26924

Научные подходы к типологии государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Научные подходы к типологии государства. Государство явление исключительно разностороннее многогранное обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Одним из вариантов такой классификации является типология государства основанная на наиболее важных сущностных его признаках. За основу смены циклов брал смену характера взаимоотношений гос власти и человека.

Русский

2013-08-19

9.81 KB

5 чел.

6.Научные подходы к типологии государства.

Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках.

1. Аристотель делил по 2 признакам-скольким людям принадлежит власть(единоличное правление, немногих,большинсвта) и по целям(правильные-общее бблаго,неправильные-частные цели).

2. Полибий выделял стадии зарождения, развития, расцвета, упадничества и исчезновения. Фазы переходят одна вдругую и появляется цикл. За основу смены циклов брал смену характера взаимоотношений гос власти и человека.

3. формации- исторический тип общества,который основан на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяется видом собственнности на средства производства, что составляет базис, а политические и государственные отношения,котореы складываются на однотипных базисах составляют надстройку. переход между формациями осуществляется за счет смены производственных отношений и их новым экономическим строем. Согласно теории тип гос-ва определяется какой экономический базис защищает гос-во, интересам какого класса оно служит.

Рабовладельческий тип-защищает собственность рабовладельцев на средства производства,

феодальный строй-защищает интересы феодалов на землю, на крестьян и значительную часть их труда

Буржуазный тип- интересы буржуазии на труд свободных рабочих,капиталистическая частная собственность на средства производства и свобода рабочих от эксплуататоров.

Общие признаки эксплуататорских гос-в:

1) политическая надстройка над отношениями,базирующимися на частной собственности и эксплуатации человека человеком

2) власть эксплуататорв,подавляющих большинство населения

3) по мере нарастания классовой борьбы власть концентрируется в руках все уменьшающейся части людей.

Социалистический тип гос-ва-возникает в результате революции, общественная собственность на средства производства, сотрудничество свободных трудящихся людей.

Переходный тип,когда не вписывается в рамки типологии формаций. когда разнотипные производственные отношения.со временем должны примкнуть к опред типу. возможность проскочить стадии и стать сразу социалистическим гос-м.

Достоинства:

- социально-экономический факторы, действуют и влияют на общество достаточно существенно.

- показывает поэтапность и естественно исторический характер развития государства

Недостатки:

-подход во многом однолинейныйнедооценивается духовные факторы, религия, традиции и религия.

-не учитывает классы,которые напрямую не противопостовляются друг другу как эксплуататор-эксплуатируемые(антагонистические классы)

4. Цивилизационный.

К представителям этого подхода относятся В.Гумбольд, О.Шпенглер, А.Тойнби, М.Вебер и др., которые под цивилизацией понимают определенную социокультурную систему, имеющую пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов.при характеристике развития конкретных государств и народов, следует учитывать не только развитие производств и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К таким факторам относят: религию, миропонимание, мироввозрение, своеобразие обычаев, в совокупности эти факторы образуют понятие и культуры, которое служит сецифическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и бизкие культуры образуют цивилизацию.

Цивилизационный подход позволяет объяснить мнговариантность исторического события, в том числе тот факт что общество и государство развиваеться не одинакого и избирает разные пути к прогрессу.

Выделяет следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства:

1) локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);

особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);

современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур)

2)первичные

вторичные-возникли в результате перестройки уже существующих цивилизаций

3)В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве власть находится в руках правящей элиты, диктатора и его окружения. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральные идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и иных общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Минусы:  

- не выделяется принадлежность политической власти.

- множественность оснований для выделения

- недооценка социально-экономических факторов

- не столько типология гос-ва, сколько типология общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59840. СВІТ ЛЮДСЬКИХ ВІДНОСИН. ВИХОВНА ГОДИНА ДЛЯ ПОЧАТКОВОЇ ШКОЛИ 31 KB
  Разом колективно діти готують відповідь. Першим дає відповідь капітан а доповнюють чи підправляють його решта дітей. Чи повинен хлопчик пропустити вперед однокласницю якщо вони одночасно підійшли до дверей класу А в театрі А в магазині...
59843. Відрізки. Координатний промінь. Кути. Розв’язування вправ 1.02 MB
  Лінія яка не має кінців називається. Лінія яка складається з відрізківкінець кожного відрізка є початком наступного називається. Промінь з початком відліку обраним одиничним відрізком нанесеною шкалою називається.
59844. Доба Європейського Відродження 43 KB
  Закріпити знання учнів про епоху Відродження які учні здобули на уроці історії та інших предметах. Виховувати естетичні смаки інтерес до...
59845. «Математика» (навчальна програма) номінація 717.5 KB
  Математика упродовж усієї історії людської культури є ключем до пізнання навколишнього світу базою науковотехнічного прогресу і важливою компонентою розвитку особистості. Тому пропонована програма переслідує ціль...
59847. ПРАКТИЧНЕ ЗАСТОСУВАННЯ ВІДСОТКІВ 2.49 MB
  Мета уроку: дидактична: формувати навички розв’язування задач на відсотки, розвивати в учнів усну і письмову культуру мовлення, логічне мислення, заохочувати учнів до самостійної навчальної діяльності...