26820

Формирование монологической речи у дошкольников

Лекция

Педагогика и дидактика

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

Русский

2014-12-20

51.5 KB

7 чел.

PAGE  5

Лекция 4. Дошкольники.

Формирование монологической речи у дошкольников

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного  высказывания  или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?», «Как он организован?»; «Что превращает определённую после-

дователеьность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.

Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их к школе.

 Лингвистические основы формирования монологической речи детей.

Поскольку лингвистика текста является сравнительно молодой областью языкознания,  её терминология в полной мере ещё не установились. В литературе можно встретить различные термины: «теория текста», «синтаксис текста», «стилистика текста»,        

«синтаксис сложного синтаксического целого» и др. При определённых различиях, отражающих специфику подхода, все эти названия относятся к одной и той же области знания, предметом изучения которой является текст.

Общепринятого определения понятия  «текст» в лингвистике пока не существует. Темнее менее лингвисты чаще всего ссылаются на определение, данное И.Р.Гальпериным:

« Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, состоящее из названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев),объединённых разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определённую целенаправленность и установку».

Текст только в том случае можно назвать речевым  произведением, если он обладает соответствующими признаками. Из всех признаков, выделяемых лингвистами, мы рассмотрим лишь те, которые должны знать воспитатели в первую очередь.

Прежде всего к признакам речевого произведения относится цельность текста, составляющими которой являются тематико-смысловая  цельность  текста. структурное         Тематико-смысловая цельность текста  предполагает, что в тексте говорится о каком-то едином предмете (явлении), что он посвящён единой теме, и все составляющие его предложения объединены вокруг одной темы. Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении.  Например:   

 

                                                        Осень в лесу

 Пришла  осень. Лист на деревьях начал кое-где желтеть ещё в конце августа. А в сентябре на зелёной берёзе появились совсем жёлтые, золотистые ветки. С каждым днём всё больше и больше и больше становится жёлтых листьев. Ещё два-три дня, и трепетная осина вся красная, багровая, золотистая уже. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство. Он крутит в воздухе сухие листья, устилает им и                                                                                                                                мокрую землю (К.Д. Ушинский).

Все предложения в данном примере объединены общей темой, в каждом говорится об осени. Во всех предложениях имеются слова, прямо указывающие на предмет речи ( «желтеть» – «жёлтые», «золотистые ветки», «жёлтых листьев», «ветер срывает, крутит, устилает»). Этот текст должен обладать структурным единством.

Также текст должен обладать структурным единством. В лингвистике выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц)  структуры текста.

Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).

Одним из основных признаков текста является коммуникативная целеустановка. В

лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль».

Основная мысль – то главное, что автор хочет сказать в своём произведении. она про-

ходит красной нитью  через весь текст и выступает в качестве организующего смыслового

стержня. Основная  мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях  текста : в зачине, средней части, концовке. При этом она может быть прямо выражена в предложении, а может вытекать из общего содержания связного высказывания. Например:

                                                                 День берёзы

 Именины берёзы – это день её весеннего пробуждения. Тогда хмельной сок стремится вверх по стволу с таким напором, что каждая веточка становится упругой. Кора еле сдерживает тугие соки. Тронь острым – и брызнет (Б.Петров).

 

Основная мысль текста прямо сформулирована в первом предложении. Остальные предложения, добавляя новую информацию, раскрывают основную мысль.

важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания.

Признаком текста является также законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора. достигнутым развёртыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершённости. Например:

                                               

                                                Почему Тюпу прозвали Тюпой

 Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и «тюпает», и «тюпает»: тюп-тюп-тюп… Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула  – Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! Вот почему Тюпу прозвали Тюпой ( Е.Чарушин).

В этом тексте концовка прямо соотносится с заголовком, практически повторяя его. Указывая   на то, что развитие темы достигло логического предела, конечная часть в значительной мере обеспечивает завершённость текста.

Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой.

Развитие мысли в тексте помогает понять коммуникативный синтаксис, а именно  – теория актуального членения [106].

Г.А. Золотова сравнивает нашу речь с движениями конькобежца. Чтобы продвинуться вперёд. Также строится и текст. Мы отталкиваемся от того, что  уже было сказано                                                                                           (от данного), делаем шаг вперёд в развитии мысли. сообщаем новое (те сведения, ради которых создаётся предложение). В движении мысли участвует каждое предложение. Именно внутри предложения выделяются названные части  – «данное»(Д) и «новое» (Н). Членение предложения на «данное» и «новое» получило название «актуальное членение предложения» (АЧП).

АЧП помогает понять, как осуществляется развитие мысли в тексте.

Чтобы мысль в тексте развивалась, необходимо, чтобы каждое предложение содержало новые сведения о предмете  речи.

Например: «Утром по влажной от росы дорожке шла птица. Она шла неторопливо, изредка поглядывая на меня тёмным, круглым, как бусинка, глазом».

Лингвистами установлено. что предложения скрепляются с помощью «данных» каждого из них. При этом связь может быть последовательной или параллельной.

При последовательной связи возникает своеобразная цепочка: то,что было «новым» в следующем предложении станет данным, к последнему  добавляется «новое», оно опять становится «данным» и т.д. Сущность последовательной связи можно выразить схемой:Н  – Д  – Н – Д …Например: «Летом я жил в маленьком городе (Н ). Город (Д ) стоял на берегу (Н). По ней      (Д ) плыли пароходы (Н), баржи, плоты».

При параллельной связи возникает как бы «пучок мыслей»: в нескольких предложениях «данное» одно, а «новое» в каждом своё:

                Н

Д    Н   Например: Москва (Д ) – столица России (Н). Это (Д )           Н      политический, культурный  (Н ) и промышленный центр

страны. Москва (Д )  – крупный транспортный (Н ) узел.

Необходимость повторения определённых сведений создаёт объективные предпосылки для появления повторяющихся слов, которых нередко нельзя избежать. Но повтор не всегда является недочетом [106].

Между предложениями текста существуют отношения, определяемые задачами коммуникации, т.е. смысловая связь. Как не всякие слова можно объединить в одно предложение, так и не всякие предложения можно соединить в один связный текст. Например: «Витя пошёл купаться  на озеро.На столе лежали канцелярские кнопки». Эти предложения объединить в текст невозможно, так как они разнородны по смыслу.

Предложения любого текста, как правило, группируются, тематически объединяются. В каждой группе тесно связанных между собой предложений раскрывается своя микротема. Каждая микротема – это рассказ в миниатюре со

своим началом, развитием действия и концовкой. Пример:рассказ И.Полуянова

                               «Веснушки»

  1.  У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки. (2) Это кладовые. (3).В них дерево хранит свои семена. (4) ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых : ветер бьёт шишечки, выдувает семена и ничего не добьётся.     (5) Мороз стучит не достучится.

(6) Поворотит солнце с зимы на весну, начнёт пригревать – тёплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.

(7) Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.

В данном тексте две микротемы: первая раскрывается в 1 – 3 предложениях   (представление  о кладовых ольхи), вторая  – в 4 – 7 предложениях (характеристика свойств этих кладовых).

отграничению одной микротемы от другой помогает постановка смыслового вопроса от предыдущего предложения к последующему. Если смысловой вопрос поставить нельзя, значит описание микротемы исчерпано, далее идёт начало новой микротемы. В представленном отрывке к первой микротеме можно поставить вопросы: «Что за шишечки?»; «Какие кладовые?», – а ко второй микротеме: «А мороз?»; « А солнце?»; «А семена?»; «При чём тут веснушки?»

Смысловая связь, существующая между предложениями, предполагает грамматические средства её выражения. Лингвисты (Л.М. Лосева, Г.Я.Солганик и др.) выявили следующие связи между предложениями.

 Цепная связь может быть трёх видов, к которым относится лексический повтор («Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто»), местоимённая замена («Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу») и синонимическая замена («Красная шапочка дёрнула за верёвочку – дверь и открылась. Вошла девочка в дом»).

 Широкое распространение цепных связей, по мнению Г.Я. Солганика, объясняется тем, что они в наибольшей степени способствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны [114].

 Параллльная связь характеризуется тем, что предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. При этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического наполнения, возможно сопоставление или противопоставление. Например:

Пришла весна. Развернулись на берёзках молодые, нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Появились букашки,мушки,червячки. Под землёй из личинки вывелся майский жук…

(Г.Скребицкий).

При лучевой связи называется объект, а затем даётся его  характеристика.

Например:

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное,рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый (И.Тургенев ).

 

Чтобы

                

                                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50451. Базовые инструменты программы Adobe Photoshop 159.5 KB
  Выбор цвета и заливка В блоке инструментов найдите инструмент Foreground color Bckground color Выберите основной цвет Выберите фоновый цвет; он выглядит так: При щелчке по верхнему квадрату раскрывается окно выбора цвета рисующих инструментов: кистей заливок фигур и др. Окна однотипны цвета в них можно выбрать несколькими способами. 2 Нажав кнопку Custom Библиотеки цветов выбрав одну из Библиотек Book а в ней – нужный образец цвета.
50452. Создание коллажа из текста и графики, удаление муара 1.08 MB
  В настоящей работе идейной проработки не требуется задача стоит проще: студентам предлагается создать коллаж объединив графические файлы из имеющегося набора и сделав текстовые вставки различного шрифтового начертания. Создайте холст для коллажа в окне File Файл → New Новый установив здесь необходимые параметры. Затем в соответствии с указаниями преподавателя откройте папку Коллаж не в Windows а в Photoshop в списке Тип файлов: поставьте JPEG в окне Вид – Эскизы страниц. Откройте файл отсюда надо перенести мяч в наш коллаж.
50453. Дополнительные возможности Adobe Photoshop 109.5 KB
  В этой работе описаны такие опции как создание Gifанимации и работа с векторными контурами. Создание Gifанимации Gifанимация – самый простой и исторически первый способ компьютерной анимации она появилась в 1989 году. Суть этого вида анимации в том что формат Gif позволяет помещать в одном файле последовательность отдельных кадров которые можно чередовать на экране через определенное время. Для создания Gifанимации имеется множество программ.
50454. Основные сведения об электрических машинах и аппаратах 1.1 MB
  Обмотка электромагнитного реле контактора магнитного пускателя. обмотка реле тока. обмотка реле напряжения. обмотка статорная обмотка двигателя постоянного тока ДПТ последовательного возбуждения.
50455. Исследование способов пуска асинхронного двигателя 144 KB
  Исследование способов пуска асинхронного двигателя. Цель работы: Исследовать особенности различных способов пуска и использования результатов для практических задач. Пуск асинхронного двигателя является кратковременным до 5 сек. Поэтому снижение токов нагрузки в период пуска при одновременном сохранении механических параметров электродвигателя является крайне желательно особенно для двигателей большей мощности свыше 50 кВТ.
50456. Объектно-ориентированное программирование. Методические указания 298.5 KB
  Возвращаемое значение - объект FormattedString который содержит копию nCount символов, начиная с индекса 0. Возвращаемый объект CString может быть пустым. Параметры nCount - количество символов, подлежащих копированию.
50458. Определение радиуса кривизны линзы с помощью колец Ньютона. Ознакомление с явлением интерференции в тонких прозрачных пластинках 39 KB
  Минимум освещенности темное кольцо 3 Как связаны величины с радиусом линзы R и радиусами колец rk Из рис. видно: Учитывая малость величины R и разлагая в ряд получим: Таким образом оптическая разность хода между двумя интерферирующими лучами равна: 4 Принимая во внимание условие интерференции 3 получим для темных колец Аналогично можно найти и для радиусов светлых колец.
50459. Определение показателя преломления плоско-параллельной пластинки при помощи микроскопа 39.5 KB
  Цель работы: изучение законов геометрической оптики применение закона преломления для определения коэффициента преломления прозрачных объектов. 3 синус угла падения i относится к синусу угла преломления r как скорость света в первой среде относится к скорости света во второй среде Последний закон говорит о том что свет распространяется в различных средах с разной скоростью. Для двух данных сред и для луча данной длины волны отношение скорости света в среде 1 к скорости света в среде 2 или...