26772

Открытое общество и его враги

Доклад

История и СИД

Но можно сказать и иначе: с 1917 года история развития гражданского общества в России прерывается в связи с огосударствливанием всех сфер деятельности и активности. В Советском Союзе сохраняется главный элемент гражданского общества пусть не в массовом масштабе который вопреки давлению государства все же сохранил в себе способность формировать личное мировоззрение и личную судьбу. С момента перестройки с 1985 года правомерно становится говорить об активном процессе формирования гражданского общества в России.

Русский

2013-08-18

30 KB

0 чел.

С 1917 года начинается принципиально иная история и у гражданского общества. Но можно сказать и иначе: с 1917 года история развития гражданского общества в России прерывается в связи с огосударствливанием всех сфер деятельности и активности. Глубокий анализ таких режимов и их источников сделан К. Поппером в книге «Открытое общество и его враги».1 Эта форма управления обществом, по мнению Поппера, восходит к Платону и Аристотелю, воспринята Просвещением, проявилась у Гегеля и в полной мере была развита Марксом. Это - западная модель, которую Россия восприняла скорее вопреки своей ментальности, чем в согласии с ней. Возможно, так оно и есть, хотя следует признать, что на Руси было достаточно и своих оснований для укоренения подобной идеологии. Подавление и принуждение личности, даже не нуждающееся в каком бы то ни было законном обосновании, мы наблюдали в истории России как вполне привычную идеологию для большинства. Однако не для всех и не до конца. Всегда находилось думающее патриотически настроенное меньшинство, которое рано или поздно могло сказать свое слово в истории. Поразительно то, что к его числу нередко принадлежали люди из совершенно разных слоев населения: от простонародья и монахов, до состоятельных людей, министров и царей. Именно поэтому гражданские качества нельзя считать принадлежностью какой-либо одной социальной прослойки: это качества по существу, а не по форме. И как самое существенное внутреннее содержание системы они проявили наибольшую стойкость при внешнем даже тоталитарном давлении.

В Советском Союзе сохраняется главный элемент гражданского общества (пусть не в массовом масштабе), который вопреки давлению государства все же сохранил в себе способность формировать личное мировоззрение и личную судьбу. Такой человек обладает чувством ответственности и перед собой, и перед историей. Создавая свой мир, ту или иную малую группу, он не замыкается в ней, поскольку обладает общечеловеческими качествами. Но при этом его основная черта в том, что он сознает единственность собственной личности как высшую ценность. И в этом смысле он, действительно, «частный человек».2 

Сущность гражданина как активной универсальной личности оказалась наиболее стойким признаком феномена гражданское общество не случайно, ведь гражданин – категорийный элемент этой системы, и при разрушении его качеств уже нельзя будет говорить об общественной системе как гражданской. Кроме того, именно на его многосторонних интересах и способностях вступать в различные союзы для реализации своих разносторонних потребностей держится онтологическое единство общественной системы. Ведь благодаря гражданину различные структурные образования взаимодействуют между собой. И чем больше таких союзов и взаимодействий, тем крепче общественные связи, обеспечивающие целостность общественной структуры и устойчивость ее развития

Однако все эти свойства присутствовали во-первых, лишь в некоторой части советских граждан. А во-вторых, они были более в потенциальном, чем в реально проявленном состоянии. И только некоторые периоды советского правления позволяли им сколько-нибудь заметно заявить о себе. Так было, например, во времена НЭПа, «оттепели» 60-х годов и уже в период «перестройки».

Реальное развитие гражданских начал легально или нелегально происходило в стране всегда. И это не могло не находить своего отражения в печатном слове, особенно в СМИ того времени. Несмотря на жесткую партийную цензуру, советские газеты формировали активного гражданина. Особенно талантливо и выразительно это делали публицисты «Известий», журналисты «Комсомольской правды», «Литературной газеты». Образы жизни, пропагандируемые ими, базировались на тех высоких моральных ценностях, которые относят к разряду вечных, и потому они во всякие времена способствовали прогрессивному развитию. В них как в зародыше сконцентрировалась вся та исторически сформированная гражданская суть, которая бурно развернулась и пошла в рост в период перестройки.

С момента перестройки, с 1985 года, правомерно становится говорить об активном процессе формирования гражданского общества в России. Правда, и эти два десятка лет не представляют собой последовательный процесс, неуклонно идущий к заданной цели. Пути его весьма витиеваты, а цели движения до сих пор слабо обозначены. Современное состояние гражданского общества в России требует отдельной характеристики.

1

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58505. КНЯЖА РУСЬ - УКРАЇНА 647.5 KB
  Дайте відповідь на питання яке ставили учням у часи Київської Русі. Скільки слідів залишить віл в останній борозні під час оранки Відповідь: жодного сліду тому що плуг сліди приоре.
58506. УРОК В РАМКАХ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ 71 KB
  Определение понятия урок;экскурс в историю классноурочной системы обучения. Вот некоторые из них: 1 Урок это такая форма организации педагогического процесса при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся классов с учетом особенностей каждого из них используя виды средства методы работы создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения а также для...
58507. Одномерные массивы 119.5 KB
  Цель: закрепить знания по теме “Одномерные массивы”, проверить умение решать базовые задачи, совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд. Развивать логическое мышление. Воспитывать культуру предмета.
58509. Новогодняя открытка 47.5 KB
  После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома причем эти елки стояли на трактирах круглый год отсюда пошло их название елки-палки. Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II.
58510. Понятие информации. Виды информации. Свойства информации 62.5 KB
  Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информации и носителями информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности...
58511. Поняття алгоритму. Базові структури алгоритмів 163 KB
  Виконання алгоритму повинно приводити до очікуваного результату за скінченну кількість кроків. Виконання алгоритму завжди повинно призводити до певного результату. Виконавець відповідно до алгоритму повинен одержати результат не вникаючи в його суть.
58512. Проведення реєстрації осіб, які виявили бажання пройти зовнішнє незалежне оцінювання в 2012 році. Робота з програмою створення заяви-реєстраційної картки 166 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з порядком реєстрації на зовнішнє незалежне оцінювання 2012 року навчити учнів користуватися програмою реєстрації на ЗНО 2012 ознайомити учнів з правами та обовязками осіб які бажають взяти участь у ЗНО...
58513. Властивості інформації. Кодування інформації 82.5 KB
  Перевірка домашнього завдання 67 хв. Зараз я пройду та перевірю домашнє завдання. 1 учень: Запиши у якому вигляді подано інформацію в таких прикладах: Хто не виконав завдання слідкуйте і самостійно запишіть відповідь у таблицю.