26970

Понятие и средства юридической техники

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕХНИКАсовокупность методовсредств и приемовиспользуемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации НПА для обеспечения их совершенства.Логическая структура нормы совпадает со структурой статьи НПА. 2 ОТСЫЛОЧНЫЙв статьях содержаться не все элементы правовой нормы но имеется ссылка к другим родственым статьям этого же НПАгде можножно найти недостающие элементы. 3 БЛАНКЕТНЫЙв статье НПА устанавливается только ответственность за нарушение определенных правилоднако самих правилкоторые нарушеныв ней не...

Русский

2013-08-19

8.5 KB

10 чел.

81. понятие и средства юридической техники.

ЮР.ТЕХНИКА-совокупность методов,средств и приемов,используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации НПА для обеспечения их совершенства.ЦЕЛЬ-создание качественных юр. актов,совершенных как по форме,так и по содержанию.Она играет большую роль в юр. науке и практике,а овладение ею, ее профессиональное использование позволяют создать эффективно действующее законодательство.

По своему содержанию юр. техника складывается из двух ЭЛЕМЕНТОВ:

а) ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ-способы изложения норм,система отсылок.

б) ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА-юр.конструкции,терминология.

Существуют два основных СПОСОБА ИЗЛОЖЕНИЯ юридических норм в тексте закона:

• АБСТРАКТНЫЙ — характеризуется тем, что признаки явлений, невзирая на их многообразие, подаются в обобщенном виде, выражаются абстрактными понятиями;

• КАЗУИСТИЧЕСКИЙ — характеризуется учётом индивидуальных признаков явлений, их видов, фактов; перечисляются те или иные случаи — казусы.

Абстрактный способ изложения свидетельствует о более высоком уровне юридической техники.Однако казуистический способ позволяет с большей определенностью и четкостью регулировать общественные отношения,определять точное число случаев ответственности и т.п. Абстрактный и казуистический способы изложения юридических норм дополняют друг друга в случае их правильного использования.

ПО ХАРАКТЕРУ ИЗЛОЖЕНИЯ:

1) ПРЯМОЙ-в статье издагаются все три элемента правовой нормы(гипотеза,диспозиция,санкция).Логическая структура нормы совпадает со структурой статьи НПА.

2) ОТСЫЛОЧНЫЙ-в статьях содержаться не все элементы правовой нормы, но имеется ссылка к другим родственым статьям этого же НПА,где можножно найти недостающие элементы.

3) БЛАНКЕТНЫЙ-в статье НПА устанавливается только ответственность за нарушение определенных правил,однако самих правил,которые нарушены,в ней не содержится,также отсутствует отсылка к другой статье этого же НПА.В таких статьях есть гипотеза+санкция,диспозиция только называется,но не раскрывается(например,нарушение правил вождения,повлекшее,влечет..правила вождения не раскрываются).Недостающие сведения необходимо искать самостоятельно в других НПА.

ЮР.КОНСТРУКЦИИ–специфическое построение нормативного материала,соответствующее определенному типу или виду сложившихся правоотношений,юр. фактов,их связи между собой.Таковы типические схемы составов преступлений в уголовном праве,разнообразные конструкции договоров в гражданском праве, и т.д.

Готовые типовые образцы,схемы,в которые облекается нормативный материал.Их использование облегчает формулирование юридических норм,придает нормативной регламентации общественных отношений четкость и определенность,обеспечивает,необходимую формальную определенность права.

Юридические конструкции складываются на основе опыта правотворчества (в основном кодификационного), в ходе которого отбираются наиболее целесообразные и отбрасываются устаревшие модели построения нормативного материала. Большую роль в их выработке играет правовая наука. Она не только теоретически закрепляет и осмысливает сложившиеся на практике типовые конструкции, но и ставит вопрос об их дальнейшем развитии.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ—система юридических терминов,словесных обозначений понятий,используемых при изложении содержания нормативного акта.

Она предполагает так называемую терминологическую УНИФИКАЦИЮ:

-Однозначность — употребление термина в данном законе в одном и том же смысле.

-Общепризнанность — употребление терминов известных, а не придуманных законодателем для данного закона.

-Стабильность — устойчивость терминологии, а не изменение ее с каждым новым законом.

-Доступность — простота и адекватность термина содержанию норм права.

ТРИ ВИДА ТЕРМИНОВ в текстах законов:

- ОБЩЕУПОТРЕБЛЯЕМЫЕ - термины в общепринятом смысле напр,документ, строение, природа, окружающая среда и др.;

- СПЕЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ - термины, которые  имеют смысл в области специальных знаний - техники, медицины, экономики, социологии,  биологии и т.д.

- СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ -  термины, которые имеют особый юридический смысл, например, залог, владение, перевод долга, коллективный договор.

Для единства юридической терминологии необходимо, чтобы при обозначении в нормативном тексте определенного понятия последовательно употреблялся один и тот же термин, а при обозначении разных, не совпадающих между собой понятий, использовались различные термины. Принимаемые законы должны терминологически стыковаться между собой и содержать безупречные дефиниции, единые, сквозные для всей отрасли законодательства. Неточность в применении термина может привести к неправильному пониманию правовой нормы.

лучае их правильного использования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53642. Компьютерная графика, комбинированный урок 42 KB
  Здравствуйте Отмечаю отсутствующих. Контроль знаний 10 минут Учитель: Сейчас у вас будет проверочная работа в виде теста. Все поняли задание Дети: Да Показываю презентацию дети отвечают на вопросы на каждый вопрос 1 минута Учитель: Теперь сдаем листочки. Учитель: Теперь открываем на рабочем столе документ txt вы видите 2 стихотворения.
53643. У порога и начало первой русской революции 1905-1907 гг 38 KB
  Эти события получили название первая русская революция. Что такое революция В чем она проявляется Дети понимают что им нужно узнать что же такое революция. Учитель предлагает ребятам рассказать как они понимают слово революция для более глубокого осмысления понятия а затем записать грамотное определение понятию революция. Итак ребята что нового мы узнали сегодня на уроке 1Узнали что в 19051907 гг в России произошла революция 2Опираясь на ранее изученный материл вспомнили что такое революция 3Поняли причины произошедшей...
53644. Мы рисуем осень 127.5 KB
  Тема урока: Мы рисуем осень Цель урока: создать условия для сознательного выбора учащимися применения ими выразительных средств для передачи характерных признаков разных периодов осени. Я нарисовал осень и вот что у меня получилось показывает рисунок. А я с ним не согласен я всё знаю Осенью всегда грязно холодно тоскливо всегда идёт дождь никакого настроения нет Ведь правда Учитель: В осени три месяца. Неужели они все одинаковые Осень называют капризным временем года и не случайно.
53645. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 69.08 KB
  Тема урока. Триединая цель урока: воспитание уважения к русским традициям через знакомство с символикой древних славян в ДПИ и применение знаний в практической работе Древо жизни Задачи. Формировать умение работать с бумагой технике вытынанки Тип урока: комбинированный урок Формы организации работы: Общеклассная и индивидуальная.
53646. В музеях хранятся картины. Натюрморт 37.5 KB
  Натюрморт. Сегодня мы как раз поговорим про натюрморт и выполним первые работы для вашего классного музея. Кто запомнил что такое натюрморт Это предметы объединённые одной темой. Если натюрморт чайный какие предметы будут входить в натюрморт Какие бывают натюрморты кто знает Слайд.
53647. Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Э. Хемингуэя «Кошка под дождём» 55 KB
  Структура урока Организационный момент Актуализация мотивация и целеполагание Слово учителя Беседа по тексту Итог урока Рефлексия Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала. Ход урока. Структура урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент 1 минута Приветствует учащихся рассаживает их по партам создает доброжелательную рабочую атмосферу проверяет готовность учащихся к работе и наличие у каждого ученика художественного текста.
53648. Стоимость источников заемного капитала, собственного капитала. Средневзвешенная стоимость капитала 32.5 KB
  Основными элементами заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием облигации. Стоимость такого источника финансирования как банковские ссуды зависит в первую очередь от процентной ставки по кредиту.
53649. Художественная культура Античности 340.5 KB
  Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки о древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы 1 вариант Древнеримская культура Определите соответствие между древнегреческими и древнеримскими богами их функциями Зевс Марс 1 бог любви Арес...
53650. Художественная культура Древнего Рима. Мифологические представления древних римлян 110.5 KB
  Основные понятия урока: античное искусство этруски патриотизм империя Методы: Наглядный просмотр репродукций и иллюстраций работа с карточками по мифологии словесный рассказ учителя беседа учителя и учеников письменное заполнение таблицы. Ход урока: Время Содержание урока речевая деятельность учителя и учеников Примечания по выполнению: этапы урока деятельность...