26641

Вертикальная зональность океана

Доклад

География, геология и геодезия

Общепринятой во всех странах схемы вертикальных зон океана к сожалению пока не существует. Кроме того в некоторых частях Мирового океана различают также: псевдобатиаль фауну внутришельфовых депрессий от 250400 до 1200 м отделенных более или менее мелководными порогами обычно менее 200 м от собственно батиальной зоны примеры: фауна более или менее изолированных глубинных котловин норвежских фьордов и района Магелланова пролива Белого и Балтийского морей южной Аляски антарктического шельфа; псевдоабиссаль фауну обширных...

Русский

2013-08-18

158 KB

12 чел.

Вертикальная зональность океана

  По причинам, изложенным в первом разделе, вертикальная зональность играет очень большую роль в морской биогеографии. Вертикальная зональность в океане определяется общими особенностями рельефа литосферы (рис. 45). Соответственно этому для бентали различают зону заплеска и штормовых выбросов - супралитораль, приливо-отличную зону или литораль, зону материковой отмели, или шельфа - сублитораль, зону континентального склона - батиаль, зону океанического ложа - абиссаль, зону глубоководных океанических желобов - ультраабиссаль, или хадаль); в пелагиали различают эпипелагиаль, мезопелагиаль, батипелагналь, абиссопелагиаль и ультраабиссаль (рис. 46). Общепринятой во всех странах схемы вертикальных зон океана, к сожалению, пока не существует. В России ныне используют схему, разработанную Институтом океанологии РАН. Согласно этой схеме, границы вертикальных зон для бентали распределяются следующим образом:

  литоральная зона, литораль (до нуля глубин);

  сублиторальная зона, сублитораль

     верхний горизонт (от нуля до 50-70 м),

     нижний горизонт (от 50-70 до 150-200 м);

     переходный горизонт кромки шельфа (от 150-200 до 350-400 м);

  батиальная зона, батиаль

     верхний горизонт (от 350-400 до 1000-1300 м),

     нижний горизонт (от 1000-1300 до 2000-2500 м);

     батиабиссальный переходный горизонт (от 2000-2500 до 3500 м);

  абиссальная зона, абиссаль (от 3500 до 6000 м);

  ультраабиссальная зона, ультраабиссаль, хадаль (от 6000 до 11000 м).

  В пелагиали вследствие вертикального перемешивания вод и существования краткопериодных вертикальных миграций пелагических организмов вертикальная зональность выражена в гораздо меньшей степени относительно бентали, но в целом сублиторали соответствует эпипелагиаль, верхнему горизонту батиали - мезопелагиаль, нижнему горизонту батиали и батиабиссальному переходному горизонту - батипелагиаль, абиссали - абиссопелагиаль. Кроме того, в некоторых частях Мирового океана различают также:

  псевдобатиаль - фауну внутришельфовых депрессий (от 250-400 до 1200 м), отделенных более или менее мелководными порогами (обычно менее 200 м) от собственно батиальной зоны (примеры: фауна более или менее изолированных глубинных котловин норвежских фьордов и района Магелланова пролива, Белого и Балтийского морей, южной Аляски, антарктического шельфа);

  псевдоабиссаль - фауну обширных пространств с глубинами абиссального типа (2500-5000 м), отделенными более или менее глубокими порогами (около 200-600 м) не только от собственно абиссали, но и от нижней батиали (примеры: фауна глубинных котловин Северного Ледовитого океана, Японского и Средиземного морей);

  талассобатиаль - фауну, населяющую глубины батиального типа (около 200-2000 м), обособленные от континентального шельфа и склона обширными абиссальными пространствами океана (примеры: фауна подводных банок, гор и возвышенностей, всесветной системы срединно-океанических хребтов).

 

Рис. 45. Общая гипсографическая кривая для суши и Мирового океана

 

 

Рис. 46. Вертикальная биогеографическая зональность Мирового океана

 

 

  По физико-географическим признакам лучше всего обособляются литораль и сублитораль. Литораль, и тем более супралитораль, нельзя, строго говоря, даже относить к вертикальным зонам собственно моря, поскольку с геоморфологической точки зрения приливо-отливная зона является частью суши, населенной к тому же не только морскими, но и наземными организмами. Нижняя граница сублиторали в целом совпадает с нижней границей так называемой эвфотической зоны, определяющей вертикальные пределы распространения фотосинтетически активной радиации, бентосных и планктонных водорослей. Широтные зональные границы литорали, сублиторали и эпипелагиали являются, как правило, простым продолжением соответствующих широтных зон суши. С увеличением глубины действие зональных географических факторов (температуры, света) резко уменьшается. Тем не менее, как было указано выше, вследствие зональных особенностей биогенного осадконакопления действие закона широтной природной зональности прослеживается вплоть до максимальных глубин.

  Глубина обитания организмов может рассматриваться не как географический, а как экологический фактор, и, очевидно, недаром в Биологическом энциклопедическом словаре вертикальная зональность моря приведена в статье "Экологическая зональность водоемов" (подробнее об этом см. главу 4). Как бы то ни было, следует учитывать, что границы вертикальных зон различны в разных частях Мирового океана (в приантарктических водах, например, нижняя граница сублиторали достигает 400 м), а вертикальные диапазоны распространения тех или иных организмов изменяются с изменением широтных зон. Так, в южных частях ареала вертикальный диапазон распространения относительно эвритермных интразональных видов животных и растений обычно смещается в сторону больших глубин (так называемая вертикальная субмергенция), тогда как в северных частях ареала относительно стенотермные тепловодные организмы, напротив, населяют преимущественно верхние, наиболее прогреваемые участки моря.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15803. Средний уровень ряда и способы его расчета 72.58 KB
  Средний уровень ряда и способы его расчета. chronological mean средняя рассчитанная из значений изменяющихся во времени. Используется для расчета среднего уровня моментного ряда. В том случае если имеющиеся данные относятся к фиксированным моментам времени c равными интер...
15804. Средняя арефмитическая и горманическая формы общих индексов 30.52 KB
  Средняя арифметическая и горманическая формы общих индексов. Помимо агрегатных индексов в статистике применяется и другая их форма средневзвешенные индексы. Их используют когда имеющаяся в распоряжении информация не позволяет рассчитать общий агрегатный индекс.
15805. Средняя гармоническая 24.05 KB
  Средняя гармоническая. При расчёте статистических показателей помимо средней арифметической могут использоваться и другие виды средних. Однако в каждом конкретном случае существует только одно истинное среднее значение показателя. Пример. Пусть в фирме специализир...
15806. Средняя ошибка выборки 130.06 KB
  Средняя ошибка выборки Средняя ошибка выборки представляет из себя такое расхождение между средними выборочной и генеральной совокупностями которое не превышает б дельта. На основании теоремы Чебышева П. Л. величина средней ошибки при случайном повторном отборе...
15807. Статистическая таблица. Ее элементы. Виды таблиц 11.94 KB
  Статистическая таблица. Ее элементы. Виды таблиц. Результаты сводки и группировки данных представляют в виде статистических таблиц. Статистическая таблица содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным приз
15808. Проектна технологія як засіб формування інтересу до пізнання молодших школярів 66.5 KB
  Анотація Одним із провідних орієнтирів української освіти і виховання є врахування здібностей нахилів та інтересів школярів у процесі навчальної діяльності що визначено Законом України Про освіту. Завдання створення сприятливих умов для творчого характеру навч
15809. Проблема інтересу до навчання в педагогіці епохи Гуманізму 64.5 KB
  Аспірант Баранова Анастасія Миколаївна Проблема інтересу до навчання в педагогіці епохи Гуманізму Проблема інтересу до навчання в історії педагогічної думки і практиці навчання зявлялась поступово та характеризувалася увагою до певних її аспектів що зумов
15810. Проблема інтересу до навчання в історії російської педагогічної думки 73.5 KB
  УДК 372.4 Аспірант Баранова Анастасія Миколаївна Луганський національний університет імені Тараса Шевченка Проблема інтересу до навчання в історії російської дореволюційної педагогічної думки Проблема інтересу до навчання в історії російської педаго
15811. Проблема інтересу до навчання у педагогічній спадщині Г. Сковороди та О. Духновича 43.5 KB
  Проблемі формування в учнів інтересу до навчання в Україні протягом різних історичних епох приділялося велике значення. Зміст, особливості організації та проведення пізнавального процесу завжди обумовлювались розвитком духовної культури, суспільними взаємовідносинами та прогресивними ідеями