26535

Международные отношения в кон. 1930-х гг. Мюнхенский сговор и пакт Молотова – Риббентропа

Доклад

История и СИД

До начала мирового эк. кризиса 1929-33 гг. сохранялась стабильность в отношениях между гос-вами, соблюдались договоры, заключенные в Версале и Вашингтоне. С нач. кризиса проявилась неустойчивость сущ. сис-мы международных отношений, началось ее разрушение.

Русский

2013-08-18

41.5 KB

11 чел.

(21) Международные отношения в кон. 1930-х гг. Мюнхенский сговор и пакт Молотова – Риббентропа.

До начала мирового эк. кризиса 1929-33 гг. сохранялась стабильность в отношениях между гос-вами, соблюдались договоры, заключенные в Версале и Вашингтоне. С нач. кризиса проявилась неустойчивость сущ. сис-мы международных отношений, началось ее разрушение. Торгово-эк. связи между ведущими капит. странами стали свертываться. На пути интернациональных потоков товаров были возведены барьеры в виде таможенных пошлин, каждая страна действовала в одиночку. Одни искали внутренние резервы для решения своих проблем (США, Велик.), др. стали на традиционный путь внешней экспансии (Яп., Итал., Герм.). США вернулась к изоляционной политике, старалась держаться подальше от Европ. стран, погрязших в конфликтах. На Дальнем В. Яп. привела в действие свою программу экспансии на материке под лозунгом создания зоны процветания в Ю-В Азии. Здесь и возник 1-й очаг 2 МВ. В 1931 г. Яп., пользуясь ослаблением Китая, из-за междоусобной борьбы между гоминданом и коммунистами, захватили Маньчжурию, несмотря на протест Лиги Наций, нарушив договор 9 держав (от 6 февраля 1922 года. касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения суверенитета, провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю. договор направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае). В 1937 г. Яп. вторглась в центр. Китай => Яп. война стала прологом 2МВ.

Главной задачей Герм. в 1933-35 гг. был пересмотр Версальского мирного договора и отмена военных ограничений. Лозунги о восстановлении линии равенства и ликвид. несправедливости у некоторых стран уже вызывало сочуствие + Герм. считалась бастионом в борьбе с коммунизмом => 1935 г. – в Герм. введена всеобщая воинская повинность + получена санкция международной конференции на возвращение флота + созд. тяж. вооружения => Саарская обл. и Рейнская зона входят в состав Герм. – никакого противодействия не было.

В Уставе Лиги Наций в ст.16 предусмотрена система санкций против стран агрессоров. Когда Яп. в 1931 г. захват. Маньчжурию Лига Наций потребовала вывода Яп. войск, но Яп. вышла из Лиги и в 1937 г. продолжила наступление на Китай. В 1935-36 гг. Итал. совершила агрессию против Эфиопии => Герм. и Ит. открыто поддержали фашистские мятежи Франко в Исп.; в марте Герм. войска вошли в Австрию, страна была присоединена к Герм. (Аншлюс), хотя это запрещалось Версальским договором => все это показало несостоятельность Лиги Наций и ее нерешительность.

В 1934г. после выхода Герм. и Яп. из Лиги в ее состав был приглашен СССР – проблема Европ. безопасности рассматривалась в пределах нового геополитического пространства, так называемого Восточного пакта, участники: Герм., СССР, Чехословакия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия. Фр. обещала присоед. к Восточному пакту в качестве гаранта, а СССР предполагал стать гарантом Рейнского пакта => могла быть создана сис-ма коллективной безопасности в Европе. Однако Анг. и Герм. + ряд восточноевроп. стран этот проект отклонили, оказались невыполненными и договорные обязательства Фр. и СССР (1935 г.) оказать помощь Чехословакии в случае нападения на нее. СССР готов был послать войска на защиту Чехословакию в 1938 г., однако Фр., следуя в русле британской политики, условия франко-Чехословакского договора о взаимопомощи не выполнила. Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилось: в марте оккупирована Чехословакия; фашистский мятеж в Исп. привел к вл. Франко, Фр. оказалась в окружении 3-х фашистских гос.; Герм. предъявила территориальные требования Польше => угроза агрессии над Вост. и Ю-В Европой; в апр. Ит. захватила Албанию; в марте Герм. навязала Румынии кабальное эк. согл. => Англ. меняет внешнеполит. курс => Анг. и Фр. заявили о предоставлении гарантий помощи Польше, затем и Румынии.

В апр.-мае => ССР, Анг. и Фр. нач. переговоры о заключении соглашения о взаимопомощи, а затем и о военной конвенции => переговоры зашли в тупик, из-за недоверия + закулисные переговоры с Герм. (что ей было на руку).

С 1936г. Герм., Ит. и Яп. заключили военно-политические договоренности: в окт. 36г. Ит.-Герм. – соглашение (Берлинский протокол) о сотрудничестве оформилось «Берлин-Рим». В нояб. 36 г. Герм.-Яп. соглашение о борьбе против коммунистического Интернационала (Антикоминтерновский пакт). В нояб. 1937 г. к нему присоед. Ит. => военно-политический. треугольник «Берлин-Рим-Токио».

Присоединение Австрии было лишь началом официально провозглашаемой Гитлером политики воссоединения с Герм. территорией, где проживали этнические немцы => Герм. потребовала отдать ей Судетскую область, где этнические немцы сост. значит. часть нас-я, угрожая в противном случае Европ. войной => шантаж возымел действие. Сент. 1938 г. в Мюнхене в отсутствии Чехословакских представителей, главами правительств Анг. (Чемберлен), Фр. (Даладье), Герм. (Гитлер), Ит. (Муссолини) было подписано соглашение о расчленении Чехословакии. (передача Судетской обл. в срок с 1 по 10 окт. 1938 г., гарантия новых границ Чехословакия против неспровоцированной агрессии, учет территориальных претензий Польши и Венгрии =>  политика умиротворения агрессоров.

15 марта 1939 г., нарушив Мюнхенское соглашение, Герм. оккупировала Чехию и Моравию, объявив их протекторатами  Герм. => СССР против, но Англ. не спешит принять меры => 21 марта 1939 г. Герм. треб. от Польши согласия на передачу Гданьска, 22 марта вступила в принадлежащую Литве Мемельскую обл. => провал мюнхенской политики умиротворения => Англ. и Фр. обменялись нотами о взаимной помощи в случае нападения 3-й державы  на 1 из них. США стали с 1939 г. оказывать Анг. и Фр. помощь сырьем и военными материалами. В сер. апр. под давлением общ-го мнения Анг. и Фр. предлож. СССР  дать гарантии Польше и Румынии на случай Герм. агрессии – переговоры затягиваются из-за интриг Анг. и Фр. => тайные переговоры Анг. и Герм.: признают за Герм. Центр., Ю-В и В. Европу, отдать Польшу, Китай и СССР станут территорией «совместного приложения» => 23 августа 1939 г. советско-герм. пакт о ненападении: Стороны обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники отказывались от участия в группировке держав, направленной против другой стороны. взаимный обмен информацией. К договору прилагался секретный доп протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства» и Бессарабии в сферу интересов СССР, Литву и запад Польши — в сферу интересов Германии. Это вынужденный шаг, однако подписание секретного протокола о разграничении сфер интересов СССР и Герм предоставляло СССР «Свободу рук» в отношении стран Балтии и Финляндии + договоренность об участии в разделе Польши => после ее захвата и раздела территории. 28 сен. 1939 г. заключен договор о дружбе и границе + секрет. соглашение, зафиксировавшее границу м/д СССР и Герм.

Никифоров. ПАКТ МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА

Современная иг - Пакт стал следствием Мюнхенского сговора. Такую т. з. высказал бывший посол России в Эстонии Провалов. при оценке пакта необходимо различать несколько аспектов: морально-этический, юридический и военно-политический. Это заговор тиранов или успех советской политике.

версии о подписании.

Официальная советская. Договор был подписан после того, как обнаружилось нежелание Англии и Франции идти на союз с СССР против Германии и их стремление столкнуть СССР и Германию, заняв позицию стороннего наблюдателя. Сторонники этой точки зрения считают, что «пакт» является закономерным следствием «мюнхенского сговора», в результате которого возможность разбить Германию объединёнными силами была упущена, вера советского руководства в союзников потеряна, и в этих условиях СССР начал свою собственную игру на выживание.

Версия о Сталине-экспансионисте. договор был проявлением экспансионистских устремлений Сталина, который стремился столкнуть Германию с «западными демократиями» и занять позицию «третьего радующегося», а после их взаимного ослабления советизировать Западную Европу.

«Средняя». объясняет действия Сталина прагматически-имперскими соображениями. Сталин некоторое время выбирал между Германией и «демократиями», но, столкнувшись с недобросовестностью последних, предпочёл остаться в стороне от войны и воспользоваться выгодами от «дружбы» с Германией, утвердив имперские интересы СССР в Восточной Европе.

Большинство историков считает Мюнхенский договор переломным в развитии событий, предшествовавших началу Второй мировой войны. Однако, несмотря на все оговорки и мнения, доминирующие до сих пор в историографии, этот договор превратился для Гитлера в поражение. Фюрер, решительно стремившийся развязать локальную молниеносную войну с Чехословакией, оказался вовлечённым в дипломатические переговоры. Арутюнян Ю. В. - Роль американской дипломатии в организации Мюнхенской конференции 1938 года. Дискуссии и обсуждения. Жолдак  - О характере Мюнхена.(в вопросах истории). Мюнхенская конференции 1938 года, известной в отечественной историографии как Мюнхенский сговор.

Историография социалистических стран, и прежде всего СССР и ЧССР, внесла большой вклад в достоверное освещение истории мюнхенского соглашения, его причин, целей и последствий, разоблачила истинный характер политики «умиротворения» агрессоров-кривогуз.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45552. Оценка эффективности PR-деятельности: подходы, методы, методики 42 KB
  Оценка эффективности PRкампании систематическое измерение результатов проекта с т. Виды исследования оценки эффективности: только после используется часто легко проводится оценивается только результат подходит не для всех целей. Методы оценки эффективности Упрощенный подход измерение СМИ Н.
45553. Бренд и брендбилдинг 39.5 KB
  Брендинг это процесс создания и продвижения бренда с пом.: создание усиление репозиционирование обновление и изменение стадии развития бренда его расширение и углубление. Основной метод формирования бренда: позиционирование товара на рынке определение на основе марк. Бренд это обещание на 4 уровнях: гарантия соотия обещанных и ожидаемых характеристик; обещание решить стоящую проблему; обещание предоставить ценность существенную для клиента; востребованный результат деятсти бренда згачимые переживания.
45554. Ценности внутреннего PR-а 59.5 KB
  Правильно выстроенные коммуникации с целевыми группами общественности позволяют организации создать не только позитивный имидж компании но добиться максимального эффекта от деятельности. Рассматривая целевые группы общественности мы зачастую забываем что помимо таких важных групп как потребители клиенты акционеры конкуренты СМИ органы власти существует и еще одна общность чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность сотрудники компании. Тем не менее в...
45555. Формирование корпоративной культуры 68 KB
  Формирование корпоративной культуры Формирование КК и философии организации Под корпорацией мы понимаем организацию или группу организаций объединенных общими и формализованными главным образом экономическими а также социальными политическими и иными интересами. Корпоративная культура специфическая характерная для данной организации система связей взаимодействий и отношений осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности способа постановки и ведения дела А. Понятие корпоративная культура включает комплекс...
45556. Корпоративная философия, миссия, видение и кредо организации 30 KB
  Корпоративная философия комплекс принимаемых организаций и разделяемых её сотрудниками концептуальных и смысловых принципов доминирующих ценностей понятий и убеждений; методологические принципы лежащие в основе политики фирмы. Результат продуманной стратегии развития фирмы и фиксирся в виде основн.сввах фирмы оргции: виде деятсти особенностях полезности соц.общсти; потребности клиентов удовлетворяемые продукцией фирмы; отличит.
45557. Инструменты внутрикорпоративного PR 42.5 KB
  Система внутрифирменной информации общественности: Кодекс Издания листовка газета бюллетень Аудивизуальные средства радио ТВ видеоролики Доски объявлений текущие новости Горящие линии Ящики обратной связи Собрания персонала Семинары конференции Каналы личной коммуникации неформальные слухи межличностное общение Командообразовательные программы: Мотивация Тренинги Традиции и символика Проведение специальных корпоративных мероприятий В современном менеджменте управление людьми осуществляется прежде всего...
45558. Репутационный менеджмент: понятие и технологии 37.5 KB
  Долгое время под стратегией компании понимались усилия менеджеров исключительно по управлению ресурсами. В условиях перенасыщения рынков обострилась конкурентная борьба одним из условий финансового успеха компании стала ее репутация в деловых кругах. И только когда мировые рынки насытились однотипными качественными товарами на первый план стали выходить так называемые нематериальные активы стоимости компании: деловая репутация репутация бренда репутация руководителей и топменеджеров качественная стратегия и система эффективных...
45559. Понятие PR-кампании 76 KB
  Понятие PRкампании PRкампания это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR и осуществляемая технологическим субъектом субъектами PR на определенном этапе деятельности организации. Объектом PRкампании является сознание и поведение членов целевых аудиторий организации функционирующих в рамках конкретной проблемной ситуации. Роджерсу...
45560. Принципы планирования PR-кампании, основные этапы планирования: общая характеристика 50 KB
  Принципы планирования PRкампании основные этапы планирования: общая характеристика. PRкампания это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR Основные этапы PRкампании: Аналитический этап Что делать Планирование Как делать Реализация Как делаем Оценка PRкампании Как сделать Можно опустить 1 и 4 этап т. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП...