26669

Антропогенные опасности на территории Архангельской области

Реферат

Экология и защита окружающей среды

Ломоносова Естественногеографический факультет Географии и геоэкологии Реферат на тему: Антропогенные опасности на территории Архангельской области Выполнил: студент 4 курса отделения природопользования ...

Русский

2013-08-18

74.84 KB

7 чел.

 МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Поморский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова»

Естественно-географический факультет

Географии и геоэкологии

Реферат на тему:

Антропогенные опасности на территории Архангельской области

                                                                             

                                                                              Выполнил:

                                                                              студент 4 курса

                                                                              отделения природопользования   

                                                                              Гавзов Андрей Викторович

                                                                                                 Проверила: Шумилова Юлия Николаевна                                       

                                                                              

                                                                              

Архангельск

2011

 Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведёт к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития. Опасность — наступление, или появление заметной вероятности наступления нежелательных событий.

   Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны – являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.  

Техногенная нагрузка на территории Архангельской области оказывает негативное воздействие на геологическую среду, и в первую очередь на качественный состав подземных вод и грунтов. Отмечается локальное загрязнение верхней непродуктивной части четвертичного комплекса (первый от поверхности неперспективный слабоводоносный верхнечетвертичный — современный горизонт) объектами хозяйственной деятельности, не связанными с пользованием недрами в местах шламо- и золоотвалов, полигонов бытовых и промышленных отходов. Данный горизонт непригоден для водоснабжения, но в ряде районов он является потенциальным источником загрязнения нижележащих продуктивных водоносных горизонтов и комплексов.

Среди основных опасных крупных объектов в Архангельской области можно выделить: ЦБК, ТЭЦ, космодром Плесецк.

ЦБК (на примере Соломбальского ЦБК)

Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат (СЦБК) — ведущее предприятие России по производству хвойной сульфатной небеленой целлюлозы. Комбинат расположен на Соломбальских островах в Архангельске, в промышленной зоне города.

Производственные мощности:

На производственной площадке комбината находятся следующие объекты.

Основные производственные цеха:

  1.  Варочный цех

основные мощности — 2 установки непрерывной варки типа «Камюр» и 6 котлов периодической варки

  1.  Сушильный цех

основные мощности — 2 пресспата и 1 бумагоделательная машина

  1.  Древесно-подготовительный цех

Вспомогательные цеха:

  1.  Цех каустизации и регенерации извести
  2.  ТЭЦ-1
  3.  ТЭЦ-2 включает в себя выпарной отдел

Обслуживающии цеха:

  1.  Ремонтно-механический цех

В 2006 году произошел инцидент, который мог повлечь за собой жертвы и загрязнение окружающеей среды:

«Более 6,5 часов тушили пожар на Соломбальском ЦБК (СЦБК). Как сообщила ведущий специалист Главного управления МЧС по Архангельской области Елизавета Цыварева, возгорание произошло 3 мая в 12.50, локализовали его в 19.00, окончательно потушили только к 22.00. Пожар произошел в колонне ректификации высотой 30 метров, внутри находились взрывоопасные вещества. В результате пожара повреждена обшивка этой колонны. Причиной возгорания назвали нарушение технологического регламента процесса производства. Ориентировочно СЦБК в этом пожаре был нанесен ущерб в размере 50 тысяч рублей. Помимо пожарной службы СЦБК, в тушении пожара принимали участие городские пожарные и специалисты областной службы спасения.

Как сообщили в областной службе спасения, чтобы избежать взрыва, спасатели совместно с пожарными охлаждали металлическую обшивку емкости и участвовали в дальнейшей ее разборке. В 19.30 оперативную группу сменил второй экипаж спасателей. Используя специальные инструменты, они также проводили работы по освобождению корпуса от теплоизоляции с дальнейшим охлаждением. В результате возгорания из людей никто не пострадал».

www.bonpetshop.ru/news/461

Космодром Плесецк

Космодром "Плесецк" (1-й Государственный испытательный космодром) расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции "Плесецкая" Северной железной дороги. Распологаясь на платообразной и слегка холмистой равнине, он занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. Численность персонала и населения г.Мирный - 40...50 тыс. человек (в зависимости от объемов выполняемых задач). Климат - резко континентальный, неустойчивый, холодный.

    Основан в 1960 году как первая отечественная ракетная база МБР Р-7 и Р-7А (объект "Ангара"). При выборе местоположения в первую очередь учитывались:

 1. досягаемость территорий вероятных противников;
 2. возможность проведения и контроля испытательных пусков в район Камчатки;
 3. необходимость в особой скрытности и секретности.

Космическую деятельность ведет с запуска КА "Космос-112" 17 марта 1966 года. Имеет стационарные технические и стартовые комплексы всех типов отечественных ракет-носителей легкого и среднего класса. Ведется строительство стартовых и технических комплексов для ракеты-носителя "Ангара". Обеспечивает основную часть космических программ, связанных с оборонными, народохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых КА.

Ракеты-носители, эксплуатирующиеся на космодроме "Плесецк":

«Экологической опасности, обусловленной ракетно-космической деятельностью (РКД), в наибольшей степени оказался подвержен Север европейской части России. А это прежде всего Архангельская область, которая является лидером как по числу районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, так и по степени загрязнения этих регионов. Общая площадь этих районов составляет 5% от территории Архангельской области. Ракетчикам точно известно, куда упадет тот или иной блок на территории как Архангельской области, так и других субъектов РФ. Однако система оповещения гражданского населения практически не работает. И это одна из очень серьезных нерешенных проблем безопасности РКД. Кроме того, при падении ступени ракеты даже в штатном порядке возможен ее взрыв с разбрасыванием вокруг обломков.

Рекогносцировочные исследования в районах падения отделяющихся частей РН и подтрассовых зонах полета, проведенные специалистами Архангельской государственной медицинской академии совместно с бригадой врачей из г.Москвы, показали, что вероятность отравления компонентами топлива представителей животного мира и человека весьма высока.

В попытке отстоять интересы области и ее жителей за период с 1992 по 1997 гг. по инициативе и при активном участии администрации Архангельской области и Комитета по охране окружающей среды состоялось около десятка совещаний от местного до всероссийского масштаба. На них рассматривались вопросы взаимодействия ракетно-космических ведомств и области. Последнее такое совещание прошло в г.Архангельске 21 апреля 1997 г. В его работе участвовали представители космодрома, РКА, экологи Министерства обороны, Госкомэкологии и регионов России, а также ученые из Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска, в том числе и разработчики ракетного топлива.

Вопросы о компенсации экологического ущерба, наносимого Архангельской области в результате деятельности космодрома Плесецк, затрагивались в письме губернатором области на имя Председателя Правительства В.Черномырдина. В частности, в нем содержалось требование, чтобы определенный процент от средств, получаемых от коммерческого пуска ракет, шел в бюджет области.»

www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/171/45.shtml

Архангельская ТЭЦ

Архангельская ТЭЦ  — крупнейшая электростанция в Архангельской области, основной производитель электроэнергии и теплоэнергии для централизованного отопления Архангельска и прилегающих районов.

Технические характеристики:

  1.  6 турбин; ст. N 1,2 ПТ-60-130/13; N 3,4 Т-50/60-130; N 5,6 Т-100/120-130 общей электрической мощностью 450 МВт.
  2.  Котлоагрегаты ст. N 1-6 типа ТГМ-84 «Б» паропроизводительностью по 420 т/ч каждый, три водогрейных котла КВГМ-180-150-2 по 180 Гкал/час.

В составе АТЭЦ шесть технологических цехов, семь отделов, две лаборатории, которые обеспечивают её деятельность. Единственным видом топлива для станции является мазут. В настоящее время котлы Архангельской ТЭЦ переводятся на сжигание природного газа. Котел №1 ТЭЦ будет пущен на природном газе в 1 квартале 2011 года.

«На строительной площадке на территории Архангельской ТЭЦ при проведении подготовительных работ по демонтажу зданий бытовых помещений произошел несчастный случай со смертельным исходом мастера строительно-монтажных работ...

Трагедия произошла 27 февраля. Это был рабочий подрядной организации ООО «Стройэнергоизоляция». Как сообщили агенству в ТГК-2, после аварии была создана комиссия ТГК-2 по служебному расследованию обстоятельств несчастного случая. Проверка установила, что «на месте происшествия опасных производственных факторов, которые явились причиной или могли привести к травмированию пострадавшего, не было. Наиболее вероятной причиной получения пострадавшим травмы является неосторожность при демонтаже участка недействующего трубопровода, выступавшего из земли. При проведении работ пострадавший не применял средства индивидуальной защиты (защитную каску), что является грубым  нарушением правил охраны труда».

Стоит также отметить, что в ночь на 1 марта в 0.49 в Архангельске отмечались кратковременные перебои с электричеством: на некоторое время прекращалось вещание радиостанций и телеканалов, на несколько секунд гас свет в квартирах горожан и в общественных учреждениях. В связи с аварией энергоснабжение было организовано по резервной схеме.»

ИА «Двина-Информ»

old.dvinainform.ru/news/2010/03/02/82913.shtml


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52471. Шлях до демократії 106 KB
  З метою розвитку лідерського потенціалу учнівської молоді її громадянської ініціативи набуття нею досвіду активної та компетентної участі в громадському житті складовою частиною системи виховної роботи я вбачаю реалізацію проекту учнівського самоврядування âШлях до демократіїâ результатом якого є створення âміні республіка âВеселкаâ що сприяє обєднанню зусиль для добрих і корисних справ розвитку здібностей і талантів вихованню компетентної й успішної особистості вихованню громадянина України носія національних...
52472. З чого починається гарний день 47 KB
  Хід заняття Діти сьогодні ми здійснимо подорож у чарівний світ казок В. Як пахне казка Так дітки казка сьогодні пахне свіжістю хвойним лісом Дітисьогодні я прокинулася подивилася на сонечко та й замислилась: цікаво а з чого починається новий день Діти як ви думаєте: з чого починається новий день Все це вірно: із сонечка умивання сніданку Але давайте подумаємо якими словами ми визначаємо прихід нового дня Так ми бажаємо всім кого ми зустрічаємо доброго ранку Давайте пригадаємо якими словами зустрічає вас зранку...
52473. Чому існують день та ніч 277 KB
  Обладнання: картини з зображенням небесних світил та зоряного неба глобус атрибути до гри Сонце і місяць. Що настала вечірня пора Із настанням вечора сонечко опускається до обрію і заходить за нього надворі сутеніє стає темніше починають спалахувати зірки з'вляється Місяць. Тут зображено зоряне небо а на цій картині ми бачимо сонце далі ми бачимо Місяць та інші космічні пейзажі. Ви розглянули картини скажіть що ви побачили нове невідоме чи незрозуміле Якої форми Сонце Місяць та зорі Чи їхні розміри однакові Про що...
52474. Европейский день языков 61.5 KB
  Цель: привлечь внимание к богатому языковому и культурному разнообразию Европы которое следует поддерживать а также расширять диапазон языков которым люди учатся на протяжении всей своей жизни укреплять взаимопонимание между народами; воздать должное всем европейским языкам включая редкие и те на которых говорят мигранты. Приветствие на разных европейских языках вступительное слово ведущих. Выходит группа учеников в национальных костюмах европейских государств язык которых они представляют.
52475. Про що шепотіли дерева 99 KB
  вихователь м. Вихователь. Вихователь. Дідусь заблукав і прийшов до нас але це дідусь не простий а казковий з ним завжди трапляються якісь пригоди вихователь читає вірш: Жив у світі старий дідусь Маленького зросту І сміявся старий дідусь Надзвичайно просто.
52476. СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. «ДЕРЕВО ЖИЗНИ» 271 KB
  ДЕРЕВО ЖИЗНИ ЦЕЛЬ: О. Оформление доски: дерево из картона радуга название урока запись темы. Это Дерево Жизни. Итак тема сегодняшнего урока Дерево Жизни.
52477. Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича 87.5 KB
  Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича Мета уроку. утворення ГалицькоВолинської держави 1199-1205 рр. визначати поняття і терміни: ГалицькоВолинська держава громадянська війна самодержавство; давати коротку характеристику князям Роману Мстиславичу; Данилу Романовичу; показувати на карті територію держави утвореної Романом Мстиславичем та її столицю; території сусідніх держав; називати історичні писемні джерела що стосуються утворення ГалицькоВолинської держави зокрема періоду правління Романа...
52478. Провідні держави світу в 20 - 30-х рр. ХХ ст 48 KB
  Бойка Тип уроку: Урок узагальнення Вид уроку: урок змагання Мета: Повторити та узагальнити вивчений матеріал з теми; Розвивати вміння учнів працювати з підручником документами історичною картою додатковим матеріалом в групах парах логічне мислення шляхом аналізу історичних подій підвести учнів до самостійного визначення ролі політичних постатей в історії формувати вміння висловлювати та аргументувати власну думку; Формувати творчий підхід у вивченні історії демократичні погляди інтерес до історії; Обладнання: карта...
52479. Describing people / The pen-friends 49.5 KB
  Прийоми. Прийом: бесіда з учнями класу. Прийом 1: хорове та індивідуальне повторення звуків за вчителем. Прийом 2:слухання скоромовки у виконанні вчителя.