26519

Дискуссии в отечественной и зарубежной историографии о периодизации ВФ буржуазной революции, ее характере, движущих силах и итогах

Доклад

История и СИД

Ленин развил мысли Маркса и Энгельса; показал решающую роль крестьянства и плебейского элемента городов в победе революции высоко оценил роль якобинцев и диктатуры. революции роль перешла к историкам радикального направления. атлантической революции.

Русский

2013-08-18

44 KB

2 чел.

(5) Дискуссии в отечественной и зарубежной историографии о периодизации

ВФ буржуазной революции, ее характере, движущих силах и итогах.

Дискуссии в историографии ВФР периодизация, движение сил, итоги.

Классическая историография ВФР

-Антифеодальная –Буржуазная -Народная по методам и способам ее осуществления (Манфред)

Революция развивается по восходящей линии (Маркс)

1 этап жирондисты, 2. фельяны, 3. якобинцы

сейчас 1789-1799- 4 этапа – четвертый термидорианцы.

Отказ от восходящей линии. Почему?

На 1-2 этапах произошла ликвидация сословий, цехов, ведение единой системы мер и весов, свобода торговли, все жители Франции Граждане, выборность властей, гласное и бесплатное судопроизводство, мужчины с 21 года, Франция Стала республикой.

Марксисты. содержание ФР как падение феод. и утверждение капиталистич. строя раскрыли Маркс и Энгельс. показали внутр. противоречивость, сложность и многогранность общественных сил. Они пришли выводу: буржуазная по характеру и результатам, ФР была совершена прежде всего усилиями трудящихся масс Франции, совершена во главе с буржуазией и в борьбе с нею, а на высшем этапе - прямо вопреки воле верхних ее слоев. Диалектико-материалистич. концепция легла в основу марксистской историографии.

Париж. Коммуна 1871 побудила часть бурж. историков к пересмотру истории ФР с реакционных позиций. Тэн "Происхождение совр. Франции". Валлон, Мадлен, Марион.

борьба за упрочение республ. строя в период Третьей республики активизировала исследование с бурж.-республ. позиции. Изучение превратилось в особую отрасль науки. В 80-е гг. 19 в. оформилась школа бурж.-респ. направления во гл. с Оларом. рассматривал с позиций борьбы идей.

На рубеже 19-20 вв. все большее внимание стала привлекать социально-экономич. история ФР. Жорес, Каутский, Кунов, Бакс. Ведущая роль принадлежала историкам бурж.-либерального направления (Олар, Саньяк, Бреш).

Историки т. н. "русской школы" Кареев, Лучицкий, Ковалевский положили начало изучению крест. вопроса. Тарле опубликовал исследование по истории рабочих. книга Кропоткина - попытка показать определяющую роль нар. движения.

Ленин развил мысли Маркса и Энгельса; показал решающую роль крестьянства и плебейского элемента городов в победе революции, высоко оценил роль якобинцев и диктатуры. переворот был проведен активно-революционной массой народа, рабочих и крестьян, отодвинувших, хотя бы на время буржуазию.

После Окт. революции роль перешла к историкам радикального направления. Матьез, Лефевр, Лабрус.

в последнее время выявилось стремление ряда бурж. историков принизить значение ФР как переломного рубежа в истории Франции и Европы. Возобновились попытки "опровергнуть" марксистскую концепцию (Фюре), подвергнуть пересмотру ее традиционно-либеральную и бурж.-демократич интерпретацию (Коббен). Он отрицает наличие феод. отношений в кон. 18 в., отрицает антифеод. характер ФР, доказывает, что нар. движение 89-94 оказалось бесплодным и консервативным. Палмер (США), ФР была эпизодом т. н. "атлантической" революции. Концепцию развивал Годшо.

Период новейшей истории, усиление марксистской историографии. В центре внимания сов историков - история классовой борьбы, народных движений. исследования о классовой борьбе в деревне (Лукин, Петров, Адо), о плебейском движении (Тарле, Захер, Лотте), о классовой борьбе во время диктатуры и якобинцах (Лукин, Фридлянд, Старосельский, Манфред, Далин, Ревуненков), о общественно-политичских идеях периода ФР (Волгин, Далин, Кучеренко). проблемы социально-экономич. строя предреволюционной Франции (Лукин, Сказкин, Потемкин), экономич. кризис накануне, идеологич. борьбы накануне (Момджян, Гордон, Манфред, Поршнев), клас. борьбы в период термидорианской реакции (Щеголев, Добролюбский).

После 2мв усилилась прогрессивная струя в странах Запада, выросла роль маркс направления. Собуль, впервые осветил движение трудящихся Парижа во время революции, особенно в период диктатуры; работы по истории и предыстории. Рюде (англ) дал детальный социальный анализ массовых нар. "бунтов" и восстаний перед революцией и во время нее. Теннесон (норв) продолжил начатое Тарле исследование жерминальского и прериальского восстаний 1795. Кобб (англ), деятельность вооруж. отрядов "санкюлотов". Франц. историки-марксисты (Собуль, Мазорик, Робен, Лемаршан) разрабатывают проблемы экономич. и социальных предпосылок.

что представляла Фр. Перед войной? Классическое мнение – феодальная страна, мешавшая феодальному развитию.

Фюре – феодализма во Франции не было.

«Старый порядок»  - ситуация в стране перед революцией.

Токвиль поставил вопрос преемственности (континуитета) – связь между старым порядком и новым.

Кто стоял во главе революции?

Манфред говорил, что буржуазия старого порядка (откупщики) не выступали против. А вот торгово-промышленная  буржуазия возглавляла революцию. Буржуазия в 18 в., люди вкладывавшие деньги в землю. Крупные металлургические предприятия на землях крупных сеньоров.

Ревизионисты – говорили, что во главе стоит элита. Были разные революции аристократическая, плебейская – несколько революций совпавших по времени, но в аристокр. наибольший успех.

Элита-  верхушка фр. Буржуазии и либерального дворянства (объединяло образование, воспитание, благосостояние). Либеральное дворянство уходит от революции, когда встает аграрный вопрос.  

Какова роль буржуазии в ВФР?

С 90-х гг. работы о роли в буржуазии начал Чудинов – надо выбросить буржуа из ВФР. Смирнов – а кто больше выиграл от ФР, получается, что буржуазия.

Во фр. Сохранены перегородки между сословиями. Буржуа и крестьянство могли временно быть союзниками.

ВФР – считается главной из всех революций.

Советско-Марксиская историография – антифеодальная, буржуазная и народная (по средствам и методам ее осуществления). Фр. Была страной феодальной и это сдерживало буржуазное развитие.

Токвиль «Старый порядок и революция», революция закономерна. Но она не была необходимой и неизбежной, т.к. были корни капитализма, которые все равно взошли бы при условии проведения необходимых реформ.

по разному понимали понятие «феодализм».

1) Собуль: феодализм – это особый тип соц.-эк. Организации в деревне. Суть – присвоение Синьором прибавочного продукта крестьянина. Если крестьянин отдавал часть своего дохода, значит это феодализм – наличие сеньориальных повинностей.

2) Фюре и др – это система вассально-ленных отношений. А к этому вр. Фр. является государством с сильной центральной властью. Т.о. необходимости в революции не было.

II. Если из определения Собуля, можно ли выяснить в какой степени сохранились эти феодальные отношения: надо посмотреть на ту долю крестьян которая отдает Сеньору прибавочный продукт. Надо посмотреть откуда у Сеньора больше дохода: от крестьянина или от своего хозяйства, производства и т.д.

В итоге во Фр. Не было четко регламентированной зависимости.

за годы революции, последовательно уничтожены все формы феодальной зависимости (законодательные акты сменявших др. друга органов 1789-93 гг.). Путем порценирования были уничтожены крупные З. владения. ВФР добивалась буржуазно-демократического решения аграрного ?. законодательство не только закрепило за крестьянами буржуазное право частной собственности на З. наделы, в отношении которых ранее они обладали лишь феодальным правом, но и передала в частную собственность крестьянам общинные З. Была создана и укреплена якобинцами крестьянская парцелла (свободная З. собственность крестьянина). Однако декреты проводились частично. Аграрный ? так же был центральным, в его решении были заинтересованы и крестьяне и буржуазия, последняя хотела развернуть капиталистические отношения в деревне. Крестьяне стремились к ликвидации феодальных пережитков и хотели закрепить З. в собственность.

Периодизация:

Статья Бовыкина «Термидор, или Миф о конце Революции». Контрреволюция или возврат к истокам?

Буасси – 9 термидор это заря революции

Бабеф, Буанаротти – революция 9 термидора прервана, не завершена. Необходим не возврат к 1789, а продолжение (на которое способны только якобинцы)

Блан – то что после 9 термидора – контрреволюция.

Маркс – термидорианцы двигали Р вперед. "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", господство жирондистов, господство якобинцев. Каждая из этих партий опирается на более передовую. Как только данная партия продвинула революцию настолько, что уже не в состоянии ни следовать за ней, ни возглавлять, - эту партию отстраняет стоящий за ней более смелый союзник. Революция движется по восходящей линии.

Энгельс – революция посте 9Т задушена алчной буржуазией.

Рише, Фюре - не конец революции, не конец народовластия. замена одного типа власти другим, и только в этом смысле конец Революции. нельзя закрывать глаза на преемственность, континуитет событий. "Это по большей части то же парламентское большинство, которое последовательно оставляло свободу действий жирондистам, монтаньярам, термидорианцам, и которое затем превратилось в правящее чиновничество Директории".

Палмер – 9Т не конец.  Матьез – конец.

C 80-х годов модификация взглядов. Термидор рассматривается как конец не только якобинской республики, но и революции в целом.

Для сов историографии характерна тенденция жестко-оценочной периодизации, выделяя восходящую  и нисходящую линии. Фридлянд, "после падения Робеспьера победила буржуазная республика, ликвидировавшая демократические завоевания революции". диктатура Робеспьера как высшая точка, а после 9т революция изживает себя. Добролюбский. Манфред.

Адо – термидор часть революции. с этого времени расширение границ до 1799 г. прочно входит в научный оборот и в 1988 г. "цензовая буржуазная республика (1795-1799)" уже считается неотъемлемой частью революции.

Черняк "восходящая линия завершилась к началу 1794 г.". Болховитинов.

Туган-Барановский. Термидорианцы не были контрреволюционеры. Смысл переворота в возвращении революции в буржуазное русло. Согрин " нормализация буржуазного миропорядка, который объективно и стоял на главном месте в повестке революции".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32842. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека 14.93 KB
  Проблема сущности человека. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы характер темперамент переживания эмоции и т. Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии.
32843. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности 13.83 KB
  Структура личности. Социализация это процесс играющий огромную роль в жизни как отдельной личности так и общества. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности способность быть самим собой в рамках социальной системы выражается в понятии индивидуальность. Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия: 1 общечеловеческих признаков как природных так и социальных 2 особенных в качестве представителя определенного конкретноисторического этапа развития общества с его специфическими...
32844. Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача 14.39 KB
  Свобода одна из основных философских категорий характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском религиозном этическом социальном политическом экономическом. в необходимости всегда присутствует свобода.
32845. Особенности социализации личности. Проблема девиантного поведения и его причины 16.74 KB
  Особенности социализации личности. Социализация личностиэто процесс усвоения индивидом социального опыта общества к которому он принадлежит. Социализация рассматривается как процесс условие проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
32846. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни 15.34 KB
  Проблема жизни смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании прежде всего в философии и религии. Для ранней античной философии характерен космоцентричный подход к пониманию проблемы жизни и смерти.
32847. Общество как материальная система 15.36 KB
  Общество это обособившаяся от природы часть материального мира высокоорганизованная материальная система подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств: объективность системность и структурность движение пространство время отражение самоорганизация. Общество возникает и существует объективно т. Общество представляет собой открытую развивающуюся систему.
32848. Материально-производственная сфера общественное жизни.Диалектика производительных сил и производственных отношений 12.99 KB
  Материальное производство характеризуется определенным способом производства который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. В этом проявляется диалектика экономических потребностей производства и потребления.; способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие...
32849. Социальная сфера общественной жизни. Социальная структура общества. Виды социальных общностей 13.65 KB
  Социальная структура общества. Сфера общества это социальное пространство которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности. Социальная сфера это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами социальными группами и социальными общностями. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества социальных общностей и групп отношения общества и личности здесь создаются и совершенствуются условия труда быта и досуга.
32850. Политическая сфера общественной жизни. Структура и соц функции. Государство,как основной политический институт 12.55 KB
  Общество как система состоит из нескольких подсистем или сфер основными из которых являются экономическая социальная политическая духовная и экологическая. Политическая сфера область общественной жизни включающая в себя политические отношения данного общества. и международные; политическая деятельность; политическое сознание политическая идеология и политическая психология.