26767

Гражданское общество в начале ХХ века

Доклад

История и СИД

Изменения в мире которые происходят под влиянием индустриальной модернизации оказывают влияния и на развитие идеи гражданского общества. Социологический анализ общества представлен концепцией формальной рациональности М.Тенниса и формальной теорией общества Г. Их следует рассматривать в литературе этой проблематики поскольку они дают весьма определенные характеристики современных им общественных устройств и позволяют делать выводы о новых проблемах формирования гражданского общества.

Русский

2013-08-18

29.5 KB

6 чел.

Итак, к началу XX века постепенно прочно укореняются представления о гражданском обществе с прежним набором его сущностных признаков, которое выступает связующим звеном между личностью и государством. Однако такое его понимание не означает, что гражданские отношения, основанные на этических и правовых нормах, не распространяются на государство и его структуры.

В начале века особенно сильно наблюдается дифференциация общественных наук и социология выделяется из социальной философии. Изменения в мире, которые происходят под влиянием индустриальной модернизации, оказывают влияния и на развитие идеи гражданского общества. Социологический анализ общества представлен концепцией формальной рациональности М.Вебера, теорией механической и органической модернизации Э.Дюркгейма, типологией «община-общество» Ф.Тенниса и формальной теорией общества Г.Зиммеля. И, несмотря на то, что в данных теориях не встречается термина «гражданское общество». Их следует рассматривать в литературе этой проблематики, поскольку они дают весьма определенные характеристики современных им общественных устройств и позволяют делать выводы о новых проблемах формирования гражданского общества.

Гражданское общество вынуждено вырабатывать новые организационные формы социального протеста против засилья рыночной психологии и экономического диктата. Из общества производителей оно все больше превращается в общество потребителей с соответствующей этому процессу сменой парадигмы гражданских ценностей.

И естественным следствием этого процесса является то, что к 70-80-м годам ХХ века происходит отказ от сугубо рационалистической концепции гражданского общества. Ю.Хабермас и другие представители Франкфуртской школы, а также сторонники экзистенциально-феноменологической традиции в социальной философии и социологии все чаще стали рассматривать гражданское общество в контексте взаимодействия личности и официальных структур государства. В этой связи они затрагивают проблему отчуждения человека, колонизации жизненного пространства людей со стороны государства и других институтов. В проблематике гражданской темы возникает кроме старой дихотомии «государство - гражданское общество» новая дилемма: «системный мир – жизненный мир», «гражданское общество – личность».

Крушение социалистической системы хозяйствования к концу ХХ века практически по всему миру приводит к бурному развитию рынка и рыночных отношений. Этот процесс оказался весьма болезненным для большей части населения стран социалистического лагеря. Но вместе с тем наличие разнообразных форм собственности, развитие предпринимательской активности, безусловно, позитивное явление, способствующее интенсивному и более эффективному экономическому развитию.

Изменение экономической основы организации жизни общества не могли не сопровождаться появлением политических свобод, ибо, как мы уже отмечали, понятия собственность и свобода органически связаны между собой и порождают друг друга. Рынок неизбежно порождает демократию, которая, в свою очередь, способствует развитию рынка.

Информационное пространство к концу ХХ века также изменяется: оно теряет свои границы и начинает формироваться как международное. Свобода информационного обмена благодаря Интернету становится практически безграничной, что является важнейшим условием для формирования основ гражданского общества. Правда, сам Интернет еще не имеет такого массового пользователя как традиционные печатные и электронные СМИ (радио и телевидение). Отметим вместе с тем, что социальные последствия внедрения информационно-коммуникативных технологий амбивалентны.

Как видим, к началу XXI века все признаки гражданского общества вновь совокупно проявились в действительности. Правда, степень их развитости в различных государствах сильно разнится. Причем, очевидно, что в странах высокого уровня развития названные признаки выражены наиболее ярко.

Новым аспектом проблематики гражданского общества становится до предела обострившаяся к середине ХХ века проблема взаимоотношений общества и окружающей среды. В полный рост встает вопрос о выживании человечества при условии современной парадигмы его существования. Тейяр де Шарден впервые формулирует идею создания ноосферы – единой сферы взаимодействия разума и окружающей среды. Эта идея порождает целый ряд новых концепций организации жизни человеческого сообщества, опирающихся на ноосферное мышление. Без него не приходится говорить уже даже о гомеостазисе, не только что об устойчивом общественном развитии. Термин «устойчивое развитие» получает новое понимание, о сути которого пойдет речь ниже.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16479. Место человека в космосе. Антропный принцип 124.5 KB
  Вячеслав Вс. Иванов Место человека в космосе. Антропный принцип Основные параметры Вселенной после Большого Взрыва сделавшие возможной эволюцию по направлению к Человеку. Роль Наблюдателя и Космос как Наблюдаемое. Степень реальности окружающего ...
16480. Учение Церкви о человеке 324 KB
  Учение Церкви о человеке Проблема человека никогда не теряла важности для религиозного и философского сознания однако отнюдь не всегда этому сознанию удавалось найти верный подход к проблеме. Долгое время в европейской мысли господствовали ...
16481. АПОЛОГЕТИКА Краткий конспект лекций 376.06 KB
  АПОЛОГЕТИКА Краткий конспект лекций Свящ. Кирилл Копейкин В курсе подробно рассматриваются традиционный для апологетики вопрос о предназначении человека и его месте во Вселенной. В исторической перспективе прослеживаются предпосылки возникновения об
16482. В Защиту Веры 186 KB
  В Защиту Веры Часть 2 Прот. И. Морев Содержание: Истинная вера одна. Язычество. Буддизм. Еврейство. Христианство. Католичество. Протестантство. Сектантство. Старообрядчество. Православная вера. Русская Православная Церковь. Православная Русь. Заключение. ...
16483. В Защиту Веры. Борьбa с неверием 211 KB
  Неверие. Борьбаa с неверием. Вера, как основание земного счастья человека. Необходимость веры для благочестия человека. Жизнь язычников и древних христиан. Примеры страданий за веру Христову.
16484. Апологетические заметки 202 KB
  Апологетические заметки Епископ Александр Милеант Содержание: Гармония двух откровений. Бог и мир. Боговдохновенность Писания. Книга Бытия. Библейское повествование о сотворении мира. Причины и последствия атеизма. Добро и зло. Промысел Божий. Вера в Святую Тро...
16485. Аскетика 54.5 KB
  Пон об аскетизме. термин аскет определенное искусство людей которые делали из грубых металлов что то благородное затем атлеты их упражнения аскеза. В философии стяжания добродетели. В священном писании аскет у ап. Павла упражнение в добродетели по аналогии с упраж
16486. Византология 30.5 KB
  1. Византийское наследие в оценке русской общественнофилософской мысли. Константин Леонтьев: Византия – идеал но оставляет место для жизни тех кто не может или не хочет преодолеть привязанность к миру. 3 этапа истории: 1. Младенческий: всё есть в зачаточном состоянии вс
16487. Византология. Учебное пособие 276.2 KB
  Византология III курс 2е полугодие Пособия к курсу Византологии: 1. Терновский Ф.А. Терновский С.А. ГрекоВосточная Церковь в период Вселенских Соборов. Киев 1883. Само название книги связано с церковной историей. Курс Византологии в Академии до сих пор и это себя оправды...