26641

Вертикальная зональность океана

Доклад

География, геология и геодезия

Общепринятой во всех странах схемы вертикальных зон океана к сожалению пока не существует. Кроме того в некоторых частях Мирового океана различают также: псевдобатиаль фауну внутришельфовых депрессий от 250400 до 1200 м отделенных более или менее мелководными порогами обычно менее 200 м от собственно батиальной зоны примеры: фауна более или менее изолированных глубинных котловин норвежских фьордов и района Магелланова пролива Белого и Балтийского морей южной Аляски антарктического шельфа; псевдоабиссаль фауну обширных...

Русский

2013-08-18

158 KB

12 чел.

Вертикальная зональность океана

  По причинам, изложенным в первом разделе, вертикальная зональность играет очень большую роль в морской биогеографии. Вертикальная зональность в океане определяется общими особенностями рельефа литосферы (рис. 45). Соответственно этому для бентали различают зону заплеска и штормовых выбросов - супралитораль, приливо-отличную зону или литораль, зону материковой отмели, или шельфа - сублитораль, зону континентального склона - батиаль, зону океанического ложа - абиссаль, зону глубоководных океанических желобов - ультраабиссаль, или хадаль); в пелагиали различают эпипелагиаль, мезопелагиаль, батипелагналь, абиссопелагиаль и ультраабиссаль (рис. 46). Общепринятой во всех странах схемы вертикальных зон океана, к сожалению, пока не существует. В России ныне используют схему, разработанную Институтом океанологии РАН. Согласно этой схеме, границы вертикальных зон для бентали распределяются следующим образом:

  литоральная зона, литораль (до нуля глубин);

  сублиторальная зона, сублитораль

     верхний горизонт (от нуля до 50-70 м),

     нижний горизонт (от 50-70 до 150-200 м);

     переходный горизонт кромки шельфа (от 150-200 до 350-400 м);

  батиальная зона, батиаль

     верхний горизонт (от 350-400 до 1000-1300 м),

     нижний горизонт (от 1000-1300 до 2000-2500 м);

     батиабиссальный переходный горизонт (от 2000-2500 до 3500 м);

  абиссальная зона, абиссаль (от 3500 до 6000 м);

  ультраабиссальная зона, ультраабиссаль, хадаль (от 6000 до 11000 м).

  В пелагиали вследствие вертикального перемешивания вод и существования краткопериодных вертикальных миграций пелагических организмов вертикальная зональность выражена в гораздо меньшей степени относительно бентали, но в целом сублиторали соответствует эпипелагиаль, верхнему горизонту батиали - мезопелагиаль, нижнему горизонту батиали и батиабиссальному переходному горизонту - батипелагиаль, абиссали - абиссопелагиаль. Кроме того, в некоторых частях Мирового океана различают также:

  псевдобатиаль - фауну внутришельфовых депрессий (от 250-400 до 1200 м), отделенных более или менее мелководными порогами (обычно менее 200 м) от собственно батиальной зоны (примеры: фауна более или менее изолированных глубинных котловин норвежских фьордов и района Магелланова пролива, Белого и Балтийского морей, южной Аляски, антарктического шельфа);

  псевдоабиссаль - фауну обширных пространств с глубинами абиссального типа (2500-5000 м), отделенными более или менее глубокими порогами (около 200-600 м) не только от собственно абиссали, но и от нижней батиали (примеры: фауна глубинных котловин Северного Ледовитого океана, Японского и Средиземного морей);

  талассобатиаль - фауну, населяющую глубины батиального типа (около 200-2000 м), обособленные от континентального шельфа и склона обширными абиссальными пространствами океана (примеры: фауна подводных банок, гор и возвышенностей, всесветной системы срединно-океанических хребтов).

 

Рис. 45. Общая гипсографическая кривая для суши и Мирового океана

 

 

Рис. 46. Вертикальная биогеографическая зональность Мирового океана

 

 

  По физико-географическим признакам лучше всего обособляются литораль и сублитораль. Литораль, и тем более супралитораль, нельзя, строго говоря, даже относить к вертикальным зонам собственно моря, поскольку с геоморфологической точки зрения приливо-отливная зона является частью суши, населенной к тому же не только морскими, но и наземными организмами. Нижняя граница сублиторали в целом совпадает с нижней границей так называемой эвфотической зоны, определяющей вертикальные пределы распространения фотосинтетически активной радиации, бентосных и планктонных водорослей. Широтные зональные границы литорали, сублиторали и эпипелагиали являются, как правило, простым продолжением соответствующих широтных зон суши. С увеличением глубины действие зональных географических факторов (температуры, света) резко уменьшается. Тем не менее, как было указано выше, вследствие зональных особенностей биогенного осадконакопления действие закона широтной природной зональности прослеживается вплоть до максимальных глубин.

  Глубина обитания организмов может рассматриваться не как географический, а как экологический фактор, и, очевидно, недаром в Биологическом энциклопедическом словаре вертикальная зональность моря приведена в статье "Экологическая зональность водоемов" (подробнее об этом см. главу 4). Как бы то ни было, следует учитывать, что границы вертикальных зон различны в разных частях Мирового океана (в приантарктических водах, например, нижняя граница сублиторали достигает 400 м), а вертикальные диапазоны распространения тех или иных организмов изменяются с изменением широтных зон. Так, в южных частях ареала вертикальный диапазон распространения относительно эвритермных интразональных видов животных и растений обычно смещается в сторону больших глубин (так называемая вертикальная субмергенция), тогда как в северных частях ареала относительно стенотермные тепловодные организмы, напротив, населяют преимущественно верхние, наиболее прогреваемые участки моря.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57565. Мовою математики про природу 92.5 KB
  Узагальнити й систематизувати навички виконання арифметичних дій з багатоцифровими числами; закріпити вміння розвязувати задачі, рівняння; вдосконалювати навички роботи з іменованими числами; збагачувати знання учнів цікавинками про природу. Розвивати логічне мислення, память, пізнавальні інтереси учнів...
57566. Traditional Chinese medicine 104.5 KB
  TCM therpy lrgely consists of Chinese herbl medicine cupuncture dietry therpy nd tui n mssge. Prior to this Chinese medicine ws minly prcticed within fmily linege systems. The term Clssicl Chinese medicine CCM usully refers these medicl prctices tht rely on theories nd methods dting from before the fll of the Qing Dynsty 1911.
57567. Використання вбудованих функцій під час опрацювання табличних даних із застосуванням до розв’язування економічних задач. Бінарний урок з інформатики та економіки 256 KB
  Мета: сформувати первинні навички використання розрахункових функцій; розвивати логічне мислення; формувати акуратність та уважність у введенні складних формул.
57568. Інтегрований урок Психологія і ОБЖ. Умій володіти собою 64 KB
  Визнати що інша людина унікальна і бачить світ поіншому. Сівши зручно в крісло заплющивши очі розслабивши тіло людина проговорює про себе формули навіювання формули залежать від того чого людина прагне досягти...
57569. Перетворення симетрії у просторі. Симетрія в природі і будівництві 179.5 KB
  Використовуючи комп’ютер на уроках математики, слід пам’ятати, що комп’ютер лише засіб, який допомагає в навчанні, що він не повинен звільнити учня від роздумів. Комп’ютер повинен звільнити учня тільки від механічної знайомої роботи і звільнити час для роздумів та творчого пошуку.
57570. Тригонометричні функції числового аргументу 93 KB
  Мета уроку: Навчальна: Закріпити знання і вміння учнів застосувати тригонометричні формули для спрощення тригонометричних виразів; Розвиваюча: розвивати увагу, логічне мислення, пам’ять, культуру математичного мовлення...
57571. Ділення і множення десяткових дробів 85 KB
  Мета: узагальнити та систематизувати уміння та навички учнів виконувати дії з десятковими дробами; розвивати увагу, логічне мислення учнів; формувати пізнавальну компетентність...
57572. Задачі на відсотки. Дихання – найважливіша функція людського організму 43.5 KB
  Мета: Формувати вміння та навички учнів працювати з відсотками, розв’язувати задачі на відсотки: знаходження відсотків від числа та числа за його відсотком; розвивати навички усних обчислень...
57573. Мандрівка океаном Всесвіту 55.5 KB
  Організаційний момент Вступ Учитель Оріон син грецького бога морів Посейдона був хоробрим і вправним мисливцем. Інструктаж з техніки безпеки Учитель Перед початком подорожі нам обов’язково треба повторити правила роботи з основними пристроями.