26949

Разнообразные подходы к понятию и определению права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

разнообразные подходы к понятию и определению права Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условийкоторыми объясняется происхождение государства.Таким социальным регулятором явилось правосоздаваемое государством. Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем: а право создается государством обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения в ходе общественной практики; б право выражает государственную волю обычай...

Русский

2013-08-19

9.24 KB

24 чел.

31. разнообразные подходы к понятию и определению права

Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условий,которыми объясняется происхождение государства.В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в процессе общения людей друг с другом,отражали нравственные устои и принципы.С усложнением социальной структуры общества,появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обеспечить единообразное поведение,удовлетворить интересы разных социальных групп.Возникла потребность в новом социальном регуляторе,который бы имел общеобязательную силу.Таким социальным регулятором явилось право,создаваемое государством.Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественного порядка,единых отношений собственности,развития всех сфер общественной жизни.

Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем:

а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики;

б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины;

в) право гарантируется гос. принуждением, обычай - общественным осуждением;

г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер.

Право построено на трех китах: нравственность, государство и экономика. Право возникает на базе нравственности(совокупности норм поведения человека в обществе), государство придает ему официальность и гарантированность, экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, так как эта та сфера, где нравственность как регулятор не состоялась.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:

1. Правом называют социально-правовые притязания людей. Эти притязания обусловлены природой человека и общества, и считаются естественными правами.

2. Под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

3. Названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо. Здесь речь идет о праве в субъективном смысле, то есть о праве принадлежащем отдельному лицу.

4. Термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле.

Самые большие разногласия в правопонимании(сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения, связь с государством, причины происхождения, назначение) возникают при определении права как идеального и реального объектов познания.Два подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический.

1) Эмпирический подход предполагает изучение права во всем его историческом многообразия и выделения на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм и обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др.  Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм.

2) Рационально-идеалистический подход-существует универсальное определение права, выражающее его сущность и задача ученых состоит в том, чтобы раскрыть идеальную природу права.

ПРАВО-система норм,правил поведения,которые исходят от гос-ва, выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества, сформулированы в специальных гос документах-нормативных актах, охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения.

Содержание понятия «право» – это совокупность существенных признаков, на основании которых можно отличить право от морали, нравственности, религиозных норм и предписаний и от всех других понятий.Признаки:

1)регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм.

2)общеобязательная нормативность-в отличии от других социальных норм является обязательной правовой нормой.

3)Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права.

4)Системность-всегда выступает как система юридических норм,состоящая из элементов, связанных отношениями и взаимодействием друг с другом.

5)Формальная определенность-выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством.

6)Интеллектуально-волевой характер-выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59363. З чого починається Батьківщина 44.5 KB
  Що таке Батьківщини Під віконцем калина Тиха казка бабусі Ніжна пісня матусі Дужі руки у тата. Під вікнами мальви в саду материнка Оспівані щедро в піснях. Тут мамина пісня лунає і нині Й підхопили поля і гаї її вечорами по всій Україні...
59364. Квіткове королівство 51 KB
  Жив він з єдиною дочкоюпринцесою яка бавилась зі своїми друзямиквіточками й слухала поради доброї Феї. У глибині сцени трон на якому спить король і принцеса. Принцеса. Король із принцесою йдуть на авансцену.
59365. Сценарій. Вечір зустрічі з випускниками 59 KB
  Ми сьогодні вас зібрали Працьовитих знатних славних Щоб згадати юність свою Щоб зустріти друзів давніх Прийміть вітання наші щирі Хай доля ваша розквіта Нехай в здоровї щасті мирі Рясні красуються літа. Нехай любов незгасно світить Хай сонце радісно сія Нині...
59366. Сценарій. Мужність і біль Чорнобиля 44.5 KB
  Не залишили пости Мужньо стояли на герці Памятник їм вознести Треба у кожному серці. Вічна память їм низький уклін усім покійним від усього людства. Лейтенанти хлопці непохитні Молоде вогняне покоління Ви як память у тривожнім світі...
59367. Сценарій: “Математична зоряна година” 37.5 KB
  Скільки кг має 1 ц Площа квадрата дорівнює. Скільки це людей На уроці фізкультури учні стали в один ряд на відстані 1 м один від одного. скільки було учнів Підземна частина рослини і розвязок рівняння. Скільки років машиністові Як правильно сказати 75 буде 13 чи дорівнює 13 Мотоцикліст їхав у селище.
59368. Сценарій позакласного заходу “У пошуках Синього Птаха” 103.5 KB
  Лежіть Мати Сира Земля оповита темрявою, подолана чарами богині зла Мари Всюдисущої та безгосподарністю людини недбалої. Засмічено Матір-Землю хімікатами, радіонуклідами, завис над нею Домоклів Меч Чорнобиля.
59369. Казочка про яйце, Лисичку та хороброго Бровка 30 KB
  Ой яке ж воно гарненьке Накриває Яйце сіном Я до подруг побіжу Новину їм розкажу. Яйце в гнізді ворушиться і піднімає голову потім виходить на середину зали. Яйце співає пісню Яйця Я Яєчко невеличке Маю кругле біле личко Я сьогодні народилось У гніздечку опинилось каже...
59370. Букварикове свято 68.5 KB
  Ми всіх гостей вітаємо І дуже вам радіємо Бо ми всі букви знаємо Бо ми читати вміємо Хай кожен гість перевіря Чи знають учні Букваря Чи можна нам школярикам Прощатися з Буквариком Ми шкільна сімя єдина Ми вчимо за складом склад.
59371. Подорож по сторінках улюблених казок 73.5 KB
  Проте як засвідчує аналіз літературних джерел більшість науковців розглядає творчу діяльність учнів як вирішальний фактор у розвитку мотивації навчання. Уміння навички іншими словами як розвивати повноцінні мотиви навчання.