26771

История России и гражданского общества в конце ХІХ века

Доклад

История и СИД

Журнал Вестник Европы в первом номере посвященном наступлению нового века писал что большинство цивилизованных стран живет в условиях торжества капитализма и буржуазной демократии а в России реформы не доведены до конца. Авторы от имени либеральной общественности в качестве задач которые России нужно решить в ХХ веке называют уничтожение сословного неравноправия введение независимого от администрации суда развитие самоуправления юридическое облегчение положения печати развитие частных обществ обеспечение реальной свободы совести...

Русский

2013-08-18

45 KB

0 чел.

Александр III был вынужден бороться с внутренней смутой. Неудивительно, что 1882 году выходят новые Временные правила о печати, введение которых существенно ослабило легальную демократическую прессу. В 1884 году после закрытия «Отечественных записок» и фактического прекращения выхода журнала «Дело», демократическим журналистам, оставшимся на свободе, пришлось вплоть до революции 1905 года печататься в различных несоответствующих их мировоззрению изданиях, чтобы вообще не потерять возможность влиять на читательскую аудиторию.

Появлялись политические партии, но своих легальных изданий они не имели. Журнал «Вестник Европы» в первом номере, посвященном наступлению нового века, писал, что большинство цивилизованных стран живет в условиях торжества капитализма и буржуазной демократии, а в России реформы не доведены до конца. Авторы от имени либеральной общественности в качестве задач, которые России нужно решить в ХХ веке, называют уничтожение сословного неравноправия, введение независимого от администрации суда, развитие самоуправления, юридическое облегчение положения печати, развитие частных обществ, обеспечение реальной свободы совести, введение всеобщего начального образования, упорядочение крестьянского, земского, судебного, промышленного и др. законодательств.1 

Как видим, данный перечень задач полностью совпадает с сущностными признаками гражданского общества, которые мы выделили, анализируя историю западных стран. И это дает основание полагать, что при всем своеобразии пути развития России вектор ее движения в направлении устойчивого общественного развития аналогичен, и можно сказать, что он имеет объективное обоснование.

Александр III дал стране 13 лет мирной передышки, что благотворно сказалось на ее жизни. Но Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией. В 1894 году на престол вступил новый царь - Николай II. Однако реформы 60-х годов сильно изменили страну, и ход истории продолжал набирать скорость. Это был последний монарх российского трона.

В 1905 году под давлением всеобщей забастовки, организованной либералами, правительство, наконец, даровало стране Конституцию, парламент и гражданские права населению. Но это было лишь формальное отступление монархии. На деле она всячески саботировала конституционный строй, и парламент так и не стал сколько-нибудь влиятельной силой. Государственной Думе разрешены были лишь «законосовещательные» функции, реальная же власть (в том числе и законодательная) оставалась в руках царя и его правительства.

Власть всячески сдерживала регистрацию любых сколько-нибудь значимых общественных организаций, затягивая этот процесс на 3-4 года. Кроме того, эти организации тщательно и постоянно контролировались государством, подвергались полицейскому надзору и карались по всякому поводу и без оного. Так, например, масштабным и влиятельным было Вольное экономическое общество. Оно даже организовывало обсуждение реального продовольственного положения в стране, что весьма не понравилось правительству. Правительство стало настаивать на утверждении повестки дня каждого заседания общества. В конце концов, общество было закрыто в 1915 году.

Аналогично преследовались и другие общественные организации и их члены. Существовали даже некие списки неблагонадежных, которые порой включали в себя до половины состава организации.

Разрешив профсоюзное движение, правительство, тем не менее, поставило и его деятельность под жесткий контроль. Любой профсоюз утверждался и мог соответственно быть закрыт губернатором. Поэтому не удивительно, что за два года с момента их появления в стране, их число не только не увеличилось, но и сократилось вдвое, а к 1910 году осталось лишь несколько десятков профсоюзных движений.

Таким образом, можно сделать вывод, что действия власти с одной стороны, своими реформами порождали гражданское общество в России, с другой стороны, не давали ему развиться в сколько-нибудь влиятельном масштабе. Однако даже такое непоследовательное поведение уже изменило среду, и появившиеся в ней ростки сознательности и самостоятельности требовали иной, чем ранее внешней и внутренней политики.

Россия вступала в индустриальный период значительно быстрее, чем эти процессы происходили на Западе, но по уровню модернизации ее хозяйство в десятки и даже сотни раз уступало Европе и Америке. Такое положение угрожало ее целостности и независимости. Требовалось развивать промышленность в столь сжатые исторические сроки, за которые естественным образом не успевают формироваться необходимые для этого условия и структуры. Поэтому этот процесс опять взяло в свои руки государство. В России начал формироваться государственный капитализм.

Подобно тому, как государство было в России главным помещиком, теперь оно становится главным капиталистом. Те, кто получают субсидии и концессии на развитие крупного производства, – либо иностранцы, либо свои, но настолько обязанные трону, что говорить об их самостоятельности, а тем более оппозиционности не приходится. Таким образом, российский предприниматель не формировался как элемент гражданского общества.

Крестьянство тоже не имело возможности развивать свою самостоятельность, поскольку находилось под сильнейшим прессом долгов, которые оно выплачивало государству за землю, данную ему в пользование. Кроме того, правительство «выкачивало» из мужика средства для развитие промышленности. Специалист по русскому сельскому хозяйству М.А. Энгельгардт писал, что земледельцы ежегодно выплачивали промышленности в 700-800 млн. рублей. Таких даней не вытягивала в свое время Золотая Орда.2 

Дворянство составляло всего 1 % от населения России. После реформ значительная часть дворян разорилась. Одни из них пошли на государственную службу, другие стали занимать места при организации производства, часть нашла себе применение в земствах. Отсюда весьма разнообразной становится и палитра их социально-политических убеждений. По-настоящему влиятельной и самостоятельной была, конечно, аристократическая дворянская верхушка, приближенная к царю. Однако и самые прогрессивные их представители (С.Ю. Витте и П.А. Столыпин) могли добиться от царя лишь незначительных изменений. Главная стратегия и тактика Николая заключалась в том, чтобы менять, ничего не меняя, уступать, ничего не уступая.

Однако реализовывать такую тактику ему становилось все труднее. Значительно вырастает в численности рабочий класс – более грамотный и организованный, поскольку для него существует теперь необходимость управлять сложной техникой. К 1913 году численность промышленных рабочих возросла в 4 раза и составила 10 млн. человек. Однако их нещадная эксплуатация не позволяла иметь хоть сколько-нибудь сносное экономическое положение, а какие-либо объединения, которые могли бы помочь им сформировать свои требования и защитить свои интересы запрещались предпринимателями и правительством. На полулегальном положении находились профсоюзы. Поэтому рабочий класс формировался не как активный элемент гражданского  общества, а как потенциальный революционный, экстремистски настроенный элемент.

В постреформенной России появляется новая фигура, которая ознаменует нарастание капиталистических форм хозяйствования - купец-промышленник. Это, безусловно, активные, самостоятельно, инициативно действующие люди, не лишенные патриотических убеждений и осознающие свою ответственность перед обществом. Они также искали возможности объединиться. Наибольшую известность из них приобрела «Группа молодых» предпринимателей-либералов, возглавляемая П.П. Рябушинским. В нее входили известные на Руси имена: С.Н. Третьяков, Н.Д. Морозов, А.И. Коновалов, В.П. Рябушинский и др. Они стремились в Думе создать коалицию с партией «прогрессистов», весьма сблизились с либералами и даже социалистами, чтобы совместными усилиями отстаивать свободу совести, политическую и предпринимательскую свободу.

Поскольку это были состоятельные люди, они сумели организовать выпуск периодических изданий: «Народная газета», «Утро России», старообрядческий журнал «Церковь» и сборники «Великая Россия».

«Группа молодых» создала некое подобие политического клуба, в котором принимали участие сторонники правых кадетов, примкнувших к П.Б. Струве, - С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и другие интеллектуалы. Молодые предприниматели предлагали свои услуги интеллигенции как люди с богатым практическим опытом, ближе стоящие к народу и понимающие его положение и нужды. Однако при этом они считали свою роль главенствующей в историческом развитии России, а дворянство и интеллигенцию рассматривали как вымирающий класс и прослойку. Союзу ума и практики не суждено было состояться.

В начале века происходит и еще одно важное изменение: в России появляются политические партии, причем довольно многочисленные для тех времен. Партии конституционных демократов и «Союз 17 октября» в 1906-1907 гг. насчитывали 50-60 тысяч членов, численность социал-демократов в 1907 году доходила до 100 тысяч человек.

Однако партии не сумели стать влиятельной силой, которая могла бы направить Россию по пути демократических реформ. Во-первых, потому, что многие из них защищали демократические ценности только на словах. Во-вторых, весьма слабы были их связи с народом. На работу с массами обращали внимание только большевики, да и то потому, что имели в виду подготовку вооруженного переворота. Кроме того, партии неистово конкурировали друг с другом и конфликтовали с властью, что делало политический климат страны весьма мало способствующим укреплению ростков гражданского общества, зато весьма накаляло атмосферу в обществе.

Измененное сознание и состояние среды и растущие повсеместно противоречия, обостренные войной, требуют решительных действий со стороны правительства, но, как пишет исследователь этого периода развития России Ю. Гридчин, «самодержавие с упорством, достойным лучшего применения, продолжало тормозить создание гражданского общества, а когда его вынуждали пойти на уступки, постоянно стремилось ликвидировать их».3 Поэтому ничего удивительного нет в том, что гражданская активность все более преобразуется в революционную.

С 1917 года начинается принципиально иная история и у гражданского общества. Но можно сказать и иначе: с 1917 года история развития гражданского общества в России прерывается в связи с огосударствливанием всех сфер деятельности и активности. Глубокий анализ таких режимов и их источников сделан К. Поппером в книге «Открытое общество и его враги».4 Эта форма управления обществом, по мнению Поппера, восходит к Платону и Аристотелю, воспринята Просвещением, проявилась у Гегеля и в полной мере была развита Марксом. Это - западная модель, которую Россия восприняла скорее вопреки своей ментальности, чем в согласии с ней. Возможно, так оно и есть, хотя следует признать, что на Руси было достаточно и своих оснований для укоренения подобной идеологии. Подавление и принуждение личности, даже не нуждающееся в каком бы то ни было законном обосновании, мы наблюдали в истории России как вполне привычную идеологию для большинства. Однако не для всех и не до конца. Всегда находилось думающее патриотически настроенное меньшинство, которое рано или поздно могло сказать свое слово в истории. Поразительно то, что к его числу нередко принадлежали люди из совершенно разных слоев населения: от простонародья и монахов, до состоятельных людей, министров и царей. Именно поэтому гражданские качества нельзя считать принадлежностью какой-либо одной социальной прослойки: это качества по существу, а не по форме. И как самое существенное внутреннее содержание системы они проявили наибольшую стойкость при внешнем даже тоталитарном давлении.

1

2

3

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83415. Пушкин в Украине. Сценарий внеклассного мероприятия 76.5 KB
  Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа. Многие стихотворения написанные Пушкиным связаны с Украиной ее людьми прекрасной природой. Пушкин был великим жизнелюбом гуманистом умел находить общий язык с дворянином и простолюдином с человеком любой национальности.
83416. НЕСТАНДАРТНИЙ УРОК З ОБРАЗОТВОРЧОГО МИСТЕЦТВА І МУЗИКИ 56.5 KB
  Розвивати і поглиблювати знання учнів про одне з найдавніших, найбільших, найурочистіших релігійних свят – Великдень. Ознайомити дітей із символом воскресіння Ісуса Христа – писанкою. Розвивати творчість дітей, уяву, пам’ять, мислення, вокально-хорові та музично-ритмічні здібності, вміння підбирати кольори...
83417. Гра «Квест» 227 KB
  Учасникам видається завдання якщо ви вірно розгадуєте його за відведений час то одержуєте завдання в якому зашифровано номер чи назву кабінету в якому вам дадуть наступне завдання. Дискваліфікація за ЧІТ передавання відповіді іншій команді обох команд Команди самі слідкують за часом...
83418. Микола Трублаїні «Тико і Волохан» 30 KB
  Вибіркове читання оповідання Ю. Про той холодний край людей які живуть там письменник розповів у своїх оповіданнях. Вступова бесіда до оповідання З оповідання Миколи Трублаїні ми дізнаємося про життя людей у тундрі на березі холодного Північно-Льодовитого океану.
83419. Леся Українка і її вірші для маленьких. Робота з дитячою книжкою 253.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з життям і творчістю Лесі Українки, її творами для малят; удосконалювати навички виразного усвідомленого читання; формувати вміння зв’язно, послідовно передавати почуте; розвивати пізнавальну активність школярів, усне мовлення, естетичні смаки; збагачувати словниковий запас учнів...
83420. А. Барто «Лебединое горе». Пословицы. Е. Благинина «Елка». Загадки 44.5 KB
  Работать над содержанием произведений. Формировать навыки выразительного чтения. Развивать познавательный интерес, связную речь, мышление, умение анализировать. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к природе, желание приходить на помощь, сочувствие к чужому горю; чувства любви и дружбы.
83421. «Риторика та поезія» С.Я. Маршак 28.5 KB
  Реалізувати пропедевтичні знання про поетичну творчість дитячого поета С.Я. Маршака через методи інтерактивного навчання, розвивати уміння відрізняти риторичні не словесні засоби спілкування від літературних (поетичних)засобів, закріплювати уміння декламувати вірш з риторичними засобами...
83422. Здається, байка просто бреше, а справді ясну правду чеше. Л.Глібов «Лебідь, Щука і Рак», «Коник-стрибунець» 37 KB
  Ознайомити дітей із жанром байки; розвивати способи і види читання байки вчити передавати в інтонації характери дійових осіб оцінювати їхні вчинки виявляти мотиви їхньої поведінки; виховувати в дітей товариськість любов до праці. Сьогодні ми ознайомимося з новим розділом Байки.
83423. У різні пори року приваблива земля 237.5 KB
  У зелених пишних шатах у яскравому вінку прийшла до нас весна. Не забула весна заглянути і в ліс посіяла там травицю пролісками заквітчала галявини задзвеніла піснями пташок. Весна стала господаркою і в нашому краї а земля дочекалася працелюбних рук.