26675

Концепция развития туризма в Архангельской области на 2011-2014 годы

Научная статья

География, геология и геодезия

Концепция разработана в рамках реализации Стратегии социальноэкономического развития Архангельской области до 2030 года.1999 № 14923ОЗ О туризме в Архангельской области; Стратегия социальноэкономического развития Архангельской области до 2030 года. Характеристика современной туристской индустрии Архангельской области 1.

Русский

2013-08-18

25.12 KB

13 чел.

Концепция развития туризма в Архангельской области на 2011-2014 годы

Концепция развития туризма в Архангельской области (далее — Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение в регионе правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии и определяет основные ориентиры для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и турсообщества по развитию туризма в Архангельской области.

Концепция разработана в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года.

Правовой основой разработки Концепции являются: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденная приказом Ростуризма от 06.05.2008 № 51; областной закон от 07.07.1999 № 149-23-ОЗ «О туризме в Архангельской области»; Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года.

1. Характеристика современной туристской индустрии Архангельской области

1.1. Въездной туристский поток:

в 2007г. — 245 тыс. чел., в т.ч. иностранные туристы — 22 тыс. чел.;

в 2008г. — 280,5 тыс. чел., в т.ч. иностранные туристы — 29,7 тыс. чел. (наибольшее количество прибытий в регион иностранных граждан из стран, являющихся традиционными партнерами Архангельской области по Баренцеву/Евроарктическому региону — Норвегии, Финляндии, Швеции).

В 2008 году по целям пребывания в регионе первое место занимали деловые туристы — 202,2 тыс. человек, с целью досуга, рекреации и отдыха регион посетили 53,0 тыс. человек, с целью лечения и профилактики — 31,5 тыс. человек, с целью паломничества — 0,1 тыс. человек, с прочими целями — 99,7 тыс. человек.

По продолжительности пребывания в Архангельской области 256575 человек находятся от 1 до 3 дней, на 8-14 дней по количеству ночевок зарегистрировано 20735 человек.

1.2. Информационное сопровождение туристской отрасли:

Туристский интернет-портал: www.pomorland.info (в 2008г. — 43469 посетителей; в 2009г. — 81122 посетителя);

Туристские информационные центры в г.Архангельске, Котласском, Устьянском и Пинежском районах;

Информационно-рекламные материалы с описанием туристских ресурсов региона;

Участие предприятий туристской индустрии Архангельской области в ведущих международных туристских выставках и ярмарках в России и за рубежом.

В апреле 2010г. при поддержке министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области на Интернет-портале www.arhperspectiva.ru стартовал проект «Край Северной сказки», на котором будет размещена информация о туристских ресурсах Архангельской области.

1.3. Характеристика туристического потенциала

1.3.1. Природно-географические ресурсы

Архангельская область входит в состав крупной рекреационной зоны — Север России, с относительно благоприятными природными ресурсами, богатым культурным наследием и стабильной политической обстановкой. Каждый из районов Архангельской области — это природно-географическая, историко-культурная самобытность.

Архангельская область расположена в трех климатических поясах (арктическом, субарктическом, умеренном) и четырех природных зонах (арктических пустынь, тундры, лесотундры и тайги). 47% ее площади — это арктические пустыни, тундра и лесотундра с суровыми природными условиями, длительной полярной ночью, безлесьем, ледниками. 53% территории области расположено в тайге.

Покровные ледники, айсберги, форды, белые медведи, птичьи базары Арктики, бескрайние тундра и лесотундра привлекают любителей экстремального туризма. Разнообразие рельефа от приморских заболоченных и приречных низин до возвышенностей Ветреного Пояса и Тиманского кряжа создает пересеченный характер местности, благоприятный для различных видов спортивного туризма. На участках, сложенных известняками, встречаются карстовые формы рельефа, открывающие неограниченные возможности для спелеотуризма.

Продолжительная зима и устойчивый снежный покров создают благоприятные условия для всех видов зимнего спортивного туризма на лыжах, собачьих и оленьих упряжках, снегоходах. Территория области значительно обводнена. На севере на протяжении 3 тыс. км она омывается водами Белого, Баренцева и Карского морей. В ее пределах протекает около 72 тыс. рек и ручьев, 95% из которых имеют протяженность менее 10 км. В области около 190 тыс. озер с площадью зеркала более 1га. Любители водного туризма на плотах, лодках, байдарках, яхтах, теплоходах могут совершать походы по маршрутам любой категории сложности. Прямой выход региона в Белое море и далее в открытый океан обеспечивает перспективное развитие въездного круизного туризма.

Минеральные воды и лечебные грязи в сочетании с чистым лесным воздухом, богатым фитонцидами, способствуют организации лечебно-оздоровительного туризма.

Богат и разнообразен растительный и животный мир Архангельской области, создавая все условия для промыслового туризма. В разрешенные сроки путешествия по бескрайним северным лесам можно сочетать с охотой и рыбалкой, сбором грибов, ягод, лекарственных растений.

На территории Архангельской области имеются все необходимые ресурсы для развития экологического туризма, одного из наиболее приоритетных направлений туристического бизнеса, как в России, так и за рубежом. Только особо охраняемые природные территории в области занимают около 7%, её площади.

1.3.2. Культурно-исторические ресурсы

Территория Архангельской области обладает уникальными культурными, историческими, археологическими и архитектурными объектами, которые открывают широкие возможности для развития познавательного туризма. Выявлено около 10 тыс. памятников, охраняемых государством, в том числе 1421 памятник федерального значения. Далеко за пределами области известны средневековые городища, фортификационные сооружения Новодвинской крепости и Соловецкого кремля, каменные и деревянные памятники северной архитектуры.

Монументальные соборы Каргополя и Сольвычегодска, церкви и часовни Кенозерского национального парка, избы, мельницы и амбары музея Малые Корелы — свидетельство умения местных мастеров сочетать рациональную планировку с большой художественной выразительностью природы.

Интересны для туристов и места, откуда уходили в неизвестные края русские землепроходцы: Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Поярков (Сольвычегодская земля), где жили и творили хранители и продолжатели русского народного творчества: Мария Кривополенова (Пинежье), Степан Писахов и Борис Шергин (Архангельск), Александр Борисов (Красноборск), Николай Рубцов (Емецк-Архангельск), Федор Абрамов (Веркола).

Русский Север сохранил многие православные святыни (Соловецкий, Крестный, Антониево-Сийский, Веркольский, Сурский, Ошевенский монастыри). Они привлекают внимание верующих и туристов и способствуют развитию паломнического туризма.

Архангельская область знаменита своими народными промыслами: холмогорской резьбой по кости, каргопольской игрушкой, резьбой по дереву, плетением из бересты, вязанием и вышиванием.

Наличие северных деревень, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения, способствует развитию сельского туризма и росту жизненного уровня местного населения. Далеко за пределами Архангельской области известны «Дни джаза» в Архангельске и на Соловецких островах, Европейская весна и международный фестиваль уличных театров в Архангельске, праздник народных мастеров России и фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны» в Каргополе, фестиваль «Медовый спас» и ярмарка «Устьянская ссыпчина» в Устьянском районе, международные кинофестивали и спортивные чемпионаты. Это способствует развитию событийного туризма.

В силу своего географического расположения Архангельская область является активным участником международного партнерства по линии Баренцева/Евроарктического региона и Европейского Союза. Внешнеэкономические связи региона, а также потенциал проектного сотрудничества создает предпосылки для расширения делового туризма.

1.3.3. Инфраструктурные ресурсы:

Количество коллективных средств размещения (гостиницы, общежития для приезжих, специализированные средства размещения) на территории Архангельской области составляет 120 единиц. Из них гостиничного типа — 98 единиц, специализированные (санаторно-курортные организации, организации отдыха) — 22 единицы.

Число коллективных средств размещения гостиничного типа по городам и районам области: в пяти городах области 22 единицы, в двадцати муниципальных образованиях — 12 единиц.

Гостиницы и аналогичные средства размещения, их классностьВсего

в том числе: 98

гостиницы 75

из них гостиницы класса:  

5* -

4* 5

3* 5

2* 1

некатегорийные 54

общежития для приезжих 13

прочие 10

 

Специализированные средства размещения на территории Архангельской области:санатории для взрослых 2

детские санатории 5

санатории-профилактории 11

туристические и спортивные базы 17

гостевые дома 4

 

1.3.4. Структура туристского рынка

На туристском рынке Архангельской области туроператорскую и турагентскую деятельность осуществляют более 70 компаний, включая 25 туроператоров. 27 туркомпаний ориентированы на прием и обслуживание туристов на Русском Севере.

1.3.5. Предприятия общественного питания

На 1 октября 2009 года в регионе действовало 330 предприятий общественного питания.

1.3.4. Структура туристского рынка

На туристском рынке Архангельской области туроператорскую и турагентскую деятельность осуществляют более 70 компаний, включая 25 туроператоров. 27 туркомпаний ориентированы на прием и обслуживание туристов на Русском Севере.

1.3.5. Предприятия общественного питания

На 1 октября 2009 года в регионе действовало 330 предприятий общественного питания.

1.3.6. Транспорт

Железнодорожный транспорт. Архангельск имеет регулярное железнодорожное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманском. Внутреннее сообщение обеспечивается ежедневными поездами в административные центры Котласского, Пинежского, Вельского, Плесецкого, Онежского, Устьянского, Няндомского, Коношского районов. Общая протяженность железнодорожных путей внутри Архангельской области составляет 1771 км. Вокзалы не в полной мере отвечают современным требованиям по приему туристов.

Авиасообщение. Из Архангельского аэропорта осуществляются пассажирские перевозки в Москву, Санкт-Петербург, Мурманск, Нарьян-Мар, Тромсё (Норвегия, через Мурманск). В туристский сезон организуются чартерные международные рейсы в Египет, Турцию, Финляндию, Испанию, Грецию. Региональное авиасообщение обеспечивается рейсами ЗАО «Нордавиа — региональные авиалинии» и ОАО «2-ой объединенный авиаотряд». Основные маршруты: Архангельск-Соловки, Архангельск-Котлас, авиасообщение между населенными пунктами Приморского района.

Морской и речной транспорт. В летний сезон осуществляются речные круизы по основной речной артерии Архангельской области — р. Северная Двина. Общая протяженность внутренних водных путей составляет 3396 км.

Архангельск является городом захода круизных судов в летний период. Порт Архангельска при условии реконструкции и проведения дноуглубительных работ может принимать большие круизные суда. Отсутствует регулярное морское сообщение с Соловецкими островами. Основной туристский поток на Соловецкие острова обеспечивается морскими пассажирскими перевозками из Кеми (Республика Карелия).

Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт обслуживает внутригородские перевозки и перевозки между городами Архангельской области Протяженность автомобильных дорог в регионе составляет 17110 км, включая дороги с твердым покрытием 10574 км.

1.3.7. Трудовые ресурсы: наличие профессиональных кадров и их подготовка.

Среднесписочная численность работников организаций в сфере туризма в 2008 году составила 7600 человек, включая работников туроператоров, турагентов и предприятий сферы гостиничного обслуживания.

Подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства осуществляют 7 учебных заведений.

Высшее образование:

ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (специальность «Экологический туризм», квалификация «Эколог-преподаватель»);

Институт менеджмента ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» (специальность «Социально-культурный сервис и туризм», квалификация «Специалист по сервису и туризму»);

НОУ «Международный институт управления» (специальность «Социально-культурный сервис и туризм», квалификация «Менеджмент в туризме»).

Среднее профессиональное образование:

Архангельский педагогический колледж (специальность «Туризм», квалификация «Специалист по туристским услугам»);

Социально-экономический колледж ИУППК ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (специальность: «Гостиничный сервис», квалификация «Менеджер»);

Архангельский торгово-экономический техникум (специальность «Гостиничный сервис», квалификация «Менеджер»);

Институт менеджмента ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (специальность: «Туризм», квалификация «Специалист по туристическим услугам»).

Дополнительное образование:

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ГОУ ВПО «Архангельский государственный технический университет» (программа «Менеджмент туризма», обучение проводится при комплектации группы).

По данным агентства по труду и занятости населения Архангельской области прогнозная потребность в кадрах в сфере туризма и гостеприимства на 2015 год составляет около 260 человек со средним профессиональным и начальным профессиональным образованием.

1.3.8. Роль и место туризма в экономике Архангельской области

Средняя стоимость турпакета по Архангельской области составляет около 19 тыс. руб. за неделю отдыха;

Сумма налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в 2008г. — более 122,4 млн. руб. (151,0 млн. руб. — за 9 месяцев 2009г.);

Объем реализованных услуг в сфере туризма в 2008г. составил более 1384,0 млн. руб. (1131,0 млн. руб. — за 9 месяцев 2009г.).

Уровень инвестиций в сферу туризма в 2008г. составил около 186 млн. руб. (33,2 млн. руб. — за 9 месяцев 2009г.).

2. Оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в Архангельской области

отсутствие системных научных исследований туристско-рекреационных зон области, определения зон туристской привлекательности, допустимых экологических нагрузок и рисков для развития туризма. Необходимо обеспечение научного сопровождения развития туристской деятельности;

инфраструктурные ограничения. Уровень развития инфраструктуры в значительной степени определяет рост экономики и инвестиционную привлекательность региона. Наиболее важными и проблемными для развития туризма в Архангельской области являются транспортно-логистическая и энергетическая инфраструктура;

низкая плотность и недостаточное развитие автомобильных и железных дорог; отсутствие круглогодичного автомобильного сообщения в сезонный период для ряда районов области;

дефицит генерирующих и передающих мощностей в районах потенциального развития туризма;

недостаточный уровень деловой активности и развития предпринимательства;

сложности с получением земельных участков под строительство и обеспеченностью земельных участков необходимой инфраструктурой;

неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

недостаточный уровень подготовки трудовых ресурсов для туристской отрасли, что обусловлено рядом причин:

— действующая в области система подготовки кадров не позволяет готовить специалистов, в полной мере отвечающих требованиям современных туристских предприятий. Качество образовательных программ требует существенного пересмотра и улучшения; — отток квалифицированных кадров в другие регионы России ввиду отсутствия в области достаточного количества рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда; — негативные демографические тенденции.

отсутствие практики создания администрациями муниципальных образований Архангельской области благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

практическое отсутствие государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей Архангельской области за рубежом.

3. Цели и задачи туристской индустрии в Архангельской области

Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Архангельской области условий для привлечения потока туристов на базе развития современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах и преодоление депрессивного состояния экономики региона.

Задачи:

Продвижение Архангельской области как одного из туристических центров в Северо-Западном федеральном округе в рамках формирования современной маркетинговой и рекламно-информационной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международных рынках;

Повышение конкурентоспособности экономики Архангельской области путем повышения привлекательности нашего региона как туристского направления;

Организация системных научных исследований туристско-рекреационных зон области, определения зон туристской привлекательности, допустимых экологических нагрузок и рисков для развития туризма. Обеспечение научного сопровождения развития туристической деятельности;

Создание целевых программ развития туризма в муниципальных образованиях Архангельской области;

Развитие на базе государственно-частного партнёрства системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в части обеспечения кредитной доступности, предоставления государственных гарантий, субсидирования кредитных ставок;

Создание «зон инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного типа» для малого и среднего бизнеса по развитию сферы туризма, гостеприимства, смежных отраслей;

Повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей нашей области;

Подготовка профессиональных кадров для работы туристской индустрии;

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований области за счет увеличения доли туризма в региональном валовом продукте;

Совершенствование нормативного обеспечения в сфере развития туризма.

Настоящая Концепция должна стать основой для общегосударственного понимания и решения основных задач развития туризма, стоящих перед органами государственной и муниципальной власти Архангельской области по расширению потенциала туристической индустрии в экономике районов и регионе в целом. Анализ ситуации свидетельствует о необходимости государственного комплексного подхода к решению накопившихся проблем в сфере внутреннего и въездного туризма в рамках специальной программы с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям туризма.

В развитии перспективных территорий туристской индустрии Архангельской области следует учитывать следующие критерии: привлекательность, доступность, комфортность, безопасность, окупаемость, доходность, социально-экономическая и бюджетная эффективность.

5. Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления по реализации Концепции

Разработка и реализация политики по развитию приоритетных секторов экономики.

Разработка долгосрочной Стратегии развития туризма на период до 2030 года, определяющей прогноз потребности отрасли в инвестициях, трудовых ресурсах, земельных участках, транспортном и энергетическом обеспечении. Разработка и реализация краткосрочных программ развития туризма как приоритетного сектора экономики.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

В первую очередь, развитие дорожной сети и создание современных логистических мощностей для обеспечения доступа к природным и рекреационным ресурсам региона.

Обеспечение доступа туристских организаций к недвижимости и земельным участкам.

Концентрация усилий и ресурсов исполнительных органов государственной и муниципальной власти на обеспечение инвесторов необходимыми и оборудованными соответствующей инфраструктурой участками земли, а также на базе государственно-частного партнёрства — на строительстве коммерческой недвижимости в требуемых для развития туризма объемах.

Прогнозирование роста потенциальных потребностей и соответствующее развитие энергетической инфраструктуры.

Преимущественное развитие сетевой инфраструктуры, а также модернизация генерирующих мощностей, направленная на снижение стоимости и доступности электрической и тепловой энергии.

Обеспечение доступа туристских организаций к финансированию.

Развитие системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере туризма в части обеспечения кредитной доступности, предоставления целевых грантов, государственных гарантий, субсидирования кредитных ставок. Расширение финансовой инфраструктуры (филиалов банков, инвестиционных фондов, лизинговых компаний, финансовых посредников и государственных финансовых институтов). Содействие в получении международных грантов на реализацию проектов в сфере туризма.

Обеспечение доступа предприятий туризма к квалифицированным кадрам.

Адаптация образовательного процесса к существующим и перспективным потребностям сферы туризма, включая увеличение доли подготовки квалифицированных специалистов, а также квалифицированных менеджеров, обладающих всем необходимым комплексом знаний и навыков в соответствии с современными требованиями.

Повышение конкурентоспособности и модернизация существующих предприятий:

продвижение туристского продукта на российских и международных рынках;

помощь в привлечении партнеров и инвесторов;

стимулирование создания и развития малого и среднего бизнеса на территории области;

решение проблем с дефицитом трудовых ресурсов и доступом к земельным участкам и недвижимости.

Создание и обеспечение деятельности институтов развития туризма.

Обеспечение доступа к возможностям и ресурсам федерального центра.

Лоббирование интересов регионального туризма на федеральном уровне.

Обеспечение участия туристских организаций и Правительства Архангельской области в программах, реализуемых федеральным центром.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44446. Формирование рефлексии в младшем школьном возрасте 150.5 KB
  Изучить проблемы формирования рефлексии в младшем школьном возрасте. Дать характеристику рефлексии как психического феномена. Рассмотреть приемы формирования рефлексии в младшем школьном возрасте в учебной деятельности учащихся. Провести исследование для выявления формирования рефлексии у детей младшего школьного возраста с применением приемов.
44447. Разработка компьютерной игры «ПАКМАН» 1.08 MB
  Задачей этого курсового проекта является написание компьютерной игры «пакман». Основой задачей в игре является создание колобка, который будет поедать жёлтые шарики на игровом поле. Управление в игре производится с помощью клавиатуры, это позволяет изменять направление движения колобка
44448. Реализация клиент-серверного приложения (игры Собери двойку) 1.44 MB
  Информационное обеспечение Диаграмма прецедентов Это диаграмма на которой отражены отношения существующие между актерами и прецедентами. Диаграмма представлена в приложении А. Диаграмма классов Это статическая структурная диаграмма описывающая структуру системы она демонстрирует классы системы. Диаграмма представлена в приложении B.
44449. Возможные неисправности двигателей устанавливаемых на автомобили ВАЗ 2115, их причины и способы устранения 373 KB
  Крепежные отверстия для крепления головки блока выполнены с резьбой М12 x 125 мм. Различие только в длине болтов крепления головки к блоку цилиндров. Крепежные отверстия для крепления головки блока выполнены с резьбой М12 x 125 мм. Для крепления генератора использован новый кронштейн.
44450. Инструментально-штамповочный цех машиностроительного завода 4.34 MB
  Подкрановые балки Типы конструкций: Каркас железобетонный колонны фундаментные балки подкрановые балки Стены облегчённые металлические панели по серии 1.50893 Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий сооружений и жилищно-гражданских объектов Архитектурно-строительная часть: Фундаменты и фундаментные балки Фундаменты столбчатые монолитные из железобетона по серии 1. Фундаментные балки: Фундаментные балки железобетонные типа ФБ6 по серии 1.
44451. ИЗОБРАЖЕНИЕ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОЗЕ НИНЫ САДУР 223.5 KB
  Нина Николаевна Садур – современная прозаик-драматург. Заявила о себе еще в начале 80-х годов ХХ века. В настоящее время Нина Садур – один из лидеров современного литературного процесса. Ее книги выходят в ведущих столичных издательствах, переводятся на иностранные языки, экранизируются, ставятся на сцене.
44452. Методы и способы совершенствования финансового положения ООО «Роза Ветров» 1.56 MB
  Теоретические основы анализа финансового состояния организации по данным бухгалтерской отчетности. Роль и значение анализа финансового состояния организации в современных условиях. Виды анализа финансового состояния организации .Особенности учета финансового состояния организации для целей диагностики.
44453. Автоматизация процесса проверки печей на технологическую точность 2.41 MB
  Завод был эвакуирован на Урал в город Верхняя Салда где в годы Великой Отечественной войны он полностью обеспечивал своей продукцией потребности авиации. Для этого применяются нагревательные термические и плавильные печи которые с установленной периодичностью подвергаются проверке на технологическую точность. Недогрев либо перегрев любой из рабочих зон печи приводит к нарушению технологического процесса. Для нагрева слитков и заготовок перед деформацией применяются газовые печи с атмосферой продуктов сгорания...
44454. Разработка информационного сетевого ресурса для организации тьюторской деятельности в учебно-воспитательном процессе школы 1.96 MB
  Технические требования к разработке сайта функциональные характеристики Реализация функциональности сайта Практическая цель дипломного проекта заключается в разработке и применении информационного сетевого ресурса сайта для организации и улучшения условий работы тьютора в средней общеобразовательной школе. В этом случае нами были разработаны технические требования для сайта лежащие в области задач тьютора и содержащие в своей основе особенности веб-разработки табл.