26767

Гражданское общество в начале ХХ века

Доклад

История и СИД

Изменения в мире которые происходят под влиянием индустриальной модернизации оказывают влияния и на развитие идеи гражданского общества. Социологический анализ общества представлен концепцией формальной рациональности М.Тенниса и формальной теорией общества Г. Их следует рассматривать в литературе этой проблематики поскольку они дают весьма определенные характеристики современных им общественных устройств и позволяют делать выводы о новых проблемах формирования гражданского общества.

Русский

2013-08-18

29.5 KB

8 чел.

Итак, к началу XX века постепенно прочно укореняются представления о гражданском обществе с прежним набором его сущностных признаков, которое выступает связующим звеном между личностью и государством. Однако такое его понимание не означает, что гражданские отношения, основанные на этических и правовых нормах, не распространяются на государство и его структуры.

В начале века особенно сильно наблюдается дифференциация общественных наук и социология выделяется из социальной философии. Изменения в мире, которые происходят под влиянием индустриальной модернизации, оказывают влияния и на развитие идеи гражданского общества. Социологический анализ общества представлен концепцией формальной рациональности М.Вебера, теорией механической и органической модернизации Э.Дюркгейма, типологией «община-общество» Ф.Тенниса и формальной теорией общества Г.Зиммеля. И, несмотря на то, что в данных теориях не встречается термина «гражданское общество». Их следует рассматривать в литературе этой проблематики, поскольку они дают весьма определенные характеристики современных им общественных устройств и позволяют делать выводы о новых проблемах формирования гражданского общества.

Гражданское общество вынуждено вырабатывать новые организационные формы социального протеста против засилья рыночной психологии и экономического диктата. Из общества производителей оно все больше превращается в общество потребителей с соответствующей этому процессу сменой парадигмы гражданских ценностей.

И естественным следствием этого процесса является то, что к 70-80-м годам ХХ века происходит отказ от сугубо рационалистической концепции гражданского общества. Ю.Хабермас и другие представители Франкфуртской школы, а также сторонники экзистенциально-феноменологической традиции в социальной философии и социологии все чаще стали рассматривать гражданское общество в контексте взаимодействия личности и официальных структур государства. В этой связи они затрагивают проблему отчуждения человека, колонизации жизненного пространства людей со стороны государства и других институтов. В проблематике гражданской темы возникает кроме старой дихотомии «государство - гражданское общество» новая дилемма: «системный мир – жизненный мир», «гражданское общество – личность».

Крушение социалистической системы хозяйствования к концу ХХ века практически по всему миру приводит к бурному развитию рынка и рыночных отношений. Этот процесс оказался весьма болезненным для большей части населения стран социалистического лагеря. Но вместе с тем наличие разнообразных форм собственности, развитие предпринимательской активности, безусловно, позитивное явление, способствующее интенсивному и более эффективному экономическому развитию.

Изменение экономической основы организации жизни общества не могли не сопровождаться появлением политических свобод, ибо, как мы уже отмечали, понятия собственность и свобода органически связаны между собой и порождают друг друга. Рынок неизбежно порождает демократию, которая, в свою очередь, способствует развитию рынка.

Информационное пространство к концу ХХ века также изменяется: оно теряет свои границы и начинает формироваться как международное. Свобода информационного обмена благодаря Интернету становится практически безграничной, что является важнейшим условием для формирования основ гражданского общества. Правда, сам Интернет еще не имеет такого массового пользователя как традиционные печатные и электронные СМИ (радио и телевидение). Отметим вместе с тем, что социальные последствия внедрения информационно-коммуникативных технологий амбивалентны.

Как видим, к началу XXI века все признаки гражданского общества вновь совокупно проявились в действительности. Правда, степень их развитости в различных государствах сильно разнится. Причем, очевидно, что в странах высокого уровня развития названные признаки выражены наиболее ярко.

Новым аспектом проблематики гражданского общества становится до предела обострившаяся к середине ХХ века проблема взаимоотношений общества и окружающей среды. В полный рост встает вопрос о выживании человечества при условии современной парадигмы его существования. Тейяр де Шарден впервые формулирует идею создания ноосферы – единой сферы взаимодействия разума и окружающей среды. Эта идея порождает целый ряд новых концепций организации жизни человеческого сообщества, опирающихся на ноосферное мышление. Без него не приходится говорить уже даже о гомеостазисе, не только что об устойчивом общественном развитии. Термин «устойчивое развитие» получает новое понимание, о сути которого пойдет речь ниже.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26099. Философские и научные основания постижения культуры 13.42 KB
  Имеет смысл лишь в границах определенной культуры философские идеи свойством культурной уникальности и самобытности философ же пытается постичь его в прямой и непосредственной связи с человеческой субъективностью всегда культурно обусловленной Смотреть философскими глазами на мир значит смотреть на него как на мир культуры своей культуры видеть в нем отражение собственной исторически и общественно сформированной индивидуальности. Восприятие через призму культуры философия как знание о мире не выходит за культурный горизонт своей...
26100. Культура как система 20.17 KB
  Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе Первобытная культура. На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма – специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы которая связывала в единую целостность весь его практический...
26101. Методология, методы и методика исследования культуры 13.43 KB
  Методология – система базовых мировоззренческих принципов исследования включающая методы методики способы и средства реализации поставленных целей и задач. Методология исследования культуры: Феноменологические Функционализм Структурализм Постструктурализм Системный Синергетический Постмодернизм Диалектический Семиотический Органицизм Диффузионизм Цивилизационный Аксиологический и др. Методология: Универсалистская Индивидуалистическая Конструктивистская Метод – последовательность шагов действий которые необходимо...
26102. Основные подходы в изучении культуры 17.67 KB
  Ценности нормы и значения Предметные и организационные формы Главная функция Креативная творение бытия человеком или для человека Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей Латентность поддержание образца и социализация Воспроизводство и обновление самой деятельности Приоритетный метод исследования Диалектический Эволюционный Структурнофункциональный Системнодеятельностный Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия глубин самосознания...
26103. Проблема типологии культуры: основные принципы построения 17.54 KB
  Этническая культура совокупность черт культуры касающихся преимущественно обыденной жизни бытовой культуры. Этническая культура включает орудия труда нравы обычаи нормы обычного права ценности постройки одежду пищу средства передвижений жилище знания верования виды народного искусства. Национальная культура имеет соционормативную структуру которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и...
26104. Культура как способ самореализации человека 14.83 KB
  Человек выступает одновременно и как субъект культуры ее творец и как объект ее воздействия. Воспитание определенного типа личности главная цель в функционировании духовной культуры. В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей а также деятельность по овладению этими ценностями.
26105. Понятие затрат, издержек и расходов. Классификация затрат для принятия управленческих решений 48 KB
  Например: швейной фабрикой был закуплен материал на 100 тыс руб. Однако находится предприятие которое согласно купить изделия из этого материала за 300 тыс руб. при этом дополнительные затраты на изготовление этой продукции составят 260 тыс руб. целесообразно ли принимать заказ Затраты в сумме 100 тыс руб произведены и не будут изменяться в зависимости от выбранного варианта решения.
26106. Классификация затрат для исчисления себестоимости 29.5 KB
  1Прямые это те затраты которые экономически обосновано напрямую включаются в себестоимость отдельного вида продукции работ услуг. Материалы могут основными и вспомогательными прямые трудовые зарплата основных производственных рабочих 2Косвенные общепроизводственные расходы их нельзя напрямую отнести на готовою продукцию они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики пропорционально базе распределения косвенных расходов Себестоимость продукции это выраженные в денежной форме...
26107. Понятие и объекты калькулирования 32.5 KB
  Задача калькулирования определить размер затрат приходящихся на единицу продукции. фактическая отчетная калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Для рациональной организации учета издержек необходимо правильно выбрать метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции работ услуг. Под методом учета затрат и калькулирования себестоимость понимают совокупность документирования и отражения производственных затрат обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции а т.