26976

Правосознание: понятие, структура, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Правосознание: понятие структура виды. ПРАВОСОЗНАНИЕсовокупность представлений и чувстввыражающих отношение людейсоциальных общностей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ. ВИДЫ правосознания по ГЛУБИНЕ ОТРАЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: А ОБЫДЕННОЕправосознание глазами обывателяориентирующегося на свой житейский опыт.

Русский

2013-08-19

7.5 KB

8 чел.

87. Правосознание: понятие, структура, виды.

ПРАВОСОЗНАНИЕ-совокупность представлений и чувств,выражающих отношение людей,социальных общностей к правовым явлениям общественной жизни.Правовая действительность отражается в правосознании в форме ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ОЦЕНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ к праву.

ОСОБЕННОСТИ

1. Носителем правосознания является ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ.

2. В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности,которые НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНЫ С ПРАВОМ.Объектами правосознания могут быть НПА и процесс их создания,реализация правовых норм в правоотношениях,правоприменительная практика,действия правоохранительных органов иТД.

3. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ.

4. Осознание правовых явлений жизни общества производится посредством ЮР.ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ (преступление,наказание,юридическая ответственность).

ФУНКЦИИ:

а) ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ-высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению правовых знаний и отдельными людьми, и обществом в целом;

б) ОЦЕНОЧНАЯ-позволяет легко оценить правовые явления,госорганы понимают какие НПА следует принять итд;

в) РЕГУЛЯТИВНАЯ-способствует выработке и распространению правомерного поведения.

СТРУКТУРА.

1. ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ-система взглядов и представлений,которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни(различные научные исследования,концепции,теории).Формируется путем более глубокого,рационального осмысления правовой действительности.

2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ-эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений-чувства,настроения,переживания,которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права.Носит первичный характер в структуре правосознания,т.к. без оценки людьми правовой действительности не может формироваться правовая идеология.Складывается стихийно и носит несистематизированный характер.Не осмыслена теоретически,не упорядочена логически.В ней ведущим элементом являются эмоции, а не понятийные формы отражения правовой действительности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ  о праве-уровень знаний конкретной личности-не специалиста.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ-личный опыт и система убеждений,опираясь на которые человек оценивает правовые явления.

СУБЪЕКТИВНАЯ ВОЛЯ ИНДИВИДА-способность человека на основании знаний и чувств принимать решение,определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

ВИДЫ правосознания по ГЛУБИНЕ ОТРАЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:

А) ОБЫДЕННОЕ-правосознание глазами обывателя,ориентирующегося на свой житейский опыт.В данном случае человек руководствуется простой логикой.Формируется стихийно.

Б) ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ(НАУЧНОЕ)правосознание-формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений,знания и закономерностей в социально-правовой сфере.Главной особенностью является то,что при отражении правовой действительности активно используется научная методология.

В) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ правосознание-правовое сознание юристов-практиков,получивших юр. образование,которое предполагает обладание систематизированными знаниями,умениями и навыками,необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта,адвоката,следователя,судьи ИТД.Характеризуется тем,что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умением и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов.Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел.

ВИДЫ правосознания в зависимости от его УРОВНЕЙ(количества субъектов):

1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ-личное отношение человека к праву,отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида.Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

2. ГРУППОВОЕ(КОЛЛЕКТИВНОЕ)-отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

3. МАССОВОЕ-правосознание обширных масс людей–классов, наций, народа.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ-отношение к праву всего общества(сумма накопленных знаний,представлений о праве за все время существования человечества).циальных общностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56108. Інтерактивний підхід до словникової роботи на уроках української мови в початкових класах 56 KB
  Рекомендації щодо словникової роботи на уроках української мови в початкових класах ІІІ. Вступ Словникова робота на уроках української мови в початкових класах є однією зі складових різноманітної роботи з розвитку мовлення учнів.
56109. О, слово дзвінке озиваєшся в славі до нас ти крізь давні століття імляві. Година спілкування 223.5 KB
  Вступне слово вчителя. Подорож в слово. 1й учень: Слово школа є в усіх словянських мовах; було введено ще в давньоруській мові перший запис датується 1388р. У давньоруській мові було слово схоле від якого походить наше школа от тільки значення його у греків було іншим: спочатку затримка потім заняття у вільний час далі читання а вже пізніше лекція сучасне школа.
56110. Слухаймо Шевченкове слово 128 KB
  У центрі сцени на стіні заквітчаний і прикрашений рушником портрет Тараса Шевченка. Благословен той день і час Коли прослалась килимами Земля яку сходив Тарас Малими босими ногами Земля яку скропив Тарас Дрібними росамисльозами.
56111. Словограй. Логопедичне свято для молодших школярів 51 KB
  У змаганнях беруть участь 2 команди: Букварик і Читайлик.Про які букви ці загадочки В цім будиночку живе Весела як ведмедик буква З нею поруч – Вінні-Пух Це її найкращий друг. Упізнали букву Е Нам знайома буква ця Ніби планка на стовпцях.
56112. Счастливый случай Математическая игра в 8 классе 89 KB
  Цель: формировать умение мыслить логически быстро принимать решения правильно и четко выражать свои мысли; стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать ответственность самостоятельность коллективизм.
56114. Інтерактивна дошка SMART Board на уроках математики 1.07 MB
  До таких форм можна віднести поперше мережеве навчання подруге навчання самостійне на основі якогонебудь комплекту навчально-методичних матеріалів УМК. Активізувати увагу учнів можна вже на етапі написання теми уроку.