26530
Соц.-экономические, культурные и идеологические, П. предпосылки формирования фашизма в Западной Европе. Критерии тоталитаризма и типология тоталитарных систем
Доклад
История и СИД
существовало 3 основных идеи пангерманистов:1господствующее положение германии в Европе 2 объединение говорящих понемецки народов и нац групп в рамках герм империи 3расшир герм колон владений. немцы призваны господствовать над всем миром. тоталитарный синдром: 1 единственная массовая партия возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая небольшую часть населения; организована по олигархическому принципу стоит над бюрократической гос организацией либо переплетена; 2 официальная идеология; 3 монополия на СМИ; 4 на средства...
Русский
2013-08-18
62 KB
12 чел.
(16) Соц.-экономические, культурные и идеологические, П. предпосылки формирования фашизма в Западной Европе. Критерии тоталитаризма и типология тоталитарных систем.
Мерцалова- герм. Фашизм в новейшей историографии ФРГ, Галкин- герм.нацизм, Рахшмир- западногерм. фашизм, Гинцберг- статья 85 г. Советская историография о фашизме. мельникова. черной писал о Гитлере. кершоу.
Лебон - «психология народов и масс»- говорилось о 4 типах - первобытные, низшие - негры, средние - кит и япон., индоевропейцы. выделяя арийцев и ставя из на вершину.
Ницше- естественный отбор и говорил о сверхчеловеке, и этот человек выше всего.
существовало 3 основных идеи пангерманистов:1-господствующее положение германии в Европе 2- объединение говорящих по-немецки народов и нац групп в рамках герм империи, 3-расшир герм колон владений.
Гобино - существующие расы Разные по своей ценности и все бедствия из-за равенства. Первым он предпринял попытку изобразить историю как борьбу благородных масс против неполноценных.
Чемберлен- о фашистском движение «немецких христиан». немцы призваны господствовать над всем миром. -белая раса носитель всей культуры.
Арендт, «Истоки тоталитаризма» (1951 год) 1) всесильная идеология; 2) мистический вождь; 3) квазипартия - корпорация властителей, функционирующая как целое, с тайными манипуляциями внутри себя; 4) машина массового непрерывного террора.
симпозиум в США в 1952 году, тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все контролируется из единого центра. Такая трактовка тоталитаризма представляла весьма ограниченные возможности для дальнейшей разработки проблемы и не раскрывала всего многообразия его сторон.
Фридрих и Збигнев Бжезинский «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 год). «тоталитарный синдром»:
1) единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая небольшую часть населения; организована по олигархическому принципу, стоит над бюрократической гос организацией, либо переплетена; 2) официальная идеология; 3) монополия на СМИ; 4) на средства вооруженной борьбы;
5) террористич полиц контроль; 6) централизованная система контроля и управления экономикой.
Шапиро-контроль гос-ва над всеми сторонами жизни.
Кертис «Тоталитаризм», 1980. 1. официальная идеология; 2. монополия на контроль за личной жизнью;
3. террор и политическая полиция; 4. иерархическая однопартийная система; 5. подмена личных интересов общественным; 6. централизация власти; 7. неподконтрольность высшей власти; 8. контроль над сми и образоват системой; 9. отсутствие свободных выборов; 10. контроль над оружием и вс; 11. отказ в свободном выезде за границу; 12. централизованная плановая экономика; 13. личная диктатура вождя.
Глав идея нацизма -расово чистое государство, в германии принцип крови и почвы. Вклад Моски и Парето в современную политическую теорию связан с определением структуры власти и сосредоточением внимания на групповом характере реализации власти в любой ее форме. Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из предположения, что каждое общество можно разделить на две страты, или слоя -высшую страту, в которой находятся правящие, и низшую, где находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое две подгруппы -правящую и неправящую элиты, а в низшей страте такое разделение считает неоправданным. фундаментальное различие у Парето выглядит как различие между элитой и массой. проанализировав феномен политического лидерства, дал оригинальную типологию лидеров ("львы" и "лисицы") и показал их роль в укреплении гос могущества. Правление элит из семейства львов - это правление радикальных меньшинств в условиях сильно бюрократизированной деятельности. Западноевропейские общества управляются, согласно Парето, плутократическими элитами (“семейство лис”).
Согласно разъяснениям Моски, “во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство осуществляется постоянно особым, т. е. организованным, меньшинством”. Это меньшинство Моска, не без влияния Маркса, именовал господствующим, руководящим, правящим классом
Переход от войны к миру оказался болезненным и длительным процессом для всех стран-участниц. Война разорила страны и обострила соц. проблемы, разрушила системы. довела до нищеты и голода рабочих, служащих, торговцев. В странах Европы образовались деклассированные и люмпенизированные слои населения. Участие широких масс в социалистических движениях в побежденных странах предопределило результат революций и распад империй. В целом в Европ. странах развитие систем всеобщего избирательного права и демократических свобод, образование партий и массовых организаций (профсоюзы, религиозные) определили более широкое вовлечение в политическую борьбу громадных масс населения. Этому способствовало распространение информации ч/з газеты, радио, кино = век масс и массовых движений важная особенность наступившей эпохи, эпохи массового общества. Расширение избирательного права и создание массовых Политических партий давало больше возможности влиять на политику государства, добиваться удовлетворения своих требований. Именно массовая поддержка соц-демократических и рабочих партий позволила им после войны занять важное место в политической жизни многих стран. Но была и большая опасность вовлечения масс в реакционные, стихийные, националистические движения. В условиях политических и экономических потрясений «власть толпы», ее стихийно-уравнительный коллективизм, эмоциональность м/быть использованы в разрушительных целях фанатиками и авантюристами. Маргинальные группы населения были восприимчивы к социальной демагогии, т.е. заведомо невыполнимым обещаниям быстрого улучшения жизни и решения всех проблем. Они шли за сторонниками крайних взглядов леворадикальными и праворадикальными движениями. Мифологическое сознание стало одной из важнейших категорий культуры 20 в. Утопические идеи уравнительности, национальной исключительности и другие крайности соц. демагогии, национализма и шовинизма находили отклик у этих групп населения и в последующем питали тоталитарную идеологию. Если прежде в Европейских странах господствовали 3 ведущих течения: либерализм, консерватизм и социализм, а также национализм и разновидности, то после окончания мировой войны оформились новые движения и партии с новыми идейно-политическими платформами, хотя предпосылки их оформления уходят корнями в довоенное прошлое. В1918-19гг. в ряде кап. Стран Запада (прежде всего Германии и Италии) зародилось праворадикальное экстремистское движение => ФАШИЗМ («фаши» - ячейка, союз). Рост национализма и реваншизма как результат поражения Германии в 1МВ и подписание Версальского мирного договора, неудовлетворенность Италии итогами мирного урегулирования, глубокий кризис существующей формы власти, крупные социальные потрясения первых послевоенных лет => создали благоприятные условия для популярности фашистских лозунгов. В условиях угрозы социалист. революции в Италии и Германии фашистское движение смогло, опираясь на поддержку монополий и военщины, создать свои организации и обеспечить себе массовую базу. Раскол рабочего движения, слабость и неорганизованность антифашистских сил и тот факт, что фашизм не имел в нач. 20-х гг. прецедентов и не была еще его подлинная сущность в полной мере осознанна => формирование в 1922 г. 1-го фашистского правительства кабинета Муссолини в Италии. Попытка Гитлера в 1923 г. захватить власть же закончилась неудачно. Наряду с этими попытками утвердить фашизм (тоталитарная диктатура), в Центр., Южной и Ю-В Европе+страны Лат. Америки происходило укрепление более традиционных форм авторитарных диктаторских режимов => отсталая соц.-экономическая структура, сохранение помещичьего землевладения, низкий культурный уровень и слабая политическая активность широких масс населения. Но если фашизм опирался на массовую соц. базу, что придавало ему устойчивость, то диктаторские режимы Центр., Юж., и Ю-В Европы не имели достаточно прочной соц. опоры, характерной чертой их политического строя было пассивное повиновение отсталых и организационно раздробленных масс народа, с элементами буржуазного парламентаризма, с 1-й стороны, и с тенденцией к применению фашистских методов политики руководства с др. Наибольшей близости к фашистской модели достигли в 20-х гг. режимы Венгрии и Болгарии. развивался режим военной диктатуры в Португалии. Еще более традиционный характер носили авторитарные режимы, возникшие в др. странах этого региона в 20-х гг. 1923 г. установлена военно-монархическая диктатура генерала Примо де Ривера в Испании, в 1925 г. диктатура генерала Пангалоса в Греции и в 1926 г. диктаторский режим «санаций» с Пилсудским в Польше. Тенденция к авторитарным методам политического господства проявилась в Румынии и Югославии, но она не сразу стала там преобладающей. Во всех этих странах применялись привычные административно-бюрократические методы гос. управления при большем или меньшем сохранении форм буржуазного парламентаризма. Италия: фашизм гос. идеология «Все для гос. и ничего вне гос.». Индивидуализм может пользоваться только такой свободой, которая предоставляется государством. Фашистская партия пронизывала все правительственные структуры и большинство итальянских организаций. Хотя фашистская партия стала гос. органом, но имела своих чиновников, аппарат, милицию и казну. Члены партии подчинялись жесткой дисциплине.
Германия: террористическая тоталитарная диктатура. «Закон о единстве партии и гос. вводил принцип вождизма на всех уровнях власти, прекращал существование всяких выборных институтов, требовал публичного прославления фюрера и Третьего Рейха, искоренение еврейского и марксистского влияния. Для противников режима + коммунистов, соц.-демократов «неполноценных» народов создавались конц. лагеря. Вводилась цензура и слежка, поощрялось доносительство. В авг. 1934 г. централизация власти завершилась Гитлер стал пожизненным фюрером и рейхканцлером неограниченная диктаторская власть.
Испания: с падением Мадрида в марте 1939 г. в результате гражданской войны устанавливается военно-авторитарная диктатура. Испанский фашизм не был принят испанским народом. Фашистское движение не могло приобрести массовой соц. базы. Режим был навязан при помощи Германии и Италии. Поэтому, выиграв гражданскую войну, Франко мог сохранить режим террором. декрет о внесудебном преследовании участников демократ движения в Испании со время окт. восстания 1934 г. Франко вся военная и гражданская власть. Но т.к. он католик, то вернул церкви многие привилегии; указ о жестком контроле государства над прессой и книгоизданием. Гос. структура включала систему синдикатов, составлявших пирамиду экономической власти, подобно Итальянской корпоративной системе. Более авторитарная власть.
Предпосылки. Типология и критерии тотал-зма.
Почему именно в Герм, Ит, Порт, Испании фашизм пришел к власти, а в Англ, Фр, США нет?
ОБЪЕКТИВНЫЕ: 1. Специфические особенности империализма (неравномерность экономического развития) и время прихода буржуазии в мир экономики. В Анг ПП завершился в нач. 19 века, а А-В, Герм, Ит только вступают; территориально страны не были едины, монолитны. Герм, Ит: а) Долгая 10-вековая феод раздробленность дала о себе знать, много войн, сильная милитаризация общества. Нет единого рынка. Ничем другим (с\х) не хотели и не умели заниматься, медленное формирование рынка, слабая буржуазия, сильное дворянство (военное сословие). Эти страны сформировались с милитаризованным сознанием. Буржуазия склонна к подчинению. Слабость бурж привела к незавершенности буржуазных преобразований, не развивалась демократия. Буржуазные институты, народ не привык к власти б) экономическая отсталость Герм до 1871 г, а затем резкий скачок за счет французских Контрибуций, немецкое благополучие с самого начала основывалось на войнах, грабеже чужих территорий. А теперь Германия хотела наверстать упущенное и была готова к схватке за передел мира. В Италии неравномерность развития юга (отсталый феодализм) и севера (капитализм). Таким образом, опоздание Германского и Итальянского импер-зма определило агрессивную и милитаристическую Направленность политики с самого начала.
2. Совпадение промыш. и аграр. переворота, миллионы крестьян выброшены из привычного образа жизни, в город приходит огромное кол-во людей с консерват. мышлением; они склонны к жесткому полит. Режиму. Меняется состав населения. Сохранился аграрный консерватизм
3. Появляется massовая культура, СМИ как инструмент идеологии, возможность манипулирования сознанием; отрицание традиционной религии. Mass культура могла выработать определенные образы, типажи. Мистика, оккультизм появляются в Герм в 20-30-е гг. Во Франции раб движение смогло оказать сопротивление - НФ. Помимо соц-экономических предпосылок появления именно в этих странах были и культ\идеологические.
СУБЪЕКТ: 1Настроение масс поражение в ПМВ, R 1918 г., версальский договор принесли растерянность и панику, желание стабильности. Главная идея и ценность фашизма - сильное стабильное государство, даже если оно и не будет демократическим. В 19 в. заканчивается формирование нации с определенными культурными ценностями, особенностями и своей психологией, то 20 в. это формирование национализма. Гос-во это главная Культурная ценность для немец нации. Появляется белая раса со своими ценностями. Нацистская идеология широко использовала расистские концепции: Гобино эссе « О неравенст рас», в ней впервые появляется термин арийцы; попытался обосновать необходимость существования господствующей элиты в человеческом обществе, роль которого якобы биологически и генетически предопределена арийской (белой) расе; утверждение о ее превосходстве над др расами желт, черн. Сосредоточением наиболее ценных качеств белой расы является ее верхняя, германская ветвь, находящаяся на вершине расовой пирамиды. Лагард: выступал как противник духа материализма и либерализма, за создание немец национальной религии, против влияния евреев на экономич жизнь. В наиб откровенном виде расистские концепции выдвинуты Чемберленом: связал расу с историей «Основы 19 века»: есть лишь 2 расы тевтоны=арийцы (англ, нем, слав) и евреи (они не ниже первых, они другая раса, более сильная), глав задача арийцев противостоять др расе, но это не геноцид, а культурное противостояние; выступал как поборник чистоты расы, за освобождение от примесей, и в 1-ую очередь от еврейского духа. Таким образом, Глав. Идея нацизма это расово-чистое гос-во. ВАГНЕР: «Кольцо Нибелунгов» идея войны, силы, воспевание древненемецкой Нации. ГЕГЕЛЬ: убрал человека из философии, гос-во это все, или почти все! история без войн это пустые страницы истории, в это время гос-во не развив. НИЦШЕ: отрицание Христ-ва как религии слабых, рабов; отрицание демократии, т.к. ее нет в животном мире, а человекк это животное, выживает сильнейший. У него есть культ героя дух белокурой бестии = ариец, (лев), т.е. дух правителя, носитель высших качеств человеческой личности. Война мать всякой морали,1ая жизненная необходимость, в ходе кот осуществляется отбор. Воля к власти двигатель всего. ШПЕНГЛЕР: «Закат Европы», человек - хищный зверь, постоянно пребывающий в состоянии борьбы к власти. Место человека, нации, расы в жизни и истории, участь предопределена СУДЬБОЙ. Просвещенный цезаризм лучше чем демократия. На место человека творца, индивидуальности пришла неорганичная масса. РАНКЕ: формирование идеологии нацизма, большинство единственный творец истории. ТРЕЙЧКЕ: школа миссии немец. расы «и опять немецкой Кровью, можно миру дать здоровье». Также для герм нацизма характерно использование элитарных теорий (Либон, Парето, Моска).
Причины прихода к вл Ф: 1общий кризис 2. Демократия без демократов 3. Недостатки конституций, нарушение паритета власти, усиление законодат. Власти. 4. Бессилие партий центра, резкая активизация слева и справа. 5. Полит. Активизация средних слоев 6. Галопирующая инфляция 7. Преемственность полит. Элиты 8. Усиление в политике священников, военщины, промыш-ков 9. Ксенофобия 10. Обществ. Движение во главе с харизматичным вождем. Демократия не способна была в период экономич кризиса ликвидировать б\работицу, снизить рост цен, спад производства и пришло разочарование в ней. Главная мишень нацизма это либеральные Ценности, с их ориентацией на свободного Человека, демократию и ограничение власти Гос-ва.
Класс сущность: средний кл (чиновники 18%, служащиее 20%, кр-не 12%, раб\е 18%, мелк. Торговцы, предпр-ли, бог люди= 66-70% населения Герм), кот образовал фашистскую Полит. Элиту.
Черты: 1. Национализм (проповедь величия нации, призыв к восстановлению своих прав, вплоть до шовинизма, расизма) 2. Тоталит гос-во все для гос-ва, ничего против него, никого вне гос-ва, личные интересы приносятся в жертву 3. Вождизм, вождь выразитель национал. Духа, он должен управлять гос-вом неограниченно. 4. Культ насилия через него пришли к власти, хотели построить миропорядок 5. Массовость 6. От консерв-ма взята идея сильного гос-ва.
Содержание: - биологическое чение о гос-ве (тем же законы, что и в природе); - теория естественных границ позволяла претендовать на расширение границ; - теория о жизненном пространстве; - антисемитизм; - теория вечного льда (вечная борьба между льдом и огнем. это концепция сотворения мира), теория 4-ой луны концепция Развития и эволюции мира и челов-ва, оккультизм нужен для оправдания Геноцида, христ-во не могло оправдать - новая религия.
В 90-е гг. попытки Мазурова 1993 г. 1-ая отеч.конц:1. Абсолютная Концентрация власти 2. Идеологический монизм. 3. Массовое общ-полит. Движение 4. Государственно организованный террор 5. Жесткая регламентация экономики 6. Антилиберализм во всех сферах. Глав. Отличие тоталитарных ржимов от др: герм.- идея чистой расы, СССР построение бесклассового общества, Ит. - идея сильного стального государства. Сборники «Тоталитаризм в Европе 20 века». Нольте: 4 стадии развития: авторитаризм, ранний, нормальный фашизм, тоталитаризм. Высшей стадии достигла только Германия, Италия 3стадия, Пилсудский авторитаризм, Франко ранний фашизм. С 80-х гг. развитие темы о роли среднего класса. Существует 4 базовых направления о Ф. 1: фатальная неизбежность 20 века. 2: провал в истории, роковая случайность. 3: правая R против либерализма. попытка создания новой гос. структуры, идеологии. 4: давняя культ традиция человечества.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
57768. | Теорема Піфагора | 271.5 KB | |
Мета: сформулювати і довести теорему Піфагора; познайомити учнів з біографією Піфагора; вчити застосовувати теорему до розвязання задачрозвивати логічне мислення; розвивати інтерес до математики... | |||
57769. | Союз гіпотенузи та катетів. Теорема Піфагора | 1.81 MB | |
Тип проекту: Пізнавальний дослідницький творчий За кількістю учасників: груповий За тривалістю підготовки: короткотривалий два тижні Епіграф: Не роби ніколи того що не знаєш але вчись усьому що потрібно знати і тоді будеш вести спокійне життя. | |||
57770. | Розв’язування квадратних рівнянь та рівнянь, що зводяться до квадратних | 6.68 MB | |
Мета: освітня – узагальнити та систематизувати знання учнів з теми: “Розв’язування квадратних рівнянь та рівнянь, що зводяться до квадратних”; виховна – виховувати самостійність, інтерес до вивчення математики... | |||
57771. | Питание и здоровье | 191 KB | |
Образовательная: установить связь между особенностями питания человека и его здоровьем; пояснить значение рационального питания поддержания здорового образа жизни; познакомить с распространенными болезнями человека... | |||
57772. | Питание и здоровье | 349 KB | |
Базовые понятия и термины: рациональное питание норма питания энергетический баланс. Здоровье человека его трудоспособность долголетие адаптация к изменчивым условиям окружающей среды в значительной степени зависит от правильного питания. Что же является основой рационального питания Нам предстоит сегодня узнать сообщение темы и целей урока запись в тетрадь. | |||
57773. | Програмне забезпечення ПК | 432.5 KB | |
Актуальність теми: Компютер - універсальний пристрій призначений для опрацювання інформації. Утім сам по собі компютер не володіє знаннями у жодній області свого використання. Якщо ми кажемо: компютер зробив мається на увазі що на компютері була виконана програма яка дозволила виконати ці дії. | |||
57774. | Різноманітність, значення та охорона плазунів | 83.5 KB | |
Мета: формувати такі компетентності учнів як: комунікаційну інформаційну логічну аналітичну продуктивну творчу діяльність дослідницьку технологічну мовленеву; ознайомити учнів з різноманітністю плазунів видами поширеними в Україні власному регіоні та рідкісними видами... | |||
57775. | Взаємне розміщення прямих на площині | 3.51 MB | |
Мета та задачі уроку: узагальнити й систематизувати знання учнів з теми; закріпити вміння застосовувати отримані знання під час розв’язування задач; розвивати логічне мислення, комунікативні навички... | |||
57776. | Отзвуки «Серебряного века» | 93.5 KB | |
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством выдающихся поэтов и композиторов эпохи серебряного века; развивать умение вслушиваться в музыку стихотворений и музыкальных произведений развивать воображение творческие способности... | |||