26820

Формирование монологической речи у дошкольников

Лекция

Педагогика и дидактика

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

Русский

2014-12-20

51.5 KB

7 чел.

PAGE  5

Лекция 4. Дошкольники.

Формирование монологической речи у дошкольников

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного  высказывания  или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?», «Как он организован?»; «Что превращает определённую после-

дователеьность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.

Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их к школе.

 Лингвистические основы формирования монологической речи детей.

Поскольку лингвистика текста является сравнительно молодой областью языкознания,  её терминология в полной мере ещё не установились. В литературе можно встретить различные термины: «теория текста», «синтаксис текста», «стилистика текста»,        

«синтаксис сложного синтаксического целого» и др. При определённых различиях, отражающих специфику подхода, все эти названия относятся к одной и той же области знания, предметом изучения которой является текст.

Общепринятого определения понятия  «текст» в лингвистике пока не существует. Темнее менее лингвисты чаще всего ссылаются на определение, данное И.Р.Гальпериным:

« Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, состоящее из названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев),объединённых разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определённую целенаправленность и установку».

Текст только в том случае можно назвать речевым  произведением, если он обладает соответствующими признаками. Из всех признаков, выделяемых лингвистами, мы рассмотрим лишь те, которые должны знать воспитатели в первую очередь.

Прежде всего к признакам речевого произведения относится цельность текста, составляющими которой являются тематико-смысловая  цельность  текста. структурное         Тематико-смысловая цельность текста  предполагает, что в тексте говорится о каком-то едином предмете (явлении), что он посвящён единой теме, и все составляющие его предложения объединены вокруг одной темы. Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении.  Например:   

 

                                                        Осень в лесу

 Пришла  осень. Лист на деревьях начал кое-где желтеть ещё в конце августа. А в сентябре на зелёной берёзе появились совсем жёлтые, золотистые ветки. С каждым днём всё больше и больше и больше становится жёлтых листьев. Ещё два-три дня, и трепетная осина вся красная, багровая, золотистая уже. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство. Он крутит в воздухе сухие листья, устилает им и                                                                                                                                мокрую землю (К.Д. Ушинский).

Все предложения в данном примере объединены общей темой, в каждом говорится об осени. Во всех предложениях имеются слова, прямо указывающие на предмет речи ( «желтеть» – «жёлтые», «золотистые ветки», «жёлтых листьев», «ветер срывает, крутит, устилает»). Этот текст должен обладать структурным единством.

Также текст должен обладать структурным единством. В лингвистике выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц)  структуры текста.

Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).

Одним из основных признаков текста является коммуникативная целеустановка. В

лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль».

Основная мысль – то главное, что автор хочет сказать в своём произведении. она про-

ходит красной нитью  через весь текст и выступает в качестве организующего смыслового

стержня. Основная  мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях  текста : в зачине, средней части, концовке. При этом она может быть прямо выражена в предложении, а может вытекать из общего содержания связного высказывания. Например:

                                                                 День берёзы

 Именины берёзы – это день её весеннего пробуждения. Тогда хмельной сок стремится вверх по стволу с таким напором, что каждая веточка становится упругой. Кора еле сдерживает тугие соки. Тронь острым – и брызнет (Б.Петров).

 

Основная мысль текста прямо сформулирована в первом предложении. Остальные предложения, добавляя новую информацию, раскрывают основную мысль.

важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания.

Признаком текста является также законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора. достигнутым развёртыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершённости. Например:

                                               

                                                Почему Тюпу прозвали Тюпой

 Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и «тюпает», и «тюпает»: тюп-тюп-тюп… Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула  – Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! Вот почему Тюпу прозвали Тюпой ( Е.Чарушин).

В этом тексте концовка прямо соотносится с заголовком, практически повторяя его. Указывая   на то, что развитие темы достигло логического предела, конечная часть в значительной мере обеспечивает завершённость текста.

Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой.

Развитие мысли в тексте помогает понять коммуникативный синтаксис, а именно  – теория актуального членения [106].

Г.А. Золотова сравнивает нашу речь с движениями конькобежца. Чтобы продвинуться вперёд. Также строится и текст. Мы отталкиваемся от того, что  уже было сказано                                                                                           (от данного), делаем шаг вперёд в развитии мысли. сообщаем новое (те сведения, ради которых создаётся предложение). В движении мысли участвует каждое предложение. Именно внутри предложения выделяются названные части  – «данное»(Д) и «новое» (Н). Членение предложения на «данное» и «новое» получило название «актуальное членение предложения» (АЧП).

АЧП помогает понять, как осуществляется развитие мысли в тексте.

Чтобы мысль в тексте развивалась, необходимо, чтобы каждое предложение содержало новые сведения о предмете  речи.

Например: «Утром по влажной от росы дорожке шла птица. Она шла неторопливо, изредка поглядывая на меня тёмным, круглым, как бусинка, глазом».

Лингвистами установлено. что предложения скрепляются с помощью «данных» каждого из них. При этом связь может быть последовательной или параллельной.

При последовательной связи возникает своеобразная цепочка: то,что было «новым» в следующем предложении станет данным, к последнему  добавляется «новое», оно опять становится «данным» и т.д. Сущность последовательной связи можно выразить схемой:Н  – Д  – Н – Д …Например: «Летом я жил в маленьком городе (Н ). Город (Д ) стоял на берегу (Н). По ней      (Д ) плыли пароходы (Н), баржи, плоты».

При параллельной связи возникает как бы «пучок мыслей»: в нескольких предложениях «данное» одно, а «новое» в каждом своё:

                Н

Д    Н   Например: Москва (Д ) – столица России (Н). Это (Д )           Н      политический, культурный  (Н ) и промышленный центр

страны. Москва (Д )  – крупный транспортный (Н ) узел.

Необходимость повторения определённых сведений создаёт объективные предпосылки для появления повторяющихся слов, которых нередко нельзя избежать. Но повтор не всегда является недочетом [106].

Между предложениями текста существуют отношения, определяемые задачами коммуникации, т.е. смысловая связь. Как не всякие слова можно объединить в одно предложение, так и не всякие предложения можно соединить в один связный текст. Например: «Витя пошёл купаться  на озеро.На столе лежали канцелярские кнопки». Эти предложения объединить в текст невозможно, так как они разнородны по смыслу.

Предложения любого текста, как правило, группируются, тематически объединяются. В каждой группе тесно связанных между собой предложений раскрывается своя микротема. Каждая микротема – это рассказ в миниатюре со

своим началом, развитием действия и концовкой. Пример:рассказ И.Полуянова

                               «Веснушки»

  1.  У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки. (2) Это кладовые. (3).В них дерево хранит свои семена. (4) ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых : ветер бьёт шишечки, выдувает семена и ничего не добьётся.     (5) Мороз стучит не достучится.

(6) Поворотит солнце с зимы на весну, начнёт пригревать – тёплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.

(7) Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.

В данном тексте две микротемы: первая раскрывается в 1 – 3 предложениях   (представление  о кладовых ольхи), вторая  – в 4 – 7 предложениях (характеристика свойств этих кладовых).

отграничению одной микротемы от другой помогает постановка смыслового вопроса от предыдущего предложения к последующему. Если смысловой вопрос поставить нельзя, значит описание микротемы исчерпано, далее идёт начало новой микротемы. В представленном отрывке к первой микротеме можно поставить вопросы: «Что за шишечки?»; «Какие кладовые?», – а ко второй микротеме: «А мороз?»; « А солнце?»; «А семена?»; «При чём тут веснушки?»

Смысловая связь, существующая между предложениями, предполагает грамматические средства её выражения. Лингвисты (Л.М. Лосева, Г.Я.Солганик и др.) выявили следующие связи между предложениями.

 Цепная связь может быть трёх видов, к которым относится лексический повтор («Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто»), местоимённая замена («Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу») и синонимическая замена («Красная шапочка дёрнула за верёвочку – дверь и открылась. Вошла девочка в дом»).

 Широкое распространение цепных связей, по мнению Г.Я. Солганика, объясняется тем, что они в наибольшей степени способствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны [114].

 Параллльная связь характеризуется тем, что предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. При этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического наполнения, возможно сопоставление или противопоставление. Например:

Пришла весна. Развернулись на берёзках молодые, нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Появились букашки,мушки,червячки. Под землёй из личинки вывелся майский жук…

(Г.Скребицкий).

При лучевой связи называется объект, а затем даётся его  характеристика.

Например:

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное,рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый (И.Тургенев ).

 

Чтобы

                

                                                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48323. Алгебра с элементами логического анализа 18.95 MB
  Триггеры Триггеры – спусковые или релаксационные устройства с двумя или более устойчивыми состояниями в которые они могут переключаться внешним информационным сигналом. По способу записи информации триггеры подразделяются на: 1 асинхронные; 2 синхронные тактируемые. В синхронных триггерах момент переключения определяется моментом смены кодовой комбинации на информационных входах. В синхронных триггерах смена состояний осуществляется в строго определенные моменты времени действуя специальным тактирующим...
48324. Статистика и ее основные понятия 440 KB
  Общей чертой сведений составляющих статистику служит то что в каждом конкретном случае объектом статистического изучения является статистическая совокупность состоящая из качественно однородных единиц но отличающихся по какимто другим признакам. Второй особенностью наблюдений является математический характер соответствующего признака в частности тип множества допустимых значений который принимает признак в процессе наблюдения. К таким признакам относятся например возраст рост и вес человека. В порядковой шкале соответствующие...
48325. ОСНОВИ ПРОВЕДЕННЯ ТА ОРГАНІЗАЦІЇ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ ОПЕРАЦІЙ ПІДПРИЄМСТВА В ІНОЗЕМНІЙ ВАЛЮТІ 832 KB
  Відображення операцій в іноземній валюті – одне з складних питань бухгалтерського обліку. Операціями в іноземній валюті вважаються господарські операції вартість яких виражена в іноземній валюті чи господарські операції що вимагають розрахунків в інвалюті. Для цілей відображення в бухгалтерському обліку і фінансовій звітності суму виражену в інвалюті за такими операціями необхідно перевести в гривневий еквівалент використовуючи валютний курс.
48327. Сущность, принципы и функции бюджетного учета в Украине 284 KB
  Через бюджет государство аккумулирует денежные средства для финансирования приоритетных направлений производства социального развития активизирует мероприятия по увеличению поступлений в бюджеты всех уровней. Для обеспечения своевременного и полного поступления доходов бюджета своевременного ассигнования мероприятий предусмотренных в бюджете целевого направления и эффективного использования средств бюджета как в сфере материального производства так и непроизводственной сфере требуется правильная организация учета исполнения бюджета и...
48328. ОХОРОНА ПРАЦІ 1018 KB
  Охорона праці - це система правових соціальноекономічних організаційно-технічних санітарно-гігієнічних і лікувально-профілактичних заходів і засобів спрямованих на збереження здоровя і працездатності людини в процесі праці. Предметом охорони праці як науки є вивчення умов праці спрямоване на забезпечення не тільки повної безпеки працюючих але і на створення оптимальних комфортних умов для підвищення їх працездатності. До предмету праці також відносяться: працююча людина виробничі колективи процес праці виробниче середовище...
48329. Аудит. Конспект лекцій 2.71 MB
  Реформування системи бухгалтерського обліку, розвиток податкового обліку, впровадження в практику Міжнародних стандартів фінансової звітності визначили значні зміни вимог до аудиту
48330. Воспалительные заболевания гортани, причины, последствия, профилактика 14.67 KB
  Ларингит - воспаление гортани, связанное, как правило, с простудным заболеванием либо с такими инфекционными заболеваниями, как корь, скарлатина, коклюш. Развитию заболевания способствуют переохлаждение, дыхание через рот, запылённый воздух, перенапряжение гортани.
48331. Обчислювальна техніка та програмне забезпечення ПК 615.5 KB
  Інформатика і інформаційні технології Поняття про інформацію та її обробка на ПЕОМ Структура і класифікація технічних засобів інформаційних систем Персональний компютер і його архітектура самост. Слід довідатися про імена людей чиї роботи та винаходи стали основними віхами в історії розвитку обчислювальних пристроїв та машин які функціональні принципи були взяті за основу при створенні персональних комп’ютерів. Структура і класифікація технічних засобів...