26520

Проблемы якобинской диктатуры в историографии

Доклад

История и СИД

Якобинцы: Террор декрет о подозрительных каждый кто своими делами помыслами мешает революции подлежит суду в лице революционного трибунала Якобинцам нужно накормить город установить республику Закон о реквизициях обещали в будущем заплатить оставляли только семейный запас. принудительный займ у богачей в 1млрд франков Вся нация мобилизовалась до полной победы революции Попытка ввести новую религию. Революции восходящей линии см. 20 века стали задаваться вопросом о классовой природе революции чьи интересы она...

Русский

2013-08-18

34 KB

62 чел.

6 вопрос. Проблемы якобинской диктатуры в историографии.

Якобинская диктатура

Конвент

КОС           КОБ

Революционный комитет

КОС – комитет общественного спасения,

КОБ – комитет общественной безопасности

Конвент – в основном состоял из «болота», поддерживали КОС во всех начинаниях.

Система якобинской диктатуры опиралась на революционные комитеты.

Почему диктатура? (якобинцы)

Диктатура – чрезвычайная власть, которая управляется чрезвычайными жесткими методами.

Якобинцы:

• Террор, «декрет о подозрительных»

«каждый кто своими делами, помыслами мешает революции подлежит суду, в лице революционного трибунала»

• Якобинцам нужно накормить город, установить республику, «Закон о реквизициях», обещали в будущем заплатить, оставляли только «семейный запас».

• принудительный займ  у богачей в 1млрд франков

• Вся нация мобилизовалась до полной победы революции

• Попытка ввести новую религию. «Культ разума», священники должны присягать государству.

• Якобинцы регламентировали все стороны жизни – тоталитаризм.

_________

Советская историография исходя из марксисткой методологии, характеризовала Якоб. Революции «восходящей линии»

см. дискуссии ВФБР.

«Всякая революция чего-то стоит, если умеет себя защитить» (Французская рев-я) Ленин

Только в 60-70 –х гг. 20 века стали задаваться вопросом о классовой природе революции, чьи интересы она отстаивала?

1. Традиционная.

Альфред Захарович Манфред.

Конечно якобинцы защищали интересы буржуазии, однако не только буржуазии, но интересы блока разноклассовых сил (мелкая и средняя демократическая буржуазия, крестьянство и плебейство)  - 95% населения Франции.

Что их объединяло? 1. Все были заинтересованы в ликвидации феодализма, установление «диктатуры всего французского народа».

2. победа над интервентами

конечно в этом блоке были противоречия, но полностью их интересы не совпадают

__

Во Франции в это время работа «Парижские санкюлоты» эпохи якобинской диктатуры. Альфред Сабуль.

Санкюлоты – городские низы. Взаимоотношения между санкюлотами и буржуазией. Якобинцы выражали интересы  буржуазии «прямая линия». Организуется буржуазная диктатура. Формируется зачаточная диктатура низов. Профессор Ленинградского университета Влад Ревуненков вступил в спор с Манфредом  (Москва).

Положительный момент этой дискуссии в том что  было проведено тщательное исследование экономики и социальной политики якобинцев.

Фр. Революция «Свобода, равенство, братство»

Якобинцы были сторонниками уравнения (эголитариев)?

Робеспьер:

«Опасность внешняя исходит от буржуазии, надо сплотить народ против буржуазии»

«Мы никогда не стремились  уровнять богатство и бедность это химера, наша задача, чтобы бедность была так же почетна как и богатство».

Спор иссяк. Ревуненко и Манфред не подвергли истинности:

1 террор оправдан

2. место якобинской диктатуры.

____

90-е гг. Каково место Якобиской диктатуры во Фр революции? Действительно она  является высшим этапом?

Сначало это предположение родилось на западе. Фюре «Французская революция нормально развивалась до 93 г., а потом с ней произошло то, что происходит с автомобилем на гололеде, ее занесло»

Сначала советские историки встретили эту теорию враждебно. Но потом задумались.

Феодальные пережитки ликвидировались на 1 этапе революции, частично на втором. Якобинцы – землю без выкупа

    - отстояли Францию от интервентов.

Но остальное уже совершено до них.

__

«Было бы смешно и наивно назвать термидор контрреволюцией» Туган Барановский

Термидор – переворот или возвращение в нормальное русло революции.

4 этап революции термидорианцы

_____  

Вопрос о якобинском терроре?

«Чтобы быть якобинцем надо не только сметь, но и уметь рубить головы врагам революции» Ленин

С позиции морали, этики можно говорить о терроре, спор возникает тогда когда мы задаем  революции вопрос а против чего? Послужил ли он на благо революции? Какая цель?

80% из жертв террора, из них 60% крестьяне и плебс.

Для оправдания террора «теория обстоятельств»

Якобинцы вынуждены были пойти на жертвы.

1. Ситуация во Франции к моменту приходу у власти якобинцев. 83 территории во Франции. 60 из них под властью врагов революции.

2. не якобинцы развязали террор. Роялисты и жирондистами они просто ответили террором. (Убийство Марата, восстание в Леоне)

3. Отношение Фр. Народа к этой системе террора. Народ требовал жесткой расправы над врагами революции.

До кон 80-х гг. поддерживали ученые.

Черняк 1984 г. статья.

o к концу весны 1794 г. интервенты изгнаны. Но террор усилился в последние 3 месяца.

o Надо различать террор 1793 – тоже ужасный, можно объяснить.

o 1794 г. резня за власть (убийство Эбера, Дантона)

o попытка отказаться от «теории обстоятельств», пытался найти компромисс.

Почему возник террор?

В литературе появились цифры жертв.

Кружные столы «по проблемам Фр. Революции»

«Известные события конца 18 века». Ничего не было 15 лет. 200 г.2 монографии

Чудинов «Утопии века просвещения»

Якобинцы как и многие жирондисты последователи Руссо. Руссо обосновал роль государства, как могущество государства, контролирующего все стороны все стороны жизни. Но она была утопична, загоняя силой, кто не хотел идти в это счастливое общество подвергаясь террору. Террор «реализует идеологическую утопию».

Фр. Генире «Политика террора» Париж 2000 г.

Не согласен с «теорией обстоятельств», смотрит на  террор совершенно с другой стороны. Революция и террор близнецы братья. Революции всегда сопровождается террором. Истоки террора задолго до 1793 г. как только нарушаются права человека.

Революция ведет террор для устранения инакомыслящих.

Переоценка деятелей фр. Диктатуры споры будут продолжаться


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58708. Число іменників (однина і множина) 87.5 KB
  Які іменники відносяться до власних Як пишуться власні іменники А як загальні Наведіть приклади. Які іменники відносяться до чоловічого роду Які до жіночого А які до середнього Актуалізація опорних знань. Я буду називати іменники а ви будете записувати у перший стовпчик іменники...
58709. Урок української літератури з використанням відеозаписів та особистісно орієнтованих технологій 59.5 KB
  Обладнання: портрети Сковороди книжки з його творами відеофільм Григорій Сковорода збірка Сад божественних пісень підручник. Де і коли народився Григорій Сковорода У Чорнухах на Полтавщині 3 грудня 1722 р. Сковорода Хто були його батьки...
58710. Клуб веселых математиков 39.5 KB
  Цель: обобщать и систематизировать знания по математике. Задачи: познакомить с различными видами задач по математике; развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, творческие способности...
58711. Здоровые дети – в здоровой семье 49.5 KB
  Оборудование Экран мультимедийный проектор ноутбук Набор цветных кружков красный желтый зеленый для каждого учащегося Ход мероприятия Слайд 1 Всем известно и понятно Что здоровым быть приятно. Слайд 2 Добрый день ребята.
58712. Поговорим об этикете 14.5 KB
  Цели: формирование у школьников этической культуры, дружелюбия и вежливости,уважения и чуткости по отношению к другим людям. Оборудование: сигнальные карточки - синего и красного цветов, иллюстрации.
58713. Умеем ли мы правильно питаться 39.5 KB
  Здравствуйте ребята А вы знаете что когда человек говорит слово здравствуйте он желает человеку здоровья. Помидоры Учитель: Кто догадался о чем пойдет речь на уроке ответы детей Верно ребята мы будем говорить о пользе продуктов.
58714. Національно-визвольна війна українського народу проти Речі Посполитої у 1648-1657 рр. Відродження української держави 71 KB
  Мета: Повторити й узагальнити вивчений матеріал з теми за схемою: передумови - хід подій – результати та змагання з метою систематизації набутих знань. Виховувати у учнів інтерес до навчання, почуття справжнього патріотизму і любові до своєї Вітчизни.
58716. Движение тела, брошенного под углом к горизонту 57 KB
  Цели урока. дидактическая: познакомить учащихся с особенностями движение тела, брошенного под углом к горизонту, а также с математическим описанием этого движения; развивающая: развивать образное мышление, качество речи, показать связь физических законов и явлений с математическими выражениями.