26644

Ландша́фт

Доклад

География, геология и геодезия

Landschaft вид местности от Land земля и schaft суффикс выражающий взаимосвязь взаимозависимость понятие употребляющееся в разных но связанных между собою значениях в географии ландшафтной экологии живописи ландшафтной архитектуре компьютерной графике и т. История понятия Пример ландшафтной живописи Питер Брейгель. Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Ландшафт укладывается в рамки административнотерриториального и административного понятия.

Русский

2013-08-18

38.5 KB

1 чел.

Ландша́фт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — понятие, употребляющееся в разных, но связанных между собою значениях в географии, ландшафтной экологии, живописи, ландшафтной архитектуре, компьютерной графике и т. д. В широком смысле — визуальный характер местности, её геопространственная структура.

История понятия

 

Пример ландшафтной живописи

Питер Брейгель. Жатва. Месяц август. 1565 г.

Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Они при переводе с латыни «Евангелической гармонии» богослова Татиана заменили слово лат. regio — район, страна на lantscaf, что в значит как «единая священная земля, единой паствы (~ земля обетованная), территория, упорядоченная, согласно общегерманскому плану; форма, соответствующая содержанию, которое суть благодать, нисходящая на „братьев и сестер во Христе“». В дальнейшем это понятие постепенно трансформировалось в понятие, далекое от первоначального смысла. Ландшафт укладывается в рамки административно-территориального и административного понятия. К XVI веку начинает развиваться ландшафтная (пейзажная) живопись. На картинах изображались типичные виды земель. К началу XIX века ландшафт можно было охарактеризовать как окружающую наблюдателя территорию, которую можно осмотреть единым взглядом [1]. С начала ХХ века термин «ландшафт» широко употребляется в географии, а со второй половины ХХ века — также в экологии.
Существуют различные толкования понятия ландшафт. Один из подходов приравнивает ландшафт к окружающей среде (климатические и географические условия), которая существует независимо от проживающих в ней людей, которая не подвергалась существенным и заметным изменениям человека[2]. Другой подход исходит из культурологической природы ландшафта. Ландшафт это "система способов репрезентации, структурирования и символизирования окружающей среды"[3]. Инголд трактует "ландшафт, как мир в том виде в каком он известен и представляется его обитателям" Ландшафт это образцы активности трансформировавшиеся в пространственное расположение элементов, внешние формы моделей человеческой деятельности[4].

Ландшафт географический, основная категория территориального деления географической оболочки, одно из фундаментальных понятий географии и объект изучения в ландшафтоведении.

На протяжении 19 в. термин "ландшафт" в географии относился главным образом к внешнему облику территории или к рельефу (например, "эрозионный ландшафт", "холмистый ландшафт"). Первые научные определения Л. г. принадлежат русским географам начала 20 в., в особенности Л. С. Бергу (1913), который видел в нём гармоническое сочетание природных компонентов (рельефа, климата, почв, растительного покрова), очерченное естественными границами, и рассматривал его как "географический индивид" и основной объект географического исследования. В зарубежной географической литературе термин "Л. г." получил особенно широкое распространение в 20—30-х гг., причём употреблялся в разных значениях, преимущественно в отношении совокупности характерных внешних черт земной поверхности, включая различные проявления деятельности человека (обрабатываемые поля, селения, дороги и т.п.). Лишь отдельные, главным образом немецкие, географы (З. Пассарге, позднее К. Тролль) стремились определить ландшафт как некоторое природное единство.

В современной советской географии Л. г. понимается как природная система. Разработка учения о ландшафте, главным образом в плане развития идей Л. С. Берга, привела к формулировке представления (часто называемого региональным) о Л. г. как основной ступени в системе географических комплексов и целостной территориальной единице со строго ограниченным объёмом и содержанием. Согласно этому представлению, развитому в 30—40-х гг. 20 в. Л. Г. Раменским, А. А. Григорьевым, С. В. Калесником и в дальнейшем подробно обоснованному Н. А. Солнцевым, В. Б. Сочавой и др., Л. г. есть конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоценозов и закономерным набором морфологических частей — фаций и урочищ. Некоторые географы (А. Г. Исаченко и др.) отмечают в качестве существенного критерия Л. г. его однородность и неделимость как в зональном, так и в азональном аспектах. Каждый Л. г., в свою очередь, является составной частью более сложных таксономических единиц физико-географического районирования — зон физико-географических, стран, областей, провинций. Примеры Л. г. в этом понимании — Ижорская возвышенность (Ленинградская область), Бельцская степь (Молдавия), Верхнетебердинский ландшафт (Большой Кавказ). Некоторые исследователи (Д. Л. Арманд, Ю. К. Ефремов, Ф. Н. Мильков) трактуют Л. г. как общее понятие, не ограниченное таксономическими рамками, т. е. как синоним природного территориального комплекса. В этом смысле Л. г. можно назвать и степную зону, и Восточно-Европейскую (Русскую) равнину, и болотный массив. Отдельные географы (Н. А. Гвоздецкий и др.) в понятие "Л. г." вкладывают типологическое содержание, т. е. к одному ландшафту относят множество участков, которые могут быть территориально разобщены, но обладают сходством в существенных чертах природы (степной ландшафт, болотный ландшафт). Л. г. могут быть выделены не только на суше, но и в Мировом океане, однако изучение подводных ландшафтов находится ещё в начальной стадии.

Л. г. характеризуется сложной структурой, которая определяется, с одной стороны, взаимодействием слагающих его компонентов (геологического фундамента, воздушных масс, растительного покрова и др.), а с другой — входящих в него морфологических единиц (природных территориальных комплексов низших рангов), образующих в пределах Л. г. сопряжённые ряды. Связи между компонентами и морфологическими частями ландшафтов выражаются в обмене веществом и энергией. Круговорот вещества и круговорот энергии, а также ритмические (суточные, сезонные и многолетние) изменения структуры Л. г. — существенные черты его динамики, охватывающей совокупность многообразных процессов (от простого механического перемещения вещества под действием силы тяжести до сложнейших преобразований его структуры во времени). Необратимые смены Л. г. происходят как под воздействием внешних факторов (изменения солнечной активности и общей циркуляции атмосферы, тектонические движения, наступания материковых льдов, мор. трансгрессии), так и в силу внутренних причин, т. е. саморазвития Л. г., обусловленного противоречивым взаимодействием его компонентов (например, зарастание водоёмов, прогрессирующее заболачивание или эрозионное расчленение, наступание леса на степь, сопровождаемое деградацией чернозёмов). Хозяйственная деятельность человека в той или иной мере изменила большинство ландшафтов Земли, сохранив, однако, основные естественные факторы их развития (см. Ландшафт культурный).

Л. г. суши чрезвычайно многообразны; в зависимости от степени сходства (по генезису, структуре, морфологии) они могут быть классифицированы, т. е. объединены в типы (например, арктические, лесостепные), классы (равнинные, горные), подклассы (низменные, предгорные, низкогорные и др.), виды (например, восточно-европейские среднетаёжные низменные озёрно-ледниковые глинистые равнины с чернично-зеленомошными ельниками, заболоченными сосняками и верховыми болотами).

Изучение Л. г. необходимо для разработки научных основ рационального использования природных условий и ресурсов, для улучшения, преобразования и охраны природы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30269. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного пространства 24.5 KB
  Понятие о хронотопе М. Виды хронотопов: Пространственновременная организация литературного произведения хронотоп. Под хронотопом М. По Бахтину хронотоп в первую очередь принадлежность романа.
30270. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного времени 37 KB
  В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать что художественное время и пространство это не абстракции и даже не физические категории хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос что же такое время и пространство. Лессинг о чем мы уже говорили во второй главе а теоретики последних двух столетий особенно ХХ века доказали что художественное время и пространство не только значимый но зачастую определяющий компонент литературного произведения. В литературе время и пространство являются...
30271. Идейно-философский уровень текста. Понятия темы и идеи художественного произведения 35 KB
  Идейнотематический анализ выделяет в произведении основную центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия то идейнотематический определяет смысл который наполняет эти действия; отвечает на вопрос почему это происходит. Он занимается поиском мотивов но мотивы если говорить более точно суть абстрактные и универсальные понятия по определению Пави а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы...
30272. Понятие метода литературоведения. Метод, методика, методология 33.5 KB
  Понятие метода литературоведения. Метод методика методология Все методы сформировались достаточно поздно в 19в.явля применяя методы определяемые как материалами исследования так и задачами стоящими перед исследователем. лит явления рассматривались как производные от соцх процессов ж психологический зформальный метод разработанный отечественными литературоведами Ю.
30273. Основные методы (школы) литературоведения. Общая характеристика 103 KB
  В Европе первые концепции искусства и литературы разработаны античными мыслителями. Платон в русле объективного идеализма обосновал собственно эстетические проблемы в том числе проблему прекрасного рассмотрел гносеологическую природу и воспитательную функцию искусства а также дал главные сведения по теории искусства и литературы прежде всего деление на роды эпос лирику и драму. В сочинениях Аристотеля Об искусстве поэзии Риторика и Метафизика при сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству происходит уже формирование...
30274. Основные методы (школы) литературоведения. Культурно-исторический метод 59 KB
  Основные методы школы литературоведения. Виднейший литературовед промышленной буржуазии Ипполит Тэн не случайно оказался связанным с целым рядом теоретиков работавших в самых различных областях науки. Автор Истории английской литры не отрицал огромного влияния на него социолога Бокля История английской цивилизации с его теорией расы и физической среды. Но больше всего на взглядах Тэна отразилось учение о происхождении видов Дарвина английского естествоиспытателя крого Тэн сочувственно цитировал в введении к указанному выше труду...
30275. Основные методы (школы) литературоведения. Сравнительно-исторический метод (компаративизм) 36 KB
  Основные методы школы литературоведения. Сравнительноисторический метод компаративизм Докторская диссертация знаменитого русского литературоведа академика А. Другой попыткой буржуазного литературоведения закрепиться на позитивистских позициях был сравнительноисторический компаративный метод. Практикуемый ими метод приводил их к подбору аналогичных сюжетов в литом творчестве соседних стран толкая их на исследование поэтической продукции прошлого.
30276. Основные методы (школы) литературоведения. Филологический метод 31 KB
  Анализы памятников слова практиковались уже в глубокой древности; таковы в Греции первые изучения Гомера в Египте деятельность таких александрийских филологов как Аристарх и Ликофрон в Риме критическая обработка текстов Вергилия Валерием Проббом и т. В огромном большинстве случаев филологизм древности вызван был к жизни научновспомогательными соображениями заботой о проведении в наличность древнейших и популярнейших произведений поэтического творчества и о сохранении их от гибели порчи и всяких искажений столь возможных в те...
30277. Основные методы (школы) литературоведения. Биографический метод (Ш.-О.Сент-Бёв) 36.5 KB
  На примере виднейшего критика французского романтизма СентБёва особенно отчетливо вырисовываются эти черты нового литературоведческого метода. В противоположность Буало и его последователям подчинявшим индивидуальное развитие художника множеству регламентирующих указаний СентБёв эмансипирует личность. Мелкобуржуазного романтика СентБёва интересует прежде всего творческая индивидуальность писателя. Биографический охват творящей личности сыграл в глазах СентБёва доминирующую роль в литой науке.