26976

Правосознание: понятие, структура, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правосознание: понятие структура виды. ПРАВОСОЗНАНИЕсовокупность представлений и чувстввыражающих отношение людейсоциальных общностей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ. ВИДЫ правосознания по ГЛУБИНЕ ОТРАЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: А ОБЫДЕННОЕправосознание глазами обывателяориентирующегося на свой житейский опыт.

Русский

2013-08-19

7.5 KB

8 чел.

87. Правосознание: понятие, структура, виды.

ПРАВОСОЗНАНИЕ-совокупность представлений и чувств,выражающих отношение людей,социальных общностей к правовым явлениям общественной жизни.Правовая действительность отражается в правосознании в форме ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ОЦЕНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ к праву.

ОСОБЕННОСТИ

1. Носителем правосознания является ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ.

2. В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности,которые НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНЫ С ПРАВОМ.Объектами правосознания могут быть НПА и процесс их создания,реализация правовых норм в правоотношениях,правоприменительная практика,действия правоохранительных органов иТД.

3. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ.

4. Осознание правовых явлений жизни общества производится посредством ЮР.ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ (преступление,наказание,юридическая ответственность).

ФУНКЦИИ:

а) ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ-высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению правовых знаний и отдельными людьми, и обществом в целом;

б) ОЦЕНОЧНАЯ-позволяет легко оценить правовые явления,госорганы понимают какие НПА следует принять итд;

в) РЕГУЛЯТИВНАЯ-способствует выработке и распространению правомерного поведения.

СТРУКТУРА.

1. ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ-система взглядов и представлений,которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни(различные научные исследования,концепции,теории).Формируется путем более глубокого,рационального осмысления правовой действительности.

2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ-эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений-чувства,настроения,переживания,которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права.Носит первичный характер в структуре правосознания,т.к. без оценки людьми правовой действительности не может формироваться правовая идеология.Складывается стихийно и носит несистематизированный характер.Не осмыслена теоретически,не упорядочена логически.В ней ведущим элементом являются эмоции, а не понятийные формы отражения правовой действительности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ  о праве-уровень знаний конкретной личности-не специалиста.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ-личный опыт и система убеждений,опираясь на которые человек оценивает правовые явления.

СУБЪЕКТИВНАЯ ВОЛЯ ИНДИВИДА-способность человека на основании знаний и чувств принимать решение,определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

ВИДЫ правосознания по ГЛУБИНЕ ОТРАЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:

А) ОБЫДЕННОЕ-правосознание глазами обывателя,ориентирующегося на свой житейский опыт.В данном случае человек руководствуется простой логикой.Формируется стихийно.

Б) ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ(НАУЧНОЕ)правосознание-формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений,знания и закономерностей в социально-правовой сфере.Главной особенностью является то,что при отражении правовой действительности активно используется научная методология.

В) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ правосознание-правовое сознание юристов-практиков,получивших юр. образование,которое предполагает обладание систематизированными знаниями,умениями и навыками,необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта,адвоката,следователя,судьи ИТД.Характеризуется тем,что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умением и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов.Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел.

ВИДЫ правосознания в зависимости от его УРОВНЕЙ(количества субъектов):

1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ-личное отношение человека к праву,отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида.Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

2. ГРУППОВОЕ(КОЛЛЕКТИВНОЕ)-отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

3. МАССОВОЕ-правосознание обширных масс людей–классов, наций, народа.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ-отношение к праву всего общества(сумма накопленных знаний,представлений о праве за все время существования человечества).циальных общностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19321. Пропаганда против курения. Воспитательное мероприятие 35 KB
  Сценарий выступления агитбригады Пропаганда против курения. Звучит песня Учат в школе. Дети выходят парами и поют. Буквы разные писать Тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе Учат в школе Учат в школе Пред соблазном устоять Как опасность избежать ...
19322. Спорт вместо наркотиков. Воспитательное мероприятие 53 KB
  ВЕДУЩИЙ: Добрый день всем кто сегодня собрался в этом зале. Сегодня 30 ноября – Всемирная акция Спорт вместо наркотиков.Идут чередою века и тысячелетия сменяют друг друга эпохи и цивилизации. И на протяжении всех этих долгих веков человечество занято поисками модели со
19323. Безвредного табака не бывает. Воспитательное мероприятие 69 KB
  Сценарий классного часа Безвредного табака не бывает 79е классы Цель Формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека. Предварительная подготовка 1. Учащимся предлагается найти материал по заданной...
19324. В гостях у доктора Неболейкина. Воспитательное мероприятие 74.5 KB
  В гостях у доктора Неболейкина на малых олимпийских играх Действующие лица: Ведущая Доктор Неболейкин БабаЯга Дети Ведущая. Ребята сегодня мы отправляемся в страну которой нет на карте но без которой очень трудно жить. Эта страна в которой...
19325. В Новый год с Быком со здоровьем мы воздем. Воспитательное мероприятие 46.5 KB
  Игровая программа: Цели: познакомить детей с факторами положительно влияющими на здоровье; развивать внимание мышление; активизировать интерес детей к спортивнооздоровительной деятельности; формировать у учащихся ответственность за собств
19326. Восточные истории Шахрезады. Воспитательное мероприятие 50.5 KB
  Восточные истории Шахрезады. Полумрак. На заднем плане пестрые ткани закрывают сцену. На авансцену выходит Шахрезада. Шахрезада ЛизаПриветствую вас севера цветы Зимы холодной долгой темноты Метели буйной вы родные дети. Пусть сбудутся прекрасные мечты – По...
19327. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ 84.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ Развитие Вычислительной Техники ВТ обусловлено успехами в 3х областях: 1. В технологии производства как элементарной базы ВТ так и самих машин в целом. 2. В принципах организации ВМ успехи в развитии архитектуры. 3. В...
19328. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВМ 88.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВМ Характеристики: 1. Операционные ресурсы ЭВМ – это грубо говоря перечень возможностей ЭВМ. Сюда включаются: 1. Способы представления информации в ЭВМ 2. Система команд ЭВМ 3. Способы адресации Операционные ресурсы ЭВМ на
19329. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ 85.5 KB
  АК ЛЕКЦИЯ № 3. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ Принципы программного управления Принцип программного управления ППУ впервые был сформулирован Венгерским математиком и физиком Джоном фон Нейманом при участии Гольцтайна и Берца в 1946 году. ППУ включает в себя н...