26958

Понятие, признаки и виды юридической ответственности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятиепризнаки и виды юридической ответственности.Характеризуется определенными ЛИШЕНИЯМИкоторые правонарушитель должен претерпетьобъективное свойство ответственности; 3.Условиями этой ответственности являются: противоправное поведение должника возникновение убытков кредитора наличие причинной связи между поведением должника и возникновением убытков у кредитора вина должника.Административной ответственности подлежит лицо достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

Русский

2013-08-19

12.44 KB

0 чел.

69. Понятие,признаки и виды юридической ответственности.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ-противоправное деяние вменяемого лица,причиняющего вред другим лицам и обществу,влекущее за собой юридическую ответственность.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-обязанность правонарушителя нести наказание,претерпевать санкции,предусторенные правовыми нормами и применяемые конкретными органами за совершенное им противоправное деяние.

Признаки:

1. Связана с ГОСПРИНУЖДЕНИЕМ,всегда предполагает возникновение охранительного правоотношения,в котором правонарушитель вынужден подчиниться требованию государства в лице его органов и должностных лиц;

2.Характеризуется определенными ЛИШЕНИЯМИ,которые правонарушитель должен претерпеть(объективное свойство ответственности);

3.Наступает только за совершенное ПРАВОНАРУШЕНИЕ;

4.осуществляется в процессуальной форме

в зависимости от ХАРАКТЕРА ПРАВОНАРУШЕНИЯ:

1) ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ответственность-вытекает из нарушения имущественных или личных неимущественных прав граждан и организаций.Носит компенсационный и правовосстановительный характер-основная цель возмещения вреда,восстановление нарушенных прав.Условиями этой ответственности являются: противоправное поведение должника, возникновение убытков кредитора, наличие причинной связи между поведением должника и возникновением убытков у кредитора, вина должника. Таким образом, гражданско-правовую ответственность можно определить как применение санкций к правонарушителю-должнику в интересах другого лица(кредитора), которые выражаются в невыгодных последствиях имущественного характера.Вред может быть материальным или моральным.Виды:возмещение убытков,уплата неустойки(денежная сумма,предусмотренная к выплате в случае неисполнения обязательств),потеря задатка(денежная сумма,предусмотренная в обеспечение договора),потеря заложенного имущества.В зависимости от основания ДОГОВОРНАЯ И ВНЕДОГОВОРНАЯ(предусмотрена по закону).

2) АДМИНИМСТРАТИВНАЯ-применение органами исполнительной власти мер административного воздействия.Наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях. Условия: совершение административного проступка,который посягает на общественный и государственный порядок управления.Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет. При малозначительности совершенного правонарушения лицо могут освободить от административной ответственности.Виды:предупреждения-за незначительные правонарушения,штрафы,лишение специального права,административный арест до 15суток идр.Административное наказание налагается не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.При этом учитываются характер правонарушения,личность виновного,его имущественное положение,обстоятельства,смягчающие(раскаяние,добровольное сообщение в орган о содеянном,оказание содействия итд) и отягчающие(группа лиц,привлечение несовершеннолетнего,в условиях стихийного бедствия и ч/п)административную ответственность.

3) ДИСЦИПЛИНАРНАЯ-наложение дисциплинарного взыскания на работника администрацией предприятия,учреждения,организации за нарушение трудовой дисциплины,а также применяется за нарушение служебной,учебной,воинской и другой дисциплины.Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка.За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание(меры взыскания должны соответствовать законодательству-выговор,замечание,увольнение).В процессе привлечения к дисциплинарной ответственности объявляется приказ(распоряжение),составляется соответствующий акт на основе письменного объяснения нарушителя дисциплины.Если дисциплинарный проступок связан с виновным причинением вреда,на нарушителя может быть наложено не только дисциплинарное взыскание,но он может быть привлечен к материальной ответственности.В некоторых случаях правонарушение может содержать в себе и признаки дисциплинарного,и признаки административного проступка(нарушитель привлекается к двойной ответственности,например,выговор и штраф).Существуют и некоторые особенности привлечения к дисциплинарной ответственности специальных субъектов,например,государственный служащий может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности.Дисциплинарная ответственность бывает общей и специальной (по определенным категориям лиц,например,для работников ж/д транспорта).

4) МАТЕРИАЛЬНАЯ-является разновидностью правовосстановительной ответственности.Она наступает за ущерб,причиненный рабочими,служащими при исполнении своих трудовых обязанностей предприятию,учреждению или организации.Возникает на основе нарушения трудового законодательства и может конкретизироваться в коллективных и индивидуальных трудовых договорах.Работник привлекается к материальной ответственности при наличии следующих условий:прямого действительного ущерба,противоправного поведения работника,причинной связи между деянием и ущербом, вины работника.Предусмотрена также ответственность работодателя перед работником(задержка з/п,незаконное увольнение).Два основных вида материальной ответственности работника-ПОЛНАЯ(при причинении умышленного ущерба, причинении ущерба в результате административного проступка или преступных действий,неисполнении работником трудовых обязанностей)и ОГРАНИЧЕННАЯ.Возможна и коллективная материальная ответственность на основе заключения соответствующего договора.Ущерб,оставшийся не возмещенным в связи с увольнением работника,взыскивается в судебном порядке,как и в случаях взыскания ущерба при полной материальной ответственности.

5) УГОЛОВНАЯ-характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия.Применяется к виновному лицу только в судебном порядке и на основании конкретной нормы Уголовного кодекса.Уголовная ответственность носит публичный характер(субъектом привлечения к уголовной ответственности является государство).Уголовная ответственность наступает как за совершение преступления,так и за приготовление, за покушение на него,за соучастие в совершении преступления и др.Основаниями являются вина,факт совершения преступления,наличие состава преступления в совершенном деянии и др.По общему правилу к уголовной ответственности лица привлекаются с 16 лет,за тяжкие с 14 лет.Вменяемые лица.Социальная функция наказания состоит в восстановлении нарушенного общественного порядка.Процессуальной формой применения наказания может быть только обвинительный приговор суда.Уголовная ответственность существенно отличается от других видов юридической ответственности,так санкции в уголовном праве значительно ограничивают правовой статус лица.Поэтому данный вид юридической ответственности носит исключительно персональный характер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53174. Конкурсна програма на 8 березня «Найвродливіша, найкмітливіша господарочка» 244.5 KB
  2 вед Усіх затьмарять сьогодні красою Ви мабуть згодні зі мною Тож ми радо всім побажаєм: Щоб сонце світило мирно і ясно А наші жінки щоб були прекрасні 1 вед Доброго дня шановні гості учителі та учні нашої школи 2 вед Сьогодні ми зібралися з вами в цій святковій залі щоб провести конкурс краси і молодості. 1 вед Є у нашій школі мама Над всіма найголовніша Треба їй про все подбати...
53175. Світове господарство. Міжнародний географічний поділ праці 141 KB
  Міжнародний географічний поділ праці. Мета: сформувати в учнів систему уявлень про поняття світове господарство міжнародний поділ праці всесвітня інтеграція ; систематизувати знання учнів про закономірності розвитку світового господарства та його структуру; розвивати навички роботи з картою та комп'ютером; сприяти розвитку глобального світосприйняття учнів; формувати комунікативні інформаційні полікультурні соціальні компетентності; сприяти розвитку економічного мислення учнів; виховувати пізнавальний інтерес до предмету. Міжнародний...
53177. Український етикет. Традиції гостинності і вітання на Україні 42.5 KB
  Діти стають у коло разом з вчителем і вітають один одного хором: Привітаємо сонечко: Здрастуй золотаве Усміхнемось один одному Поглянемо ласкаво Хай сьогодні в кожне серце Зустріч додасть тепла А ми друзів привітаємо Побажаємо добра Вчитель: Любі діти у наш клас Завітали люди щирі. Діти разом: Добрий день в добрий час Заходьте будь ласка до нас Дівчина: Гість у дім радість з ним. Діти а в який гарний день прийшли до нас дорогі гості А скажіть будь ласка яке сьогодні число Який день тижня Яка чудова пора року гостює в...
53178. ПРАВИЛА ГОСТИННОСТІ 43.5 KB
  Арбуз в перекладі з тюркської мови огірок віслюка Ведучий 1 Читання ось найкраща розвага. А ось прикрасити кімнату плакатами виготовленими власноруч ми можемо. Ось і читання і розвага: загадки відгадуємо скоромовки швидко вимовляємо. Ось осінні оси ось Я пасу осінніх ос Мала Маринка має мячик маленький мячик мяко скаче.
53179. В гостях у первой учительницы 30.5 KB
  Дорогие друзья Накануне прекрасного весеннего праздника Международного женского дня мы решили провести устный журнал в вашем классе где ваша учительница Наталья Борисовна была и у многих из нас первой. Итак страница первая Цветы любимой учительнице В весенний день когда все ожидают Прекрасный женский праздник в нетерпенье В семье и в классах обсуждают Какой сюрприз преподнести на удивленье Наталья Борисовна Кроме живых цветов мы дарим Вам особый букет: из сказаний и легенд о цветах художественное чтение на музыкальном...
53180. Учимся интересно, говорим правильно 70 KB
  К таким умениям и навыкам можно отнести следующие: умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова; умение анализировать свою речь с позиций правильности неправильности и оценки дикции; умение давать аргументированную оценку речи других; умение читать и говорить правильно подражая звучащему образцу; внятно и отчетливо произносить звуки и слова; читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой; правильно и рационально пользоваться орфоэпическими словарями в которых есть произносительные...
53181. Велика Британія в 19 столітті – народження традицій 929 KB
  Queen Victoria came to the throne as a young woman in 1837 and reigned until her death in 1901. Because of the growth of parliamentary government she was less powerful than previous sovereigns but as queen and empress she ruled over more lands and peoples than any previous monarch. Furthermore, she enjoyed the respect and affection of her British subjects.
53182. Економічний бій 59 KB
  Товар який стихійно виділився з світу товарів щоб відігравати роль загального еквіваленту гроші. Яку функцію виконують гроші якщо їх віддають у банк під процент Чи діє закон попиту на монополістичному ринку Що станеться на товарному ринку з ціною на молоко якщо збільшиться кількість корів і зменшаться доходи споживачів Продовжіть прислівя: Хочеш втратити друга.дай йому в борг гроші. Командам пропонується згадати прислівя або приказки про гроші або про працю.