26768

Основатели российского государства

Доклад

История и СИД

3 Нет сведений о сделках с землей на северовостоке России до первой половины XIV века и очень немного таких сведений во второй половине этого века. Государь был обладателем всей России и частная собственность вытекала из государственной писал историк далекого прошлого Александр Лакиер. Можно сказать что новгородская республика была единственной в истории России моделью гражданского общества почти со всеми его сущностными признаками которые мы наблюдали в западных странах и она также демонстрировала пример процветания и устойчивого...

Русский

2013-08-18

45.5 KB

0 чел.

Известный русский мыслитель И.А. Ильин отмечал, что всякая цивилизация является своеобразным организмом, в котором сплавляются в неразрывное единство природные и культурные составляющие: «Россия есть единый живой организм… организм природы и духа».1 И без постижения его сути нельзя рассуждать о путях его развития.

Основатели российского государства – первые викинги постепенно основали на севере Великого речного торгового пути «из варяг в греки»  крупные города (Новгород, Киев). И земли, где проживали славяне, стали называться соответственно: новгородские, киевские. Происходило не племенное, а территориальное объединение жителей самых разных этнических образований. По определению Е.Н. Князева, «на Руси зов родной земли звучал сильнее, чем голос родной крови».2 И уже в глубокой древности было отвергнуто понимание русского народа как единокровной расы.

Развитие российского государства – это по сути дела - освоение бескрайних пространств. Однако с самого начала государство надо было скреплять не только общностью территории, но и общностью идей, ценностей, то есть формировать общую духовность. Православие стало основой этой духовности.

Русь приняла крещение, после чего ее глава - князь Владимир объявил свою власть ограниченной Божественным законом, то есть Законом, созданным не людьми и ими не отменяемым. Установился принцип единодержавия, то есть единства княжеской и церковной власти. И все управление на общей земле велось во имя общей веры.

На Руси в отличие от Запада понятие «частная собственность» изначально не укоренилось. Бескрайние российские просторы и лесные массивы изначально создавали у русичей представление о том, что земля ничья, а все природное богатство – Богом данное в общее владение, но вот заготовленная древесина принадлежит тому, кто рубил. Викинги были военно-торговой кастой. Обработкой земли не занимались и в собственность ее себе не брали, в отличие, например, от английских норманнов, которые присваивали себе право на земли. В «Русской правде» - самом раннем своде законов, составленном в XI веке, нет ни одного слова о недвижимом имуществе.3 Нет сведений о сделках с землей на северо-востоке России до первой половины XIV века, и очень немного таких сведений во второй половине этого века.4 

Русские правители вообще не сформировали представления о различии их личных дел и публичных и правили государством как своей полной собственностью. «Государь был обладателем всей России и частная собственность вытекала из государственной,» - писал историк далекого прошлого Александр Лакиер.5 

Поскольку власть на Руси воспринималась как наместник Бога на земле, подчинение ей, служба ей были настолько естественными, что не вызывали сомнений. Обязательная рента и служба князьям и царям избавляла последних от необходимости устанавливать налоги, а, значит, и собирать парламенты. От власти требовались не столько законы, сколько реальная защита подданных, отеческая забота об их судьбе.

Очевидно, что при такой организации жизни на Руси не укоренилось и понятие «демократия». И только история развития Новгорода, уцелевшего от нашествия монголов, развивалась по-иному. Там сохранилось общегородское вече и веча в каждом из пяти поселений города. Все свободные жители Новгорода и пригородов принимали участие в этих собраниях, где решения принимались с голоса, криками. Также было и в Пскове. Северные города оказались мало пригодны для успешного земледелия и потому занимались торговлей с немцами. Бояре превратились в независимых землевладельцев и купцов – частных собственников. К середине XII века выборными в Новгороде были все политические и церковные должности, избирался также, кроме князя, глава исполнительной власти - посадник. Избранный князь публично клялся в верности городскому Уставу, который четко очерчивал пределы его власти. Князь заключал договор (грамоту) на правление, согласно которому ему полагалось уважать обычаи страны, не принимать какие бы то ни было решения без посадника, не отнимать землю у кого бы то ни было без вины. Князьям запрещалось покупать или приобретать иначе землю, напрямую вести дела с немецкими торговцами (только через новгородских посредников).

Все это не давало возможности князю сосредоточить в своих руках богатства, и это было гарантией того, что он будет в своих политических действиях целиком зависеть от вече. Землю, чтобы князья могли жить и получать ренту, им давали на время правления, еще они имели право получать средства от осуществления ими правосудия.

Жители Новгорода имели к своим услугам независимый суд, который выносил решения без оглядки на социальный статус обвиняемых. Новгородская судная грамота наставляла архиепископский суд «судить… всех равно как боярина, так и житьего, так и молодшего человека».6

Практически князья несли службу по усмотрению вече, которое могло легко снять их с должности: между 1095 и 1304 годами в Новгороде было 58 князей со средним сроком правления 3,6 года. Некоторые историки считают, что после 1300 года в Новгороде вообще не было никаких князей, и он превратился в единственную демократическую республику в русской истории вплоть до 1990-х годов.

Можно сказать, что новгородская республика была единственной в истории России моделью гражданского общества почти со всеми его сущностными признаками, которые мы наблюдали в западных странах, и она также демонстрировала пример процветания и устойчивого развития.

В целом же русское государство до XV века представляло собой несколько раздробленных княжеств, которые, будучи завоеванными татаро-монголами, исправно платили дань монгольскому хану. Однако православная вера, единые правовые нормы («Русская правда»), единый язык сохраняли общность национального русского самосознания. Это создало основания для появления интереснейшего исторического явления. Как отмечает Е.А. Князев, «В XIV веке в нашей стране появился важнейший социокультурный феномен двоевластия: наряду с политической властью, которая располагалась в стольном граде, возникл иной, не мирской центр, способствовавший консолидации русских людей. Таким центром стала монашеская обитель преподобного Сергия, Заступника Земли Русской».7 Именно он своим непререкаемым авторитетом способствовал объединению русских земель. Наличие двух центров власти: официальной, политической и неформальной, духовной остается особенностью российского мироустройства и по сей день.

Объединение русских земель при созданой патриотической духовной атмосфере фактически было осуществлено Иваном III только к середине XV века. И новгородские вольности фактически оказались принесенными в жертву общенациональному объединению. Н.М. Карамзин писал: «Если Рим спасался диктатором в случае великих опасностей, то Россия, обширный труп после нашествия Батыева, могла ли иным способом оживиться и воскреснуть в величии? Требовалось единой и тайной мысли для намерения, единой руки для исполнения: ни шумные сонмы народные, ни медленные думы аристократии не произвели бы сего действия»8.

Иван III изъял все вотчинные владения, отнял земли у церкви, закрыл торговый двор и тем самым лишил всех экономической независимости, чтобы иметь возможность осуществлять свое политическое руководство. Землю он отдал не в вотчинную собственность, а в поместную, что означало лишь право ее держания, но не собственности. Такими поместьями награждали за службу князю и изымали их, если служба прекращалась. Служащих стали называть дворянами.

Еще решительнее действовал Иван IV, который завершил уничтожение независимой знати (бояр) в средних районах страны. Таких широкомасштабных конфискаций не знала Западная Европа ни в какие времена. Так обращались разве что только с евреями, на которых смотрели как на чужестранцев. Все это напоминало древние монархии Ближнего Востока, вроде Ассирии.

Аристократы практически не имели никаких прав, отличающих их от простолюдинов. Они были обязаны служить царю за то, что имели землю. Их богатство, любой его предмет и сама их жизнь настолько принадлежали государю, что могли быть истребованы им в любой момент. И это происходило тем чаще, чем богаче они становились. Неслучайно русские аристократы называли себя «рабами», обращаясь к царю.

Города и горожане в России ничем не отличались в своих правах от сельской местности. Городское население к середине XYIII века составляло всего 3,2 % российского населения. В то время как в Англии к этому времени половина граждан жили в городах.

В деревне существовало общинное хозяйство, которое сообща платило подати царю и служило ему. Земли в общине постоянно переделяли в зависимости от числа работников, поэтому до середины XIX века у крестьян в России частной собственности не было. Не было по сути дела и каких бы то ни было прав.

У крестьян в России частной собственности также не было, не было, по сути дела, и каких бы то ни было прав. Крепостное право, узаконенное Уложением 1649 года, делало крестьян едва ли не полной собственностью дворян, в свою очередь находившихся в собственности царя.

Исчезла частная собственность, а вместе с ней и последние остатки демократии. Правление Петра I лишь усугубило все процессы, связанные с формированием института собственности и каких-либо прав. Он проводил модернизацию России, технико-организационные аспекты которой вступали в еще более резкое противоречие с аспектами социально-политическими. Кризисные состояния периодически нарастали и снимались с помощью разного рода «послаблений» и реформ.

Однако нельзя не отметить, что сам Император всея Руси Петр I, в отличие от самодержца и деспота Ивана IV, являл собой истинно гражданское служение Отечеству. Перед Полтавским сражением он издал приказ, в котором, обращаясь к русскому воинству, писал, что ему «житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».9 И Россия в то время действительно расцветала, а слава ее росла. Но все основы гражданского общества сосредоточились в нем одном – царе и плотнике: он – собственник, он – демократ (слуга народа), он – законодатель и производитель новых традиций и вместе с ними этических ценностей, он – гражданин – активная универсальная личность. И даже родоначальник информационных потоков – тоже он.

В это время в России впервые появляется первое печатное издание - газета «Ведомости», издаваемая лично Петром I. Она становится организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, национальной самостоятельности и независимости. Этот первый опыт дает начало развитию российской прессы. Последующие издания Академии наук начинают информационное просвещение российского общества. Следует отметить, что с самого зарождения российская печать демонстрировала патриотические цели, направленные на укрепление и процветание Отечества.

Отсутствие в России достаточно влиятельной общественной силы и практики самостоятельного действия, которая могла бы возглавить движение к гражданским реформам на столь огромной территории, какой являлась Россия, привело к своеобразному историческому парадоксу: эту роль взяло на себя государство. Именно его действиями порождались институты гражданского общества, формировались граждане и гражданские отношения.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31776. Системы управленческого учета, их класиификация 28 KB
  Функции управления: планирование Организация деятельности мотивация контроль Класиификация систем управленческого учета: Широта охвата информации систематический учет финансовый учет затрат на производство и регламентацию по составу затрат способам регистрации идентификации и группировки представления отчетности проблемный учет формируется информация об экономической технологической конструкторской и организационной подготовке производства: о ценах реализации ГП управление производственными запасами рационализации расходов...
31777. Сущность системы «директ-костинг» и оценка операционного левириджа 29 KB
  Основа деление затрат ресурсов на постоянные и переменные части и исчисление сокращеной себестоимости. Систему запретили в 90 гг в РФ Виды системы: классический себестоимостьосновные прямые производственные затраты система переменных затрат в огранич себестоимость включаются все затраты имеющие перменный характер по отнош. К изменению объемов производства и продажи развитая себестоимость=переменные затратычасть постоянных затрат расчитанных на коэффициент использования производственной мощности Достоинства сисемы: выявление...
31778. Роль и значение Международных стандартов учета и финансовой отчетности (МСУ ФО) 40 KB
  Международные стандарты финансовой отчетности МСФО это документы определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты оценки и учета активов обязательств и операций по их изменению. В МСФО обобщена практика учета наиболее развитых национальных учетных систем. Каждый стандарт содержит следующие элементы: номер стандарта его название цели сферы применения порядок учета основные определения раскрытие информации дату вступления в силу.
31779. СРО аудиторов 38 KB
  Саморегулируемая организация СРО аудиторов это некоммерческая организация созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации СРО аудиторов с момента ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций СРО аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям: Объединение в составе...
31780. Объединение аудиторов 37.5 KB
  Саморегулируемая организация аудиторов должна быть создана в форме некоммерческой организации объединять в качестве своих членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих фирм а также состоять в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов. Причем в течение этого года уже существующие профессиональные аудиторские объединения аккредитованные при Минфине России могли провести процедуры приведения своих учредительных документов в соответствии с новыми требованиями и подать заявление в Минфин России о...
31781. Роль и значение федеральных стандартов аудиторской деятельности 42 KB
  В России где в настоящее время происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англоамериканской разработка аудиторских правил стандартов ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита. Федеральные правила стандарты базируются на международных стандартах аудита. Правила стандарты аудиторской деятельности это как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности оформлению и...
31782. Роль МСА 30 KB
  Национальный стандарт существует в Англии Канаде США Швеции по требованию МСА в этих странах все таки принимаются к сведению в практической деятельности. Правила стандарты аудиторской деятельности единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила стандарты аудиторской деятельности; внутренние стандарты аудиторской...
31783. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности 29 KB
  Значимость аудиторской проверки с точки зрения собственника инвестора заключается не только в получении информации о достоверности финансовых результатов предприятия и соответствии учетной политики действующему законодательству но и в овладении следующей аналитической информацией для обоснованности принятия решения по управлению инвестициями: динамика предприятия рост стабильность спад; структура капитала предприятия: предполагает ли данная структура риск для вложенного капитала; место предприятия среди других предприятий данной отрасли...
31784. Рынок: сущность, условия и причины возникновения, субъекты, структура, инфраструктура, функции 43 KB
  Существует обыденное и экономическое понятие рынка. В сфере обмена рынка выступают два собственника собственник товара и собственник денег. При этом реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и возмещение в денежной форме стоимости произведенной и доставленной на рынок продукции. Поэтому экономическое определение рынка Самуэльсон характеризует так: Рынок это упорядоченная структура посредство которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара чтобы определить его цену и...