26924

Научные подходы к типологии государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Научные подходы к типологии государства. Государство явление исключительно разностороннее многогранное обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Одним из вариантов такой классификации является типология государства основанная на наиболее важных сущностных его признаках. За основу смены циклов брал смену характера взаимоотношений гос власти и человека.

Русский

2013-08-19

9.81 KB

8 чел.

6.Научные подходы к типологии государства.

Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках.

1. Аристотель делил по 2 признакам-скольким людям принадлежит власть(единоличное правление, немногих,большинсвта) и по целям(правильные-общее бблаго,неправильные-частные цели).

2. Полибий выделял стадии зарождения, развития, расцвета, упадничества и исчезновения. Фазы переходят одна вдругую и появляется цикл. За основу смены циклов брал смену характера взаимоотношений гос власти и человека.

3. формации- исторический тип общества,который основан на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяется видом собственнности на средства производства, что составляет базис, а политические и государственные отношения,котореы складываются на однотипных базисах составляют надстройку. переход между формациями осуществляется за счет смены производственных отношений и их новым экономическим строем. Согласно теории тип гос-ва определяется какой экономический базис защищает гос-во, интересам какого класса оно служит.

Рабовладельческий тип-защищает собственность рабовладельцев на средства производства,

феодальный строй-защищает интересы феодалов на землю, на крестьян и значительную часть их труда

Буржуазный тип- интересы буржуазии на труд свободных рабочих,капиталистическая частная собственность на средства производства и свобода рабочих от эксплуататоров.

Общие признаки эксплуататорских гос-в:

1) политическая надстройка над отношениями,базирующимися на частной собственности и эксплуатации человека человеком

2) власть эксплуататорв,подавляющих большинство населения

3) по мере нарастания классовой борьбы власть концентрируется в руках все уменьшающейся части людей.

Социалистический тип гос-ва-возникает в результате революции, общественная собственность на средства производства, сотрудничество свободных трудящихся людей.

Переходный тип,когда не вписывается в рамки типологии формаций. когда разнотипные производственные отношения.со временем должны примкнуть к опред типу. возможность проскочить стадии и стать сразу социалистическим гос-м.

Достоинства:

- социально-экономический факторы, действуют и влияют на общество достаточно существенно.

- показывает поэтапность и естественно исторический характер развития государства

Недостатки:

-подход во многом однолинейныйнедооценивается духовные факторы, религия, традиции и религия.

-не учитывает классы,которые напрямую не противопостовляются друг другу как эксплуататор-эксплуатируемые(антагонистические классы)

4. Цивилизационный.

К представителям этого подхода относятся В.Гумбольд, О.Шпенглер, А.Тойнби, М.Вебер и др., которые под цивилизацией понимают определенную социокультурную систему, имеющую пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов.при характеристике развития конкретных государств и народов, следует учитывать не только развитие производств и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К таким факторам относят: религию, миропонимание, мироввозрение, своеобразие обычаев, в совокупности эти факторы образуют понятие и культуры, которое служит сецифическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и бизкие культуры образуют цивилизацию.

Цивилизационный подход позволяет объяснить мнговариантность исторического события, в том числе тот факт что общество и государство развиваеться не одинакого и избирает разные пути к прогрессу.

Выделяет следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства:

1) локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);

особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);

современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур)

2)первичные

вторичные-возникли в результате перестройки уже существующих цивилизаций

3)В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве власть находится в руках правящей элиты, диктатора и его окружения. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральные идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и иных общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Минусы:  

- не выделяется принадлежность политической власти.

- множественность оснований для выделения

- недооценка социально-экономических факторов

- не столько типология гос-ва, сколько типология общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23835. Форматування символів 38 KB
  Вихідний код сторінки: html head title Країни АСЕАН title head body BGCOLOR=Black TEXT=White BASEFONT SIZE=3 H1 ALIGN=CENTER FONT COLOR= RED Малайзія FONT H1 H3 ALIGN=LEFT FONT FACE= Comic Sans MS COLOR = YELLOW Столиця FONT H3 P SAMP U Столиця КуалаЛумпур. U SAMP P H3 ALIGN=LEFT FONT FACE= Comic Sans MS COLOR = YELLOW Географічне розташування FONT H3 P EM Малайзія розташована в екваторіальному поясі. EM P H3 ALIGN=LEFT FONT FACE= Comic Sans MS COLOR = YELLOW Державний устрій FONT H3 P B Малайзія це федерація яка складається з 13 штатів...
23836. Створення посилань на мережеві ресурси 33.5 KB
  Вихідний код сторінки: html head title Дарфурський конфлікт title head body BGCOLOR=Azure TEXT=Black BASEFONT SIZE=3 A NAME= Top A H1 ALIGN=CENTER FONT COLOR= RED Конфлікт у Дарфурі FONT H1 H3 ALIGN=LEFT FONT FACE= Monotype Corsiva COLOR = Black A HREF= mailto:ork@email.ua Автор: Киричук Олег A FONT H3 H3 ALIGN=LEFT FONT FACE= Arial COLOR = Green OL TYPE=1 LI Опис регіону FONT H3 P EM Дарфур араб. EM P H3 ALIGN=LEFT FONT FACE= Arial COLOR = Green OL START=2 LI Опис конфлікту FONT H3 P Дарфурський конфлікт міжетнічний конфлікт що вилився...
23837. Використання графіки при створенні HTML 38.5 KB
  Вихідний код сторінки: html head title Індокитай title head body bgcolor= 99FF33 p align= center b i font size= 7 color= FF0000 Індокитай font i b p p align= left b i img border= 0 src= Flag_of_Vietnam.png width= 184 height= 125 align= left Соціалістична Республіка В'єтнам i b країна в південносхідній Азії на узбережжі ПівденноКитайського моря межує на півночі з Китаєм на півдні та заході з Камбоджею і Лаосом; омивається Південнокитайським морем затока Тонкін. 2006 p p align= center nbsp; p p align= center img border= 0 src=...
23838. Сатирическая Литература 17в.Антицерковная литра 26.5 KB
  только они и люди Типы сатиры: 1Антицерковная литература 2сатира на царский суд Сатира на самые главные вещина все мироздание. библией можно оправдать любые поступки сатира не сколько на библиюсколько на демагогичное использование текста сверхсложные системы на вопросы в них нельзя отвечать однозначноязыквселенная человек Калязинская челобитная меховую жалобу иноков Троицкого Калязина монастыря на левом берегу Волги против города Калязина адресованную архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону 16761681....
23839. Сатира на Царский суд 28 KB
  Сатира на Царский суд Повесть об Ерше Ершовиче рассказывает о тяжбе Ерша с Лещом и Головлем. Лещ и Головль Ростовского озера жильцы жалуются в суд на Ерша на Ершова сына на щетинника на ябедника на вора на разбойника на ябедника на обманщика. Дальше в форме пародии на судное дело повествуется о проделках и непотребствах Ерша векового обманщика и ведомого воришки. В конце концов судьи признают что правы Лещ с товарищи и выдают им Ерша головою.
23840. Смеховой мир Древней Руси (далее - ДР) 22.5 KB
  В ДР смехом разрушалась родовая точка зрения.С точки зрения жителей ДР все что за пределами родовой точки зрения не существует это антимир находящийся на кромке кромешный мир.Азбука о голом и небогатом человеке монолог чтоб вы знали: на каждую букву малюсенький сюжет на пару строк он рассказывает что у него были родители потом умерли стал бедным итдВообще такого рода азбуки были популярны тк если вдуматься азбука модель культуры и мировоззрения народа и мироздания вообще.
23841. Смеховой мир Древней Руси 22.5 KB
  Смехочень сложное понятиене изученное до концастихиякоторая может созидать и разрушать.Признак хороших отношенийсмех.Любая иерархия относится к смеху отрицательнов церкви смеяться нельзя.Функции Смехового мира:крушение родовой точки зрения Сатирический смехнаправленный на когото.
23842. Житие протопопа Аввакума: жанровое своеобразие 21.5 KB
  Не будь Аввакума не было бы таких какими мы знаем Пушкина Толстого Гоголя Достоевского в один ряд с которыми Лихачев ставит Аввакума 1 этап Киевская Русь Феодосий Печерский. 2 этап Епифаний Премудрый плетение словес.3 этап борьба с каноном ЕрмолайЕразм Повесть о Петре и Февронье замена волшебной сказки.4 этап разрушение канона появление романа потом в произведениях многих авторов возникают отголоски жития вплоть до святых атеизма Как закалялась сталь Островского.
23843. Житие протопопа Аввакума: новаторство Аввакума 22.5 KB
  Житие протопопа Аввакума: новаторство АввакумаОн ощущает себя святым страдающим за веру пишет свое житие. Прожив полную лишений жизнь он говорит об этом случае в своем житие так глубоко в душу это ему запало.