26676

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА

Научная статья

География, геология и геодезия

Другой аспект туризма – туристский бизнес. Настоящий бум развития туризма в нашей стране был в 30е и 60е годы прошлого века. В настоящее время отсутствует комплексный подход к развитию туризма в стране в 90е годы руководство туризмом было разведено по 14 ведомствам и частному капиталу.

Русский

2013-08-18

34.24 KB

22 чел.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА *

Туризм – это спорт, здоровье, активный досуг, возможность лучше узнать историю, географию, душу России, а это – прямой путь к воспитанию молодых россиян патриотами и гражданами своей страны. Чтобы любить свою страну, ее надо знать, надо увидеть своими глазами озера Карелии и вулканы Камчатки, белоснежные пики Кавказа и тихие волжские плесы, надо пройти по Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге и постоять на Красной площади в Москве. Познав красоту своей земли, невозможно не полюбить ее. А любить – значит, быть патриотом.

Туризм - это комплексное явление, которое может реально помочь молодым людям найти свою дорогу в жизни и не требует больших финансовых вложений. Туризм дает возможность проявить себя, научиться принимать решения, стать настоящим лидером. Где еще, в короткое время, не на учебных тренингах, а в реальной жизни можно приобрести навыки настоящего лидера, как не в условиях изменчивой природной среды, в туристских походах и путешествиях.

Большинство подростков в нашей стране имеют слабое здоровье, юноши физически не подготовлены к службе в армии. Исправить это положение может, опять-таки, туризм. В походах происходит закаливание организма, физические нагрузки восстанавливают и укрепляют здоровье. Туризм – это панацея от многих бед современности. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни. Другой аспект туризма – туристский бизнес. Туризм захватывает весь мир. Во многих странах туризм стал ведущей отраслью экономики. В России, с ее богатейшими природными и культурно-историческими ресурсами, есть, что показать и нам надо готовить специалистов туристского бизнеса. Настоящий бум развития туризма в нашей стране был в 30-е и 60-е годы прошлого века. Туристские секции и клубы работали на всех крупных предприятиях, в ВУЗах, во всех городах; по всей стране работали доступные туристские базы. Без преувеличения можно сказать, что миллионы молодых людей имели возможность  лично увидеть и полюбить свою страну.

В настоящее время отсутствует комплексный подход к развитию туризма в стране (в 90-е годы руководство туризмом было разведено по 14 ведомствам и частному капиталу). Количество молодых людей знающих свою страну и имеющих навыки жизни в природной среде сократилось на несколько порядков. Туризм как отрасль экономики России, не занимает лидирующих позиций среди других стран (в 2005 г. в России побывало 2.5 млн. иностранных туристов, а во Франции 80 млн. туристов). Опыт и технологии в области развития туризма, накопленный за последние 80 лет, практически не востребован. Кроме того, из-за слабой туристкой инфраструктуры и отсутствия туристских кадров, Россия теряет средства сопоставимые с доходами в нефтяной и газовой промышленности.

Сфера деятельности молодежного туризма сегодня является по сути бесхозной. Нет ни одного ведомства, которое занимается туризмом в комплексе, нет реальной поддержки молодежи, в ее стремлении узнать свою страну, нет стимулов для занятий туризмом и нет и системы льгот для молодежи. Сейчас в стране проживает примерно 28 млн. молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, туризмом занимается примерно 0.3 млн.

К понятию молодежный туризм можно отнести следующие виды деятельности молодежи: профильные лагеря, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, экстремальные виды деятельности в природной среде: спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг, и т.д.

Создание инфраструктуры молодежного туризма решает несколько актуальных задач:

1) для личности:

укрепление здоровья – наличие туристских клубов, секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни;

возможность путешествовать. Этому будет способствовать сеть молодежных турбаз, гостиниц, оборудованных туристских маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта;

получать качественный, безопасный отдых. Программа предусматривает подготовку специалистов туристской сферы деятельности;

повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня посредством походов и путешествий;

профессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений;

получение специального образования и работа в сфере туристского бизнеса и на предприятиях, производящих специальное снаряжение, оборудование, сувенирную продукцию.

2) для государства:

развитие туризма как важной отрасли экономики. Вложив средства в создание туристской инфраструктуры, через несколько лет государство начнет получать от этого немалые доходы, так как почувствовав вкус странствий в молодые годы, человек будет путешествовать всю жизнь, проводя свой отпуск не на даче, а в поездках по стране и миру, вкладывая в путешествия свои деньги и принося, тем самым, доход государству;

занятость населения – для разветвленной системы турбизнеса потребуется много новых рабочих мест;

повышение статуса страны на международном уровне – высокопрофессиональная постановка туристского дела в стране, освоение новых для турбизнеса, но очень привлекательных районов (Алтай, Дальний Восток, Западный Кавказ) привлечет поток туристов из-за рубежа и позволит повысить рейтинг России в мировом турбизнесе (в 2006 году Россия заняла далеко не почетное 68-е место из 124 имеющихся в рейтинге самых привлекательных стран для ведения туристического бизнеса);

оздоровление населения страны, уменьшение наркомании и пьянства. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни, значит у него будет здоровое потомство, в стране снизится смертность и увеличится продолжительность жизни людей;

поколение граждан - патриотов России, которые знают и любят свою страну – спокойную и стабильную Россию.

Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие:

создание нормативно-правовой базы для развития молодежного туризма в России;

подготовка кадров для развития молодежного туризма;

создание федеральной материальной базы для развития молодежного туризма;

координация работы по развитию молодежного туризма в региональных органах управления молодежной политики;

сотрудничество по развитию молодежного туризма с федеральными Министерствами и агентствами;

организация совместной работы по развитию молодежного туризма с коммерческими структурами;

развитие молодежного туризма совместно с туристскими общественными организациями;

проведение рекламной кампании совместно со средствами массовой информации по созданию положительного образа туристской деятельности;

создание Всероссийского банка информации о жизни человека в природной среде;

организация сотрудничества с международными туристскими организациями, работающими с молодежью.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ*

Справка Федерального агентства по делам молодежи  

(извлечение)

Нужен ли стране молодежный туризм?  Что он может дать государству в ближайшее время и перспективе? Как не потерять накопленный за десятилетия потенциал в области развития туризма? Может ли развитие туризма помочь найти пути инновационного развития страны в период кризиса?

В данной справке собраны ответы разных людей на эти вопросы. При наличии политической воли все нижеизложенные идеи и цели могут создать настоящий прорыв в оздоровлении и воспитании молодежи, а также в экономике страны.

1. Молодежный туризм в России

В настоящее время отсутствует комплексный подход к развитию туризма в стране (в 90-е годы руководство туризмом было разведено по 14 ведомствам и частному капиталу). Количество молодых людей, знающих свою страну и имеющих навыки жизни в природной среде, сократилось на несколько порядков. Туризм как отрасль экономики России не занимает лидирующих позиций среди  других стран (в 2005 г. в России побывало 2.5 млн. иностранных туристов, а во Франции 80 млн. туристов). Опыт и технологии в области развития туризма (нормативные документы, подготовка туристских кадров, разработка туристских маршрутов, производство снаряжения, информационные базы данных и многое другое), накопленный за последние 80 лет, практически не востребован.

Сфера деятельности молодежного туризма сегодня является по сути бесхозной. Нет ни одного ведомства, которое занимается туризмом в комплексе, нет реальной поддержки молодежи в ее стремлении узнать свою страну, нет стимулов для занятий туризмом и нет и системы льгот для молодежи. Сейчас в стране проживает примерно 28 млн. молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, туризмом занимается примерно 0,3 млн.

К понятию молодежный туризм можно отнести следующие виды деятельности молодежи: профильные лагеря, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, экстремальные виды деятельности в природной среде: спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг и т.д.

В условиях экономического кризиса занятия туризмом могут принести государству следующие выгоды:

реальное воспитание молодежи средствами туризма;

влияние на не менее чем 7 млн. молодых людей, причем активных, небезразличных к тому, как живет страна;

повышение имиджа страны на международной арене;

доходы, сопоставимые с доходами от нефти и газа;

увеличить количество новых рабочих мест для молодежи в сфере туризма, требующих от работников творческих способностей и профессиональных знаний, а также приносящих стабильный высокий заработок.

Что нужно сделать?

1. Получить политическую поддержку руководства страны о развитии молодежного туризма как приоритетного направления деятельности молодежной политики.

2. Разработать и утвердить в правительстве России федеральную целевую программу развития молодежного туризма

3. Утвердить в Федеральном агентстве по делам молодежи программу подготовки общественных туристских кадров.

4. Выстроить структуру руководства молодежным туризмом в России.

5. Организовать комплексное развитие молодежного туризма в России. (…)

3. Заметки к программе развития самодеятельного спортивного туризма в России.

Детско-юношеский и молодежный туризм в России существует сегодня в формах, предполагающих активное движение по маршруту (спортивный и экспедиционный туризм) и в формах экскурсионных поездок, организуемых с целью осмотра природных или культурных достопримечательностей каких либо районов страны. В свою очередь спортивный туризм может быть самодеятельным (разработка маршрута, подготовка снаряжения и продуктов питания осуществляется сообща всеми участниками путешествия) и плановым (так в советское время назывался оздоровительный активный туризм, занимаясь которым туристы не принимали участия ни в подготовительных, ни в отчетных мероприятиях, а просто покупали путевку, приезжали на базу, получали продукты и снаряжение и двигались по маршруту в сопровождении инструктора группы, выполняющего также обязанности гида-проводника). Очевидно, что целям оздоровления детей и молодежи, воспитания в них социально востребованных качеств, навыков и умений более всего отвечает самодеятельный спортивный или экспедиционный туризм, как увлечение и одновременно способ получения образования, требующие регулярных занятий, уводящие детей и молодежь «с улицы», всесторонне их развивающие.

Более всего сегодня туризм развит в системе образования, точнее в рамках туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей. Затухание активных форм туризма в составе туристско-краеведческой деятельности, организуемой в образовательных учреждениях, вызвано нахождением в пределах одной и той же направленности как активных, так и «пассивных» форм туризма Активные формы туризма характеризуются высокой степенью включенности детей в занятия туризмом и более разнообразными эффектами оздоровления и воспитания. Но они же являются сравнительно более сложными в организации, предъявляют повышенные требования  и к физическим и к психическим кондициям педагогов. Поэтому при отсутствии должного внимания со стороны учредителей образовательных учреждений из туристско-краеведческой деятельности в первую очередь «вымываются» ее более сложные формы, то есть активный туризм. В то же время в молодежном туризме, существующем сегодня практически «на общественных началах», то есть без государственной поддержки, популярностью пользуется именно активный туризм. Молодежные туристско-спортивные клубы существуют и пытаются развиваться, молодежных клубов любителей экскурсий и теоретического краеведения в нашей стране практически нет. Поэтому программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна быть в первую очередь программой развития более востребованных, но и более сложных форм туризма: активных форм, то есть туризма спортивного и самодеятельного.  

Самодеятельный активный туризм, занятия которым включают в себя подготовку, совершение и подведение итогов самодеятельных путешествий, а также подготовку и участие в туристских соревнованиях, имеет следующие оздоровительно-образовательные эффекты:

·   Оздоровление. Размер оздоровительного эффекта от занятий туризмом зависит от наличия следующих компонентов занятий: физической активности, позитивных эмоций, сбалансированного питания и чистого, богатого фитонцидами воздуха.

·   Патриотизм.  Совершение путешествий по родной стране являются аутентичным способом воспитания патриотизма. Удачные путешествия, сопровождавшиеся взрывом позитивных, присоединяют районы, по которым путешествия совершались, к пространству, ассоциирующемуся у путешественников с понятием РОДИНА.  В аспекте патриотического воспитания особенное значение имеют так называемые дальние путешествия – путешествия, совершающиеся вдали от постоянного места жительства.

·   Гражданственность. Участники самодеятельного путешествия в процессе его подготовки, проведения и подведения итогов вступают друг с другом в сложноорганизованные функционально-ролевые взаимоотношения, могущие называться общественными. Самодеятельность путешествия предполагает самоуправление туристских объединений. В такой ситуации любая походная группа может представляться ячейкой гражданского общества, туристский клуб - более крупной и более сложной ячейкой, занятия туризмом – школой гражданственности.

·   Социальная адаптация. Развитие адаптивных способностей происходит у путешественников уже в процессе гражданского (межличностного) взаимодействия, но только им не ограничивается. Большую роль играет непривычность походного быта для жителей городов и крупных поселков. Им, адаптировавшимся в урбанизированном социуме, приходится переучиваться, адаптируясь к жизни в природной среде. Наиболее ценной в результате этого процесса оказывается не адаптированность к конкретному образу жизни, а проверенная и протренированная способность переучиваться.    

·   Профессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений. (…)

Детско-юношеский туризм существует в России более века, за это образовательными учреждениями накоплен огромный педагогический опыт, актуальность которого сегодня не вызывает сомнений, а утрата которого нанесла бы заметный ущерб отечественной педагогике. Детско-юношеский и молодежный туризм пережил изменение общественного строя в России и способен к развитию. Единственное, что было утрачено во времена перестройки, это понимание важности самодеятельного туризма как средства развития и воспитания в структурах государственной власти. Это понимание необходимо вернуть.

Структура самодеятельного спортивного туризма, достигшая своего расцвета в семидесятых – восьмидесятых годах ХХ века, еще не разрушена полностью, но кроме отсутствия внимания государства ее развитию мешают межведомственные перегородки. Детско-юношеский и молодежный туризм развиваются сегодня на федеральном и местном уровне разными агентствами и разными комитетами. Вместе с тем общего в нем больше, чем отличного, и занимающиеся туризмом не должны иметь проблем с продолжением занятий после завершения обучения в школе. Вместе с тем нельзя забывать, что развивающий и воспитательный потенциал занятий туризмом полноценно реализуется именно в системе образования.

На сегодняшний день в массовых вариантах в России существует детско-юношеский туризм (в системе образования), студенческий туризм (туристско-спортивные секции, организуемые спортивными кафедрами или студенческими профсоюзными организациями в вузах) и молодежный туризм общественных организаций, объединяемых по преимуществу Туристско-спортивным союзом России. Программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна определить структуру взаимодействия детско-юношеских и молодежных туристских организаций. В сегодняшней обстановке это объединение наиболее реально на основе межведомственных договоров или совместного учредительства центров детско-юношеского и молодежного туризма. (…)

4. Федеральная программа развития молодежного туризма в России

Туризм – это не только спорт, не только путешествие, не только отдых. Туризм – это всё перечисленное и многое-многое другое. Сколько человек из нашего населения в 140 миллионов могут назвать себя туристами? 6 млн. человек, выезжающих в отпуска на «турецкие берега», да порядка 300 тысяч путешествующих с рюкзаками по просторам нашего отечества.

Данная же программа предлагает превратить туризм в образ жизни, сделать туризм модным, превратить его в национальную отрасль. Туризм – как программа может стать по своей значимости в ряд таких национальных программ как «Образование» и «Здоровье».

На итоговом заседании Президиума Совета по реализации приоритетных национальный проектов за 2007 год Дмитрий Медведев отметил, что инвестиции в человеческий капитал оказались одними из самых эффективных за всю нашу историю. Они принесли отдачу не только внутри тех секторов, куда были направлены, но и отдачу для экономики, для развития общества в целом.

Данная же программа предлагает инвестировать средства не просто в человека, а в наше подрастающее поколение, в наше будущее, а значит - в будущее нашей страны.

По статистическим данным 60% молодежи не могут представить свой отдых без алкоголя и наркотиков. Смогут ли данные средства «релаксации» воспитать гармонично развитую личность, достойного гражданина своей страны? Ответ очевиден. Туризм предлагает альтернативу искусственной реальности, заполняющей жизненный вакуум реками пива и клубами дыма. Альтернативу, позволяющую воспитать самостоятельного, умеющего принимать ответственные решения, целеустремлённого, здорового физически и морально юного патриота.

Нельзя узнать и полюбить свою страну через сухие страницы учебников. Только лишь пропустив сквозь пальцы песок балтийских побережий, только лишь набрав пригоршни чистейшего снега кавказских гор, только лишь вдохнув пряный воздух Алтая, можно реально прикоснуться к своей Родине, осознать в какой богатой историей, событиями, людьми, стране ты живёшь.

(…) Сегодня в России выездной туризм превышает въездной – деньги утекают за границу. Протекционная политика государства позволит изменить эту ситуацию. Целенаправленные инвестиции со стороны государства в туристическую инфраструктуру страны позволят увеличить приток иностранных путешественников, а значит увеличить доходные статьи бюджета страны; позволят укрепить положительный образ России в глазах мирового сообщества.

Успех выполнения данной программы целиком зависит от совместных усилий власти, бизнеса и семьи. Государство должно сегодня вложить средства в собственный туризм, собственную молодёжь, в собственные территории. Иначе завтра это будут чужой туризм, чужая молодёжь, чужие территории.

5. Развитие молодежного туризма

Россияне не чувствуют себя единой страной. Почему? К сожалению, государство пока не предлагает своим гражданам таких векторов развития, согласно которым каждый человек осознавал бы себя не только отдельным индивидуумом, но и частью страны в целом.

Общество не готово поставить интересы России превыше собственных, как следствие отсутствует доверие к власти, осознание государственности, патриотизм, гражданское общество. Сегодня отсутствуют или не работают госпрограммы направленные на самосознание Россиянами себя, как единого народа одной страны. Нет национальной идеи. Ситуацию усугубляет засилье на медиарынке продукта, пропагандирующего западный образ жизни, западные ценности, про- западную национальную идею. К сожалению, так называемая «американская мечта» близка сегодня российскому обывателю. Особенно сильно это отражается на молодёжи. Не существует пока инструмента, способного влиять на уже сложившуюся ситуацию. Современное гламурное поколение MTV имеет целый набор базовых псевдоценностей. Создаётся ощущение, что большинство молодёжи уверено, что если бездельничать и тусоваться в модных клубах, одеваться в модные вещи, то можно очень быстро стать успешным человеком. (…)

России срочно необходима программа, способная выдернуть нацию из этого застоя. Один из вариантов такой программы - развитие индустрии путешествий или попросту туризм. Если сегодня удастся вовлечь в эту сферу пять процентов населения страны, то через пять лет мы получим совершенно иную социальную картину. Нельзя любить то, чего не знаешь. (…)

6. Молодежный туризм как школа направленной социальной активности и деятельного патриотизма

И, наконец, о деятельном патриотизме в туризме. Под патриотизмом мы понимаем любовь к Родине. Любовь может быть деятельной, но может быть и пассивной. Самодеятельный туризм являлся системой активной общественной деятельности, и уже по одному этому мы вправе предположить, что патриотизм туристов, их любовь к Родине был деятельным патриотизмом. На практике это осуществлялось следующим образом:

·         Любовь к Родной стране возникала на основе положительных эмоций, переживаемых в путешествиях по этой самой стране. И чем шире была география путешествий, чем больше было пространство, ассоциирующееся в сознании туристов с понятием РОДИНА.

·         Самодеятельные туристские путешествия организовывались так, что в них находилось место так называемой «общественно полезной деятельности». За нее отчитывались, ее предъявляли на итоговых конференциях и слетах туристов. Эта деятельность не была «пришитой» к путешествиям, а органично вытекала из них, являлась частью самих путешествий. Самым простым из примеров может считаться окультуривание местности по маршруту похода. Туристы никогда не путешествовали по помойкам и не любили на них приходить. В основе положительных эмоций, испытываемых туристами в путешествиях, не последнюю роль играет живописность маршрута. Изгаженные «дикарями» стоянки, изуродованные памятники природы или культуры, неказистость тропы и деревень на обочине туристской дороги рассматривались туристами едва ли не как личное оскорбление. Поэтому «в заводе» у «настоящих туристов» всегда были уборки стоянок, восстановление природных и культурных памятников, помощь местному населению в сельхозработах и т.д. Все это стоит вернуть в самодеятельный туризм ХХI века и сделать этот столь же заметным и значимым явлением общественной жизни, каким он был в веке двадцатом.

7. Программа по развитию молодежного туризма в России – зачем?

Сейчас в стране практически отсутствует инфраструктура молодежного туризма. Нет туристских клубов, молодежных туристских комплексов и гостиниц. Отсутствует система льготного проезда на различных видах транспорта для путешественников. В стране с ее разнообразнейшими природными богатствами нет оборудованных маршрутов экологического, оздоровительного, спортивного туризма. Нет высококлассных специалистов для сферы активного туризма: гидов-проводников, инструкторов по различным видам туризма.

Создание инфраструктуры молодежного туризма решает несколько актуальных задач

1. для личности:

– укрепление здоровья – наличие туристских клубов, секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни;

- возможность путешествовать. Этому будет способствовать сеть молодежных турбаз, гостиниц, оборудованных туристских маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта;

- получать качественный, безопасный отдых. Программа предусматривает подготовку специалистов туристской сферы деятельности;

- повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня посредством походов и путешествий;

- профессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений;

- получение специального образования и работа в сфере туристского бизнеса и на предприятиях, производящих специальное снаряжение, оборудование, сувенирную продукцию.

2. для государства:

- развитие туризма как важной отрасли экономики. Вложив средства в создание туристской инфраструктуры, через несколько лет государство начнет получать от этого немалые доходы, так как почувствовав вкус странствий в молодые годы, человек будет путешествовать всю жизнь, проводя свой отпуск не на даче, а в поездках по стране и миру, вкладывая в путешествия свои деньги и принося, тем самым, доход государству;

- занятость населения – для разветвленной системы турбизнеса потребуется много новых рабочих мест;

- повышение статуса страны на международном уровне – высокопрофессиональная постановка туристского дела в стране, освоение новых для турбизнеса, но очень привлекательных районов (Алтай, Дальний Восток, Западный Кавказ) привлечет поток туристов из-за рубежа и позволит повысить рейтинг России в мировом турбизнесе (в 2006 году Россия заняла далеко не почетное 68-е место из 124 имеющихся в рейтинге самых привлекательных стран для ведения туристического бизнеса);

- оздоровление населения страны, уменьшение наркомании и пьянства. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни, значит у него будет здоровое потомство, в стране снизится смертность и увеличится продолжительность жизни людей;

- поколение граждан - патриотов России, которые знают и любят свою страну – спокойную и стабильную Россию.

Программа предлагает проведение комплекса мероприятий для развития молодежного туризма в России:

Разработка маршрутов и организация походов и экскурсий для молодежи по России;

- создание сети молодежных турклубов, турбаз и гостиниц, спортивно- туристских комплексов;

- создание информационного центра по туристской деятельности в стране;

- содействие созданию предприятий по производству снаряжения и оборудования для жизни человека в природной среде;

- проведение Всероссийских туристских мероприятий (лагеря, соревнования, фестивали, туриады, форумы, выставки);

- участие в международных молодежных туристских проектах;

- подготовка кадров для туристской отрасли.

Условия успешной реализации программы

Проведение масштабной рекламной кампании, направленной на популяризацию туризма;

Сохранение, развитие и распространение уникального национального опыта организации туристско-краеведческой деятельности среди детей и молодежи;

Создание межведомственных комиссий для решения вопросов, затрагивающих сферу различных министерств и ведомств;

Создание в стране системы льгот для молодежи, занимающейся туризмом (транспорт, проживание в гостиницах, предоставление помещений  для работы туристских клубов).

Стратегия

2009 год:

Накопление банка информации,

Создание экспериментальных моделей реально работающих туристских центров, опыт которых можно распространять по регионам страны.

Условия для создания приоритетов для детского и молодежного туризма.

Проведение пяти всероссийских туристских мероприятий и 10 региональных.

Популяризация туризма в 7 регионах.

2010 год:

Создание Всероссийского клуба путешественников.

Возрождение социальной сети молодежных туристских клубов в европейской части России, проведение десяти всероссийских туристских слётов, организация всероссийской рекламной компании.

2011-2015 гг.:

Вовлечение в занятия туризмом не менее 15% населения России.

Создание современных туристских центров с оборудованными маршрутами и полигонами для занятий горным, водным, вело туризмом, скалолазанием, спортивным ориентирование.

Открытие специализированных учебных заведений, ведущих подготовку кадров для сферы турбизнеса.

8. Молодежный туризм для страны

Стратегическое развитие страны во многом определяется ролью человеческого капитала в социально-экономическом развитии, которое невозможно без эффективного использования инновационного, интеллектуального, творческого потенциала, которым обладает молодежь. Те, кого сегодня с долей иронии называют «молодежью» - именно те люди, которые поведут Россию по пути инновационного развития. От того, какие технологии сегодня мы применяем при работе с молодежью, во многом зависит потенциал нашего государства в будущем.

Какие общероссийские задачи может решить молодежный туризм в ближайшей перспективе? Во-первых, это комплекс целей по патриотическому воспитанию молодежи, которая знает, любит и испытывает гордость за свою Отчизну. Во-вторых, это создание и укрепление имиджа страны как современного, высокоразвитого, гостеприимного государства, обладающего не только «бесконечными» природными ресурсами, но и инновационными технологиями, в том числе и работы с молодежью. И, наконец, в перспективе ближайших 12 лет отрасль ежегодно способна приносить 4 триллиона рублей поступлений.

Для достижения поставленных целей, для освоения ресурсного потенциала молодежи и развития отрасли молодежного туризма как таковой необходимо привлечение уже имеющихся ресурсов, а также создание совершенно новых ресурсных комплексов. Речь идет о привлечении материальной базы (действующих системах оздоровительных лагерей, туристских баз и кемпингов, а также о восстановлении разрушенных или требующих капитального ремонта объектов), об объединении усилий, средств, технологий и людей, создание единого пространства для взаимодействия профессиональных туристских кадров, прошедших испытание годами и только рождающихся туристских технологий, региональной и федеральной власти, а также национального и регионального бизнеса; и конечно невозможно не сказать о необходимости воли – государственной, политической, гражданской.

Федеральное агентство по делам молодежи рассматривает достижение поставленных целей и решение обозначенных задач как свою первоочередную миссию, выделяя два ключевых направления  развития молодежного туризма в России, первое из которых - развитие внутреннего молодежного (в последующем охватывающего и другие социальные группы) туризма с применением технологий массовых полевых лагерей с туристской, образовательной, спортивной и т.д. составляющей, проводимых в течении летнего каникулярного периода и круглогодично на базе федеральных и региональных специализированных площадок. Второе направление – это развитие международного молодежного сотрудничества – организация и проведение массовых международных лагерей для иностранных студентов на российских площадках. В планы на 2009 год внесено проведение международного полевого туристского лагеря на 10 000 молодых людей. (…)

10. Программа «Молодёжный туризм»

К понятию молодежный туризм можно отнести следующие виды деятельности молодежи: профильные лагеря, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, экстремальные виды деятельности в природной среде: спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг, и т.д.

Данная программа может реально помочь молодежи и государству улучшить ситуацию, связанную с возможными негативными последствиями финансового кризиса

Основными целями программы являются:

- патриотическое воспитание молодежи, которая знает, любит и испытывает гордость за свою Отчизну;

- создание возможностей для укрепления здоровья молодежи, развития лидерских качеств у молодых людей и привития им навыков самообслуживания;

- развитие познавательного отдыха в природной среде;

- укрепление имиджа страны, как современного, высокоразвитого, гостеприимного государства, обладающего не только природными ресурсами, но и инновационными технологиями в области туризма;

- развитие туризма как отрасли экономики, приносящей доходы сопоставимые с доходами от нефтегазовой промышленности;

- расширение количества новых рабочих мест для молодежи в сфере туризма, требующих от работников творческих способностей и профессиональных знаний, а также приносящих стабильный высокий заработок.

Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие:

- создание нормативно-правовой базы для развития молодежного туризма в России;

- подготовка кадров для развития молодежного туризма;

- создание федеральной материальной базы для развития молодежного туризма;

- координация работы по развитию молодежного туризма в региональных органах управления молодежной политики;

- сотрудничество по развитию молодежного туризма с федеральными министерствами и агентствами;

- организация совместной работы по развитию молодежного туризма с коммерческими структурами;

- развитие молодежного туризма совместно с туристскими общественными организациями;

- проведение рекламной кампании совместно со средствами массовой информации по созданию положительного образа туристской деятельности;

- создание Всероссийского банка информации о жизни человека в природной среде;

- организация сотрудничества с международными туристскими организациями, работающими с молодежью;

С 2006 г. в 22 регионах России было подготовлено более 1000 инструкторов по туризму, которые могут работать на начальных этапах выполнения программы. Кроме того, было реализовано более 50 туристских проектов, которые рекомендованы для проведения в регионах России.

РЕКОМЕНДАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ «МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ»

ФОРУМА «СЕЛИГЕР-2009»*

3-11 августа 2009 г.

По итогам смены «Молодежный туризм» форума «Селигер-2009» Федеральным агентством по делам молодежи РФ были сформулированы рекомендации по развитию молодежного туризма в России.

На федеральном уровне

1. Подготовить проект межведомственной федеральной целевой программы «Развитие молодежного туризма в России до 2012 года», учитывая опыт существующих федеральных и региональных программ.

2. Создать межведомственную рабочую группу по разработке нормативно-правовой базы в сфере молодежного туризма.

3. Разработать рекомендации по проведению молодежных полевых лагерей.

4. Разработать и утвердить программу подготовки инструкторских кадров для молодежного туризма.

5. Разработать меры по популяризации молодежного туризма в России в СМИ.

6. Провести Всероссийскую школу инструкторов туризма.

7. В октябре 2010 года в сочи реализовать проект Международного туристического фестиваля молодежи.

8. Сформировать единую информационную базу по туристским ресурсам, существующим на федеральном и региональном уровне.

На региональном уровне

1. Рекомендовать к внедрению в субъектах РФ 100 лучших проектов, прошедших отбор в рамках смены «Молодежный туризм» Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер-2009» и получивших поддержку Росмолодежи.

2. В целях поддержки реализации рекомендованных проектов провести региональные курсы Всероссийской школы инструкторов туризма.

3. Разработать проект программы развития молодежного туризма в регионе и назначить ответственного куратора за данное мероприятие.

4. Подготовить положения по региональным мероприятиям в области молодежного туризма на 2010 год.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10753. Система прогнозирования поступления абитуриента в вуз 452.5 KB
  Система прогнозирования поступления абитуриента в вуз Курсовая работа 6. Проведение исследования выборки с помощью программы Прогноз поступления. Детальное исследование выборки с помощью нейросетевого пакета Neuro Pro 0.25..
10754. Использование различных алгоритмов обучения нейронной сети в задаче прогнозирования букмекерских коэффициентов 217.5 KB
  Курсовая работа Нейросетевые технологии и их применение Использование различных алгоритмов обучения нейронной сети в задаче прогнозирования букмекерских коэффициентов...
10755. Нейросетевой детектор лжи 280.5 KB
  Нейросетевой детектор лжи Курсовая работа Содержание Введение История детектора лжи в России Детектор лжи в аэропортах Правовое применение полиграфа детектора лжи в России Отношение россиян к детектору лжи Разработка нейросетевого де...
10756. Распознавание речи при помощи нейронных сетей 657 KB
  Метод фильтрации шума Построение русских акустических моделей Требования при построении аудиокорпусов [Фонетические алфавиты Формирование базового русского фонетического словаря Словарь для распознавания ре...
10757. Практикум по многослойным нейронным сетям 115 KB
  Чтобы заинтересовать учеников, поставлена конкретная часто встречающаяся проблема, знакомая каждому школьнику. Учащийся знаком с этой областью на требуемом уровне. Ведь практически каждый из нас болел простудой и знает как это бывает..
10758. Системы синтеза речи с использованием нейронных сетей 403.5 KB
  Теоретическая часть Синтаксический анализатор Фундамент синтаксического анализа. Морфологический и предсинтаксический анализ Заключение Список литературы: Введение Первые говорящие машины пы...
10759. Распознавание автомобильных номеров с помощью нейронных сетей 171.5 KB
  Курсовая работа на тему: Распознавание автомобильных номеров с помощью нейронных сетей. Содержание Введение. 3 Постановка задачи 4 Глава 1. Существующие системы и методы распознавания 4 Глава 2. Шаблоннонейросетевой метод распознавания 8 Ито
10760. Определение АИС. Теория системного анализа 57.5 KB
  Определение АИС. Теория системного анализа Определение АИС организационная совокупность программнотехнических средств технологических процессов и функциональноопределенных групп работников обеспечивающих сбор представление и накопление информационных ресу...
10761. Метафизика и онтология 159.5 KB
  Метафизика и онтология В современной европейской философии проблема бытия попрежнему остается фундаментальной как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь ею философия как и прежде отстаивает свое отличие от науки религии искусства обнаруживая уни