26950

Сущность и социальное назаначение права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

сущность и социальное назаначение права ПРАВОсистема нормправил поведениякоторые исходят от госва выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества сформулированы в специальных гос документахнормативных актах охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения. Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии которыми объясняется происхождение государства. Таким социальным регулятором явилось право создаваемое государством. Право было...

Русский

2013-08-19

12.55 KB

1 чел.

32. сущность и социальное назаначение права

ПРАВО-система норм,правил поведения,которые исходят от гос-ва, выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества, сформулированы в специальных гос документах-нормативных актах, охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения.

Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии, которыми объясняется происхождение государства. Безусловно, у разных народов воз¬никновение права связано с особенностями, однако имеются и общие закономерности.

В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в процессе общения людей друг с другом, отражали нравственные устои и принципы. С усложнением социальной структуры общества, появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обес¬печить единообразное поведение, удовлетворить интересы разных социальных групп. Возникла потребность в новом социальном регуляторе, который бы имел общеобязательную силу. Таким социальным регулятором явилось право, создаваемое государством.

Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественного порядка, единых отношений собственности, развития всех сфер общественной жизни.

Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем:

а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики;

б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины;

в) право гарантируется гос. принуждением, обычай - общественным осуждением;

г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер.

ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ПРАВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЭЖЕНИЯ:

1.Естественная.Гоббс,Локк,Монтескье.XVII-XVIII.право-неотчуждаемые права,принадлежащие человеку от рождения,источник права-человеческая природа,поэтому з-ны должны подстраиваться под "подлинное" право.

2.Историческая.конец XVIII-начало XIХ.Савиньи,Пухта.Отрицание существования естественного права.право-исторически сложившиеся обычаи,закономерный продукт народной жизни.Источник-правовой обычай.Право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.

3.Позитивная-позитивистская юриспруденция.Бентам.вт.пол.XIX.Право-нормы,создаваемые государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека,в праве воплощаются идеи справедливости,но только той,которая получает защиту гос-ва.Все остальные правом не являются.

4.Социологическая юриспруденция.Эрлих,Канторович,Жени.XX.Государственное право-малая часть права,его основную массу составляет «живое право»,создаваемое союзами(организация,фабрика,банк,профсоюз,объединение).Суды не связанны жестко государственным предписанием,в особенности если имеется пробел или предписания устарели.Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения-судебный прецедент.

5.Классовые теории.Маркс,Энгельс,Ленин.вт.пол.XIX.Право-возведенная в закон воля господствующего класса,определяемая материальными условиями жизни этого класса.Право-средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов.Право не воплощает представления о справедливости,является надстройкой соответствующего экономического базиса общества.

6.Нормативистская.Кельзен.XX.Выводил право из самого права(совокупность норм,определяющих правила должного поведения).Право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду:вершина-верховная норма,остальные нормы как бы берут силу от нее,основание-индивидуальные,правоприменительные акты(решения судов, договоры,предписания администрации).Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.Право нормативно,общеобязательно,формально определенно,обеспеченно принудительной защитой государства.

7.Психологическая.начало XIX.Петражицкий.Наряду с «официальным правом»,установленным государством,существует право,осознаваемое людьми в виде особых психических состояний-переживание своего долга перед другими «императивность»,осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других «атрибутивность».Психика-фактор,определяющий развитие общества.Все правовые переживания делятся на два вида:переживания позитивного(установленного государством)и интуитивного(лично-автономного)права.Интуитивное право выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право.

Сущность права обусловлена материальными условиями жизни общества,уровнем его социального,политического,духовного и культурного развития,историческими и национальными традициями. Право ЗАКРЕПЛЯЕТ в нормах СЛОЖИВШИЕСЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, обеспечивая тем самым их стабильность и Устойчивость.Круг общественных отношений,регулируемых правом,не остается неизменным.В процессе развития общества он может расширяться или сужаться,когда отдельные отношения включаются в сферу правового регулирования, либо исключаются из неё.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как МЕРА СВОБОДЫ. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях. Общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, ГАРАНТИРОВАННАЯ от посягательств.

Социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования ОБЩЕСТВО КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.Право обеспечивает гармоничное сочетание интересов личности с интересами общества и государства, их взаимной ответственности. В условиях существования разнообразных этнических общностей право является силой, которая признана обеспечивать ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОС-ВА И ОБЩ-ВА, препятствовать возникновению противоречий между социальными группами. В случае возникновения политической и экономической нестабильности, национальных и этнических столкновений, право должно выступать СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МИРА И СОГЛАСИЯ, обеспечивать организованность и порядок в обществе.

ЧЕРЕЗ ФУНКЦИИ ПРАВА Право является одним из ведущих средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления общих правил поведения граждан, функционирования органов государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций, установления прав и обязанностей субъектов, порядок их реализации и защиты. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57411. The World We Live In - Мир, в котором мы живем. Урок–конференция 55.5 KB
  Председатель жюри: критерии оценки выработаны предварительно: оценивается глубина научность и актуальность проектной работы объем материала наличие продукта работы презентация и др.
57412. Образ берёзы в творчестве Есенина 52.5 KB
  Цель: Знакомство со стихами С. Есенина и фактами из его биографии; совершенствование умения учащихся анализировать поэтический текст на примере произведений Есенина...
57413. Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» 899 KB
  Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.
57414. С. Козлов «Снежный цветок» 1010.5 KB
  Цель Анализ пьесы. Задачи урока Повторение основных особенностей пьесы как жанра; Совершенствование навыка чтения; Обогащение словарного запаса, расширение кругозора учащихся; Воспитание дружеского отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.
57415. Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным 184 KB
  Пушкина; воспитание эстетического вкуса у учащихся. Пушкина; мультимедийный проектор с экраном; презентация; музыкальное оформление: романс Метнера на слова Пушкина Цветок на мультимедийном компакт-диске Очарование романса...
57416. Что за прелесть эти сказки! 55.5 KB
  Цель урока: Прививать интерес к чтению Развивать образное мышление Формировать умение работать в коллективе сообща принимать решения; Воспитывать отзывчивость доброту чуткость; Привлекать детей к интеллектуальным играм...
57417. Обобщение по теме «Синтаксис» 583.5 KB
  ЦЕЛЬ: Обучающая: обучение умению работать с текстом; нахождение подлежащего и сказуемого, определение его вида; определение вида словосочетания и его синтаксической связи; подготовка к написанию сочинения.