ Й ФІНАНСОВОЇ ЗВІТНОСТІ 5. Таки комплекси виділяють відповідно до Плану рахунків бухгалтерського обліку тобто дев’ять розділів та позабалансові рахунки; окремо бажано виділити Розрахунки з оплати праці. Запаси Аналітичний облік руху матеріальних цінностей на складах підприємства Документи по списанню матеріальних цінностей на витрати виробництва Документи по списанню нестач втрат та розкрадань матеріальних цінностей Облік МБП у запасі та експлуатації Зведений облік матеріальних цінностей Матеріали...
21264. АУДИТОРСЬКИЙ ВИСНОВОК ТА ІНШІ ПІДСУМКОВІ ДОКУМЕНТИ 55.5 KB
  Аудиторський висновок про бухгалтерську звітність економічного суб’єкта містить думку аудиторської фірми про достовірність цієї звітності яке має висловлювати оцінку аудиторської фірми відповідності у всіх суттєвих аспектах бухгалтерської звітності Закону України Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні Аудиторський висновок це лаконічний опис виявлених порушень помилок відхилень з оцінкою стану бухгалтерського обліку достовірності звітності та законності господарських операцій. Згідно з Законом України Про...
21265. Транспортная задача. Этапы построения решения транспортной задачи 474.5 KB
  Транспортная задача Т3возникает при планировании рациональных перевозок грузов загрузки оборудования и других организационноэкономических процессов. Требуется составить такой план перевозок откуда куда и сколько единиц груза везти чтобы все заявки были выполнены а общая стоимость всех перевозок минимальна. Матрицу X будем называть матрицей перевозок или планом грузоперевозок. Суммарное количество груза доставляемого в каждый ПН из всех ПО должно быть равно заявке поданной данным пунктом: 3...