26651

Фи́зико-географи́ческое райони́рование

Доклад

География, геология и геодезия

Районирование бывает зональным пояса зоны и подзоны и азональным физикогеографические страны области провинции районы урочища фации отраслевым по рельефу климату почвам и др. Физикогеографическое районирование система территориальных подразделений земной поверхности регионов обладающих внутренним единством и своеобразными чертами природы; процесс их выявления одна из форм синтеза в физической географии. включает изучение соподчинённых природных территориальных комплексов физикогеографических стран зон районов и др....

Русский

2013-08-18

44 KB

2 чел.

Фи́зико-географи́ческое райони́рование — система территориального деления земной поверхности, основанная на выявлении и исследовании системы соподчиненных природных регионов, обладающих внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы. Районирование бывает зональным (пояса, зоны и подзоны) и азональным (физико-географические страны, области, провинции, районы, урочища, фации), отраслевым (по рельефу, климату, почвам и др.) и комплексным.

В пределах России выделяют следующие крупные природные регионы: Восточно-Европейская равнина, Балтийский щит, Кавказ, Урал, Западно-Сибирская равнина, Средняя Сибирь, горы Южной Сибири, Северо-Восточная Сибирь, Северо-Притихоокеанская страна и Амуро-Сахалинская страна.

Физико-географическое районирование, система территориальных подразделений земной поверхности (регионов), обладающих внутренним единством и своеобразными чертами природы; процесс их выявления – одна из форм синтеза в физической географии. Ф.-г. р. можно определить как особый род систематики природных территориальных комплексов и как метод выявления индивидуальной специфики отдельных частей географической оболочки (в то время как типологический подход в физической географии способствует установлению сходства природных территориальных комплексов, что позволяет свести их в классификационные группы – типы, классы, виды и т. д.). Ф.-г. р. включает изучение соподчинённых природных территориальных комплексов (физико-географических стран, зон, районов и др.) и составление их всесторонних характеристик; исследование малых территориальных комплексов, входящих в состав ландшафта географического (урочищ, фаций), обычно не относится к Ф.-г. р., но некоторые исследователи включают в сферу Ф.-г. р. природные территориальные комплексы всех рангов. Районирование может производиться по комплексу признаков, охватывающих все или почти все компоненты природной среды (комплексное физико-географическое, или ландшафтное, районирование), и по каким-либо частным признакам – рельефу, климату, почвам и т.п. (частное, или отраслевое, природное районирование).

 До 19 в. районирование осуществлялось без научной основы, по отдельным наиболее легко уловимым внешним признакам (орография, речные бассейны, политические границы) и без чёткого разграничения на физико-географическое и экономическое. В течение 19 в. (особенно во 2-й половине), когда интенсивно формировались частные географические дисциплины, активизировалась разработка отраслевых схем природного районирования (климатического, биогеографического и др.). В качестве самостоятельного направления выделяется экономическое районирование. Первоначальные теоретические предпосылки для разработки комплексного Ф.-г. р. были созданы работами В. В. Докучаева в конце 19 в. Идея природной зональности была положена в основу первых схем Ф.-г. р. Европейской России (Г. И. Танфильев, 1897) и Азиатской России (Л. С. Берг, 1913). В начале 20 в. проблемы Ф.-г. р. начали широко обсуждаться и в зарубежной (нем., англ., амер.) географии (Э. Хербертсон, З. Пассарге и др.).

 В СССР работы по Ф.-г. р. отдельных областей и республик широко развернулись с 20-х гг. Наряду с принципом зональности в практику вошёл и принцип провинциальности (учёт роли долготно-климатических изменений, а также крупных структур земной коры в формировании региональных различий). С 1940-х гг. создано несколько вариантов Ф.-г. р. территории СССР (в т. ч. районирование, выполненное Советом по изучению производительных сил при АН СССР с привлечением институтов АН СССР, 1947, схема районирования географического факультета МГУ, 1968), а также всей суши и отдельных материков (Физико-географический атлас мира, 1964). Составлены многочисленные более детальные схемы Ф.-г. р. для отдельных политико-административных, экономических и природных регионов. Исследования по Ф.-г. р. приобрели прикладную направленность (например, с 1956 силами ряда вузов осуществляется Ф.-г. р. СССР для целей сельского хозяйства). Значительное внимание вопросам Ф.-г. р. уделяют географы и других социалистических стран. С 1965 состоялось 3 международных симпозиума по этим проблемам (в ГДР, Польше, Чехословакии). Детальное Ф.-г. р. разработано в ФРГ. Предпринимались попытки создать т. н. общегеографическое районирование, которое включало бы как природные, так и социально-экономические особенности разных территорий.

 Большинство сов. географов исходит из признания объективного существования физико-географических регионов, каждый из которых очерчен естественными границами, имеющими более или менее чёткий характер. Целостность и внутреннее единство каждого отдельного региона определяются общностью истории его развития и географического положения, единством многих природных процессов (например, циркуляции атмосферы, влагооборота, миграции химических элементов) и пространственной сопряженностью его отдельных частей. Формируясь в процессе развития и дифференциации земной поверхности, физико-географические регионы имеют свою историю и возраст, что определяет необходимость историко-генетического подхода к районированию.

 На каждый регион воздействуют зональные (определяемые широтным распределением солнечной радиации на земной поверхности) и азональные факторы (особенности гипсометрического положения, вещественного состава земной коры, движений земной коры, соотношения суши и моря). Поэтому теоретическую основу Ф.-г. р. составляют закономерности территориальной физико-географической дифференциации. Одновременно в географической оболочке непрерывно действуют процессы интеграции, связывающие (посредством циркуляции воздушных масс, стока, склонового перемещения твёрдого материала, миграций растений и животных) разнородные участки земной поверхности в сложные территориальные системы. Наиболее тесные и разносторонние. связи наблюдаются между смежными участками поверхности (между склонами и подножиями гор, водоёмами и их водосборами и т.п.). По мере увеличения размеров и сложности территории и в зависимости от особенностей расположения её отдельных частей по отношению к господствующим воздушным массам, орографическим барьерам и т.п. «теснота» географических связей обычно ослабевает и степень пространственной однородности уменьшается. Это вызывает необходимость различать физико-географические регионы разного ранга и пользоваться многоступенчатой системой Ф.-г. р.

 По зональным признакам последовательно выделяются пояса физико-географические : пустыни, полупустыни, постоянно влажные леса гемилеи, лесотундры, тундры и полярные пустыни , зоны физико-географические и подзоны физико-географические(..В зависимости от количества последних и продолжительности дождливого периода внутри зоны различают подзоны влажных высокотравных, типичных сухих и опустыненных саванн; в зоне степей — сухие и типичные степи; в зоне лесов умеренного пояса — подзоны тайги (иногда её считают самостоятельной зоной), смешанных и широколиственных лесов и т.п.), по азональным – страны физико-географические(Составляет часть материка, характеризующуюся на значительном протяжении единством геоструктуры (например, щиты, плиты и др.) или закономерным сочетанием структурных элементов, преобладающей тенденцией новейших тектонических движений и, как следствие этого, общностью или однородностью макрорельефа (обширные равнины, плоскогорья, горные системы и их комбинации). и области физико-географические(Объединяет ландшафты, сходные по возрасту, поверхностным отложениям, рельефу, особенностям гидрографической сети, климату, истории развития и видовому составу биоценозов). В силу неодинаковой степени воздействия океанов на природу материков в пределах последних выделяются физико-географические секторы (океанические, переходные от океанических к континентальным, континентальные, резко континентальные). Между зональными и азональными единицами районирования существуют сложные соотношения. Природа каждой зоны приобретает своеобразные черты в разных физико-географических странах и областях, в связи с чем образуются производные региональные единицы, имеющие одновременно зональный и азональный характер – зональные отрезки физико-географических стран, провинции физико-географические. Завершающей ступенью районирования во многих схемах Ф.-г. р. служит район физико-географический, отвечающий условию однородности как в зональном, так и в азональном отношении. На практике в региональных физико-географических характеристиках, содержащих схемы районирования, обычно применяются системы единиц районирования, при которых поочерёдно используются зональные и азональные признаки (например, страна – зона – область – провинция – район).

 При Ф.-г. р. горных территорий роль важнейшего критерия приобретает структура высотной поясности: различным горным провинциям и районам свойственны специфические ряды (спектры) высотных поясов, зависящие от широтно-зонального и долготного положения того или иного горного поднятия, его абсолютной высоты, ориентировки хребтов и экспозиции склонов.

 Выделение единиц Ф.-г. р. разного ранга, сопровождающееся составлением их текстовых характеристик, осуществляется как «сверху», так и «снизу», что является отражением единства процессов физико-географической дифференциации и интеграции. Путём анализа ведущих (зональных и азональных) факторов региональной физико-географической дифференциации с использованием разнообразных картографических материалов и литературных источников, намечается принципиальная схема последовательного деления территории «сверху вниз», т. е. от высших ступеней Ф.-г. р. к низшим. Затем эта схема уточняется и детализируется «снизу вверх», т. е. путём последовательной интеграции простых природных комплексов в более сложные (урочищ – в ландшафты, ландшафтов – в провинции и т.д.). Использование ландшафтных карт позволяет определить размещение природных комплексов разного ранга и соотношения между ними. Делаются попытки применять статистические методы для выделения «однородных» регионов, математически обосновать проведение границ и т.п.

 Являясь важной основой для всестороннего комплексного учёта и оценки природных условий и ресурсов, Ф.-г. р. используется в разнообразных практических целях (с.-х., инженерно-строительных, транспортных, медицинских, рекреационных и др.), а также при районных планировках. Практическое назначение того или иного Ф.-г. р. определяет его детальность, а также целенаправленность характеристик отд. регионов, с акцентом на те показатели природной среды, которые существенны для решения данной задачи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23809. Вычисление результата умножения с помощью сложения 15.1 KB
  актуализация знаний Ребята если мы с вами выполняли решение заменив сложение умножением как вы думаете можно ли сделать наоборот и вычислить умножение заменив его сложением один ученик выходит к доске чтобы показать как нужно будет оформлять в тетради на доске: 34= записываем ниже и вычисляем: 3333=12 записываем ответ в пример с действием умножение. доске. А сейчас отработаем умение сравнивать: К доске выходит один ученик: 55 53 Докажи не вычисляя. кроме примеров какие еще задание на математике мы выполняем На доске: в...
23810. Конкретный смысл действия умножение 16.83 KB
  Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать составные задач; 4усвоить правила замены суммы одинаковых слагаемых умножением.Развивающие: 1развивать математическую речь 2развивать мыслительные операции 3развивать смекалку 3. По ˙ раз д. фронтальный опрос разложите числа на одинаковые слагаемые доска: 21=7 18=6.
23811. Конкретный смысл действия умножение 17.5 KB
  Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать составные задачи 2. Чему равно уменьшаемое два ученика придумывают два своих примера и задают любому из учеников Цель: называние элементов выражения действий к доске 2 ученика остальные в тетради замените сумму умножением: 7777777= 771 ученик 5555=54 2уч 777= 3 уч тут возникает проблема можем ли мы заменить действие вычитание умножением запомните что нельзя. Потому что при...
23812. Конкретный смысл действия умножения 20.26 KB
  Почему цель: сколько раз и по сколько раз взяли число 777 7777 444 444 222 888 Вычисли: выходят два ученика Остальные в тетрадях. 27999= 217777= Сколько раз из 27 вычли 9 из 28 вычли 7 Значит сколько раз по 9 содержится в 27 по 7 в 14 Внимательно слушаем Запиши число 2728 через сумму 9 7. запись: 999=27; 7777=21по 9 три раза Итак внимание Сумму какого числа мы находили Сколько раз мы сложили это число запишем Это обозначает что мы взяли по 9 взяли три раза кто нибудь...
23813. Задачи на умножение 16.86 KB
  Класс: 2 Тип урока: комбинированный Тема: задачи на умножение; ФОУД: фронтальная индивидуальная Технология: традиционная Дидактическая цель: создать условия для отработки навыка замены действий сложения умножением в решении задач; Задачи: 1.Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать задачи; 4закреплять правила замены суммы одинаковых слагаемых умножением. вычисление с помощью замены умножения сложением замени суммой одинаковых слагаемых: 6=...
23814. Стихи А. Плещеева о весне 19.54 KB
  Плещеева о весне Тип урока: урок чтения лирического произведения и коллективного анализа ФОУД: фронтальная Технология: традиционная Оборудование: учебник Литературное чтение Канакина 2кл. Плещеева о весне Задачи Образовательные: познакомить с важными фактами из жизни и творчества А. Плещеева совершенствовать умение анализировать лирическое произведение совершенствовать навык сознательного правильного выразительного чтения Развивающие: развивать творческое воображение детей развивать литературную речь учащихся развивать память...
23815. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 20.25 KB
  Вспомним содержание произведения ответив на вопросы кроссворда у каждого на парте Учитель Читает вопросы: Как зовут мальчика Что было в руке у старика Как зовут девочку Кто пекла пирожки На чем сидел старик в начале рассказа Кого попросил Павлик чтобы его взяли кататься на лодке Где Павлик нашел бабушку Что пекла бабушка На чем чертил старик зонтиком Что попросил Павлик у Лены На чем хотел покататься Павлик Куда положил Павлик руку когда попросил брата взять его покататься Как назвал старика Павлик Какое...
23816. Урок по литературе Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 21.54 KB
  Для того чтобы узнать какая тема будет сегодня у нас на уроке вам нужно составить правильные словосочетания: сказка настольная лампа волшебное слово интересная Обратите внимание какое слово во втором столбике не может сочетаться с другими словами С каким словом оно сочетается Так называется произведение которое мы сегодня будем изучать на уроке. Увлекательные истории цикла рассказов Волшебное слово очень нравились детям.
23817. В. Осеева «Волшебное слово» 49.5 KB
  Осеева Волшебное слово УМК Школа России Л. сказка деревянная палочка красивый лампа интересная слово настольная цветок волшебное Стрелкой соедините слова связанные по смыслу. Слайд 3 Какое словосочетание здесь лишнее Почему Слайд 4 Можем ли мы употребить слово волшебное с другими славами из первого столбика Что у...