26765

Гражданское общество

Доклад

История и СИД

Вновь подтверждена онтологическая закономерность гражданского общества обозначенная еще древними греками. Воля каждого гражданина должна быть подчинена безоговорочно воле общей – воле всего гражданского общества которую в свою очередь выражает государство и государь. Таким образом можно говорить о взаимодействии государства гражданского общества и граждан. Иначе о каком устойчивом развитии сообщества можно вести речь Автор первого специального исследования Опыт истории гражданского общества Адам Фергюсон в 1767 году писал: Внутренний...

Русский

2013-08-18

38 KB

0 чел.

Постижение сущности понятия «гражданское общество» продолжалось в истории далее уже в условиях становления буржуазного строя. Этот период исследователи датируют ХVII –ХVIII веками и называют «естественно-правовым». Его содержание раскрывается в трудах Ф.Бэкона, Дж. Локка, Т.Гоббса, Т.Пейна, Д.Юма, Б.Спинозы, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, И. Фихте и других мыслителей. Общество переходит от естественного состояния, в котором уже самой природой заложены все необходимые для жизни качества, к некому новому политическому состоянию, возникающему в результате общественного договора граждан и государства.

По Джону Локку (1632-1704) это выглядит так: «Когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы, и передает ее обществу, то тогда и только тогда существует политическое или гражданское общество… И это переносит людей из естественного состояния в государство».1 Как видим, гражданское общество – логическое и органическое следствие естественного состояния людей, в которое новая власть не должна привнести никакого своеволия.

Локк устанавливает жесткие рамки власти государства по отношению к гражданам и тому самому гражданскому обществу, в которое они добровольно объединились, делегировав ему часть своих полномочий. Верховная власть «не может являться абсолютно деспотичной в отношении жизни и достояния народа… она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных, постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей…она не может лишать человека какой-либо части его собственности без его согласия… законодательный орган не может передавать право издавать законы в чьи-либо другие руки».2 Идеалом Локка была конституционная монархия с разделением власти на законодательную и исполнительную. Верховной считается власть законодательная, которая принадлежит парламенту, решающему вопросы в соответствии с волей большинства. Исполнительная власть передается кабинету министров и королю.

Джон Локк, основываясь на естественном происхождении права собственности, и его закреплении законом, заявляет о праве народа восставать против монарха, который не может обеспечить гражданам сохранность их собственности. Причем, собственность он понимает расширительно: обладание имуществом, жизнью, свободами. Более того, представление о том, что простейший вид нашей собственности – это мы сами, то есть наша личность, наше тело, означает, что собственность по необходимости предполагает свободу. Ибо сказать, что мы «принадлежим себе», то есть являемся своей «собственностью», равносильно утверждению, что мы вольны располагать собой, в чем и состоит смысл свободы.3 

Теперь уже понятия собственности и свободы связаны онтологически, то есть не существуют друг без друга. Вновь подтверждена онтологическая закономерность гражданского общества, обозначенная еще древними греками.

Если Локк понимал естественное состояние людей как состояние равенства и свободы, то Т.Гоббс (1588-1679) – как «войну всех против всех». И в этом случае государство рассматривалось им как единственная возможность дисциплинировать дикую толпу вечно раздираемых распрями людей. Воля каждого гражданина должна быть подчинена безоговорочно воле общей – воле всего гражданского общества, которую, в свою очередь, выражает государство и государь. Личностные естественные права заменяются законом, а само гражданское общество полностью отождествляется с государством. Однако не поглощается им, потому что государство также берет перед гражданами и гражданским обществом обязательство защищать их внутренние и внешние интересы. Таким образом, можно говорить о взаимодействии государства, гражданского общества и граждан. Гоббс даже называет государство – «гражданским лицом».4 

Если Локк и Гоббс в значительной степени занимали крайние позиции либерализма и консерватизма, отдавая предпочтение либо воле народа, либо воле государства, то просветители в лице Монтескье, Руссо, Дидро, Вольтера пытались критически осмыслить любую абсолютизацию. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) рассматривал гражданское общество как некое «гражданское состояние», в котором должны находиться и граждане, и правительства. Основным носителем правосубъектности выступает народ, который в условиях демократии «в некоторых отношениях является государем, а некоторых иных подданным». На деле это должно было выглядеть так: народ должен сам делать все, что он может делать хорошо, а что не может – избирать на то «от себя правителей, то есть должностных лиц государства».5 

Гражданское состояние практически реализовывалось в организации обществом самостоятельных форм действия или так называемых промежуточных тел («властей»), которые защищали личность от деспотии государства. Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) призывал «найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной общей силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше».6 

Впервые речь заходит о необходимости гражданам объединяться в гражданские союзы  самостоятельно, без организующей роли государства, и через эти союзы взаимодействовать с ним.

Однако философы все же не спешат разводить понятия «государственный» и «гражданский», поскольку реализация тех и других функций осуществляется людьми, свойства которых в любом случае должны быть добродетельными. Иначе о каком устойчивом развитии сообщества можно вести речь? Автор первого специального исследования «Опыт истории гражданского общества» Адам Фергюсон в 1767 году писал: «Внутренний распад наций всегда происходит не иначе как в силу порочности ее членов. Порой мы охотно признаем этот грех за своими соплеменниками; но кто и когда был готов признать его за самим собой?.. Люди способные, обладающие истинной силой духа и ценящие свое достоинство, не теряются в любой ситуации; они способны всюду проявлять себя надлежащим образом; они – истинные орудия проведения, направленного на благо людей; или, говоря иначе, везде, где они есть, государству уготована жизнь и процветание».7 

Фергюсон весьма оригинально совмещает понятия государственного и гражданского управления, употребляя термин «гражданская администрация».8 Тем самым он соединяет в нечто целостное управленческую функцию и добродетельное качество. Аналогично можно предположить и правомерность термина «гражданский бизнес».

В этот период времени активно идет формирование рыночных отношений, наблюдается рост торговли, развивается наука и культура. Растет и образовательный уровень людей. Наличие возможности производить печатную продукцию, возникновение почты – все это способствует возникновению периодических печатных изданий. Печатные газеты появляются в начале XVII века в Германии, Англии и Франции. Сначала они содержали экономические новости, а чуть позже, во Франции, стали использоваться и для политического влияния, появилась политическая пресса. Информационный обмен расширяется, его роль в общественных процессах возрастает. Революционные движения в Англии и Франции, активно использующие печатное слово, свидетельствуют о наличии в обществе определенной свободы информационных потоков.

Однако естественно-правовой период развития идеи гражданского общества часто называют теоретическим или этико-правовым идеализмом. Это связано с тем, что провозглашаемые идеи противоречили наблюдаемой действительности, и это не могли не замечать авторы. Государство явно переставало совпадать с понятием общество. Именно это противоречие и побуждало философов к поиску наиболее органичного социального устройства, в котором успешно реализовывались бы цели всех вместе и каждого в отдельности.

Роль морально-этических и правовых регулятивов, личная активность граждан, наличие гражданских и политических свобод, демократическое если не правление, то влияние на правление и защита института собственности как основные признаки гражданского общества, обозначенные древними греками и римлянами, по-прежнему сохраняются в теории вопроса. Новой можно считать идею создания гражданских союзов для эффективного взаимодействия граждан с государством. Главным качественным признаком гражданского общества все четче становится присутствие в общественной системе фигуры гражданина как ее основного элемента и можно сказать - ее онтологической категории.

1

2

3

4

5

6

7

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72469. Подготовка будущего читателя в дошкольном учреждении. Особенности восприятия детьми литературных произведений 178 KB
  Они помогают формировать у детей нравственные оценки оказывают влияние на поведение ребят их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. По их мнению эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей в связи с общим ходом их психологического развития...
72470. Введение в методику развития речи 236 KB
  Компетентностная направленность изучения темы Задание: прочитайте подчеркните важные с вашей точки зрения слова словосочетания предложения абзацы. Материал темы Введение в методику развития речи изучаемой в курсе современной Теории и методики развития речи...
72471. ПОНЯТИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ И ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ 63.5 KB
  В жизни каждого человека вследствие различных причин могут произойти случаи когда его соматическое и физическое здоровье резко меняется ему становится плохо он может даже потерять сознание. При таком состоянии человеку требуется срочная помощь.
72472. Восточные славяне в древности 89 KB
  Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему такие народы как германские, балтийские, романские, греческие, кельтские, иранские, индийские раскинувшиеся на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского, от Ледовитого океана до Средиземного моря.
72473. ВОЛНОВЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ 609 KB
  Генератор устроен так чтобы деформированное гибкое колесо прижималось к внутренней цилиндрической поверхности жесткого колеса с силой достаточной для передачи нагрузки за счет сил трения. При вращении генератора волна перемещений бежит по окружности гибкого колеса.
72474. Подшипники. Назначение и классификация 473.5 KB
  Подшипники служат опорами для валов и вращающихся осей. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу, и передают их на раму машины. При этом вал должен фиксироваться в определенном положении и вращаться вокруг заданной геометрической оси.
72475. ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ 975.5 KB
  Применение подшипников качения позволило заменить трение скольжения трением качения. Конструкция подшипников качения позволяет изготовлять их в массовых количествах как стандартную продукцию что значительно снижает стоимость производства.
72476. ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ 380 KB
  Существенное отличие червячной передачи от зубчатой заключается в том, что окружные скорости червяка и колеса не совпадают как по величине, так и по направлению. Они направлены друг к другу под углом перекрещивания.
72477. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ 307.5 KB
  Планетарными называют передачи, включающие в себя зубчатые колеса с перемещающимися осями (рис.10.1,а). Передача состоит из центрального колеса с наружными зубьями, центрального колеса b с внутренними зубьями и водила Н, но котором укреплены оси сателлитов g.