26976

Правосознание: понятие, структура, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правосознание: понятие структура виды. ПРАВОСОЗНАНИЕсовокупность представлений и чувстввыражающих отношение людейсоциальных общностей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ. ВИДЫ правосознания по ГЛУБИНЕ ОТРАЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: А ОБЫДЕННОЕправосознание глазами обывателяориентирующегося на свой житейский опыт.

Русский

2013-08-19

7.5 KB

8 чел.

87. Правосознание: понятие, структура, виды.

ПРАВОСОЗНАНИЕ-совокупность представлений и чувств,выражающих отношение людей,социальных общностей к правовым явлениям общественной жизни.Правовая действительность отражается в правосознании в форме ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ОЦЕНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ к праву.

ОСОБЕННОСТИ

1. Носителем правосознания является ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ.

2. В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности,которые НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНЫ С ПРАВОМ.Объектами правосознания могут быть НПА и процесс их создания,реализация правовых норм в правоотношениях,правоприменительная практика,действия правоохранительных органов иТД.

3. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ.

4. Осознание правовых явлений жизни общества производится посредством ЮР.ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ (преступление,наказание,юридическая ответственность).

ФУНКЦИИ:

а) ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ-высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению правовых знаний и отдельными людьми, и обществом в целом;

б) ОЦЕНОЧНАЯ-позволяет легко оценить правовые явления,госорганы понимают какие НПА следует принять итд;

в) РЕГУЛЯТИВНАЯ-способствует выработке и распространению правомерного поведения.

СТРУКТУРА.

1. ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ-система взглядов и представлений,которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни(различные научные исследования,концепции,теории).Формируется путем более глубокого,рационального осмысления правовой действительности.

2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ-эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений-чувства,настроения,переживания,которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права.Носит первичный характер в структуре правосознания,т.к. без оценки людьми правовой действительности не может формироваться правовая идеология.Складывается стихийно и носит несистематизированный характер.Не осмыслена теоретически,не упорядочена логически.В ней ведущим элементом являются эмоции, а не понятийные формы отражения правовой действительности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ  о праве-уровень знаний конкретной личности-не специалиста.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ-личный опыт и система убеждений,опираясь на которые человек оценивает правовые явления.

СУБЪЕКТИВНАЯ ВОЛЯ ИНДИВИДА-способность человека на основании знаний и чувств принимать решение,определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

ВИДЫ правосознания по ГЛУБИНЕ ОТРАЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:

А) ОБЫДЕННОЕ-правосознание глазами обывателя,ориентирующегося на свой житейский опыт.В данном случае человек руководствуется простой логикой.Формируется стихийно.

Б) ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ(НАУЧНОЕ)правосознание-формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений,знания и закономерностей в социально-правовой сфере.Главной особенностью является то,что при отражении правовой действительности активно используется научная методология.

В) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ правосознание-правовое сознание юристов-практиков,получивших юр. образование,которое предполагает обладание систематизированными знаниями,умениями и навыками,необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта,адвоката,следователя,судьи ИТД.Характеризуется тем,что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умением и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов.Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел.

ВИДЫ правосознания в зависимости от его УРОВНЕЙ(количества субъектов):

1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ-личное отношение человека к праву,отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида.Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

2. ГРУППОВОЕ(КОЛЛЕКТИВНОЕ)-отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

3. МАССОВОЕ-правосознание обширных масс людей–классов, наций, народа.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ-отношение к праву всего общества(сумма накопленных знаний,представлений о праве за все время существования человечества).циальных общностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8093. Сущность понятия форма воспитания. Классификация и характеристика отдельных форм воспитания 23.18 KB
  Сущность понятия форма воспитания. Классификация и характеристика отдельных форм воспитания. Формы воспитания - способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся...
8094. Умственное воспитание учащихся. Цель, сущность, педагогические условия и средства его осуществления 23.82 KB
  Умственное воспитание учащихся. Цель, сущность, педагогические условия и средства его осуществления Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умстве...
8095. Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников 22.21 KB
  Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также...
8096. Формирование нравственной культуры личности 24.46 KB
  Формирование нравственной культуры личности Моралькак форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: воз...
8097. Гражданское воспитание школьников 23.98 KB
  Гражданское воспитание школьников Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, - правовой культуры - культуры межнациональных отноше...
8098. Формирование эстетической культуры школьников 24.76 KB
  Формирование эстетической культуры школьников Эстетическое воспитание (ЭВ)- процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в об...
8099. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников 24.82 KB
  Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и друг...
8100. Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни 25.52 KB
  Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни Физическое воспитание - это организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физи...
8101. Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива 24.61 KB
  Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива. Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательн...