26519

Дискуссии в отечественной и зарубежной историографии о периодизации ВФ буржуазной революции, ее характере, движущих силах и итогах

Доклад

История и СИД

Ленин развил мысли Маркса и Энгельса; показал решающую роль крестьянства и плебейского элемента городов в победе революции высоко оценил роль якобинцев и диктатуры. революции роль перешла к историкам радикального направления. атлантической революции.

Русский

2013-08-18

44 KB

2 чел.

(5) Дискуссии в отечественной и зарубежной историографии о периодизации

ВФ буржуазной революции, ее характере, движущих силах и итогах.

Дискуссии в историографии ВФР периодизация, движение сил, итоги.

Классическая историография ВФР

-Антифеодальная –Буржуазная -Народная по методам и способам ее осуществления (Манфред)

Революция развивается по восходящей линии (Маркс)

1 этап жирондисты, 2. фельяны, 3. якобинцы

сейчас 1789-1799- 4 этапа – четвертый термидорианцы.

Отказ от восходящей линии. Почему?

На 1-2 этапах произошла ликвидация сословий, цехов, ведение единой системы мер и весов, свобода торговли, все жители Франции Граждане, выборность властей, гласное и бесплатное судопроизводство, мужчины с 21 года, Франция Стала республикой.

Марксисты. содержание ФР как падение феод. и утверждение капиталистич. строя раскрыли Маркс и Энгельс. показали внутр. противоречивость, сложность и многогранность общественных сил. Они пришли выводу: буржуазная по характеру и результатам, ФР была совершена прежде всего усилиями трудящихся масс Франции, совершена во главе с буржуазией и в борьбе с нею, а на высшем этапе - прямо вопреки воле верхних ее слоев. Диалектико-материалистич. концепция легла в основу марксистской историографии.

Париж. Коммуна 1871 побудила часть бурж. историков к пересмотру истории ФР с реакционных позиций. Тэн "Происхождение совр. Франции". Валлон, Мадлен, Марион.

борьба за упрочение республ. строя в период Третьей республики активизировала исследование с бурж.-республ. позиции. Изучение превратилось в особую отрасль науки. В 80-е гг. 19 в. оформилась школа бурж.-респ. направления во гл. с Оларом. рассматривал с позиций борьбы идей.

На рубеже 19-20 вв. все большее внимание стала привлекать социально-экономич. история ФР. Жорес, Каутский, Кунов, Бакс. Ведущая роль принадлежала историкам бурж.-либерального направления (Олар, Саньяк, Бреш).

Историки т. н. "русской школы" Кареев, Лучицкий, Ковалевский положили начало изучению крест. вопроса. Тарле опубликовал исследование по истории рабочих. книга Кропоткина - попытка показать определяющую роль нар. движения.

Ленин развил мысли Маркса и Энгельса; показал решающую роль крестьянства и плебейского элемента городов в победе революции, высоко оценил роль якобинцев и диктатуры. переворот был проведен активно-революционной массой народа, рабочих и крестьян, отодвинувших, хотя бы на время буржуазию.

После Окт. революции роль перешла к историкам радикального направления. Матьез, Лефевр, Лабрус.

в последнее время выявилось стремление ряда бурж. историков принизить значение ФР как переломного рубежа в истории Франции и Европы. Возобновились попытки "опровергнуть" марксистскую концепцию (Фюре), подвергнуть пересмотру ее традиционно-либеральную и бурж.-демократич интерпретацию (Коббен). Он отрицает наличие феод. отношений в кон. 18 в., отрицает антифеод. характер ФР, доказывает, что нар. движение 89-94 оказалось бесплодным и консервативным. Палмер (США), ФР была эпизодом т. н. "атлантической" революции. Концепцию развивал Годшо.

Период новейшей истории, усиление марксистской историографии. В центре внимания сов историков - история классовой борьбы, народных движений. исследования о классовой борьбе в деревне (Лукин, Петров, Адо), о плебейском движении (Тарле, Захер, Лотте), о классовой борьбе во время диктатуры и якобинцах (Лукин, Фридлянд, Старосельский, Манфред, Далин, Ревуненков), о общественно-политичских идеях периода ФР (Волгин, Далин, Кучеренко). проблемы социально-экономич. строя предреволюционной Франции (Лукин, Сказкин, Потемкин), экономич. кризис накануне, идеологич. борьбы накануне (Момджян, Гордон, Манфред, Поршнев), клас. борьбы в период термидорианской реакции (Щеголев, Добролюбский).

После 2мв усилилась прогрессивная струя в странах Запада, выросла роль маркс направления. Собуль, впервые осветил движение трудящихся Парижа во время революции, особенно в период диктатуры; работы по истории и предыстории. Рюде (англ) дал детальный социальный анализ массовых нар. "бунтов" и восстаний перед революцией и во время нее. Теннесон (норв) продолжил начатое Тарле исследование жерминальского и прериальского восстаний 1795. Кобб (англ), деятельность вооруж. отрядов "санкюлотов". Франц. историки-марксисты (Собуль, Мазорик, Робен, Лемаршан) разрабатывают проблемы экономич. и социальных предпосылок.

что представляла Фр. Перед войной? Классическое мнение – феодальная страна, мешавшая феодальному развитию.

Фюре – феодализма во Франции не было.

«Старый порядок»  - ситуация в стране перед революцией.

Токвиль поставил вопрос преемственности (континуитета) – связь между старым порядком и новым.

Кто стоял во главе революции?

Манфред говорил, что буржуазия старого порядка (откупщики) не выступали против. А вот торгово-промышленная  буржуазия возглавляла революцию. Буржуазия в 18 в., люди вкладывавшие деньги в землю. Крупные металлургические предприятия на землях крупных сеньоров.

Ревизионисты – говорили, что во главе стоит элита. Были разные революции аристократическая, плебейская – несколько революций совпавших по времени, но в аристокр. наибольший успех.

Элита-  верхушка фр. Буржуазии и либерального дворянства (объединяло образование, воспитание, благосостояние). Либеральное дворянство уходит от революции, когда встает аграрный вопрос.  

Какова роль буржуазии в ВФР?

С 90-х гг. работы о роли в буржуазии начал Чудинов – надо выбросить буржуа из ВФР. Смирнов – а кто больше выиграл от ФР, получается, что буржуазия.

Во фр. Сохранены перегородки между сословиями. Буржуа и крестьянство могли временно быть союзниками.

ВФР – считается главной из всех революций.

Советско-Марксиская историография – антифеодальная, буржуазная и народная (по средствам и методам ее осуществления). Фр. Была страной феодальной и это сдерживало буржуазное развитие.

Токвиль «Старый порядок и революция», революция закономерна. Но она не была необходимой и неизбежной, т.к. были корни капитализма, которые все равно взошли бы при условии проведения необходимых реформ.

по разному понимали понятие «феодализм».

1) Собуль: феодализм – это особый тип соц.-эк. Организации в деревне. Суть – присвоение Синьором прибавочного продукта крестьянина. Если крестьянин отдавал часть своего дохода, значит это феодализм – наличие сеньориальных повинностей.

2) Фюре и др – это система вассально-ленных отношений. А к этому вр. Фр. является государством с сильной центральной властью. Т.о. необходимости в революции не было.

II. Если из определения Собуля, можно ли выяснить в какой степени сохранились эти феодальные отношения: надо посмотреть на ту долю крестьян которая отдает Сеньору прибавочный продукт. Надо посмотреть откуда у Сеньора больше дохода: от крестьянина или от своего хозяйства, производства и т.д.

В итоге во Фр. Не было четко регламентированной зависимости.

за годы революции, последовательно уничтожены все формы феодальной зависимости (законодательные акты сменявших др. друга органов 1789-93 гг.). Путем порценирования были уничтожены крупные З. владения. ВФР добивалась буржуазно-демократического решения аграрного ?. законодательство не только закрепило за крестьянами буржуазное право частной собственности на З. наделы, в отношении которых ранее они обладали лишь феодальным правом, но и передала в частную собственность крестьянам общинные З. Была создана и укреплена якобинцами крестьянская парцелла (свободная З. собственность крестьянина). Однако декреты проводились частично. Аграрный ? так же был центральным, в его решении были заинтересованы и крестьяне и буржуазия, последняя хотела развернуть капиталистические отношения в деревне. Крестьяне стремились к ликвидации феодальных пережитков и хотели закрепить З. в собственность.

Периодизация:

Статья Бовыкина «Термидор, или Миф о конце Революции». Контрреволюция или возврат к истокам?

Буасси – 9 термидор это заря революции

Бабеф, Буанаротти – революция 9 термидора прервана, не завершена. Необходим не возврат к 1789, а продолжение (на которое способны только якобинцы)

Блан – то что после 9 термидора – контрреволюция.

Маркс – термидорианцы двигали Р вперед. "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", господство жирондистов, господство якобинцев. Каждая из этих партий опирается на более передовую. Как только данная партия продвинула революцию настолько, что уже не в состоянии ни следовать за ней, ни возглавлять, - эту партию отстраняет стоящий за ней более смелый союзник. Революция движется по восходящей линии.

Энгельс – революция посте 9Т задушена алчной буржуазией.

Рише, Фюре - не конец революции, не конец народовластия. замена одного типа власти другим, и только в этом смысле конец Революции. нельзя закрывать глаза на преемственность, континуитет событий. "Это по большей части то же парламентское большинство, которое последовательно оставляло свободу действий жирондистам, монтаньярам, термидорианцам, и которое затем превратилось в правящее чиновничество Директории".

Палмер – 9Т не конец.  Матьез – конец.

C 80-х годов модификация взглядов. Термидор рассматривается как конец не только якобинской республики, но и революции в целом.

Для сов историографии характерна тенденция жестко-оценочной периодизации, выделяя восходящую  и нисходящую линии. Фридлянд, "после падения Робеспьера победила буржуазная республика, ликвидировавшая демократические завоевания революции". диктатура Робеспьера как высшая точка, а после 9т революция изживает себя. Добролюбский. Манфред.

Адо – термидор часть революции. с этого времени расширение границ до 1799 г. прочно входит в научный оборот и в 1988 г. "цензовая буржуазная республика (1795-1799)" уже считается неотъемлемой частью революции.

Черняк "восходящая линия завершилась к началу 1794 г.". Болховитинов.

Туган-Барановский. Термидорианцы не были контрреволюционеры. Смысл переворота в возвращении революции в буржуазное русло. Согрин " нормализация буржуазного миропорядка, который объективно и стоял на главном месте в повестке революции".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82766. Давление и сила давления 67.5 KB
  Как вы считаете какие задачи нам нужно решить что нужно узнать о давлении чтобы разгадать всю тайну Учащиеся называют что нужно узнать о давлении что такое давление чем оно характеризуется от чего зависит как его рассчитать где применяется.
82767. Царство Грибов. Плесневые грибы 40.08 KB
  Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления. Тип урока: комбинированный( изучения нового материала и первичное закрепление); Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный...
82768. С любовью на все времена. Ко Дню 8 Марта 41 KB
  Без солнца не цветут цветы без любви нет счастья без женщин нет любви без матери нет ни поэта ни героя. Горький Ведущий что может быть на свете священнее имени матери Человек еще не сделавший ни одного шага по земле и только только начинающий лопотать неуверенно и старательно складывает...
82769. «Literary quiz». Внеклассное мероприятие для учащихся 9-ых классов 28.43 KB
  Выбор темы внеклассного мероприятия по английскому языку обусловлен ее актуальностью и местом в системе уроков английского языка. Время проведения мероприятия: 40 минут Место проведения: кабинет английского языка. Содержание и методика мероприятия: учащиеся делятся на две команды соответствующие...
82770. Русский лес. Иван Соколов-Микитов. Е. Баратынский. Где сладкий шепот… 299.5 KB
  Цель: учить выразительно читать, оценивать качество чтения и содержание прочитанного, находить нужные части содержания; развивать речь, чувство прекрасного, эстетический вкус и художественное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.
82771. Твоя домівка 196.5 KB
  Підручник з основ здоровя ноутбук проектор екран слайд-шоу фрагменти з мультфільмів виставка Візитна карточка моєї домівки. Тож і ми часу не гаймо Урок основ здоровя починаймо. Повторення вивченого Мозковий штурм Що ви зробили сьогодні зранку щоб бути здоровими Що зробите для цього ввечері...
82772. Овочі і фрукти, молочні продукти, їх значення для росту і розвитку 774 KB
  Вчити учнів розпізнавати корисні і шкідливі продукти харчування пояснити чому дітям потрібно вживати овочі фруктимолочні продукти щодня; пояснити значення харчування для здоров’я; виховувати свідоме ставлення до свого здоров’я. Сюжетні малюнки: овочі фрукти молочні і мясні продукти тістечка цукерки торти...
82773. Я і Україна. Довкілля 78 KB
  Мета уроку: розширити знання учнів про пори року; збагачувати уявлення молодших школярів про красу рідної природи; розвивати спостережливість, допитливість, творчу уяву, мислення, зв’язне мовлення; збагачувати словниковий запас; прищеплювати любов до природи та бережливе ставлення до довкілля.
82774. Досліджую свою оселю 107.5 KB
  Мета: вчити учнів досліджувати своє довкілля, робити висновки зі своїх досліджень, формувати у дітей уявлення про різноманітність архітектурних споруд, викликати інтерес до пізнання через дослідження, розвивати прагнення прикрасити, зробити комфортнішою свою оселю, виховувати активну позицію...