26961

Применение норм права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Применение норм права. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА воплощение предписаний норм права в правомерном поведении субъектов правав их практической деятельности. ОСОБЕННОСТИ: 1 Реализация права всегда связана ТОЛЬКО с ПРАВОМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ людейтаким поведениемкоторое соответствует правовым предписаниям.Это АКТИВНЫЕ положительные действияиспользование права или исполнение обязанности;в другомБЕЗДЕЙСТВИЕ субъектоввоздержание от совершения противоправных действий.

Русский

2013-08-19

11.11 KB

1 чел.

72. Применение норм права.

РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА—воплощение предписаний норм права в правомерном поведении субъектов права,в их практической деятельности.

 

ОСОБЕННОСТИ:

1) Реализация права всегда связана ТОЛЬКО с ПРАВОМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ людей,таким поведением,которое соответствует правовым предписаниям.Это АКТИВНЫЕ положительные действия(использование права или исполнение обязанности);в другом-БЕЗДЕЙСТВИЕ субъектов(воздержание от совершения противоправных действий).Правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права,неправомерное поведение - нарушает.

 

Формы реализации права: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ(использование)прав, ИСПОЛНЕНИЕ и СОБЛЮДЕНИЕ обязанностей, ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА(особая форма реализации).

1.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ-выражается в реализации возможностей,которые предоставляются участникам правоотношений нормами права(добровольность).

2.ИСПОЛНЕНИЕ обязанностей-выражается в обязательном совершении активных действий,которые предписываются нормами права(активные действия субъектов,императивность,в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются).

3. СОБЛЮДЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ-выражается в воздержании от совершения действий,запрещенных нормами права(пассивная форма поведения субъектов,правовые запреты,происходит в большинстве случаев естественно,никак не фиксируется).

Осуществление права,исполнение и соблюдение обязанностей так называемые НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ формы реализации права,т.к. правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений.Когда этих форм недостаточно для полной реализации права,требуется вмешательство специальных компетентных органов.

ПРИМЕНЕНИЕ права представляет собой ВЛАСТНУЮ деятельность СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ СУБЪЕКТОВ по реализаци правовых норм относительно конкретных жизенных случаев,определенной правовой ситуации и индивидуально-определенных лиц.

ПРИЗНАКИ: -только компетентные органы

 -государственно-властный характер

 -осуществлется в строго установленном законом порядке

 -содержание правоприменительной деятельности выражается в правоприменительных актах(офиц.правовой документ,содержащий индивидуальное гос-властное предписание органа,которое выносится им в результате разрешения конкретного юр.дела)

КОГДА ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРИМЕНЕНИИ НОРМА ПРАВА:

1) когда права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их гос.-властной деятельности

2) когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юр.прав субъектами правоотношений

3) когда юр.обязанности не исполняются добровольно

4) если совершено правонарушение(противоправное деяние,предусматрвающее наказание) и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания. родстве, в браке).

СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА:

1. УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДЕЛА.Устанавливается круг фактов,необходимых для решения дела.При этом необходимо установить юр. значение фактов.Круг фактических обстоятельств,с установления которых начинается применение права,очень широк.При совершении преступления это лицо,совершившее преступление,время,место,способ совершения,наступившие вредные последствия,характер вины и другие обстоятельства;при возникновении гражданско-правового спора -обстоятельства заключения сделки,ее содержание,действия,совершенные для ее исполнения,взаимные претензии сторон и т.д.Исследование фактических обстоятельств чаще всего должно проводиться с помощью определенных юр. средств,в установленных законом формах и порядке.Например, на этой стадии используются такие средства как осмотр места происшествия,исследование вещественных доказательств,документов,показаний свидетелей и др.

2. ВЫБОР И АНАЛИЗ НОРМЫ ПРАВА.На этой стадии осуществляется юридическая квалификация,т.е. решается вопрос о том,какая норма будет положена в основу рассматриваемого дела.Это стадия подразделяется на несколько подстадий(ЭТАПОВ):

-выбор юридической нормы,которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам,наиболее соответствует данному случаю,отражает эти обстоятельства в своем содержании(в гипотезе нормы);

-проверка подлинности и юр.действительности нормы; здесь оценивается с точки зрения подлинности сам акт, содержащий норму; он должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к акту правотворчества (быть изданным уполномоченным на то органом, опубликованном в официальном издании, иметь необходимые реквизиты и т.д.);

-проверка юр. действия нормы с точки зрения временных, пространственных и субъектных пределов действия нормы права;

-толкование нормы права, т.е. прежде всего уяснение подлинного содержания нормы самим правоприменителем, а в необходимых случаях - обращение к актам официального толкования.

3. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНЫМ ОРГАНОМ И ДОВЕДЕНИЕ ЭТОГО РЕШЕНИЯ ДО ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ.На этой стадии достигается цель правоприменительной деятельности.Именно в принятии на основе нормы права официального индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова.Все предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения.Вынесение решения-это акт,который связывает нормы права с конкретным случаем,властно распространяет на него действие нормы,устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов.Документальное оформление решения-важнейшее условие его юр. действительности.Нарушение правил оформления правоприменительных актов,несоблюдение требований юр. техники ведет к юр. ничтожности акта,когда он не может применяться и порождать юр. последствий.Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц.Обнародование решения может осуществляться или сразу после его вынесения,или позже.Но оно обязательно должны иметь место.Субъекты должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.Не во всех случаях правоприменительная деятельность заканчивается вынесением решения.Иногда требуется принять меры по проведению этого решения в жизнь.В этом случае стадия–факультативная,применения права:исполнение принятого решения.Эта стадия позволяет провести в жизнь такое требование надлежащего правоприменения как эффективность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59712. Літературний вечір на тему: «Мово рідна, слово рідне...» 81.5 KB
  Багато є таємниць у світі і одна з найбільших це мова. Найбільше і найдорожче добро в кожного народу його мова ота жива схованка людського духу його багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподіванки розум досвід почування.
59713. Сценарій уроку: Леся Українка як особистість 148.5 KB
  Леся Українка як особистість. Айвазовський Девятий вал Рафаель Сікстинська мадонна Леся Українка. Запишіть до зошитів тему Леся Українка як особистість накресліть схему зазначте дати: 1871-1913 та епіграф уроку: Є народження й смерть два стовпи на межі.
59714. Підготовка до написання твору на морально-етичну тему «Шануй батька свого і матір...» 55.5 KB
  Учитель мас повною мірою використати ці величезні можливості мистецтва слова для розвитку звязного мовлення учнів на уроці літератури. Учитель. Учитель. Про яке з етичних почуттів совість обовязок честь гуманність милосердя гідність відповідальність тощо дав нам уявлення автор Учитель.
59715. Правила вживання м’якого знака (урок рідної мови в 10 класі) 44.5 KB
  Мета: повторити і систематизувати знання про правила вживання мякого знака; вдосконалювати правописні вміння учнів розвивати усне і писемне мовлення мислення дітей; виховувати життєву необхідність подальшого вдосконалення і розширення знань з української граматики...
59716. Працюємо над нормами керування на комунікативній основі 300 KB
  За такого підходу оволодіння мовною нормою відбувається на комунікативній основі. Слово вітати перехідне адже означає дію обовязково скеровану на обєкт: вітати кого матір учнів друга.
59717. Складання листа. Оформлення конверта (урок розвитку зв’язного мовлення в 5 класі) 220.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з ознаками офіційноділового стилю сферами його вживання правилами написання листів; формувати вміння та навички правильно визначати зміст і композицію листа добирати потрібні слова та словосполучення правильно писати адресу на конверті...
59718. на тему: Структура уроку української мови проблема структури уроку вимагає переосмислення Основною мето. 87.5 KB
  Сказане насамперед стосується таких модулів як принципи і методи навчання урок зокрема структурування уроку. Організація такого процесу значною мірою залежить від структурування уроку.
59719. Тарас Шевченко — видатний художник. Цінність його живописної спадщини (урок української літератури у 9 класі) 62.5 KB
  Обладнання: портрет Тараса Шевченка репродукції Шевченкових картин таблиці слівтермінів і дат визначних подій в житті поета малюнки учнів. Шевченка працювали над розкриттям ідейного змісту його поезій вивчали напамять його твори.