26770

Гражданское общество в 60-е годы

Доклад

История и СИД

Именно с этого момента и принято говорить о зарождении в России какихто реальных элементов гражданского общества. И здесь особенно следует подчеркнуть что в отличие от западных стран в России формирование основ гражданского общества началось с реформ произведенных властью добровольно. Отныне управлял крестьянским миром выборный сельский сход которому предоставили довольно много полномочий: выборы сельского старосты и других должностных лиц увольнение из общества и принятие новых членов удаление из общества вредных и порочных членов что...

Русский

2013-08-18

39.5 KB

0 чел.

60-е годы ознаменованы комплексом реформ во всех сферах российской жизни. Именно с этого момента и принято говорить о зарождении в России каких-то реальных элементов гражданского общества. И здесь особенно следует подчеркнуть, что в отличие от западных стран, в России формирование основ гражданского общества началось с реформ, произведенных властью добровольно.

В книге очерков известных историков В. Ключевского, Н. Карамзина, Н. Костомарова «Трехсотлетие Дома Романовых» есть указание на то, что Александр II страстно желал осуществить освобождение крестьян от рабства. Сильное впечатление на царя произвела книга И.Тургенева «Записки охотника», в которой страдающий народ описан с особой любовью. Однажды царь сказал: «С тех пор как я прочитал их, меня ни на минуту не оставляла мысль о необходимости освобождения крестьян».1 И император безотлагательно начал готовить проведение в жизнь великой и долгожданной реформы. В результате крепостное право было отменено 19 февраля 1861 года «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». «Сегодня лучший день в моей жизни», - сказал он своей младшей дочери Марии Александровне, подписав долгожданный всеми документ.2 

Земли, отведенные крестьянам в надел, не были их собственностью. Они находились в залоге у государства, откуда их можно было выкупить в течение 49 лет. (В 1906 году положение о выкупе было отменено и землю стали оформлять крестьянам в частную собственность).

Отныне управлял крестьянским миром выборный сельский сход, которому предоставили довольно много полномочий: выборы сельского старосты и других должностных лиц, увольнение из общества и принятие новых членов, удаление из общества вредных и порочных членов, что влекло для них ссылку в Сибирь на поселение, разрешение семейных разделов, распоряжение мирской полевой землей и мирскими угодьями, распределение податей и повинностей между членами общества и меры по взысканию недоимок, дела по отбыванию рекрутской повинности, назначение сборов на мирские расходы, выдача ссуд и пособий нуждающимся, назначение опекунов к малолетним, подача жалоб и прошений по делам общества и ходатайства об общественных нуждах.

Это было реальное крестьянское самоуправление, о котором П. Сорокин сказал, что «под железной крышей самодержавной монархии жило сто тысяч крестьянских республик».3 

Далее заботу о бытовых и культурных нуждах населения взяли на себя земства, образованные «Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. У земств также был широкий круг обязанностей: заведование земскими имуществами и капиталами, устройство и содержание местных путей сообщения, меры по обеспечению народного продовольствия, благотворительность и «попечение о построении церквей», страхование имуществ, попечение о развитии местной промышленности и торговли, участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании и зравии, участие в предупреждении эпизоотий и охране растений от вредителей, исполнение местных потребностей воинского и гражданского управления, участие в доставке почты по деревням, раскладка, взымание и расходование земских денежных сборов, представление правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах, выборы исполнительных органов земств. Глава земства – уездный предводитель дворянства – также выбирался. Право голоса зависело от земельного ценза. Решения земств мог отменить губернатор, но его решение могло быть оспорено в Сенате, которому принадлежало последнее слово. Практически в лице земств Россия получила выборное местное самоуправление.

Результаты деятельности земств были впечатляющими. За полвека они открыли более 30 тысяч народных школ, где обучались 2 миллиона человек. За 40 лет было организовано несколько тысяч земских больниц с бесплатным лечением и обучение фельшеров. Для крестьян повсеместно были организованы агрономические консультационные службы.4 

Нетрудно заметить, что земства притянули к себе огромное количество интеллигенции, что было важно и для духовно-ценностного развития общества.

Произошли изменения и в управлении городов. На основании «Городского положения» главным органом городского самоуправления являлась городская дума. Избирательное право было цензовым, но, несмотря на это наряду с купцами в думах заседали и интеллигенты, и этот союз был весьма плодотворен.

Но самой последовательной и демократичной из всех реформ того времени оказалась судебная реформа. Причина здесь проста – это была скандально запущенная сфера деятельности. Провозглашались новые принципы судопроизводства: независимость суда от административной власти, открытое и гласное судопроизводство, ликвидация канцелярской тайны, состязательный процесс с участием сторон, введение суда присяжных, упразднение отдельных «сословных» судов. Таким образом, можно сказать, что в России началось действительно разделение властей на самостоятельные ветви.

И еще одним демократическим преобразованием стал новый Университетский устав 1863 года. В нем была расширена автономия университетов в административной и хозяйственной сферах. Вновь разрешено преподавание философии, запрещенное в 1849 году. Профессора объявили о своей цели формировать не просто говорящие машины, а граждан. Как они выражались, гражданин – это знание и общественные чувства.

Аналогично были сформулированы в военной реформе (1874 г.) и новые армейские принципы: гуманность и знания, отменялась рекрутчина и резко сокращался срок службы.  

В сфере печати также произошли важные изменения. В 1865 году в стране принимается первый закон о печати, который назывался «Временные правила о печати». Тотальная предварительная цензура была заменена «цензурой вдогонку». Однако отменялась она только для столичных изданий, и не распространялось на сатирические издания и провинциальную печать. Печать передали из-под ведомства Министерства просвещения под наблюдение Министерства внутренних дел, которое имело право объявлять изданиям до трех предупреждений, после чего газету или журнал могли закрыть на 6 месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако действовать административным путем правительству было удобнее, и поэтому судебные преследования печати не случались.

Это время отмечено ростом ежедневных газетных изданий. Всего же число газет и журналов с 20 в начале царствования Александра II выросло до 700.5 Этот факт уже серьезно свидетельствует о расширении информационного обмена в обществе – одном из сущностных признаков гражданского общества.

После реформ повсюду в России впервые возникло множество общественных организаций. Почти во всех губерниях создаются сельскохозяйственные общества, к концу века их насчитывалось около 700. Кооперативы охватили четверть всего крестьянства.

Заметным оказался и рост числа предпринимательских организаций. Сеть общественных организаций предпринимателей охватывала около одной третьей части российской промышленности. В 1987 году возникло общество для содействия русской промышленности и торговле с отделением кустарной и ремесленной промышленности. Во многих городах создаются биржевые комитеты. С 1865 года собираются всероссийские торгово-промышленные съезды, с 1873 года - съезды представителей коммерческих банков, а с 1874 – съезды горнопромышленников юга России. Сеть общественных организаций охватывала около одной третьей части российской промышленности. Следует назвать возникшие общества взаимопомощи и кооперативы. Последние охватили четверть всего крестьянства. В начале века в России насчитывалось около 45 тысяч благотворительных обществ. Известны просветительские общественные организации: «Общество распространения технических знаний», «Общество для распространения коммерческих знаний», которое было влиятельным и даже открыло коммерческие курсы, а затем и Коммерческий институт. Формировались научные общества. В конце 1906 года в России было уже около 600 профсоюзов.6 

Несмотря на то, что реформы были половинчаты, непоследовательны, они все же на несколько десятилетий резко изменили российскую действительность и сильно способствовали такому отделению общества от государства, которое благотворно для обеих сторон. Однако, очевидно, что любые реформы «сверху» должны быть подкреплены инициативой «снизу» и настойчивостью в их реализации и продолжении. (Именно этот вывод и интересен нам с точки зрения определения сущности возможного российского гражданского общества).

Это тем более верно, что всякая реформа «сверху» обязательно ограничена интересами верхов. Несмотря на довольно бурно развивающуюся общественную активность и самостоятельность, нельзя не заметить, как правительство мешало развитию этих инициатив. Особенно этому процессу способствовало то обстоятельство, что идеологи, оппозиционные монархии, развили активную террористическую деятельность. На жизнь Царя-Освободителя Александра II они покушались 5 раз, и, в конце концов, достигли цели.

1

2

3

4

5

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85124. Аналіз тематичного опитування. Поняття про швидкість. Задачі на знаходження швидкості руху 86.98 KB
  Поняття про швидкість. Провести аналіз тематичного опитування; зясувати типові помилки; організувати роботу над помилками; ознайомити учнів з поняттям швидкість руху простими і складеними задачами на знаходження швидкості. Таблиця Швидкість. Щоб знайти швидкість треба відстань поділити на час.
85125. Задачі на знаходження відстані за даними швидкістю і часом. Знаходження значень виразів на додавання і віднімання 80.59 KB
  Ознайомити учнів зі способом визначення відстані за відомими швидкістю і часом; формувати вміння розвязувати задачі на основі творчих видів роботи; розвивати обчислювальні навички.
85126. Задачі на знаходження часу за швидкістю і відстанню. Дії над іменованими числами 104.28 KB
  Ознайомити учнів зі способом визначення часу за відомими швидкістю і відстанню; повторити виконання дій над іменованими числами.
85127. Прості і складені задачі на визначення швидкості, часу і відстані. Дії над іменованими числами. Ознайомлення з назвами геометричних тіл 43.93 KB
  Узагальнити зв\'язки між відстанню, часом і швидкістю; закріплювати вміння учнів розв\'язувати задачі на обчислення згаданих величин, виконувати дії над іменованими числами; ознайомити з назвами геометричних тіл.
85128. Дія множення. Переставний, сполучний і розподільний закони множення 57.4 KB
  Узагальнити уявлення учнів про дію множення; повторити взаємозвязки між величинами відстань, швидкість, час; перевірити обчислювальні навички та вміння розвязувати задачі, рівняння, нерівності.
85129. Нумерація трицифрових чисел. Табличне множення. Задачі на зведення до одиниці 224.36 KB
  Нумерація трицифрових чисел. Ознайомити учнів з підручником математики для 4 класу; повторити нумерацію трицифрових чисел зв\'язок дій додавання і множення таблицю множення; удосконалювати вміння розвязувати задачі на зведення до одиниці. Повторення нумерації трицифрових чисел. Назвіть цифру спільну для чисел кожного стовпчика і поясніть що вона означає в тому чи іншому випадку.
85130. Нумерація трицифрових чисел. Записування чисел під диктовку. Розкладання чисел на розрядні доданки 38.96 KB
  Повторити способи читання і записування трицифрових чисел, значення цифри залежно від її місця у запису числа, розкладання чисел на розрядні доданки, таблицю ділення; розвивати уміння розвязувати задачі двома способами, знаходити значення виразів зручним способом.
85131. Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Знаходження значень буквених виразів. Розміщення відрізків на площині і в просторі 69.07 KB
  Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Повторити прийоми письмового додавання і віднімання трицифрових чисел ділення і множення круглих чисел; удосконалювати вміння знаходити значення буквених виразів розвязувати задачі на знаходження третього доданка; закріпити поняття про вертикальне і горизонтальне положення відрізків. Заміни додавання множенням. З даного виразу на додавання склади ще один вираз на множення.
85132. исьмове множення на одноцифрове число. Дії над величинами. Круглі числа 126.45 KB
  Повторити прийоми письмового множення трицифрового числа на одноцифрове; удосконалювати обчислювальні навички, вміння розв\\\'язувати складені задачі.