26528

Страны Европы и США в годы I мир. войны

Доклад

История и СИД

Если Тарле подчеркивал агрессивность только германского империализма то его оппоненты Покровский и его школа перекладывали ответственность на страны Антанты в том числе и на Россию Причинами I мир.вернуть утраченные территории в войне с Германией играть ведущую роль на континенте Англ.сокрушить Герм. Герм.

Русский

2013-08-18

39 KB

1 чел.

(14).Страны Европы и США в годы I мир. войны.  

Ленин говорил о характере войны в тезисах о войне- как о грабительской и империалистич. Военная история первой мировой войны изучена полно, В советской ист принято отмечать 40-летний и последующие круглые юбилеи со дня начала первой мировой войны издание крупных обобщающих работ. Характерной чертой военно-исторических исследований Вежковского, Ляхова, Айрапетяна, Кабанова, Ростунова , коллективных работ (Флот в первой мировой войне, Первая мировая война; История первой мировой войны 1914 - 1918) и др., является анализ военных событий преимущественно на Восточном фронте, показ войны как империалистической, однако при собой позиции России, Идеологизация истории первой мировой войны проявлялась особенно в том, что российскому военному командованию отказывалось в заслугах перед отечеством. основой для дискуссий в сов ист литературе по вопросу о том, кто является конкретным виновником развязывания. Еще в 20-е. годы были высказаны диаметрально противоположные точки зрения на этот вопрос. Если Тарле подчеркивал агрессивность только германского империализма, то его оппоненты Покровский и его "школа" перекладывали ответственность на страны Антанты, в том числе и на Россию,

Причинами I мир. войны были столкновения интересов Европ.держав в переделе мира – рынки сырья и сбыта. война по расстановке и охвату сил не могла быть локальной, только мировой; по характеру готовилась как империалистическая война за передел уже поделенного мира:

• Фр.-вернуть утраченные территории в войне с Германией, играть ведущую роль на континенте

• Англ.-сокрушить Герм. как главного конкурента

• Россия-защита славян от Авст.-Венгр. и расширить влияние на Балканах вплоть до Черноморских проливов.

• Герм.-сокрушить Англ. как конкурента, сокруш. Фр-цию и объединить гос-ва серединной Европы под своим руково-ом с колонизацией европейск. части России

• Авст-Венг.-влияние на Балканах и разгром соперника-России.

Поводом послужил июльский кризис 1914г. 28 июня Авс.Венг престолонаследник Франц-Фердинанд убит Гаврило Принцепом (националистич организация «Млада Босна») в годовщину Авст.-Венг ига. Подстрекаемая Германией Авст-Венг  предъявила ультиматум, требования которого ущемляли независимость страны. Сербы приняли его кроме 1 статьи - ? о следствии по делу убийства предлагали передать на обсуждение международ. трибунала. Авст.-Венг. объявляет Сербии войну. 29 июля Россия объявила частичную, затем всеобщую мобилизацию, тогда Герм. 1 августа 1914 объявила войну России, а 3 августа – Франции.

1914.Герм. придерживалась изначально плана Шлифена – быстрый разгром сначала Фр., а потом России. За 3 недели немцы прошли через Бельгию; сломали сопротивление фр. войск на границе; прошли р.Марну и подошли к Вердену – над Парижем нависла угроза. Фр. обратилась за помощью к России и та бросила свои войска на Восточн. фронт. Наступление рус. армии на вост. Пруссию и в южном направлении против австро-венг. войск отвлекло часть сил Герм. от фр.театра военных действий. Рос. активность на Вост.фронте позволила Фр. собрать силы для контрнаступления: в сентябре 1914 битва на Марне, участвовало 2 млн. чел. В результате герм. войска отступили под натиском фр. и англ. войск. Угроза Парижу ликвидирована – война приобрела позиционный характер, план Шлифена провалился. Герм. оказалась перед необходимостью ведения длительной войны на два фронта.

На восточ.фронте тяжелые бои. России не удалось добиться успеха в Восточ. Пруссии – под напором герм. армии рус. войска оставили ранее захваченные территории, в тоже время Авс.-Венг. армии потерпели поражении в ходе крупной наступательной операции рус. войск в Галиции. К концу 1914 на Востоке также установился позиционный фронт. На море рос. успешно сдерживала натиск Турции, а Англия разгромила нем.эскадру у Фолклендских островов в дек.1914, блокировала нем. флот. Главн. итогом кампании 1914 стал срыв молниеносной войны против Фр. Герм. столкнулась с перспективой ведения войны на 2 фронта в условиях морской блокады-решит. действия на Зап.фронте было решено отложить. 1915. Герм. и Авст. поставили главн. стратегическую задачу: нанести поражение России и вывести ее из войны. На вост.фронте было сосредоточено более половины вооруженных сил австро-герм. блока. В ходе военных действий рус.войска были вытеснены из Вост. Пруссии, Польши, Галиции, части Прибалтики и Белоруссии. Но вост.фронт вновь стабилизировался, планы Герм. снова были сорваны – война приобретала затяжной характер. В ходе войны велась борьба за привлечение новых союзников. Италия в апреле 1915, подписав секретный договор, присоединилась к Антанте, кот. посулила ей территор. приращения на Балканах  после войны. Однако итал. войска не добились успехов в военных действиях в 1915. Война на итало-австр. фронте, открывшемся с мая 1915, носила позиционный характер. Со своей стороны Герм., пообещав Болгарии часть территорий Сербии и Греции, вовлекла и эту страну, помимо Турции, в войну на стороне. В сент. 1915 Болгария подписала договор с Герм., договор с Турцией и конвенцию со всеми участниками четырехстороннего союза. вместо Тройственного союза, кот. распался после присоединения Италии к Антанте, был сформирован Четверной союз против Антанты. в войну вовлекалось все большее число стран, она приобретала все большие масштабы и продолжала распространяться на новые террит-ии. Итогом кампании 1915, стал срыв герм. планов. Переломить ситуацию на Вост.фронте и добиться успехов в морской войне с Великобританией Германии не удалось.

1916. После того как Россия была ослаблена в компании 1915, и стала не способна, по мнению герм. генералов, к широким наступательным операциям, настало время, считали в Берлине, дать решающий бой Фр. На зап.фронте началась война на истощение. Почти весь 1916(с февр. по дек.) продолжалось гигантское сражение у Вердена, прикрывавшего путь германской армии на Париж. Обе стороны бросали в битву все новые и новые резервы. В «Верденской мясорубке» погибло свыше 1 млн. чел. Пытаясь ослабить давление герм. армии на Верден, фр. и англ. войска намеревались прорвать оборону немцев на реке Сомма. Битва на Сомме продолжалась всю осень 1916.( Впервые Англ. применила танки). В авг. 1916 под влиянием успеха рус. армии в Галиции на стороне Антанты выступила Румыния, которой были обещаны территор. приращения – Трансильвания. Однако румынские войска были разбиты австро-венг. частями, румынский фронт пришлось закрыть рус. войсками. во всех воюющих странах формируется военно-гос.-корпоративный капитализм. По мере затягивания войны и усиления тягот возрастало недовольство: карточная система хлеба, ограничение прав и свобод, рабочий день до 12 часов, спекуляция и коррупция. 1917 становится переломным.

1917. Россия-октяб. революция. Советское правительство обратилось к воюющим державам с предложением немедленно заключить демократич. мир – призыв не услышан.3 марта 1918 Брестский мирный договор – Герм отдали территории Рос. и громадная контрибуция. На зап. фронте крупные битвы сменялись периодами позиционной войной. Неограниченная подводная война Герм привела к тому, что в апреле 1917 США объявили Герм. войну. В 1917 инициатива была уже в руках Антанты. В апреле началась призванная стать решающей операция фр. войск в районе Арраса и Реймса – прорвать нем. фронт не удалось(«бойня Нивеля»). Крупное сражение у Камбре в ноябре англ.-фр. командованием – массовая танковая атака прорвала неприступную линию Зигфрида. В октяб. 1917 ит. войска потерпели сокрушит. поражение при Капоретто, Антанте пришлось подбросить ей воен. силу, чтобы спасти страну. эта кампания показала всю бессмысленность ожесточенных военных действий герм. войск и сил Антанты на зап. фронте, когда ценой продвижения на несколько км становились жизни сотен тысяч солдат. В итоге переломить ситуацию на зап. фронте Антанте не удалось.

1918. Весна-лето 1918 – последнее Герман. наступление по плану Людендорфа: 3 последовательных удара в ходе которых немцы вновь вышли к р. Марна. Но Герм. истощена, Фр. переходит в контрнаступление. После поражения под Амьеном – война для Герм. бессмысленна – ищет дипломатического мира. Выбывают из войны и ее союзники – Болг. в сент., Османская Турция в октяб. В это время в Герм. революция – монархия свергнута, а Авст.-Венг.империя в резуль-те революций распадается на новые гос-ва, в Турции тоже рево-ция.11 нояб. 1918 в Компьенском лесу Герм. подписала капитуляцию.

Итоги. Был разгромлен блок наиб. агрессивн. гос-в, распались Рос., Герм., Авс.-Венг. и Османская империи. В целом ряде стран произошли рево-ции – образо-сь нов. гос-ва. Война вызвала соц. потрясения, на полит. сцену вышли новые полит. силы. В боях погибло свыше 10 млн. чел. и в 2 раза больше ранено, огромные экономич. потери, разруха.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27779. Социальное воспитание 16.66 KB
  Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых коллективов субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей подростков юношей их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп коллективов; организацию взаимодействия членов организации а также обучение ему; стимулирование самодеятельности...
27780. Антон Семенович Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив 32.2 KB
  Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Макаренко особенно €œПедагогическая поэма€ и €œФлаги на башнях€ переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
27781. Господарські првовідносини 106 KB
  Юридичний зміст господарських відносин — це права та обов’язки суб’єктів господарювання, які виникають у них у процесі здійснення зазначеної діяльності.
27782. Педагогика сотрудничества 19.18 KB
  в советской педагогике получает развитие новое направление педагогика сотрудничества система методов приемов обучения и воспитания основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах: обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся; обучение без принуждения; идея трудной цели; идея крупных блоков объединение несколько уроков в блоки; использование опор опорные сигналы схемы детали; самоанализ деятельности коллективный...
27783. И.И. Бецкой (1704–1795) 23.11 KB
  Бецкой 1704–1795 является заметной личностью в России XVIII в. Для этого дела был привлечен Иван Иванович Бецкой. В Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества 1764 получившем силу закона Бецкой сформулировал понятие воспитания которое по его словам должно придать известное направление воле и сердцу выработать характер внушить согласное с природой человека здравое чувство нравы и правила искоренить предрассудки. Бецкой перечисляет добродетели и качества принадлежащие к доброму воспитанию: утверждать сердце в...
27784. Социализирующие функции религиозных организаций 18.38 KB
  В социализации человека религия и религиозные организации общности верующих при молитвенных центрах были важнейшим после семьи фактором. Кроме того различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций а также через различные формы контроля в одних конфессиях более в других менее жесткого за соответствием жизни верующих...
27785. Личностно-ориентированные педагогические технологии 15.04 KB
  В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностноориентированного обучения. Якиманской признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностноориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностноориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
27786. Социально-педагогическая технология 16.42 KB
  Она может рассматриваться: как обоснование описание этапов методов и средств социальнопедагогической деятельности обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная оптимальная последовательность деятельности направленная на достижение определенной социальнопедагогической цели. Мардахаев полагает что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: Социальнопедагогическую цель к чему стремиться чего следует добиваться; Условия ее реализации; Особенности и возможности объекта; ...
27787. Джон Локк (1632-1704) 20.34 KB
  Из всех людей с которыми мы встречаемся девять десятых становится тем что они есть: добрыми или злыми полезными или нет благодаря воспитанию говорил Локк. Джентльмен должен получить физическое нравственное и умственное воспитание но не в школе ибо школа по мнению Локка это учреждение где собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния. Локк исходя из практики аристократических семейств рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю.