26721

Основные категории современной геополитики

Доклад

География, геология и геодезия

Одним из ключевых понятий геополитики является пространственнотерриториальный фактор. Геополитические процессы представляют собой исторические процессы формирования развития взаимодействия и распада субъектов геополитики. Одной из важнейших категорий геополитики является понятие субъекты геополитики.

Русский

2013-08-18

13.08 KB

6 чел.

Основные категории современной геополитики.

Одним из ключевых понятий геополитики является пространственно-территориальный фактор. Жизнедеятельность людей проходит на определенном территориальном пространстве. По отношению к интересам людей, их качествам и содержанию жизнедеятельности территориальное пространство имеет количественные и качественные характеристики. Эти характеристики играют важную роль в обществообразующих отношениях. Общество предстает исторической системой отношений людей на определенном территориальном пространстве. Территориальное пространство выступает также одним из признаков государства.

Качество и роль пространственно-территориального фактора исторически изменяются. Например, в современных условиях динамично меняется роль морского, воздушного, особенно космического пространства в геополитических процессах.

Геополитические процессы представляют собой исторические процессы формирования, развития, взаимодействия и распада субъектов геополитики. Они составляют своего рода основу национально-государственной и всемирной истории. Образование, развитие и распад государств, союзов, блоков и других их объединений всегда сопряжены с социально-экономическими, политико-идеологическими, национально-этническими, демографическими и другими процессами.

Одной из важнейших категорий геополитики является понятие «субъекты геополитики». Прежде всего таким субъектом выступает государство. Именно с появлением государства пространственно-территориальный фактор начинает играть важнейшую роль в межгосударственных отношениях. Понятия «страна» и «государство» в геополитике не тождественны. Государство здесь выступает в качестве политического фактора, а страна олицетворяет собой совокупность пространственно-географических элементов.

Существенной категорией геополитики выступает понятие «граница», которое понимается как линия, определяющая пределы государственной территории. Границы подразделяются на естественные и искусственные, сухопутные, водные и воздушные. Они выполняют такие функции, как оборонительная, торгово-экономическая и политическая.

Большой познавательный смысл содержит такое понятие, как национальный интерес. Оно интегративно отражает важнейшие потребности государства, которые находят выражение в деятельности властных структур, их отношениях с обществом и другими государствами. Национальный интерес включает в себя достижение таких целей, как суверенитет государства, предотвращение внешней угрозы, обеспечение благосостояния народа, развитие взаимовыгодных экономических, культурных связей и др.

С понятием национальный интерес теснейшим образом связано понятие «национальная безопасность». Национальная безопасность – это состояние государства, когда оно свободно от угрозы войны, вмешательства извне в его внутренние дела, располагает возможностью суверенного определения своего политического курса, путей и форм социально-экономического, культурного развития.

Понятие «геополитическая стабильность» означает устойчивость и упорядоченность всех геополитических субъектов, их структур, функций, отношений между ними. Геополитическая стабильность обеспечивается как внутренним развитием каждого субъекта геополитики, так и характером его внешних взаимодействий.

Функции геополитики.

Геополитика, отражая объективные связи и закономерности, происходящие в мировой жизни, выполняет ряд функций:

• познавательную, которая дает возможность получить необходимую информацию, позволяющую раскрыть сущность геополитического процесса;

• мировоззренческую, способствующую формированию осознанного отношения индивида, общества, политической элиты к жизненно важным интересам государства и граж дан и понимания необходимости их защиты;

• информационно-аналитическую, проявляющуюся в сборе, анализе, систематизации, обобщении информации геополитического и геостратегического характера, которая необходима для выработки конкретных политических решений и рекомендаций;

• прогностическую, связанную с выявлением, оценкой и прогнозом развития геополитических сил, интересов, аспектов и способов обеспечения национальной, региональной и международной безопасности;

• прикладную, которая находит выражение в создании механизмов реализации и защиты национальных интересов и безопасности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45781. Элементы кристаллографии 159 KB
  Постоянная решётки, или, что то же самое, параметр решётки - размеры элементарной кристаллической ячейки кристалла. В общем случае, элементарная ячейка представляет собой параллелепипед с различными длинами рёбер, обычно эти длины обозначают как a, b, c. Но, в некоторых частных случаях кристаллической структуры, длины этих рёбер совпадают
45783. Региональные особенности территории Боснии и Герцеговины 701 KB
  Данная проблема является весьма актуальной и требует незамедлительного решения. Безработица в Боснии и Герцеговине составляет 20%, промышленное производство не достигло и 40% от довоенного уровня и развивается низкими темпами
45784. Сущность, цели и функции маркетинга 40.73 KB
  Нужды Исходной идеей лежащей в основе маркетинга является идея человеческих нужд. Потребности Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. Состояния спроса и задачи маркетинга соответствующие этим состояниям 1.
45785. Маркетинговые исследования: понятие, предмет, объект и направления 17 KB
  Исследование рынка как такового наиболее распространенное направление маркетинговых исследований. Без информации о рынке практически невозможно принять правильные принципиальные решения по таким вопросам как выбор целевого рынка определение объема продаж прогнозирование и программирование рыночной деятельности. Объекты рыночных исследований конъюнктура тенденции и перспективы развития рынка; исследуются емкость рынка ее динамика структура география рынка уровень конкуренции барьеры вхождения на рынок и выхода возможности и риски....
45786. Маркетинговая информация: понятие, виды и методы сбора 24.81 KB
  Маркетинговые исследования это первичная маркетинговая информация которая собирается под определенную цель. МИ исследования могут быть проведены: Собственными силами компании Путем обращения в исследовательскую компанию к специалистам Частично собственными силами частично при помощи привлеченных специалистов. По соответствию целям исследования: первичная вторичная 7. Виды маркетинговых исследований: кабинетные исследования; полевые исследования.
45787. Поведение покупателей. Модели поведения индивидуальных покупателей и покупателей-организаций 28.15 KB
  На совершаемые конечными потребителями покупки большое влияние оказывает факторы культурного социального личного и психологического порядка. Факторы влияющие на поведение потребителя. потребитель выражая свои симпатии и антипатии покупательские предпочтения может решать судьбу фирмыпроизводителя как продавца фирма стремится в максимальной степени задействовать все свои возможности всестороннего и углубленного изучения потребителя потенциального покупателя включая вопросы мотивации покупательского оповещения потребителей принятие...
45788. Этапы развития маркетинга. Концепции маркетинга. Современная концепция маркетинга 30.78 KB
  Концепции маркетинга. Современная концепция маркетинга. Функции маркетинга: Аналитическая это изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы; Продуктовопроизводственная это создание новых товаров которые соответствуют требованиям потребителей.