26971

Пробелы в праве и способы их восполнения

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

пробелы в праве и способы их восполнения Пробелыполное или частичное отсутствие правовой нормы в действующем законодательстве при разрешении конкретных жизненных случаевкоторые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. Условия: общественное отношениекоторое по своим признакам входит в предмет правового регулирования общественное отношение не урегулировано нормами правасоглашением сторон или обычаем делового оборота;...

Русский

2013-08-19

8.59 KB

9 чел.

82. пробелы в праве и способы их восполнения

Пробелы-полное или частичное отсутствие правовой нормы в действующем законодательстве при разрешении конкретных жизненных случаев,которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Пробелы в праве следует отличать от случаев полной неурегулированности социальной сферы, которая может быть ликвидирована лишь путем правотворческой деятельностити.

Типы  возникновения пробелов:

1) Первоначальный-обстоятельства  уже существовали,но законодатель их упустил, не охватил формулировками НПА.

2) Последующий-появление новых отношений в предмете правового регулирования в результате развития регулируемой социальной сферы,т.е. той сферы,на которую законодатель в целом распространил свою волю.

Мнимыми пробелами является преднамеренное(квалифицированное)молчание законодателя.

Наличие пробелов всегда является свидетельством несовершенства законодательства,объясняется недостатками его систематизации,доказательством отставания законодательного регулирования определенных,особенно новых отношений.В тоже время пробелы в праве объективно возможны,иногда неизбежны,потому что даже самое совершенное законодательство не в состоянии охватить все видоизменения юридической практики.

Установление пробела связано,прежде всего,с правотворчеством.В процессе правотворческой деятельности проверяется необходимость урегулирования определенных отношений,констатируется наличие пробела,вырабатывается проект нормативного акта,принимается соответствующий акт,означающий положительное и окончательное установление и устранение пробела.Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права.В случаях,когда правотворческий орган не устранил пробел-Три способа преодоления пробелов:

1. аналогия закона.Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями или предметами-это способ преодоления пробела,при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона,регулирующего сходные с рассматриваемым отношением.

Условия:

-общественное отношение,которое по своим признакам входит в предмет правового регулирования,

-общественное отношение не урегулировано нормами права,соглашением сторон или обычаем делового оборота;

-есть норма права,регулирующая сходное общественное отношение;

-отсутствует противоречие между применяемой нормой и существом отношения, подлежащего урегулированию.

2. субсидиарное применение права-это та же аналогия правовой нормы(аналогия закона),но принадлежащая к другой-родственной отрасли права.Такое возможно, например,между нормами гражданского права и семейного права.

Многие юристы не разделяют точку зрения,когда субсидиарное применение права в качестве преодоления пробела отделяют от аналогии закона и указывают,что аналогия закона не ограничена конкретной одной отраслью права, т.к. ГПК РФ, регламентирующий условия применения аналогии закона,не конкретизирует,где должна содержаться норма,регулирующая сходные отношения. Субсидиарное применение права,по их мнению,имеет место в тех случаях,когда законодатель сознательно отказывается от дублирования идентичных правовых норм в различных отраслях права.Поэтому трудно согласиться с точкой зрения, что может существовать в нормативном акте пробел,если норма права,которая должна регулировать данное общественное отношение,находится в ином нормативном акте.Приводится пример,когда в АПК и ГПК присутствует понятие "место жительства гражданина",но отсутствует определение. Определение данного термина содержит ГК "место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает"-это субсидиарное применение права при отсутствии пробела права как такового.

3. аналогия права-способ преодоления пробела,при котором правоприменительное решение принимается на основе общего смысла и духа законодательства.Аналогия права менее точный прием решения юр. дела по аналогии.

Условия:

-общественное отношение,которое по своим признакам входит в предмет правового регулирования,

-общественное отношение не урегулировано нормами права,соглашением сторон или обычаем делового оборота;

-нет нормы права,регулирующей сходное общественное отношение.

В этой ситуации правоприменитель должен в решении юр. дела исходить из общих начал и смысла законодательства.На практике это означает использование принципов-общих,межотраслевых,отраслевых,принципов институтов,которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.

Применение аналогии права при наличии аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной, будет ошибкой правоприменителя.

В уголовном и админ. праве аналогия не допускается в принципе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51600. Интегрированный урок. Чтение и немецкий язык 38.5 KB
  Чтение и немецкий язык во 2ом классе. Сегодня у нас необычный урок потому что на одном уроке будет проходить немецкий язык и чтение. lso wir wiederhojen Повторение алфавита правил чтения Чтение слов: Tier drei Junge Jn jetzt Dch Brigitte Schule Bhn Op Mnn sgen sehen Mutter essen Biene Körper Tür Hnd froh Yter schön lng gro Text Om Mädchen Tnte. Коллективное чтение учащимися стихотворения Н.
51601. Урок позакласного читання «Як сонечко, рідна матінка» 102.5 KB
  Сухомлинського виставка книг малюнків дітей на тему Моя мамаслайди на пісню Н. Оголошення теми і мети уроку Мама матуся мати яким прекрасним світлом сповнені ці слова Вимовляючи їх пригадуєш материнську усмішку лагідність її очей ніжність серця. Підгірянка Слово мама вимовля. Мама Яке б’ється для дитини Мамонька Днями і ночами Мамуся Чи є в світі що дорожче Називаю тебе я Як мама кохана Рідна ненечко моя Що трудиться для дитини До ночі від рана Гарне слово.
51602. Тварини. Охорона тварин 73 KB
  Методи і форми: групова форма роботи асоціативний кущ Компетентність: інформаційна комунікативна соціальна творча. Привітання команд Пізнайки Творча компетентність Ми пі знайки молодці Залюбки читаєм. Розминка для команд Комунікативна компетентність Найбільша тварина на землі. Інформаційна компетентність У зайців хутро посвітлішало – близько зима.
51603. Учимся жить в мире и согласии 47 KB
  Тема: Учимся жить в мире и согласии Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях как : друг дружба доброта справедливость ;активизировать словарь по этой теме; учить детей оценивать чувства и поступки сверстников в совместных ситуациях мотивировать . Оборудование: фонограмма песен Улыбка Настоящий друг эмблема кота Леопольда плакат Давайте жить дружно набор пословиц в конвертах для работы в парах законы дружбы на карточках сердечки из бумаги шкатулка. Ученики встают в круг и ...
51604. Узагальнення знань про написання ненаголошених е, и в корені слова 323.5 KB
  Узагальнення знань про написання ненаголошених е и в корені слова. Формувати вміння бачити орфограму в корені слова закріпити знання учнів про особливості перевірних слів і способах перевірки ненаголошених голосних; розвивати увагу мислення мовлення; мотивувати учнів на здоровий спосіб життя. Гра Мишка дірочку прогризла На дошці таблички з порожніми віконечками Впродовж уроку вчитель дописує пропущені букви в вирізані віконечка Діти читають слова. Будемо підбирати перевірні слова.
51605. Закріплення таблиці множення числа 2. Задачі на дві дії різного ступені. Безпека на дорозі. Причини небезпечних ситуацій на дорозі 64.5 KB
  А щоб урок пройшов не марно, треба сісти рівно й гарно. І протягом всього уроку стежити за своєю поставою. Дбати про своє здоровя. Бо у здоровому тілі - здоровий дух і будуть міцні знання.