26949

Разнообразные подходы к понятию и определению права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

разнообразные подходы к понятию и определению права Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условийкоторыми объясняется происхождение государства.Таким социальным регулятором явилось правосоздаваемое государством. Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем: а право создается государством обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения в ходе общественной практики; б право выражает государственную волю обычай...

Русский

2013-08-19

9.24 KB

24 чел.

31. разнообразные подходы к понятию и определению права

Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условий,которыми объясняется происхождение государства.В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в процессе общения людей друг с другом,отражали нравственные устои и принципы.С усложнением социальной структуры общества,появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обеспечить единообразное поведение,удовлетворить интересы разных социальных групп.Возникла потребность в новом социальном регуляторе,который бы имел общеобязательную силу.Таким социальным регулятором явилось право,создаваемое государством.Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественного порядка,единых отношений собственности,развития всех сфер общественной жизни.

Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем:

а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики;

б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины;

в) право гарантируется гос. принуждением, обычай - общественным осуждением;

г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер.

Право построено на трех китах: нравственность, государство и экономика. Право возникает на базе нравственности(совокупности норм поведения человека в обществе), государство придает ему официальность и гарантированность, экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, так как эта та сфера, где нравственность как регулятор не состоялась.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:

1. Правом называют социально-правовые притязания людей. Эти притязания обусловлены природой человека и общества, и считаются естественными правами.

2. Под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

3. Названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо. Здесь речь идет о праве в субъективном смысле, то есть о праве принадлежащем отдельному лицу.

4. Термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле.

Самые большие разногласия в правопонимании(сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения, связь с государством, причины происхождения, назначение) возникают при определении права как идеального и реального объектов познания.Два подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический.

1) Эмпирический подход предполагает изучение права во всем его историческом многообразия и выделения на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм и обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др.  Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм.

2) Рационально-идеалистический подход-существует универсальное определение права, выражающее его сущность и задача ученых состоит в том, чтобы раскрыть идеальную природу права.

ПРАВО-система норм,правил поведения,которые исходят от гос-ва, выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества, сформулированы в специальных гос документах-нормативных актах, охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения.

Содержание понятия «право» – это совокупность существенных признаков, на основании которых можно отличить право от морали, нравственности, религиозных норм и предписаний и от всех других понятий.Признаки:

1)регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм.

2)общеобязательная нормативность-в отличии от других социальных норм является обязательной правовой нормой.

3)Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права.

4)Системность-всегда выступает как система юридических норм,состоящая из элементов, связанных отношениями и взаимодействием друг с другом.

5)Формальная определенность-выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством.

6)Интеллектуально-волевой характер-выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52313. Использование информационных технологий в практике работы школьной библиотеки 285.5 KB
  Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства содействие профессиональному развитию педагогических кадров. Одна из задач работы библиотеки формирование информационной культуры учащихся и учителей. Внедрение АИБС в деятельность библиотеки поставило работу в этом направлении на более высокий уровень.
52314. З нею розмовляють квіти (за життєвим і творчим шляхом Катерини Білокур) 315 KB
  Обладнання: портрет Катерини Білокур; картини художниці; компютер відеопроектор учнівська презентація виставка малюнків учнів 11 класу на тему Квіти очі землі Тип уроку: інтегрований: художня культура українська література. Оголошення теми та мети уроку Вчитель художньої культури: Від дня народження народної художниці України Катерини Василівни Білокур минуло сто десять років. Були в тому Двадцятому спалахи визначних талантів знакових подій в житті людства і серед них народження 1900 року в...
52315. Подорож з України до Німеччини 49.5 KB
  Обладнання: політико-географічні карти України та Німеччини зошити і словники з німецької мови ксерокопії шаблонів прапорівдля кожного учня ксерокопії політико географічних карт України і Європи по 1 на парту різнокольорові олівці магнітофон касети картки з літерами для гри Поле чудес. Організаційний момент 2 Добрий день діти Як ваші справи...
52316. Інтелектуальні ігри на уроці української мови з використанням комп’ютера 1.89 MB
  Мета: закріпити вивчені орфограми фразеологізми односкладні речення; розвивати логічне мислення увагу під час виконання завдань; заохочувати учнів до вивчення української мови використовуючи можливості компютера Обладнання: додатковий матеріал ПК інструкція до проведення тестів на ПК Вчителі: Беседа Людмила Іванівна українська мова ...
52317. Риторика – наука і мистецтво переконувати 67 KB
  Мета: пояснити що є предметом вивчення риторики як науки; окреслити роль і місце риторики в античному світі внесок зроблений у розвиток риторики східними словянами зясувати причину необхідності поновлення статусу риторики як науки та навчальної дисципліни в сучасній Україні використовуючи сучасне програмне забезпечення в розкритті питань; розвивати мислення комунікативні вміння зокрема робити висновки наводити аргументи та підтвердження тез; увагу пам'ять збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів; сприяти духовному...
52318. Самое главное для человека – дружба 110.5 KB
  Ход урока І Организация урока ІІ Мотивація учебной деятельности Учитель зарубежной литературы Сегодня мы проводим необычный урок бинарный по изучению двух произведений из зарубежной и украинской литератур посвящённый теме дружбы т. Что вы знаете о литературном портрете Учитель української літератури Пригадайте що таке літературний портрет. Учитель української літератури Про якого героя йде мова Федькохаламидник із однойменного оповідання Володимира Винниченка. Учитель зарубежной литературы А...
52319. Сім’я як соціальна ланка суспільства 86 KB
  Охарактеризувати сімю як соціальну ланку суспільства логічно повязати її з предметом основи правових знань. Розкрити ознаки сімї в суспільстві активізувати та узагальнити знання учнів про поняття сімя та правові засади сімейних стосунків. Розвиваюча: Розвивати вміння аналізувати уявляти та робити висновки навички спілкування правильної поведінки в сімї.