26924

Научные подходы к типологии государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Научные подходы к типологии государства. Государство явление исключительно разностороннее многогранное обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Одним из вариантов такой классификации является типология государства основанная на наиболее важных сущностных его признаках. За основу смены циклов брал смену характера взаимоотношений гос власти и человека.

Русский

2013-08-19

9.81 KB

5 чел.

6.Научные подходы к типологии государства.

Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках.

1. Аристотель делил по 2 признакам-скольким людям принадлежит власть(единоличное правление, немногих,большинсвта) и по целям(правильные-общее бблаго,неправильные-частные цели).

2. Полибий выделял стадии зарождения, развития, расцвета, упадничества и исчезновения. Фазы переходят одна вдругую и появляется цикл. За основу смены циклов брал смену характера взаимоотношений гос власти и человека.

3. формации- исторический тип общества,который основан на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяется видом собственнности на средства производства, что составляет базис, а политические и государственные отношения,котореы складываются на однотипных базисах составляют надстройку. переход между формациями осуществляется за счет смены производственных отношений и их новым экономическим строем. Согласно теории тип гос-ва определяется какой экономический базис защищает гос-во, интересам какого класса оно служит.

Рабовладельческий тип-защищает собственность рабовладельцев на средства производства,

феодальный строй-защищает интересы феодалов на землю, на крестьян и значительную часть их труда

Буржуазный тип- интересы буржуазии на труд свободных рабочих,капиталистическая частная собственность на средства производства и свобода рабочих от эксплуататоров.

Общие признаки эксплуататорских гос-в:

1) политическая надстройка над отношениями,базирующимися на частной собственности и эксплуатации человека человеком

2) власть эксплуататорв,подавляющих большинство населения

3) по мере нарастания классовой борьбы власть концентрируется в руках все уменьшающейся части людей.

Социалистический тип гос-ва-возникает в результате революции, общественная собственность на средства производства, сотрудничество свободных трудящихся людей.

Переходный тип,когда не вписывается в рамки типологии формаций. когда разнотипные производственные отношения.со временем должны примкнуть к опред типу. возможность проскочить стадии и стать сразу социалистическим гос-м.

Достоинства:

- социально-экономический факторы, действуют и влияют на общество достаточно существенно.

- показывает поэтапность и естественно исторический характер развития государства

Недостатки:

-подход во многом однолинейныйнедооценивается духовные факторы, религия, традиции и религия.

-не учитывает классы,которые напрямую не противопостовляются друг другу как эксплуататор-эксплуатируемые(антагонистические классы)

4. Цивилизационный.

К представителям этого подхода относятся В.Гумбольд, О.Шпенглер, А.Тойнби, М.Вебер и др., которые под цивилизацией понимают определенную социокультурную систему, имеющую пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов.при характеристике развития конкретных государств и народов, следует учитывать не только развитие производств и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К таким факторам относят: религию, миропонимание, мироввозрение, своеобразие обычаев, в совокупности эти факторы образуют понятие и культуры, которое служит сецифическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и бизкие культуры образуют цивилизацию.

Цивилизационный подход позволяет объяснить мнговариантность исторического события, в том числе тот факт что общество и государство развиваеться не одинакого и избирает разные пути к прогрессу.

Выделяет следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства:

1) локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);

особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);

современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур)

2)первичные

вторичные-возникли в результате перестройки уже существующих цивилизаций

3)В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве власть находится в руках правящей элиты, диктатора и его окружения. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральные идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и иных общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Минусы:  

- не выделяется принадлежность политической власти.

- множественность оснований для выделения

- недооценка социально-экономических факторов

- не столько типология гос-ва, сколько типология общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30428. Политико-территориальное устройство Италии, организация региональной и местной власти 15.31 KB
  В обязательном порядке каждая область имеет областной совет джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть принадлежащую области и другие функции; областная джунта исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера. Провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет джунту как исполнительный орган власти главу исполнительной власти мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким образом в...
30429. Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае 16.52 KB
  В Китайской Народной Республике провозглашенной 1 октября 1949 года конституции принимались 4 раза в 1954 г. Важнейшей особенностью конституции Китая является то что по форме и по содержанию это типичная социалистическая конституция. Особого внимания заслуживает Введение к конституции. Если преамбула короткая торжественная вводная часть конституции которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы то введение это небольшой рассказ объемом в 12 книжные страницы об историческом пути...
30430. Организация центральной власти в Китае 16.31 KB
  Соответственно выборы в КНР многоступенчатые и непрямые : народ непосредственно избирает депутатов местных собраний народных представителей; местные собрания народных представителей избирают депутатов провинциальных собраний народных представителей собраний народных представителей автономных районов и городов центрального подчинения; провинциальные собрания народных представителей избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей ВСНП. Всекитайского собрания народных представителей ВСНП...
30431. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Китае 17.23 KB
  наименовании принимается вышестоящим собранием народных представителей совместно с соответствующими местными органами и утверждается Государственным советом КНР. Такое положение принимает собрание народных представителей соответствующего автономного образования. Но оно нуждается в утверждении постоянного комитета вышестоящего собрания народных представителей. Это собрания народных представителей их постоянные комитеты и народные правительства.
30432. Конституционное устройство острова Тайвань (Китай) 16.3 KB
  Оно не представляет собой постоянно действующий орган а избирается и собирается в каждом случае в течение шести месяцев после принятия Законодательной палатой решения о необходимости конституционной реформы или изменения территории страны либо в течение трех месяцев после решения Законодательной палаты о необходимости отрешить от должности Президента или Вицепрезидента. Досрочная вакансия должности Вицепрезидента замещается на оставшийся срок по предложению Президента решением Законодательной палаты. В случае одновременной вакантности...
30433. Форма правления и государственный режим в Польше, формирование и взаимодействие высших государственных органов 16.28 KB
  Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров и объеме определенном предписаниями Конституции и законов. Совет Кабинета образуется Советом Министров заседающим под председательством Президента Республики. Совету Кабинета не принадлежат полномочия Совета Министров. Совет Министров проводит внутреннюю и внешнюю политику Польской Республики.
30434. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Польше 14.99 KB
  Основной единицей территориального самоуправления является община.Иные единицы регионального или местного и регионального самоуправления определяет закон. Община выполняет все задачи территориального самоуправления не закрепленные за иными единицами территориального самоуправления.Единицы территориального самоуправления являются юридическими лицами.
30435. Особенности конституционного права Бразилии 15.69 KB
  Конституция 1988 г. Композиционно Конституция 1988 г. Помимо упомянутых в общем ставших традиционными в акте встречаются совершенно исключительные права и свободы не получившие еще отражения в конституциях стран Европы. Конституция 1988 г.
30436. Форма правления и государственный режим в Бразилии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 15.22 KB
  Акты Президента требуют одобрения обеих палат; если проект не принимается одной из палат то он считается отвергнутым. Если пост Президента становится вакантным или возникают препятствия в исполнении им своих обязанностей то их исполняет вицепрезидент а если названные обстоятельства возникают и в отношении президента и вицепрезидента одновременно то пост главы государства замещается в следующей последовательности председатель Палаты депутатов председатель Федерального сената и председатель Федерального верховного суда. Президента...