26952

Основные теории происхождения права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

основные теории происхождения права ПРАВОсистема нормправил поведениякоторые исходят от госва выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества сформулированы в специальных гос документахнормативных актах охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения.правонеотчуждаемые правапринадлежащие человеку от рожденияисточник правачеловеческая природапоэтому зны должны подстраиваться под подлинное право.Источникправовой обычай.Все остальные правом не являются.

Русский

2013-08-19

8.75 KB

0 чел.

34. основные теории происхождения права

ПРАВО-система норм,правил поведения,которые исходят от гос-ва, выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества, сформулированы в специальных гос документах-нормативных актах, охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения.

1.Теологическая.В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия,которая сыграла особую роль в возникновении права у народов,где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие.религия Солнца(Месопотамия,Индия,Древний Египет).Возвышение племенных обычаев над обычаями отдельных родов вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок,данный свыше верховным божеством.Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

2.Патриархальная.Древняя Греция,Аристотель.Право-не только продукт естественного развития, но и высшая форма человеческого общения.Оно охватывает собой все другие формы общения(семью, селения).Правовая власть-продолжение отцовской власти.Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной власти монарха.

3.Договорная.середина XVII объясняет происхождение права общественным договором-результатом разумной воли народа,на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

4.Естественная.Гоббс,Локк,Монтескье.XVII-XVIII.право-неотчуждаемые права,принадлежащие человеку от рождения,источник права-человеческая природа,поэтому з-ны должны подстраиваться под "подлинное" право.

5.Историческая.конец XVIII-начало XIХ.Савиньи,Пухта.Отрицание существования естественного права.право-исторически сложившиеся обычаи,закономерный продукт народной жизни.Источник-правовой обычай.Право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.

6.Позитивная-позитивистская юриспруденция.Бентам.вт.пол.XIX.Право-нормы,создаваемые государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека,в праве воплощаются идеи справедливости,но только той,которая получает защиту гос-ва.Все остальные правом не являются.

7.Социологическая юриспруденция.Эрлих,Канторович,Жени.XX.Государственное право-малая часть права,его основную массу составляет «живое право»,создаваемое союзами(организация,фабрика,банк,профсоюз,объединение).Суды не связанны жестко государственным предписанием,в особенности если имеется пробел или предписания устарели.Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения-судебный прецедент.

8.Классовые теории.Маркс,Энгельс,Ленин.вт.пол.XIX.Право-возведенная в закон воля господствующего класса,определяемая материальными условиями жизни этого класса.Право-средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов.Право не воплощает представления о справедливости,является надстройкой соответствующего экономического базиса общества.

9.Нормативистская.Кельзен.XX.Выводил право из самого права(совокупность норм,определяющих правила должного поведения).Право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду:вершина-верховная норма,остальные нормы как бы берут силу от нее,основание-индивидуальные,правоприменительные акты(решения судов, договоры,предписания администрации).Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.Право нормативно,общеобязательно,формально определенно,обеспеченно принудительной защитой государства.

10.Психологическая.начало XIX.Петражицкий.Наряду с «официальным правом»,установленным государством,существует право,осознаваемое людьми в виде особых психических состояний-переживание своего долга перед другими «императивность»,осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других «атрибутивность».Психика-фактор,определяющий развитие общества.Все правовые переживания делятся на два вида:переживания позитивного(установленного государством)и интуитивного(лично-автономного)права.Интуитивное право выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право.

11.Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права:в широком(философском)и узком(узконормативном) смыслах.В рамках узконормативного подхода-право-система формально-определенных, общеобязательных норм,санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.Сторонники «широкого» понимания права исходят из того,что право не тождественно законодательству,это форма свободы,источник и цель права-общественные отношения,соответствующие естественно-правовым принципам справедливости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20322. Русский театр второй половины XIX века 314.5 KB
  в истории русского театра наступает новая эпоха на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Драматургия Островского это целый театр и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров прославивших русское театральное искусство. на сцене Малого театра когда была сыграна комедия Не в свои сани не садись. После первой постановки комедии Не в свои сани не садись Островский все свои пьесы отдает на сцену Малого театра.
20323. Театрально-декорационное искусство на современном этапе 97 KB
  Сценография как синоним декорационного искусства. Поэтому как считают некоторые исследователи он не отвечая сути современного искусства лишь характеризует определенный период развития сценического оформления базирующийся на чисто живописных приемах станковой живописи. Вот почему в настоящее время синонимом декорационного искусства стал термин сценография. К тому же если история декорационного искусства создается в основном на изучении эскизного материала художников то история сценической графики должна ориентироваться на всю...
20324. Культура эпохи Просвещения в Западной Европе и России 469.5 KB
  Западноевропейская культура эпохи Просвещения 3 2. Главные ценности эпохи Просвещения 4 3. Особенности Просвещения в странах Европы 8 3.
20325. Русский театр конца XX века 203 KB
  Началом того театра который нам привычен и знаком следует считать времена оттепели. Знаменитый двадцатый съезд КПСС перевернувший всю страну своим осуждением культа личности перевернул и театр. Появление театра ориентированного на современную драматургию и пытающего осмыслить происходящее сегодня было только делом времени.
20326. Костюм сценический и бытовой 307.5 KB
  В понятие одежды входят платье то что покрывает непосредственно тело человека обувь головные уборы. Основная функция одежды защитная физическая и моральная защита и утилитарнопрактическая так как одежда всегда связана с какойлибо практической деятельностью человека имеет определенное назначение помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды это вещь которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Ношение одежды это процесс потребления данного продукта.
20327. Романтизм в европейской и русской культуре. Философско-эстетические принципы и художественная практика 7.05 MB
  Для Аристотеля эстетика это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика аспект богословия решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до обширного царства прекрасного строже говоря до искусства и притом не всякого а именно изящного искусства. А свое назначение эстетика видит в определении...
20328. Основные тенденции развития русского театра 60-70-х годов XX века 62.5 KB
  Соцреалистический диктат сказался и на театре. От постановщиков требовали сдачу спектакля по частям это вело к мелочной опеке над авторами вносило нервозность в театральные коллективы и затягивало постановку новых спектаклей. Театры ставили в сезон не более 23 новых пьес.
20329. Освещение современного спектакля 59 KB
  Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения которое создается осветительными приборами общего света софиты рампа переносные приборы. Спектакли оформленные объемными декорациями требуют местного прожекторного освещения создающего световые контрасты подчеркивающего объемность оформления. При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения.
20330. Реализм в европейской и русской культуре Х!Х века (литература, музыка, театр, живопись) 5.61 MB
  Культура России во второй половине 19 века План 1. Развитие просвещения и науки Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. К концу века успехи в деле народного обучения были очевидны.