26648

Будыко Михаил Иванович

Доклад

География, геология и геодезия

ЛАНДШАФТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ – одна из основных географических закономерностей выражающаяся в последовательной географически обусловленной смене типов природных комплексов ландшафтов геосистем экосистем и компонентов природной среды климат четвертичные отложения коры выветривания почвы растительность животный мир поверхностные и подземные воды по широтному градиенту. Их отношение становится основным фактором возникновения природных зон. Сложный характер циркуляции воздушных масс и...

Русский

2013-08-18

42 KB

5 чел.

*Будыко Михаил Иванович (р. 20.01. 1920)

Советский, российский геофизик, член-корреспондент АН СССР (1964), действительный член Российской академии наук (1992), директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова (1954), лауреат Ленинской премии (1958).

Совместно с А.А. Григорьевым (см.) сформулировал “периодический закон географической зональности”: в разных географических поясах, обладающих различными тепловыми ресурсами, но в близких по увлажнению условиях формируются типы ландшафтов аналогичные соответствующим географическим зонам – пустыни умеренного пояса, субтропические пустыни, тайга и смешанные леса умеренного пояса и др. Группировка зон проводится обычно в графической форме, где по ординате обозначают величину радиационного баланса, а по абсциссе – радиационный индекс сухости (Григорьев, Будыко, 1956). Рассчитал тепловой баланс поверхности Земли с учетом падающего потока солнечной энергии, что послужило основой для составления “Атласа теплового баланса земного шара”.

ЛАНДШАФТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ, ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ – одна из основных географических закономерностей, выражающаяся в последовательной, географически обусловленной смене типов природных комплексов (ландшафтов, геосистем, экосистем) и компонентов природной среды (климат, четвертичные отложения, коры выветривания, почвы, растительность, животный мир, поверхностные и подземные воды) по широтному градиенту. В горных странах аналогом П.з. выступает высотная поясность. Ведущим фактором П.з. на глобальном уровне является неравномерность поступления солнечной радиации на земную поверхность, что обусловлено шарообразной формой Земли, вращением ее вокруг своей оси и наклоном оси к плоскости эклиптики. Термически однородные области земного шара выделяются в широтные пояса (синонимы — географические, физико-географические, климатические пояса), которых насчитывается 13: 1 — экваториальный, 2 — субэкваториальных, 2 — тропических, 2 — субтропических, 2 — умеренных, 2 — субполярных, 2 — полярных. Субпояса относятся к переходным, в которых сезонно господствуют воздушные массы, формирующиеся в соседних поясах. Широтные пояса тяготеют к определенным географическим широтам — фиксированным в градусах значениям географических параллелей, однако поясные границы далеко не совпадают с линиями параллелей из-за динамичности перераспределяющих тепло воздушных масс. Дальнейшая зональная дифференциация земной поверхности происходит за счет изменений термического режима совместно с режимом увлажнения. Их отношение становится основным фактором возникновения природных зон. При этом разности режима увлажнения происходят, в первую очередь, из термической неоднородности Земли и также подчиняются зональному распределению. Система взаимосвязей между природными компонентами и процессами обеспечивает закономерное проявление зональности на верхних уровнях структуризации ландшафтной оболочки. Таким образом, природные зоны — геотермически обусловленные, гидротермически и геотипологически (геотипологическая однородность предполагает преобладание в плакорных условиях (условиях выровненных водоразделов со средним по механическому составу субстратом) зоны одного типа климата, растительности, почв, водного режима и т.д., что не исключает возможности наличия других типов, но преобладающим является один) однородные области земной поверхности, закономерно сменяющие друг друга по широтному градиенту. Сложный характер циркуляции воздушных масс и водного обмена ведет к усложнению рисунка границ природных зон, которые в отдельных секторах континентов могут выпадать, выклиниваться, иметь разрывы, местами приобретать меридиональную ориентацию и т.д., однако это не нарушает общей закономерности распределения.

Гидротермический фактор — ведущий, но не единственный в формировании природных зон, поэтому их границы не могут в точности соответствовать изолиниям гидротермических показателей. Названия природным зонам даются по типу растительности как индикатора ландшафта. На территории России выделяется 9 природных зон (Н.И.Михайлов, 1983): арктическая, тундровая, лесотундровая, таежная, смешанных и широколиственных лесов, лесостепная, степная, полупустынная, пустынная. В пределах зон выделяются подзоны — следующая ступень зональной дифференциации, фиксируемая по степени выраженности основных типологических характеристик и отражающая постепенность широтного изменения гидротермических параметров. Более трети территории России относится к горным областям (Северный Кавказ, Урал, горы Южной Сибири, горы Восточной Сибири, Дальний Восток), природные комплексы которых в своем распространении подчиняются как широтной зональности, так и высотной поясности. Каждая горная страна имеет свой специфический набор высотных поясов, что зависит от ее положения в системе широтной зональности (в первую очередь), от ориентации относительно основных путей воздухопереноса, экспозиции макросклонов, высоты над уровнем моря, истории формирования. Аналогия с широтной зональностью проявляется в закономерной смене высотных поясов снизу вверх в соответствии с изменениями температурных и влажностных характеристик. Чем ниже географические широты горной страны и чем выше ее абсолютные высоты — тем богаче и своеобразнее спектр высотной поясности. Наряду с природной зональностью в ландшафтной оболочке закономерно обнаруживаются азональные явления, основные частные случаи которых — секторность (региональность), интразональность, экстразональность. А.Г.Исаченко называет азональность такой же "всеобщей географической закономерностью, как и зональность" (1980). Взаимодействие континентальных и океанических воздушных масс и возможности проникновения последних вглубь континентов создают условия формирования секторов — приокеанических и континентальных. В центральных частях континентов спектр широтных зон выражен наиболее полно, в краевых под действием нивелирующего воздействия океанов число зон сокращается. Дальнейшая секторная дифференциация земной поверхности наблюдается из-за различий в геологическом фундаменте, что лежит в основании выделения единых по генезису морфоструктур высшего регионального уровня — физико-географических стран, обладающих чертами общности на макроуровне, в частности, по типу зональной структуры. Следующей ступенью региональной иерархии выступают физико-географические области, критериями обособления которых служат различия в истории формирования, времени образования, что сопровождается соответствующими различиями и по другим природным параметрам. Наложение природной зональности на макрорегиональные подразделения (страны, области) создает сетку территориального членения, совмещающего зональные и азональные черты. Участки зон, ограниченные единым макрорегионом, приобретают свои специфические свойства, отличительные от других участков той же зоны и обозначаются как ландшафтные провинции, а участки подзон, соответственно, как ландшафтные подпровинции. Явление интразональности объясняет происхождение природных комплексов, не имеющих строгой зональной и региональной приуроченности, ведущими факторами развития которых служат геоморфологические, литологичекие и гидрологические особенности земной поверхности.

Классические примеры интразональности — природные комплексы речных долин, переувлажненных междуречий, зандровых и эоловых поверхностей. В то же время интразональные системы в своем качественном и количественном проявлении всегда несут отпечаток той зоны и региона, в которых они находятся. Эктразональность составляет понятие о природных комплексах зонального типа, способных при определенных благоприятных условиях иметь островное распространение в зонах, сопредельных с зоной их преимущественного возникновения. Это может быть связано, во-первых, с их собственной толерантностью — способностью существовать в относительно широком диапазоне изменяющихся факторов среды и, во-вторых, с историей развития территории, а именно с устойчивым однонаправленным изменением климатических границ, влекущих за собой изменение границ зональных и соответствующую перестройку ландшафтных структур, но в условиях определенной инертности почвенно-растительного покрова и выраженной эдификаторной способности некоторых фитоценозов возможно островное сохранение реликтов прошедших климатических эпох на территориях их былого зонального преобладания. Влияние исторического фактора на формирование зональных границ очень велико и во многих случаях объясняет несовпадение современных гидротермических границ с зональными.

Проблема П.з. была впервые рассмотрена в начале прошлого века немецким ученым А.Гумбольдтом, исследовавшим феномены живой природы в их взаимодействии с окружающей средой в различных областях земного шара, в том числе на территории России. А.Гумбольдт фиксировал наличие определенных закономерностей в смене типов живого покрова Земли, обусловленных в первую очередь климатическими изменениями и приводящих к формированию природных зон; отметил периодическое повторение в пространстве природных явлений, составляющих феномен зональности; обосновал существование высотной поясности. В конце 90-х годов прошлого столетия появилось учение В.В.Докучаева о природных зонах. Был сформулирован и обоснован всеобщий географический закон П.з., согласно которому вся ландшафтная сфера и океанические пространства Земли имеют зональное строение, многие проявления человеческой жизни подчиняются зональному распределению, зональность — глобальное и универсальное свойство эволюционирующей земной поверхности. Учение В.В.Докучаева коренным образом повлияло на дальнейшее развитие физической географии. Частные аспекты учения В.В.Докучаева развили и конкретизировали в своих работах его ученики — Г.И.Танфильев, Г.Н.Высоцкий, Г.Ф.Морозов. В середине нашего столетия Л.С.Берг провел региональное и зональное деление территории СССР и дал всестороннюю физико-географическую характеристику выделенным регионам и природным зонам. Обоснованию климатически обусловленных границ природных зон посвящены работы А.А.Григорьева и Н.И.Будыко; зональные особенности продуктивности наземных экосистем отражены в исследованиях Н.И.Базилевич с соавторами, проблемы соотношения зонального и регионального в ландшафтной оболочке рассмотрены в трудах А.Г.Исаченко и т.д. В зарубежной физической географии идеи В.В.Докучаева достаточного отражения не нашли, и вопросы географически обусловленного взаимодействия природных компонентов попали в сферу экологии. Был составлен ряд схем идеального континента, фиксирующих зональные закономерности распределения растительного покрова (В.Кеппен, Брокман-Ерош и Е.Рюбель, К.Тролль) и проведены оригинальные исследования по изучению зависимости распространения основных растительных биомов (см.) от значений гидротермических параметров (Л.Холдридж, 1971, Р.Уиттекер, 1980).

Разностороннее антропогенное воздействие на природу приводит к существенным изменениям облика природных зон. Исчезают ландшафты степей, коренные лесные ландшафты заменяются производными, осушаются болота, орошаются пустыни и т.д. В то же время типы воздействий и реакции геосистем на них в каждой природной зоне имеют свою специфику, на них соответственно распространяется закон П.з., и в этом его огромное прикладное значение. Так, установлены и исследованы зональные закономерности изменения геосистем при пастбищной дигрессии (см.) под действием земледелия, при восстановительных сукцессиях (см.) (Исаков Ю.А., Казанская Н.С., Тишков А.А., 1986). Адаптивные возможности зональных геосистем различны, и это требует разработки зонально дифференцированных стратегий природопользования (см.) и охраны природы (см.)..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10337. Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе 52 KB
  Эмоциональноволевая сфера личности. Задачи содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств вкусов понятий идеалов; формирование умений навыков воплощения прекрасного в жизнь. Эмоциональные процессы – пси
10338. Воспитательная система: сущность, структура, функции, динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы 42 KB
  Воспитательная система: сущность структура функции динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Отечественные и зарубежные воспитательные системы В.А. Караковский А.А. Захаренко Р. Штайнер М. Монтессори. Проектирование психологически ко
10339. Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи 60.5 KB
  Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи. Психологическая характеристика стилей семейного воспитания. Модели семьи. Содержание формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом про...
10340. Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы гуманизации обучения и воспитания 60 KB
  Целостный педагогический процесс его структура закономерности и принципы. Психологопедагогические основы гуманизации обучения и воспитания. Развитие субъектности школьника его ценностносмысловой сферы в ЦПП. Целостный педагогический процесс ЦПП – это специальн
10341. Дидактика как теория образования и обучения, ее современные проблемы. Психология обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) 73 KB
  Дидактика как теория образования и обучения ее современные проблемы. Психология обучения В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин. Соотношение психологии обучения и дидактики. Когнитивная сфера личности как основа процесса обучения. Проблема соотношения обучения и развития в истори
10342. Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение 75 KB
  Теоретические основы структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика Н.В. Кузьмина А.К. Маркова. Технология проек
10343. Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура 67 KB
  Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения А.Б. Орлов А.К. Маркова. Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми. Обучение...
10344. Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) 71 KB
  Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования М.Н. Скаткин И.Я. Лернер В.В. Краевский. Стандартизация образования. Психологопедагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Базисный учебн
10345. Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого. 66.5 KB
  Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского К.Д. Ушинского Л.Н.Толстого. Психологическое обоснование дидактических принципов. Система принципов обучения в современной дидактике их реализация в практической работе учи