26871

Анатомо-гистологическое строение спинного мозга

Доклад

Биология и генетика

Анатомогистологическое строение спинного мозга. Каудально от поясничнокрестцового утолщения спинной мозг суживается и образует мозговой конус conus medularis переходящий в концевую нить filum terminale достигающую 56го хвостового позвонка На вентральной поверхности спинного мозга находится вентральная срединная щель fissura mediana ventralis и две латеральные вентральные борозды sulci lateralis ventralis. По дорсальной поверхности мозга проходит дорсальная срединная борозда sulcus medianus dorsalis в которой лежат дорсальные...

Русский

2013-08-18

6.99 KB

9 чел.

63.Анатомо-гистологическое строение спинного мозга.

Спинной мозг- medulla spinalis, имеет вид цилиндрического тяжа, сдавленного дорсо-вентрально. Он подразделяется на шейный, грудной, поясничный и крестцовый отделы. На мозге заметны шейное и пояснично-крестцовое утолщения - intumescentia cervical is et lumbosacral is. От них берут начало нервы для конечностей. Каудально от пояснично-крестцового утолщения спинной мозг суживается и образует мозговой конус - conus medularis, переходящий в концевую нить - filum terminale, достигающую 5-6-го хвостового позвонка На вентральной поверхности спинного мозга находится вентральная срединная щель - fissura mediana ventralis и две латеральные вентральные борозды - sulci lateralis ventralis. В щели лежат вентральные спинномозговые  артерия и вена, а через борозды выходят вентральные двигательные (эфферентные) корешки спинномозговых нервов. По дорсальной поверхности мозга проходит дорсальная срединная борозда - sulcus medianus dorsalis, в которой лежат дорсальные спинномозговые артерии и две латеральные дорсальные борозды - sulci lateralis dorsalis, через которые входят дорсальные чувствительные (афферентные) корешки спинномозговых нервов.

Спинной мозг состоит из белого и серого мозгового вещества.

Серое мозговое вещество - substantia grisea лежит в центре, и на разрезе напоминает букву «Н» или крылья летящей бабочки. Разделяется на парные дорсальные и вентральные столбы или рога - columnae (cornus) grissa dorsales et ventrales. Они соединяются серой спайкой - comissura grisea, в центре которой лежит центральный спинномозговой канал - canalis centralis.

Белое мозговое вещество - substantia alba - расположено по периферии серого. Столбами серого оно разделяется на парные мозговые канатики: дорсальные,латеральные и вентральные.

От спинного мозга берут начало двумя корнями (дорсальным и вентральным) спинномозговые нервы - nervi spinales.

На дорсальных чувствительных корешках лежат спинномозговые ганглии - ganglia spinalia. В шейном и грудном отделах спинного мозга нервы отходят под прямым углом (перпендикулярно) к мозгу, в пояснично-крестцовом - под острым, отклоняясь в каудальном направлении. Поэтому вокруг мозгового конуса и концевой нити образуется так называемый «конский хвост» - cauda equina.

Спинной мозг покрыт тремя оболочками (meninx): твёрдой, паутинной и мягкой.

Твёрдая оболочка спинного мозг а - dura mater spinalis - лежит снаружи. Построена из плотной соединительной ткани, изнутри выстлана эндотелием. Между твёрдой мозговой оболочкой и надкостницей позвоночного канала остаётся эпидуральное пространство - cavum epidurale, заполненное рыхлой соединительной и жировой тканью.

Паутинная оболочка спинного мозга - arachnoidea spinalis - лежит под твёрдой, построена из рыхлой соединительной ткани, с обеих сторон выстлана эндотелием. Между твёрдой и паутинной оболочками имеется с^-бдуральное пространство - cavum subdurale.

Мягкая оболочка спинного мозга - pia mater spinalis - построена из рыхлой соединительной ткани, снаружи покрыта эндотелием. Прочно срастается с мозгом и вместе с сосудами внедряется в мозговое вещество. Между мягкой и паутинной оболочками лежит подпаутинное (субарахноидальное) пространство - cavum subarachnoidale. Субдуральное и субарахноидальное пространства заполнены цереброспинальной (спинномозговой) жидкостью - liquor cerebrospinalis и сообщаются с такими же пространствами головного мозга.

Вдоль всего спинного мозга мягкая оболочка формирует две боковые связки, от них отходят к твёрдой мозговой оболочке зубовидные связки - ligamenta denticulata.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53669. Baby Elephant and his new clothes 56.5 KB
  All children like to play games. Now I want you to divide into two teams. Each team will have the cards with the words. You must put the words in the logical order to make a chain.
53671. Consolidation. Generalization 50 KB
  Now we are going to revise some rules about quantifiers. You know that quantity can be expressed not only by numbers – one, two, three or the first, the second etc; but also with special words. And we should remember these words.
53672. Конспект урока по баскетболу 53.5 KB
  Совершенствовать остановку прыжком Развивающие: развивать координационные способности с помощью эстафет Воспитательные: командный дух с помощью эстафет Части урока Частные задачи Средства Дозировка Методические указания Команды Форма проведения Подготовительная Организованно начать урок Построение 2мин Следить за дисциплиной Следить за слаженностью выполнения строевых упражнений за осанкой...
53673. Конспект урока по баскетболу в 7 классе 47 KB
  Ноги не сгибать Задняя нога прямая Равняйсь Смирно Вольно На носках марш На пятках марш На внешней стороне стопы марш На внутренней стороне стопы марш Бегом марш Бег с высоким поднимание колена марш Бег спиной вперед марш Противоходом марш Змейкой марш Шагом марш На месте шагом марш Стой раз два Фронтальная Основная 2025мин Совершенствование скорости реакции посредством игры в баскетбол Разделить на 2 команды. Однако тот не может начать эстафету пока предыдущий игрок не пересечет стартовую...
53675. Конспект урока по баскетболу в 8 классе 45.5 KB
  Части урока Частные задачи Средства Дозировка Методические указания Команды Форма проведения Подготовительная 1015мин Организованно начать урок Подготовить организм к предстоящей нагрузке Построение приветствие постановка задач Упражнения в ходьбе: на носках руки перед грудью кисти скрепить в замок круговые вращения в кистях; на пятках руки вперед на внешней стороне стопы на внутренней...
53676. Изготовление открытки к 23 февраля 72 KB
  Задачи: Образовательные: Познакомить с историческими сведениями о празднике День защитника отечества; Расширить практические навыки по изготовлению открыток; Воспитательные: Воспитание дисциплинированности активности уважения друг к другу; Воспитание культуры учащихся внимательности. 2 Создание эмоционального настроя Праздник всех солдатов наших Вот что значит этот день День защитников отважных Да и просто всех парней Ведь любой из них мечтает Защитить детей семью Покорить хоть чтото в мире И найти свою судьбу Слушают...
53677. Воображение 60.5 KB
  Познакомить студентов с понятием воображение с функциями видами воображения способами создания образов воображения. План урока с хронометражем времени: Организационный момент 5 минут; Опрос по пройденной теме 15 минут; Изучение нового материала 50 минут; понятие воображение функции воображения; виды воображения; приемы создания образов воображения. А сейчас приступаем к работе запишите себе пожалуйста тему урока – Воображение.