26517

Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях

Доклад

История и СИД

До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская копигольд и буржуазнодворянская рыцарское держание. Революции лекция феодализма ко времени ВФР уже не было. Эта идея поддержана целым течением яркий представитель Фюре феодализм как таковой во Франции исчез до революции. необходимости в революции не было.

Русский

2013-08-18

38.5 KB

36 чел.

3. Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях.

Сравнительная характеристика

Английский аграрный строй: аграрный ? был самым сложным в АБР. 4\5 населения жили в деревне, из них 3\5 копигольдеры( арендаторы земли лендлорда). До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская (копигольд) и буржуазно-дворянская (рыцарское держание). Система перестала устраивать:

А) крестьян. Они в подвешенном состоянии, юридических прав не было, договор по милости лорда.

Б) Лордам. Выгоднее краткосрочная аренда или наемный труд

В) новые дворяне – получали земли от короля (рыцарское держание), много делать с ней не могли.

Тюдоры и Стюарты пытались регулировать З. отношения в рамках феод. права. Так была создана палата по делам опеки (штрафы дворян за огораживание, насильно заставляли дворян принимать рыцарское звание). Т.о. короли собирали денежные пошлины в обход парламента.

Попытки освободиться от рыцарского держания были еще до АБР. Джентри становились все сильнее. В 1610 г. буржуазия и джентри выдвигают программу «Мемориал» по которой рыцарское держание отменялась, а З. переходила в частную собственность. Это же должно означать свободу крестьянства.

После окончания 1 гражданской войны палата общин прибегла к секвестру (сторонники короля были временно лишены земли, доходы с их земель поступали в казну, дворяне платили штраф-компенсацию за участие в гражданской войне на стороне короля), но эта мера не решила аграрный вопрос. В феврале 1646 г. уничтожается палата по делам опеки и отменяется рыцарское держание – земля джентри стала частной собственностью. Маркс назвал отмену рыц. держания рычагом, которым было уничтожено английское крестьянство. В это же время появляется крестьянская аграрная программа: 1. превращение копигольда во фригольд; 2. прекращение огораживаний и возвращение огороженных земель.

Обе программы антифеодальны, но вместе неосуществимы. При победе тех и тех капитализм был бы в любом случае, но при победе крестьян – мелкоземельный, при победе джентри – крупноземельный (Барг).

Аграрный строй Фр.: (по классической историографии) (Олар, Жорес, Матьез, Лефевр) 88-90% французов жило в деревне, она была аграрной страной. В деревне господствовали феодальные отношения. Крестьянство было лично- свободным, но не имело в собственности землю, она находилась в собственности сеньоров, крестьянин был лишь держателем (основная форма – цензива). Оброк: ценз (денежный) и шампар (товарный) – реальные повинности, а все остальные личные. В 70-80-г. 18 в. возрождены старые подати (баналитет, подымный за печку, рыночный за торговлю, оконный, рыбный сборы, исключительное право охоты феодала). Широкое развитие получил триаж (сеньор являлся судебной и полицейской властью для крестьян по мелким преступлениям и повинностям). Крестьяне так же несли налоги в пользу государства (талья – налог с имущества, двадцатина – 20 часть от дохода, капитация – подушная подать, габель – налог на соль и др.).

Споры о характере аграрных отношений во Франции перед революцией.

ВФР – считается главной из всех революций.

Советско-Марксиская историография – антифеодальная, буржуазная и народная (по средствам и методам ее осуществления). Франция была страной феодальной и это сдерживало буржуазное развитие.

Но в сер. 20-в. Альфред Коббен (ревизионист) «Миф о фр. Революции» (лекция) – феодализма ко времени ВФР уже не было. Эта идея поддержана целым течением, яркий представитель Фюре – феодализм как таковой во Франции исчез до революции.

В сер. 19 в. граф Токвиль пишет книгу «Старый порядок и революция», в которой признает, что революция во Франции закономерна. Но она не была необходимой и неизбежной, т.к. были корни капитализма, которые все равно взошли бы при условии проведения необходимых реформ.

На самом деле они по разному понимали понятие «феодализм».

I. 1) Альберт Собуль: феодализм – это особый тип соц.-экономической организации в деревне. Суть – присвоение Синьором прибавочного продукта крестьянина. Если крестьянин отдавал часть своего дохода, значит это феодализм – наличие сеньориальных повинностей.

2) для Фюре и др ученых феодализм – это система вассально-ленных отношений. А к этому времени Франция является гос-вом с сильной центральной властью. Т.о. необходимости в революции не было.

II. исходя из определения Собуля, можно ли выяснить в какой степени сохранились эти феодальные отношения: надо посмотреть на ту долю крестьян которая отдает Сеньору прибавочный продукт. Надо посмотреть откуда у Сеньора больше дохода: от крестьянина или от своего хозяйства, производства и т.д.

В итоге во Франции Не было четко регламентированной зависимости.

Ревуненков рассматривая этот вопрос  и говорит о таких цифрах:

Капиталистические районы (Север) – крестьяне отдавали налога от 10-до 12%; На юге – 22-28 – до 40%

III. Сказкин: исследовал судебную систему и в результате сделал следующие выводы: крестьянин имел право рассматривать свои имущественные дела в суде, но эти суды находились в пределах своих Сеньорий.

Адо (моск) «Крестьянские движения в эпоху Фр. революции». Выделяет 4 типа и один из них это борьба против замков (борьба против феодальных повинностей). Из всех типов движений это самое распространенное. Но если бы они не играли большой роли, то не было бы таких движений. Значительный признак феодализма все же оставался. Дикого феодализма уже не было, но наблюдалось тесное переплетение нового капитализма и феодальных пережитков.

Люблинская – нельзя Фр. Рассматривать как одно целое:

1. Север (более распространены капит отношения) 2. Юг (сохранились феодальные пережитки)

3. Горные районы (сохранились патриархальные отношения).  

Решение аграрного вопроса в ходе АБР и ФБР.

АБР: после победы в гражданских войнах было отменено рыцарское держание, обширные земли сторонников короля, епископов и короны пошли в продажу. В итоге сильно проиграло крестьянство, т.к. сильно ускорилось огораживание (до революции огорожено 2% пашни, после – 20%). Появляются крестьяне коттеры (безземельные), они составили рынок наемной силы. АБР подорвала, но не уничтожила феодализм. В ходе революции уменьшилось кол-во феодальных собственников, но увеличилось число собственников буржуазных.

ВФР: за годы революции, последовательно уничтожены все формы феодальной зависимости (законодательные акты сменявших др. друга органов 1789-93 гг.). Путем порценирования были уничтожены крупные земельные владения. ВФР добивалась буржуазно-демократического решения аграрного вопроса. законодательство не только закрепило за крестьянами буржуазное право частной собственности на земельные наделы, в отношении которых ранее они обладали лишь феодальным правом, но и передала в частную собственность крестьянам общинные земли. Была создана и укреплена якобинцами крестьянская парцелла (свободная земельная собственность крестьянина). Однако декреты проводились частично. Аграрный вопрос так же был центральным, в его решении были заинтересованы и крестьяне и буржуазия, последняя хотела развернуть капиталистические отношения в деревне. Крестьяне стремились к ликвидации феодальных пережитков и хотели закрепить землю в собственность.

Сходство АБР и ВФР в том, что они обе вели к замене феодального права собственности на землю буржуазными правами, схожие акты, массовая конфискация земли.

Лендлордизм - система крупного землевладения капит типа. Основой является монополия на землю аристократической фракции господств. класса - лендлордов, сдающих земельные участки в аренду фермерам-предпринимателям и получающих капит земельную ренту. начал складываться в 14-15 вв. в результате разложения феодально-вотчинной (манориальной) системы. Основы укреплены Абр.

Копигольд – форма феодальной зависимости крестьян от дворян, безземельные крестьяне вынуждены арендовать наделы.

КОТТЕР - представитель части феодально-зависимых крестьян, державший очень мелкий надел - дом с приусадебным участком. обычно становились батраками, наемными рабочими.

Шампар — сеньориальный натуральный оброк в виде определённой части урожая (от 1/20 до 1/4); облагались земли, находившиеся в держании феодально-зависимых крестьян. декретами авг. 1789, марта и мая 1790 предусматривался выкуп; в период якоб диктатуры декретом от 17 июля 1793 уничтожен.

Парцелла — земельный участок небольшого размера, на котором крестьянин ведет хозяйство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54219. Десятичные дроби. Урок-соревнование в 5-м классе 35.5 KB
  Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, карточки для деления класса на команды, жетоны для оценивания ответов, колокольчики, призы победителям.
54221. Числові та буквені вирази. Формули. Рівняння 48.5 KB
  Рівняння. Розвивати навички застосовувати теоретичні знання на практицірозвязувати складні рівняння та складати рівняння за умовою задач. Якір №507 Два учня записують розвязання рівняння на дошці: 1 х23:9=13 2 1728:56х=36 х23=139 56х=1728:36 х23=117 56х=48 х=11723...
54222. Розвязування вправ на всі дії з натуральними числами 70 KB
  Мета: закріпити в учнів уміння виконувати дії над натуральними числами в процесі розвязування різноманітних вправ; сприяти розвитку логічного мислення обчислювальних навичок учнів культуру математичної мови і записів; формувати інтерес до математики; виховувати самостійність наполегливістьвзаємодовіру. Після уроку учні зможуть: узагальнити і систематизувати свої знання про натуральні числа; додавати віднімати множити й ділити натуральні числа; розвязувати рівняння на основі...
54223. Розвязування задач і вправ на ділення десяткових дробів на натуральне число 73.5 KB
  Мета: формувати навички ділення десяткового дробу на натуральне число; навчити застосовувати правила ділення десяткового дробу на натуральне число та розвязувати завдання які передбачають застосування цього правила; навчити розвязувати рівняння на знаходження...
54224. Корекція знань, умінь, навичок. Масштаб 291.5 KB
  Організаційний момент Учні вітають гостей. Вчитель повідомляє про те що за роботу на відкритому уроці всі учні отримають оцінку. Учні користуються зошитами для контрольних робіт виставляють оцінки в щоденники. Вправа Мікрофон: учні формулюють основні правила на використання дій з десятковими дробами.
54225. Узагальнюючий урок по темі «Звичайні дроби» 273 KB
  А які знання ми з вами застосували при поділі цих цукерок Знання про звичайні дроби. Я думаю що ви ще раз переконалися що знати все про звичайні дроби корисно а інодіще й смачно Правда Тому на сьогоднішньому уроці ми з вами пригадаємо все що вивчили про звичайні дроби. Але він каже що теж дещо знає про дроби.
54226. Множення і ділення натуральних чисел, їх властивості 231 KB
  Вироблення навиків розвязування вправ на множення і ділення натуральних чисел. Розвязування рівнянь на основі залежностей між компонентами дій множення і ділення розвязувати текстові задачі що потребують використання залежностей між величинами зокрема розвязувати задачі за допомогою рівнянь Обладнання: Дидактичний матеріал із завданнями для різних етапів уроку. Сьогодні ми повинні повторити всі прийоми множення та ділення переконатися що ми навчилися виконувати вправи на множення та ділення натуральних чисел розвязувати...
54227. Практичне застосування відсотків 209.5 KB
  Мета: Поглибити знання з теми; Розвивати в учнів пізнавальний інтерес уміння використовувати набуті знання навички й уміння в нових ситуаціях; Формувати навички взаємоконтролю і самоконтролю уміння обєктивно оцінити результати індивідуальної роботи; Виховувати інтерес до математики почуття колективізму та вміння працювати в групах. Удосконалити практичні вміння та навички розвязувати задачі на відсотки. Оцінити рівень засвоєння учнями знань та вмінь розвязувати задачі на відсотки. Ви розвязували багато задач на відсотки.