26949

Разнообразные подходы к понятию и определению права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

разнообразные подходы к понятию и определению права Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условийкоторыми объясняется происхождение государства.Таким социальным регулятором явилось правосоздаваемое государством. Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем: а право создается государством обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения в ходе общественной практики; б право выражает государственную волю обычай...

Русский

2013-08-19

9.24 KB

23 чел.

31. разнообразные подходы к понятию и определению права

Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условий,которыми объясняется происхождение государства.В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в процессе общения людей друг с другом,отражали нравственные устои и принципы.С усложнением социальной структуры общества,появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обеспечить единообразное поведение,удовлетворить интересы разных социальных групп.Возникла потребность в новом социальном регуляторе,который бы имел общеобязательную силу.Таким социальным регулятором явилось право,создаваемое государством.Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественного порядка,единых отношений собственности,развития всех сфер общественной жизни.

Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем:

а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики;

б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины;

в) право гарантируется гос. принуждением, обычай - общественным осуждением;

г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер.

Право построено на трех китах: нравственность, государство и экономика. Право возникает на базе нравственности(совокупности норм поведения человека в обществе), государство придает ему официальность и гарантированность, экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, так как эта та сфера, где нравственность как регулятор не состоялась.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:

1. Правом называют социально-правовые притязания людей. Эти притязания обусловлены природой человека и общества, и считаются естественными правами.

2. Под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

3. Названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо. Здесь речь идет о праве в субъективном смысле, то есть о праве принадлежащем отдельному лицу.

4. Термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле.

Самые большие разногласия в правопонимании(сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения, связь с государством, причины происхождения, назначение) возникают при определении права как идеального и реального объектов познания.Два подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический.

1) Эмпирический подход предполагает изучение права во всем его историческом многообразия и выделения на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм и обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др.  Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм.

2) Рационально-идеалистический подход-существует универсальное определение права, выражающее его сущность и задача ученых состоит в том, чтобы раскрыть идеальную природу права.

ПРАВО-система норм,правил поведения,которые исходят от гос-ва, выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества, сформулированы в специальных гос документах-нормативных актах, охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения.

Содержание понятия «право» – это совокупность существенных признаков, на основании которых можно отличить право от морали, нравственности, религиозных норм и предписаний и от всех других понятий.Признаки:

1)регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм.

2)общеобязательная нормативность-в отличии от других социальных норм является обязательной правовой нормой.

3)Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права.

4)Системность-всегда выступает как система юридических норм,состоящая из элементов, связанных отношениями и взаимодействием друг с другом.

5)Формальная определенность-выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством.

6)Интеллектуально-волевой характер-выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67078. Дерева, кущі, трав’янисті рослини. Якими бувають рослини. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання і віднімання пов’язані з нумерацією чисел. Задача на три дії 60 KB
  Сьогодні ми дізнаємося на які групи поділяються рослини. А також будемо вправлятися у записуванні трицифрових чисел, у додаванні та відніманні розрядних чисел, будемо розв’язувати задачу на три дії. III. Перевірка домашнього завдання. Біля входу в царство нас зустрічає принцеса.
67079. Змінювання іменників за зразком: один - багато 53 KB
  Мета: удосконалювати уміння розпізнавати слова, які означають назви предметів; вчити змінювати слова-назви предметів за зразком: один-багато; сприяти усвідомленню того факту, що всі люди мають рівні права; розвивати уміння працювати в парі та групі; виховувати почуття власної гідності, повагу до інших.
67080. Конспект уроку з міжпредметними зв’язками (Я і Україна, рідна мова) «У царстві тварин» 170 KB
  Мета: ознайомити учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками; розвивати логічне мислення через завдання на порівняння доведення вилучення зайвого встановлення взаємозв’язку між рослинами і тваринами між самими тваринами...
67081. Зима щедра святами. Інтегрований урок з курсу «Я і України» та позакласного читання 98 KB
  Сьогодні ми з вами більш детальніше зупинимося на дні Святого Миколая, Новому році та Різдві Христовому. У кожного з вас є картка із зображенням або ялинкових прикрас, або зірочок, або чобітків. Я пропоную вам пересісти за той стіл, де назва свята пов'язана, на вашу думку, із зображенням на картці.
67082. Я і Україна та математика. У царстві тварин 150.5 KB
  Продовжити знайомство учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками;продовжити формувати навички та вміння розпізнавати серед чотирикутників прямокутники розв'язування складених задач на знаходження невідомого доданку; знаходити значення буквених виразів...
67084. Різноманітність тваринного світу. Інтегрований урок (природознавство, математика, трудове навчання) 174.5 KB
  Учити розрізняти групи тварин: хребетні безхребетні; формувати вміння визначити істотні ознаки тварин. Закріплювати знання нумерації багатоцифрових чисел: читати записувати представляти число у вигляді суми розрядних доданків; удосконалювати обчислювальні навички вміння розв’язувати задачі та знаходження площі і периметру...
67085. Інтегрований урок мови й мовлення. «Мелодія осіннього саду» 45 KB
  Мета: закріплювати знання учнів з теми Речення та члени речення; розширювати узагальнювати знання учнів з теми Осінь; розвивати вміння добирати виразні мовні засоби для передання того що вразило уяву усно вміння висловлювати свої почуття збагачувати словниковий запас...
67086. Курс «Я і Україна. Природознавство». Південний берег Криму. Математика. Додавання та віднімання багатоцифрових чисел 70.5 KB
  Мета: курс « Я і Україна. Природознавство »: ознайомити дітей із розташуванням, кліматом, рослинним і тваринним світом Південного берегу Криму, представити Крим як всеукраїнську здравницю; розвивати усне мовлення, увагу, уяву; виховувати дбайливе ставлення до багатства природи України; математика: повторити прийоми додавання та віднімання багатоцифрових чисел...