26517

Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях

Доклад

История и СИД

До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская копигольд и буржуазнодворянская рыцарское держание. Революции лекция феодализма ко времени ВФР уже не было. Эта идея поддержана целым течением яркий представитель Фюре феодализм как таковой во Франции исчез до революции. необходимости в революции не было.

Русский

2013-08-18

38.5 KB

34 чел.

3. Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях.

Сравнительная характеристика

Английский аграрный строй: аграрный ? был самым сложным в АБР. 4\5 населения жили в деревне, из них 3\5 копигольдеры( арендаторы земли лендлорда). До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская (копигольд) и буржуазно-дворянская (рыцарское держание). Система перестала устраивать:

А) крестьян. Они в подвешенном состоянии, юридических прав не было, договор по милости лорда.

Б) Лордам. Выгоднее краткосрочная аренда или наемный труд

В) новые дворяне – получали земли от короля (рыцарское держание), много делать с ней не могли.

Тюдоры и Стюарты пытались регулировать З. отношения в рамках феод. права. Так была создана палата по делам опеки (штрафы дворян за огораживание, насильно заставляли дворян принимать рыцарское звание). Т.о. короли собирали денежные пошлины в обход парламента.

Попытки освободиться от рыцарского держания были еще до АБР. Джентри становились все сильнее. В 1610 г. буржуазия и джентри выдвигают программу «Мемориал» по которой рыцарское держание отменялась, а З. переходила в частную собственность. Это же должно означать свободу крестьянства.

После окончания 1 гражданской войны палата общин прибегла к секвестру (сторонники короля были временно лишены земли, доходы с их земель поступали в казну, дворяне платили штраф-компенсацию за участие в гражданской войне на стороне короля), но эта мера не решила аграрный вопрос. В феврале 1646 г. уничтожается палата по делам опеки и отменяется рыцарское держание – земля джентри стала частной собственностью. Маркс назвал отмену рыц. держания рычагом, которым было уничтожено английское крестьянство. В это же время появляется крестьянская аграрная программа: 1. превращение копигольда во фригольд; 2. прекращение огораживаний и возвращение огороженных земель.

Обе программы антифеодальны, но вместе неосуществимы. При победе тех и тех капитализм был бы в любом случае, но при победе крестьян – мелкоземельный, при победе джентри – крупноземельный (Барг).

Аграрный строй Фр.: (по классической историографии) (Олар, Жорес, Матьез, Лефевр) 88-90% французов жило в деревне, она была аграрной страной. В деревне господствовали феодальные отношения. Крестьянство было лично- свободным, но не имело в собственности землю, она находилась в собственности сеньоров, крестьянин был лишь держателем (основная форма – цензива). Оброк: ценз (денежный) и шампар (товарный) – реальные повинности, а все остальные личные. В 70-80-г. 18 в. возрождены старые подати (баналитет, подымный за печку, рыночный за торговлю, оконный, рыбный сборы, исключительное право охоты феодала). Широкое развитие получил триаж (сеньор являлся судебной и полицейской властью для крестьян по мелким преступлениям и повинностям). Крестьяне так же несли налоги в пользу государства (талья – налог с имущества, двадцатина – 20 часть от дохода, капитация – подушная подать, габель – налог на соль и др.).

Споры о характере аграрных отношений во Франции перед революцией.

ВФР – считается главной из всех революций.

Советско-Марксиская историография – антифеодальная, буржуазная и народная (по средствам и методам ее осуществления). Франция была страной феодальной и это сдерживало буржуазное развитие.

Но в сер. 20-в. Альфред Коббен (ревизионист) «Миф о фр. Революции» (лекция) – феодализма ко времени ВФР уже не было. Эта идея поддержана целым течением, яркий представитель Фюре – феодализм как таковой во Франции исчез до революции.

В сер. 19 в. граф Токвиль пишет книгу «Старый порядок и революция», в которой признает, что революция во Франции закономерна. Но она не была необходимой и неизбежной, т.к. были корни капитализма, которые все равно взошли бы при условии проведения необходимых реформ.

На самом деле они по разному понимали понятие «феодализм».

I. 1) Альберт Собуль: феодализм – это особый тип соц.-экономической организации в деревне. Суть – присвоение Синьором прибавочного продукта крестьянина. Если крестьянин отдавал часть своего дохода, значит это феодализм – наличие сеньориальных повинностей.

2) для Фюре и др ученых феодализм – это система вассально-ленных отношений. А к этому времени Франция является гос-вом с сильной центральной властью. Т.о. необходимости в революции не было.

II. исходя из определения Собуля, можно ли выяснить в какой степени сохранились эти феодальные отношения: надо посмотреть на ту долю крестьян которая отдает Сеньору прибавочный продукт. Надо посмотреть откуда у Сеньора больше дохода: от крестьянина или от своего хозяйства, производства и т.д.

В итоге во Франции Не было четко регламентированной зависимости.

Ревуненков рассматривая этот вопрос  и говорит о таких цифрах:

Капиталистические районы (Север) – крестьяне отдавали налога от 10-до 12%; На юге – 22-28 – до 40%

III. Сказкин: исследовал судебную систему и в результате сделал следующие выводы: крестьянин имел право рассматривать свои имущественные дела в суде, но эти суды находились в пределах своих Сеньорий.

Адо (моск) «Крестьянские движения в эпоху Фр. революции». Выделяет 4 типа и один из них это борьба против замков (борьба против феодальных повинностей). Из всех типов движений это самое распространенное. Но если бы они не играли большой роли, то не было бы таких движений. Значительный признак феодализма все же оставался. Дикого феодализма уже не было, но наблюдалось тесное переплетение нового капитализма и феодальных пережитков.

Люблинская – нельзя Фр. Рассматривать как одно целое:

1. Север (более распространены капит отношения) 2. Юг (сохранились феодальные пережитки)

3. Горные районы (сохранились патриархальные отношения).  

Решение аграрного вопроса в ходе АБР и ФБР.

АБР: после победы в гражданских войнах было отменено рыцарское держание, обширные земли сторонников короля, епископов и короны пошли в продажу. В итоге сильно проиграло крестьянство, т.к. сильно ускорилось огораживание (до революции огорожено 2% пашни, после – 20%). Появляются крестьяне коттеры (безземельные), они составили рынок наемной силы. АБР подорвала, но не уничтожила феодализм. В ходе революции уменьшилось кол-во феодальных собственников, но увеличилось число собственников буржуазных.

ВФР: за годы революции, последовательно уничтожены все формы феодальной зависимости (законодательные акты сменявших др. друга органов 1789-93 гг.). Путем порценирования были уничтожены крупные земельные владения. ВФР добивалась буржуазно-демократического решения аграрного вопроса. законодательство не только закрепило за крестьянами буржуазное право частной собственности на земельные наделы, в отношении которых ранее они обладали лишь феодальным правом, но и передала в частную собственность крестьянам общинные земли. Была создана и укреплена якобинцами крестьянская парцелла (свободная земельная собственность крестьянина). Однако декреты проводились частично. Аграрный вопрос так же был центральным, в его решении были заинтересованы и крестьяне и буржуазия, последняя хотела развернуть капиталистические отношения в деревне. Крестьяне стремились к ликвидации феодальных пережитков и хотели закрепить землю в собственность.

Сходство АБР и ВФР в том, что они обе вели к замене феодального права собственности на землю буржуазными правами, схожие акты, массовая конфискация земли.

Лендлордизм - система крупного землевладения капит типа. Основой является монополия на землю аристократической фракции господств. класса - лендлордов, сдающих земельные участки в аренду фермерам-предпринимателям и получающих капит земельную ренту. начал складываться в 14-15 вв. в результате разложения феодально-вотчинной (манориальной) системы. Основы укреплены Абр.

Копигольд – форма феодальной зависимости крестьян от дворян, безземельные крестьяне вынуждены арендовать наделы.

КОТТЕР - представитель части феодально-зависимых крестьян, державший очень мелкий надел - дом с приусадебным участком. обычно становились батраками, наемными рабочими.

Шампар — сеньориальный натуральный оброк в виде определённой части урожая (от 1/20 до 1/4); облагались земли, находившиеся в держании феодально-зависимых крестьян. декретами авг. 1789, марта и мая 1790 предусматривался выкуп; в период якоб диктатуры декретом от 17 июля 1793 уничтожен.

Парцелла — земельный участок небольшого размера, на котором крестьянин ведет хозяйство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63265. Сусіди давніх слов’ян 33.53 KB
  Мета: розглянути господарське, суспільне та духовне життя міст-держав північного Причорноморя в римський період їхньої історії; ознайомитися з особливостями історичного розвитку сусідів словян та простежити, який вплив мали словяни та їхні сусіди один на одного.
63266. Слов’яни під час Великого переселення народів 21.63 KB
  Мета. Показати напрямки розселення словян, розглянути різні наукові підходи до визначення витоків українського народу. Очікувані результати. Після цього уроку учні зможуть: називати час Великого переселення народів, вторгнення готів, гунів, народи, що населяли територію України...
63267. Урок узагальнення з теми «Давні слов’яни та їхні сусіди» 18.19 KB
  Мета. систематизувати та узагальнити знання, здобуті учнями впродовж вивчення теми, удосконалити навички роботи в групі, надати учням можливість висловлювати власне ставлення до проблем, що розглядаються.
63268. Оцінювання навчальних досягнень учнів із тем «Пізня Римська імперія» та «Давні слов’яни та їхні сусіди» 20.37 KB
  Мета: оцінити навчальні досягнення учнів за результатами вивчення тем шляхом проведення гри «Брейн-ринг», підвищити пізнавальну активність шестикласників у вивченні історії стародавнього світу.
63272. Урок доброты 18.76 KB
  Аделя: Сегодня у нас с вами необычный урок урок доброты. Аделя: Итак что такое добро Где вы его встречали Дети отвечают Аделя: Да это все хорошее доброе красивое. Согласны Аделя: Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день.