26693

Неогей

Контрольная

География, геология и геодезия

В течение обоих циклов в погружение вовлекались преимущественно северозападные и югозападные зоны Русской плиты которые либо простирались грубо параллельно СевероАтлантическому Грампианскому геосинклинальному поясу отделяясь от него Балтийским щитом обширная палеоБалтийская синеклиза либо примыкали к Средиземноморскому поясу ЛьвовскоКишиневский перикратонный прогиб. В кембрии осушилась его северовосточная часть район Мезенской синеклизы а на западе он распространился в пределы западной части Советской...

Русский

2013-08-18

78 KB

1 чел.

Неогей - последний крупный этап тектонического развития земной коры, охватывающий поздний протерозой, палеозой, мезозой и кайнозой.

Неогей характеризуется наличием крупных стабильных блоков древних платформ и разделяющих их геосинклинальных поясов и океанов.

ГЕОСИНКЛИНАЛЬ (греч. geo — Земля, sinklino — наклоняюсь) — область длительного и интенсивного складкообразования земной коры, т. е. высокой подвижности

Процесс формирования геосинклинали начинается с узкого и длинного (в сотни километров) прогиба глубокого дна океана между материками или вдоль границы океанического дна с материком.

 В развитии геосинклиналей за один тектонический цикл выделяется несколько стадий.

Западная мегазона

в течение ордовика-раннего карбона представляла собой пассивную континентальную окраину (миогеосинклинальную зону) Уральского сегмента Палеоазиатского океана, заложенную на восточной периферии ВЕП. Западная зона состоит из следующих структур:

- Башкирского антиклинория;

- Зилаирского синклинория;

- Антиклинория Уралтау;

- Центрально-Уральской зоны поднятий;

  •  Западно-Уральской складчатой зоны (моноклинория).

Западная мегазона практически лишена магматических пород. В палеозое она представляла собой миогеосинклиналь, где шло накопление морских терригенных и карбонатных отложений. На западе эта мегазона переходит в Предуральский краевой прогиб.

Башкирский антиклинорий сложен почти не метаморфизованными терригенно-карбонатными отложениями рифея-венда общей мощностью 10-14 км, среди которых в эрозионном окне выступает глубокометаморфизованный дорифейский фундамент, отложения которого объединяются в тараташский гранулитовый комплекс мощностью более 5 км, сложенный гиперстеновыми плагиогнейсами и амфиболитами. Время проявления метаморфизма датируется: гранулитовой фации – 2,8-3,1 млрд. лет, амфиболитовой – 2,0-2,1 млрд.лет. Гранитизация и диафторез - 1,2 млрд. лет, 1-1,2 млрд. лет и 0,6 млрд. лет.

В середине прошлого века, анализируя мощный (более 15 км) разрез Башкирского мегантиклинория, Н.С.Шатский выделил рифей (по древнему названию Урала - Ripheus) в самостоятельный комплекс отложений верхнего протерозоя. Аналоги этих отложений были установлены позднее на Среднем Урале, затем выделены на Приполярном, Полярном Урале и Зауралье и других регионах. Рифейско-вендский комплекс (парастратотипический для рифея) разделяется на 3 эратемы (снизу вверх):

- бурзяний (R1) общей мощностью 3-4 км, залегающую на архее и сложенную в основном конгломератами, сменяющимися выше по разрезу переслаивающимися глинистыми сланцами, алевролитами и доломитами и, наконец, карбонатными отложениями; отложения серии прорваны интрузией гранитов-рапакиви (Бердяушский плутон) возрастом 1,4-1,5 млрд. лет;

  •  юрматиний (R2) мощностью 2-4 км,
  •  каратавий (R3) – мощностью до 3-5 км.

Выше с размывом залегает вендские отложения (ашинская серия)

мощностью 1-2 км. Структура Башкирского антиклинория линейно-складчато-надвиговая – P-T надвиг на Предуральский краевой прогиб.

Каледонский «цикл» начался на Восточно-Европейской платформе во второй половине венда и завершился в раннем девоне (между зи-генским и эмским веками). В его рамках различаются два частных цикла колебательных движений и седиментации. Первый из них (салаир-ский), целиком выраженный терригенными осадками, отвечает позднему венду — раннему-среднему кембрию, а второй (собственно каледонский), представленный в основном карбонатными отложениями (с терригенными и терригенно-карбонатными в начале и самом конце  цикла) — раннему ордовику — началу девона. В течение обоих циклов в погружение вовлекались преимущественно северо-западные и юго-западные зоны Русской плиты, которые либо простирались грубо параллельно  Северо-Атлантическому   (Грампианскому)  геосинклинальному поясу, отделяясь от него Балтийским щитом (обширная палео-Балтий-ская синеклиза),   либо   примыкали   к   Средиземноморскому   поясу (Львовско-Кишиневский перикратонный прогиб).

На протяжении кембрия, ордовика и силура палео-Балтийской прогиб постепенно смещался к юго-западу по сравнению с его положением в позднем венде, когда он в основном занимал территорию современных Мезенской и Московской синеклиз. В кембрии осушилась его северовосточная часть (район Мезенской синеклизы), а на западе он распространился в пределы западной части Советской Прибалтики, Балтийского моря и южной части Балтийского щита. В силуре палео-Балтий-ский прогиб еще сильнее сместился к западу и распался на две впадины, разделенные поперечным поднятием в районе Чудского озера (прообраз современной Латвийской седловины). В конце последнего этапа, в начале девона, погружение продолжалось лишь в западной части палео-Балтийского прогиба (Литва, Калининградская область, юг Балтийского моря), а также в Львовском перикратонном прогибе, где накапливались лагунно-континентальные красноцветные осадки (рис.   41).

В связи с каледонской складчатостью, охватившей на рубеже силура и девона и в раннем девоне Скандинавский сегмент Северо-Атлантического геосинклинального пояса, и надвиганием на Балтийский щит тектонических покровов со стороны этого пояса палео-Балтийский прогиб повсеместно осушается и прекращает существование, а его юго-западная часть подвергается блоковым деформациям взбросового типа. Вновь поднимается южная часть Балтийского щита, а нижнепалеозойские платформенные отложения во впадине Осло сминаются в складки северо-восточного простирания.

К юго-востоку от палео-Балтийского и к северо-востоку от Львов-ско-Кишиневского прогиба в позднем венде —начале девона располагалась обширная гетерогенная Сарматская зона поднятий, охватывающая территории Украинского щита, Воронежской и Волго-Уральской антеклиз (представлявших в каледонском этапе одноименные щиты), а также позднепротерозойских Пачелмского и Днепровско-Донецкого авлакогенов. Юго-восточнее Сарматской зоны поднятий, по крайней мере с ордовика, фиксируется существование Прикаспийской впадины. К северо-востоку от Тиманской авлакогеосинклинальной зоны, сохранявшей после байкальской складчатости, в каледонском этапе, приподнятое положение, в Печорской впадине в течение ордовика и силура также происходило погружение и накапливались довольно мощные толщи терригенных и глинисто-карбонатных осадков. Опускания в Прикаспийской и Печорской впадинах, очевидно, были связаны с тем, что последние прилегали к Уральской палеозойской геосинклинали, в которой после байкальской складчатости, в ордовике, возобновилось теисивное погружение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52487. Розв’язування текстових задач, зокрема комбінаторних 43 KB
  Систематизувати й поглибити знання учнів шляхом розв’язування текстових задач, що потребують використання залежностей між величинами; розвивати логічне мислення, культуру математичної мови і записів; виховувати інтерес до математики, взаємодовіру, посилювати міжпредметну інтеграцію
52488. Функції психодіагностики в навчально-виховному процесі 146.5 KB
  Інформація яка буде одержана за допомогою діагностики дасть змогу сформулювати точні уявлення про позашкільні інтереси учнів їхні плани. Влітку перед початком занять я як майбутній класний керівник 5 класу проводжу попередню діагностику учнів класу: непряму – переглядаю особові справи спілкуюся з класоводами цього класу; пряму – відвідую сім’ї моїх майбутніх вихованців. Після чого складається таблиця Початкові відомості про учнів класу. У деяких учнів можуть зміниться навіть взаємини в родині її склад житлові умови та матеріальний...
52489. Розвиток діалогічного мовлення за професійним спрямуванням. (професії «Бармен, офіціант», «Кухар, офіціант») 106.5 KB
  Це може бути відповідь згода заперечення уточнююче запитання прояв солідарності співчуття радості і т.Запитання зустрічне запитання: − Cn you tke nother plce − Just now.Повідомлення – запитання: Tht stek is not tsty .Спонукання запитання або повідомлення: We hve no strwberries tody.
52490. Кольори в ритмічній пульсації 57.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість французького композитора Клода Дебюссі на прикладі фортепіанної мініатюри Місячне сяйво з Бергамаської сюїти. Залучити учнів до сприйняття музичного творущо розкриває витончені відтінки багатогранної образної палітри настроїв людини та довкілля яке вона сприймає. Виховувати музичний смак учнів потяг до прекрасного. Групи учнів получили творчі завдання.
52491. Побудова стовпчикових і кругових діаграм 77.5 KB
  Вчити будувати й читати кругові й стовпчасті діаграми. Розвивати логічне мисленя, обчислювальні навички, навички роботи на комп`ютері. Виховувати активність, працелюбність
52492. Связь украинцев с украинской диаспорой за рубежом 132 KB
  Ход урока Учитель: Ldies nd gentlemen I m very gld to see you t our conference devoted to the meeting with the members of Ukrinin Dispor in the other countries. Учитель: Let me introduce you member of Ukrinin Dispor from London – Mry Brown. I m techer of Ukrinin History t school. Ukrinin ssocition in London is situted in 154 Hollnd Prk venue.
52493. Використання дидактичного матеріалу на уроках світової літератури в 5 класі 405 KB
  Індійське Казки Існують різні класифікації видів казок. Він поділяв казки на чарівні казки про тварин та побутові. Народні казки казки побутові чарівні про тварин або фантастичні Завдання до теми Назви фантастичних героїв та чарівні предмети що зустрічаються у вірші К. ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ У чудищ Я был в избушке на курьих...
52494. Дидактические игры для уроков с элементами обществознания 206.5 KB
  Другой вариант игры работа с печатным текстом. Так например на уроке по теме Походы Батыя на Русь учитель формулирует правила игры перед самостоятельным прочтением учащимися первого пункта Взятие Киева по учебнику Д. Вот один из возможных вариантов победителя игры: 1.
52495. Дидактические игры при обучении химии 429.41 KB
  Влияние дидактической игры на эффективность обучения Алгоритм разработки и проведения дидактических игр. Дидактические игры на уроках химии. В ходе игры учащиеся приобретая новые знания и умения расширяют свой кругозор.