26922

Основные теории происхождения государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основные теории происхождения государства. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Она отстаивает идеи незыблемости вечности государства необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Глава этой семьи становится главой государства монархом.

Русский

2013-08-18

13.33 KB

59 чел.

4. Основные теории происхождения государства.

Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Было создано множество разнообразных теорий. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и филосовских позиций.

1. Теологическая теория. (Фома Аквинский). В 12-13 веках развивается теория 2-х мечей. Основатели церкви имели 2 меча. Один оставили при себе, так как церковь не может сама использовать меч, а второй вручили государям. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. Она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Достоинства: способствует укреплению согласия, развитию духовности, препятствует насилию, гражд.войнам, переделу собственности.

Недостатки: она основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

2.  Патриархальная теория. (Аристотель 322 до н.э.).  Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства.

Достоинства:сплочение общества, почитание гос.власти.

Недостатки:прямое отождествление гос-ва и семьи.

3. Органическая теория. (Платон, Спенсер 19 век). Суть в сравнении  государства с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики. В соответствие с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора  в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.

Достоинства:государство как единое целое, признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

Недостатки: отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

4. Теория насилия. (К. Каутский, Е. Дюринг 19-20 век). Возникновение государства, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства.

Внутреннего насилия – Дюринг. согласно этой теории государство возникает в результате насилия одной части общ. над другой в целях подчинения меньшества большинству. Гос. создается как сила, выражающая общ.интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общ, которая не желает подчиняться воле большинства.

Внешнего насилия – Каутский. Они объясняют возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоевание одним племенем другого.

Достоинства: исторические факты возникновения государств-Германская империя, Золотая орда.

Недостатки: невозможно возникновение только в следствии применения насилия,необходим определенный уровень экономического развития, чтобы содержать административный аппарат.

5.  Психологическая теория. (Л.И. Петражицкий 19-20 век). Он объяснял появление государства проявлениям свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, чувствовать себя защищенным, с другой стороны- повелевать, возможность подчинить своей воле, с третьей, пойти против власти других.

Достоинства: отчасти она справедлива.

Недостатки: невозможно, чтобы гос-во образовалось только под влиянием психических особенностей человека.

6. Теория общественного договора  (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев 17-18 век).

По этой теории до появления государства люди находились в «естествен¬ном состоянии» Наличие у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Гоббс-царство личной свободы, которое ведет к войне всех против всех, Руссо-мирное идиллическое царство свободы, Локк- неограниченная свобода. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других; нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой общественный договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств,например, США.

Достоинства: отвергает принцип святости власти, выдвигает принцип народного суверенитета, государство должно выражать интересы народа, а не навязывать свою власть, в случае нарушения-народ может расторгнуть договор.

Недостатки: идеалистичность, общество воспринимается равномерно, как единое целое с общими интересами.

7. Материалистическая(классовая) теория. (К. Маркс и Ф. Энгельс) Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического: производящая экономика, появление избыточного продукта, расслоение на классы общества, частная собственность и публичная власть, государство,как аппарат принуждения.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода.

- решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, классовой борьбы.

- второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы. Это требует соверш. управления, что и приводит к возникновению гос.

Достоинства: рациональное звено-без изменения экономического, невозможно изменение других сторон общества.

Недостатки: не только классовые факторы повлияли на возникновение государства.

8. Ирригационная теория (К. Виттфогель) В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др.

Недостатки:абсолютно не объясняет возникновение государств в других районах.

9. Расовая теория (Ж. Гобино, Ф.Ницше) Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др.

Недостатки:полностью развенчана в конце 20 века


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52131. Степінь з цілим показником 544 KB
  8 клас алгебра Тема уроку: Степінь з цілим показником. Мета уроку: Ввести поняття степеня з цілим показником. Тип уроку: урок вивчення нового матеріалу Обладнання: дидактичний матеріал таблиця підручники збірник завдань А. ХІД УРОКУ: 1.
52132. Збірник завдань для тематичної атестації з алгебри для класів з поглибленим вивченням математики 11.53 MB
  Збірник є дидактичним матеріалом з алгебри для 8 класу з поглибленим вивченням математики. Він містить 10 контрольних робіт в двох варіантах, за структурою наближених до атестаційної роботи в 9 класі.
52133. Функціональний підхід до розв’язування рівнянь 107.5 KB
  Дидактична мета уроку: а Повторити та узагальнити основні методи розв’язування рівнянь тригонометричних ірраціональних показникових логарифмічних. б Сформувати у учнів поняття про функціональний підхід до розв’язування рівнянь як один із нестандартних евристичних прийомів. б Розвивати творчі логічні та інтелектуальні здібності учнів.
52134. Дидактичний матеріал для рівневого навчання 520.5 KB
  Опрацювавши матеріали розділу учні зможуть упізнавати функції встановлювати умови при яких вони мають певні властивості за однією властивістю “бачити †інші зводити розв’язування задач до розв’язування відомих.
52135. ЗАСТОСУВАННЯ РІЗНИХ СПОСОБІВ ДО РОЗКЛАДУ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖНИКИ 37 KB
  Ще 2400 років тому Конфуцій сказав: Слайд 1. Тема нашого журналістського розслідування : Слайд 2. Слайд 3. Запитання для інтерв'ю: Що таке многочлен Що означає розкласти многочлен на множники Які є способи розкладу многочленна на множники Які формули скороченого множення ви знаєте В чому суть способу винесення спільного множника за дужки В чому суть способу групування Слайд 4.
52136. Розвязування задач за допомогою систем лінійних рівнянь з двома невідомими 68.5 KB
  Учащиеся объединены в три группы По команде учителя ученики из каждой группы по одному подходят к соответствующей доске и составляют формулу какая команда быстрее. Ответьте на вопросы предварительно обсудив в группах прием вертушка учащиеся могут переходить из одной группы в другую: Приведите пример линейного уравнения с двумя переменными. Для 1й группы: Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. Для 2й группы: Таблица: Курение – одна из вреднейших привычек...
52137. Застосування властивостей степеня з натуральним показником 179.5 KB
  Тема уроку: Застосування властивостей степеня з натуральним показником Очікувані результати: Після цього уроку учні зможуть: застосовувати властивості степеня з натуральним показником при спрощенні виразів і розв’язуванні рівнянь; користуватися властивостями степеня при визначенні значень числових виразів та при порівнянні чисел; застосовувати властивості степеня з натуральним...
52138. Використання формул квадрата двочлена при розвязуванні вправ 96.5 KB
  Обладнання: карта походу карткизавдання портрет Евкліда. Тож завдання наступне виконуємо в парах. До кожного завдання вказані чотири відповіді одна з яких правильна. Ваше завдання скласти це слово.
52139. Розвязування квадратних рівнянь 139.5 KB
  Мета уроку. Навчальна складова мети формування предметних компетенцій: удосконалювати вміння застосовувати набуті раніше знання до розв’язування вправ. Розвивальна складова мети розвиток навичок мислення високого рівня: розвивати навички розуміння використання аналізу синтезу оцінювання.