26519

Дискуссии в отечественной и зарубежной историографии о периодизации ВФ буржуазной революции, ее характере, движущих силах и итогах

Доклад

История и СИД

Ленин развил мысли Маркса и Энгельса; показал решающую роль крестьянства и плебейского элемента городов в победе революции высоко оценил роль якобинцев и диктатуры. революции роль перешла к историкам радикального направления. атлантической революции.

Русский

2013-08-18

44 KB

2 чел.

(5) Дискуссии в отечественной и зарубежной историографии о периодизации

ВФ буржуазной революции, ее характере, движущих силах и итогах.

Дискуссии в историографии ВФР периодизация, движение сил, итоги.

Классическая историография ВФР

-Антифеодальная –Буржуазная -Народная по методам и способам ее осуществления (Манфред)

Революция развивается по восходящей линии (Маркс)

1 этап жирондисты, 2. фельяны, 3. якобинцы

сейчас 1789-1799- 4 этапа – четвертый термидорианцы.

Отказ от восходящей линии. Почему?

На 1-2 этапах произошла ликвидация сословий, цехов, ведение единой системы мер и весов, свобода торговли, все жители Франции Граждане, выборность властей, гласное и бесплатное судопроизводство, мужчины с 21 года, Франция Стала республикой.

Марксисты. содержание ФР как падение феод. и утверждение капиталистич. строя раскрыли Маркс и Энгельс. показали внутр. противоречивость, сложность и многогранность общественных сил. Они пришли выводу: буржуазная по характеру и результатам, ФР была совершена прежде всего усилиями трудящихся масс Франции, совершена во главе с буржуазией и в борьбе с нею, а на высшем этапе - прямо вопреки воле верхних ее слоев. Диалектико-материалистич. концепция легла в основу марксистской историографии.

Париж. Коммуна 1871 побудила часть бурж. историков к пересмотру истории ФР с реакционных позиций. Тэн "Происхождение совр. Франции". Валлон, Мадлен, Марион.

борьба за упрочение республ. строя в период Третьей республики активизировала исследование с бурж.-республ. позиции. Изучение превратилось в особую отрасль науки. В 80-е гг. 19 в. оформилась школа бурж.-респ. направления во гл. с Оларом. рассматривал с позиций борьбы идей.

На рубеже 19-20 вв. все большее внимание стала привлекать социально-экономич. история ФР. Жорес, Каутский, Кунов, Бакс. Ведущая роль принадлежала историкам бурж.-либерального направления (Олар, Саньяк, Бреш).

Историки т. н. "русской школы" Кареев, Лучицкий, Ковалевский положили начало изучению крест. вопроса. Тарле опубликовал исследование по истории рабочих. книга Кропоткина - попытка показать определяющую роль нар. движения.

Ленин развил мысли Маркса и Энгельса; показал решающую роль крестьянства и плебейского элемента городов в победе революции, высоко оценил роль якобинцев и диктатуры. переворот был проведен активно-революционной массой народа, рабочих и крестьян, отодвинувших, хотя бы на время буржуазию.

После Окт. революции роль перешла к историкам радикального направления. Матьез, Лефевр, Лабрус.

в последнее время выявилось стремление ряда бурж. историков принизить значение ФР как переломного рубежа в истории Франции и Европы. Возобновились попытки "опровергнуть" марксистскую концепцию (Фюре), подвергнуть пересмотру ее традиционно-либеральную и бурж.-демократич интерпретацию (Коббен). Он отрицает наличие феод. отношений в кон. 18 в., отрицает антифеод. характер ФР, доказывает, что нар. движение 89-94 оказалось бесплодным и консервативным. Палмер (США), ФР была эпизодом т. н. "атлантической" революции. Концепцию развивал Годшо.

Период новейшей истории, усиление марксистской историографии. В центре внимания сов историков - история классовой борьбы, народных движений. исследования о классовой борьбе в деревне (Лукин, Петров, Адо), о плебейском движении (Тарле, Захер, Лотте), о классовой борьбе во время диктатуры и якобинцах (Лукин, Фридлянд, Старосельский, Манфред, Далин, Ревуненков), о общественно-политичских идеях периода ФР (Волгин, Далин, Кучеренко). проблемы социально-экономич. строя предреволюционной Франции (Лукин, Сказкин, Потемкин), экономич. кризис накануне, идеологич. борьбы накануне (Момджян, Гордон, Манфред, Поршнев), клас. борьбы в период термидорианской реакции (Щеголев, Добролюбский).

После 2мв усилилась прогрессивная струя в странах Запада, выросла роль маркс направления. Собуль, впервые осветил движение трудящихся Парижа во время революции, особенно в период диктатуры; работы по истории и предыстории. Рюде (англ) дал детальный социальный анализ массовых нар. "бунтов" и восстаний перед революцией и во время нее. Теннесон (норв) продолжил начатое Тарле исследование жерминальского и прериальского восстаний 1795. Кобб (англ), деятельность вооруж. отрядов "санкюлотов". Франц. историки-марксисты (Собуль, Мазорик, Робен, Лемаршан) разрабатывают проблемы экономич. и социальных предпосылок.

что представляла Фр. Перед войной? Классическое мнение – феодальная страна, мешавшая феодальному развитию.

Фюре – феодализма во Франции не было.

«Старый порядок»  - ситуация в стране перед революцией.

Токвиль поставил вопрос преемственности (континуитета) – связь между старым порядком и новым.

Кто стоял во главе революции?

Манфред говорил, что буржуазия старого порядка (откупщики) не выступали против. А вот торгово-промышленная  буржуазия возглавляла революцию. Буржуазия в 18 в., люди вкладывавшие деньги в землю. Крупные металлургические предприятия на землях крупных сеньоров.

Ревизионисты – говорили, что во главе стоит элита. Были разные революции аристократическая, плебейская – несколько революций совпавших по времени, но в аристокр. наибольший успех.

Элита-  верхушка фр. Буржуазии и либерального дворянства (объединяло образование, воспитание, благосостояние). Либеральное дворянство уходит от революции, когда встает аграрный вопрос.  

Какова роль буржуазии в ВФР?

С 90-х гг. работы о роли в буржуазии начал Чудинов – надо выбросить буржуа из ВФР. Смирнов – а кто больше выиграл от ФР, получается, что буржуазия.

Во фр. Сохранены перегородки между сословиями. Буржуа и крестьянство могли временно быть союзниками.

ВФР – считается главной из всех революций.

Советско-Марксиская историография – антифеодальная, буржуазная и народная (по средствам и методам ее осуществления). Фр. Была страной феодальной и это сдерживало буржуазное развитие.

Токвиль «Старый порядок и революция», революция закономерна. Но она не была необходимой и неизбежной, т.к. были корни капитализма, которые все равно взошли бы при условии проведения необходимых реформ.

по разному понимали понятие «феодализм».

1) Собуль: феодализм – это особый тип соц.-эк. Организации в деревне. Суть – присвоение Синьором прибавочного продукта крестьянина. Если крестьянин отдавал часть своего дохода, значит это феодализм – наличие сеньориальных повинностей.

2) Фюре и др – это система вассально-ленных отношений. А к этому вр. Фр. является государством с сильной центральной властью. Т.о. необходимости в революции не было.

II. Если из определения Собуля, можно ли выяснить в какой степени сохранились эти феодальные отношения: надо посмотреть на ту долю крестьян которая отдает Сеньору прибавочный продукт. Надо посмотреть откуда у Сеньора больше дохода: от крестьянина или от своего хозяйства, производства и т.д.

В итоге во Фр. Не было четко регламентированной зависимости.

за годы революции, последовательно уничтожены все формы феодальной зависимости (законодательные акты сменявших др. друга органов 1789-93 гг.). Путем порценирования были уничтожены крупные З. владения. ВФР добивалась буржуазно-демократического решения аграрного ?. законодательство не только закрепило за крестьянами буржуазное право частной собственности на З. наделы, в отношении которых ранее они обладали лишь феодальным правом, но и передала в частную собственность крестьянам общинные З. Была создана и укреплена якобинцами крестьянская парцелла (свободная З. собственность крестьянина). Однако декреты проводились частично. Аграрный ? так же был центральным, в его решении были заинтересованы и крестьяне и буржуазия, последняя хотела развернуть капиталистические отношения в деревне. Крестьяне стремились к ликвидации феодальных пережитков и хотели закрепить З. в собственность.

Периодизация:

Статья Бовыкина «Термидор, или Миф о конце Революции». Контрреволюция или возврат к истокам?

Буасси – 9 термидор это заря революции

Бабеф, Буанаротти – революция 9 термидора прервана, не завершена. Необходим не возврат к 1789, а продолжение (на которое способны только якобинцы)

Блан – то что после 9 термидора – контрреволюция.

Маркс – термидорианцы двигали Р вперед. "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", господство жирондистов, господство якобинцев. Каждая из этих партий опирается на более передовую. Как только данная партия продвинула революцию настолько, что уже не в состоянии ни следовать за ней, ни возглавлять, - эту партию отстраняет стоящий за ней более смелый союзник. Революция движется по восходящей линии.

Энгельс – революция посте 9Т задушена алчной буржуазией.

Рише, Фюре - не конец революции, не конец народовластия. замена одного типа власти другим, и только в этом смысле конец Революции. нельзя закрывать глаза на преемственность, континуитет событий. "Это по большей части то же парламентское большинство, которое последовательно оставляло свободу действий жирондистам, монтаньярам, термидорианцам, и которое затем превратилось в правящее чиновничество Директории".

Палмер – 9Т не конец.  Матьез – конец.

C 80-х годов модификация взглядов. Термидор рассматривается как конец не только якобинской республики, но и революции в целом.

Для сов историографии характерна тенденция жестко-оценочной периодизации, выделяя восходящую  и нисходящую линии. Фридлянд, "после падения Робеспьера победила буржуазная республика, ликвидировавшая демократические завоевания революции". диктатура Робеспьера как высшая точка, а после 9т революция изживает себя. Добролюбский. Манфред.

Адо – термидор часть революции. с этого времени расширение границ до 1799 г. прочно входит в научный оборот и в 1988 г. "цензовая буржуазная республика (1795-1799)" уже считается неотъемлемой частью революции.

Черняк "восходящая линия завершилась к началу 1794 г.". Болховитинов.

Туган-Барановский. Термидорианцы не были контрреволюционеры. Смысл переворота в возвращении революции в буржуазное русло. Согрин " нормализация буржуазного миропорядка, который объективно и стоял на главном месте в повестке революции".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55783. Поняття про мультимедійні дані. Формати аудіо- та відеофайлів. Мультимедійні програвачі 85 KB
  Мета: навчитися: додавати до графічних зображень та тексту слайдів анімаційні ефекти, що супроводжуються звуком; вставляти до слайду презентації звукові об’єкти і настроювати їх параметри.
55784. Музично-виконавський розвиток учня-піаніста в процесі роботи над творами малої форми в 4 класі ДМШ 144.5 KB
  Педагог оголошує тему уроку план уроку в який входять такі твори: П. Педагог. Кілька пєс з цих альбомів вже були в твоєму репертуарі Лєра багато ти чула в концертах Дитячої Філармонії школи а також у записах відомих виконавцівпедагогів. Педагог.
55785. Омбудсмени року 384.5 KB
  Ми не просто розпочати нашу програму з визначення права. Справа в тому що так ми наблизились до першого нашого конкурсу яке і має таку назву Знавці права.
55786. Ой, не вітер в полі грає, не орел літає – ото Сірко з товариством по степу гуляє! 61.5 KB
  Мета: увіковічення та вшанування визначного військово-політичного діяча козацького періоду Івана Сірка; популяризація козацьких звичаїв та традицій серед учнівської...
55787. ПОЛІТИКА ВЛАДИ У ЦАРИНІ КУЛЬТУРИ В 1921-1928 рр. УКРАЇНІЗАЦІЯ (КОРЕНІЗАЦІЯ) 311 KB
  Мета: методична – удосконалення методики проведення лекціїдіалогу та активізації пізнавальної діяльності студентів шляхом використання групових форм роботи...
55788. Які правила визначають гармонію людини із собою та найближчим оточенням 245 KB
  Стежка Правдивості Команди слухають визначення понять Додаток 3 які вивчали на попередніх уроках етики потім радяться 30 секунд і записують кожне слово на окремому аркуші паперу.
55789. Розвиток розумових здібностей учнів засобами математики 4.37 MB
  Система роботи вчителя на уроці Документи які відображають офіційну оцінку роботи вчителя. З певністю можу сказати що наукове товариство дає навички роботи з науковою літературою ресурсами Інтернету вчить учнів формулювати свої думки планувати роботу. Організація науководослідної роботи учнів та вчителів Положення про роботу наукового товариства Інтелект Загальні положення Наукове товариство Інтелект об’єднує учнів школи зацікавлених у підвищенні свого інтелектуального та культурного рівня які...
55790. Розвиток здібностей школярів до словесної творчості на уроках української літератури в 5 класі 101 KB
  Як запалити у дитини вогник творчого розповідання У педагогічній науці і практиці постійно ведеться інтенсивний пошук дієвих і цікавих дітям методів і прийомів навчання спрямованих на розвиток їхньої словесної творчості.
55791. Развитие творчества и художественных способностей детей средствами изобразительной деятельности 44.5 KB
  На все руки мастер Если краска есть у вас Кисть не обязательна: Можно пальцем рисовать Просто замечательно Пальцем я зеленой краской Нарисую огурец Помидорку красной краской Вот какой я молодец...