26770

Гражданское общество в 60-е годы

Доклад

История и СИД

Именно с этого момента и принято говорить о зарождении в России какихто реальных элементов гражданского общества. И здесь особенно следует подчеркнуть что в отличие от западных стран в России формирование основ гражданского общества началось с реформ произведенных властью добровольно. Отныне управлял крестьянским миром выборный сельский сход которому предоставили довольно много полномочий: выборы сельского старосты и других должностных лиц увольнение из общества и принятие новых членов удаление из общества вредных и порочных членов что...

Русский

2013-08-18

39.5 KB

0 чел.

60-е годы ознаменованы комплексом реформ во всех сферах российской жизни. Именно с этого момента и принято говорить о зарождении в России каких-то реальных элементов гражданского общества. И здесь особенно следует подчеркнуть, что в отличие от западных стран, в России формирование основ гражданского общества началось с реформ, произведенных властью добровольно.

В книге очерков известных историков В. Ключевского, Н. Карамзина, Н. Костомарова «Трехсотлетие Дома Романовых» есть указание на то, что Александр II страстно желал осуществить освобождение крестьян от рабства. Сильное впечатление на царя произвела книга И.Тургенева «Записки охотника», в которой страдающий народ описан с особой любовью. Однажды царь сказал: «С тех пор как я прочитал их, меня ни на минуту не оставляла мысль о необходимости освобождения крестьян».1 И император безотлагательно начал готовить проведение в жизнь великой и долгожданной реформы. В результате крепостное право было отменено 19 февраля 1861 года «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». «Сегодня лучший день в моей жизни», - сказал он своей младшей дочери Марии Александровне, подписав долгожданный всеми документ.2 

Земли, отведенные крестьянам в надел, не были их собственностью. Они находились в залоге у государства, откуда их можно было выкупить в течение 49 лет. (В 1906 году положение о выкупе было отменено и землю стали оформлять крестьянам в частную собственность).

Отныне управлял крестьянским миром выборный сельский сход, которому предоставили довольно много полномочий: выборы сельского старосты и других должностных лиц, увольнение из общества и принятие новых членов, удаление из общества вредных и порочных членов, что влекло для них ссылку в Сибирь на поселение, разрешение семейных разделов, распоряжение мирской полевой землей и мирскими угодьями, распределение податей и повинностей между членами общества и меры по взысканию недоимок, дела по отбыванию рекрутской повинности, назначение сборов на мирские расходы, выдача ссуд и пособий нуждающимся, назначение опекунов к малолетним, подача жалоб и прошений по делам общества и ходатайства об общественных нуждах.

Это было реальное крестьянское самоуправление, о котором П. Сорокин сказал, что «под железной крышей самодержавной монархии жило сто тысяч крестьянских республик».3 

Далее заботу о бытовых и культурных нуждах населения взяли на себя земства, образованные «Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. У земств также был широкий круг обязанностей: заведование земскими имуществами и капиталами, устройство и содержание местных путей сообщения, меры по обеспечению народного продовольствия, благотворительность и «попечение о построении церквей», страхование имуществ, попечение о развитии местной промышленности и торговли, участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании и зравии, участие в предупреждении эпизоотий и охране растений от вредителей, исполнение местных потребностей воинского и гражданского управления, участие в доставке почты по деревням, раскладка, взымание и расходование земских денежных сборов, представление правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах, выборы исполнительных органов земств. Глава земства – уездный предводитель дворянства – также выбирался. Право голоса зависело от земельного ценза. Решения земств мог отменить губернатор, но его решение могло быть оспорено в Сенате, которому принадлежало последнее слово. Практически в лице земств Россия получила выборное местное самоуправление.

Результаты деятельности земств были впечатляющими. За полвека они открыли более 30 тысяч народных школ, где обучались 2 миллиона человек. За 40 лет было организовано несколько тысяч земских больниц с бесплатным лечением и обучение фельшеров. Для крестьян повсеместно были организованы агрономические консультационные службы.4 

Нетрудно заметить, что земства притянули к себе огромное количество интеллигенции, что было важно и для духовно-ценностного развития общества.

Произошли изменения и в управлении городов. На основании «Городского положения» главным органом городского самоуправления являлась городская дума. Избирательное право было цензовым, но, несмотря на это наряду с купцами в думах заседали и интеллигенты, и этот союз был весьма плодотворен.

Но самой последовательной и демократичной из всех реформ того времени оказалась судебная реформа. Причина здесь проста – это была скандально запущенная сфера деятельности. Провозглашались новые принципы судопроизводства: независимость суда от административной власти, открытое и гласное судопроизводство, ликвидация канцелярской тайны, состязательный процесс с участием сторон, введение суда присяжных, упразднение отдельных «сословных» судов. Таким образом, можно сказать, что в России началось действительно разделение властей на самостоятельные ветви.

И еще одним демократическим преобразованием стал новый Университетский устав 1863 года. В нем была расширена автономия университетов в административной и хозяйственной сферах. Вновь разрешено преподавание философии, запрещенное в 1849 году. Профессора объявили о своей цели формировать не просто говорящие машины, а граждан. Как они выражались, гражданин – это знание и общественные чувства.

Аналогично были сформулированы в военной реформе (1874 г.) и новые армейские принципы: гуманность и знания, отменялась рекрутчина и резко сокращался срок службы.  

В сфере печати также произошли важные изменения. В 1865 году в стране принимается первый закон о печати, который назывался «Временные правила о печати». Тотальная предварительная цензура была заменена «цензурой вдогонку». Однако отменялась она только для столичных изданий, и не распространялось на сатирические издания и провинциальную печать. Печать передали из-под ведомства Министерства просвещения под наблюдение Министерства внутренних дел, которое имело право объявлять изданиям до трех предупреждений, после чего газету или журнал могли закрыть на 6 месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако действовать административным путем правительству было удобнее, и поэтому судебные преследования печати не случались.

Это время отмечено ростом ежедневных газетных изданий. Всего же число газет и журналов с 20 в начале царствования Александра II выросло до 700.5 Этот факт уже серьезно свидетельствует о расширении информационного обмена в обществе – одном из сущностных признаков гражданского общества.

После реформ повсюду в России впервые возникло множество общественных организаций. Почти во всех губерниях создаются сельскохозяйственные общества, к концу века их насчитывалось около 700. Кооперативы охватили четверть всего крестьянства.

Заметным оказался и рост числа предпринимательских организаций. Сеть общественных организаций предпринимателей охватывала около одной третьей части российской промышленности. В 1987 году возникло общество для содействия русской промышленности и торговле с отделением кустарной и ремесленной промышленности. Во многих городах создаются биржевые комитеты. С 1865 года собираются всероссийские торгово-промышленные съезды, с 1873 года - съезды представителей коммерческих банков, а с 1874 – съезды горнопромышленников юга России. Сеть общественных организаций охватывала около одной третьей части российской промышленности. Следует назвать возникшие общества взаимопомощи и кооперативы. Последние охватили четверть всего крестьянства. В начале века в России насчитывалось около 45 тысяч благотворительных обществ. Известны просветительские общественные организации: «Общество распространения технических знаний», «Общество для распространения коммерческих знаний», которое было влиятельным и даже открыло коммерческие курсы, а затем и Коммерческий институт. Формировались научные общества. В конце 1906 года в России было уже около 600 профсоюзов.6 

Несмотря на то, что реформы были половинчаты, непоследовательны, они все же на несколько десятилетий резко изменили российскую действительность и сильно способствовали такому отделению общества от государства, которое благотворно для обеих сторон. Однако, очевидно, что любые реформы «сверху» должны быть подкреплены инициативой «снизу» и настойчивостью в их реализации и продолжении. (Именно этот вывод и интересен нам с точки зрения определения сущности возможного российского гражданского общества).

Это тем более верно, что всякая реформа «сверху» обязательно ограничена интересами верхов. Несмотря на довольно бурно развивающуюся общественную активность и самостоятельность, нельзя не заметить, как правительство мешало развитию этих инициатив. Особенно этому процессу способствовало то обстоятельство, что идеологи, оппозиционные монархии, развили активную террористическую деятельность. На жизнь Царя-Освободителя Александра II они покушались 5 раз, и, в конце концов, достигли цели.

1

2

3

4

5

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...
41487. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения зоологии 122.5 KB
  Деятельность учителя по углублению ряда ключевых понятий При изучении зоологии продолжается формированию представлений и начальных понятий о целостности природы которая отражается во взаимосвязанности природных процессов_ Это прежде всего предполагает расширение роли экологического материала формирование понятий о среде обитания и ее факторах приспособленности видов к среде обитания природных сообществах биоценозах. В курсе зоологии много возможностей конкретизировать представление о природных сообществах такими по нятиями...
41488. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии 124 KB
  Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии. План Понятие Охрана природы и его педагогические аспекты. Глобальный характер воздействия человека на природу Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины.
41489. Краткая историческая справка. Работа с учениками по охране природы, как одна из форм экологического вопсипания и образования 164 KB
  Работа с учениками по охране природы как одна из форм экологического вопсипания и образования . Книга для чтения по охране природы для учащихся 910 классов средней школы. Краткая историческая справка эволюция взглядов на охрану природы и ее преподавание. Методика преподавания охраны природы тесносвязана с эволюцией взгядов на эту проблему.
41490. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БОТАНИКИ 337.5 KB
  Курс ботаники располагает определенными возможностями тдля развития природоохранительных знаний на основе опорных понятии_о растительном организме особенностях его жизни о многообразии видов растений и их видовых сообществах. На уроках ботаники школьники изучают значение растений в жизни человека разнообразие влияний человеческой деятедьности на отдельные виды и целые растительные сообщества. Это способствует пониманию необходимости бережного отношения каждого человека к многообразию окружающих его растений охраны и рационального...
41491. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения курса «Человек и его здоровье» 151 KB
  Трудовая деятельность человека и ее оптимизация. В курсе анатомии физиологии и гигиены человека VIII класса важно предусмотреть развитие основных понятий по охане природы закладываемых в предшествующих классах. Здесь полнее чем в других биологических предметах можно раскрыть гигиени ноский аспект взаимодействия природы и человека. Однако для понимания жизнедеятельности человека как биосоциального существа анализа только фнзикохимических условий жизни далеко не достаточно.
41492. Системы управления движением поездов 205.5 KB
  ДЦ способствует повышению безопасности движения позволяет обеспечить максимальное использование пропускной способности участков дает возможность четко организовать движение поездов по графику. Создаются системы слежения за движением поездов с контролем и отображением их номеров. При этом решаются и другие задачи: регистрация графика исполненного движения автоматическая установка поездных маршрутов оповещение пассажиров о подходе поездов контроль выполнения графика движения на более высоких уровнях управления автоматическое задание...