26981

Особенности источников права в различных правовых системах

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Особенности источников права в различных правовых системах. Источникформаправаспособы закрепления и выражения правовых норм.Черты источников права: 1.Формальная определенностьпредполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права.

Русский

2013-08-19

9.77 KB

68 чел.

42. Особенности источников права в различных правовых системах.

Источник(форма)права-способы закрепления и выражения правовых норм.Черты источников права:

1.Обязательность-означает категоричность и не отрицательность правовых установок.

2.Формальная определенность-предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права.

3.Общеизвестность-качественный признак форм права,связанный с информированием о правилах поведения,пределах их действия.

Виды источников права:правовой обычай,юридический прецедент,нормативный правовой акт,юридические доктрины и религиозные тексты.

Правовая система(семья)-совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их признаков и черт.Национально-правовые системы историческая совокупность права,юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны,отражающая ее социально-экономические, политические и культурные особенности.

1.Англо-саксонская.Англия(общее право),Канада,Австралия.ИСТОЧНИК-судебный прецедент,формируется:перед рассмотрением дела суд определяет наличие аналогии в существующей судебной практике и решает,применима ли она к данному конкретному случаю.Решение палаты лордов(высшая судебная инстанция)обязательно для всех судов Великобритании.Решения Апелляционного суда-для всех судов,кроме Палаты лордов.Решение Высшего суда-остальные суды.Далее общим правилом является применение прецедента вышестоящего суда всеми нижестоящими.Существующий прецедент может быть изменен только вышестоящей инстанцией либо актом парламента.Признание же похожести обстоятельств конкретного дела на ранее рассмотренное всецело возлагается на судью,и,если он не находит аналогии,принятым по своему усмотрению решением сам формирует прецедент.Исключение составляют случаи,урегулированные законодательством–статутным правом(формируется принятыми парламентом и другими органами власти законами и подзаконными актами).При создании прецедента возможно ссылаться на труды юристов-юридическая доктрина как вспомогательный источник.Суды общей юрисдикции рассматривают дела всех категорий,поэтому отсутствует деление права на частное и публичное,нет деления права по отраслям,нет кодификации норм права.Процессуальное право превалирует над материальным. Казуистичность источников.

2.Романо-германская(континентальная) правовая семья-страны континентальной Европы,значительная часть стран Африки,Латинская Америка,страны Востока(Япония).Римское право.ИСТОЧНИК:нормативно-правовой акт(акт правотворчества,принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права).Верховенство-письменно зафиксированные Конституции,которым должны соответствовать все остальные законодательные нормы.значительная роль отводится подзаконным актам,содержащим разъяснения правоприменения существующих законов(постановления правительства,декреты министров).Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафиксированные в законе общие принципы права.Делегированное законодательство-предоставление законодателем полномочий по урегулированию правовых отношений различным административным органам.Деление права на публичное-регулирующее отношения индивида с государством(административное,уголовное)и частное-основанное на равноправном партнерстве юридических лиц и граждан(гражданское),также смешанное-нормы публичного и частного права тесно переплетаются,в связи с усилившимся вмешательством государства в экономику (трудовое).Отсутствие обычая как самостоятельного источника права.Судебный прецедент-в рамках толкования закона.Кодификация-систематизация действующих законодательных актов.

3.Как разновидность романо-германской правовой семьи-социалистическая правовая семья(Китай,СССР,Куба,Северная Корея).Верховенство закона,кодификация основных сфер правового регулирования.Яркая особенность-классовый характер,выражение воли трудящихся.Одним из главных ИСТОЧНИКОВ становится подзаконный акт(инструкция,приказ,распоряжение),юридическая доктрина-партийная программа.Государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни.Командно-административный метод решения вопросов.Принципы регулирования:защита государственной собственности при запрете частной собственности исвободы предпринимательства,всесилие правящих коммунистических партий.Провозглашение полновластия народа,декларирование широты гражданских прав и свобод,но в реальности всей полнотой власти обладали только партийно-государственные аппараты правящих компартий.Отрицает судебный прецедент как источник права.

4.Мусульманская правовая семья-Тунис,Египет,Сирия,Марокко.право(шариат) несамостоятельно,составляющая часть религии.ИСТОЧНИКИ-религиозные тексты,обычаи, юридические доктрины(ИДЖМА):1.священная книга КОРАН-собрание наставлений Аллаха своему последователю и ученику пророку Магомету,2.СУННА–сборник традиций и образцов поведения пророка,которым следует подражать всем верующим,3.единое соглашение мусульманского общества,своего рода договорное право–ИДЖМА–восполняющее пробелы в исламском религиозном учении;записанные в иджму правовые нормы подлежат безоговорочному применению;4.суждение по аналогии–КИЙАС.пробелы заполняются обычаями,соглашениями сторон,административными регламентами.Главы и парламенты гос-в не обладают законодательными полномочиями,лишь контролируют правильность осуществления правосудия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30930. Финансы и кредит. Конспект лекций 1.74 MB
  Размер процентной ставки зависит от ряда объективных и субъективных факторов: общего состояния экономики, в том числе денежно кредитного рынка, кратковременных и долгосрочных ожиданий его динамики, вида сделки, ее валюты, срока кредита и т.д.
30931. Проектирование информационных систем (ИС) CASE средствами 638.5 KB
  Современные крупные проекты ИС характеризуются как правило следующими особенностями: сложность описания достаточно большое количество функций процессов элементов данных и сложные взаимосвязи между ними требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов; наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов подсистем имеющих свои локальные задачи и цели функционирования например традиционных приложений связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач и приложений аналитической обработки...
30932. Філософія та соціологія 410 KB
  Комунікативна повсякденна практика, навколо якої утворюється життєвий світ, забезпечується спільною грою культурного відтворення, соціальної інтеграції та соціалізації, яка в цій практиці укорінена. Життєвий світ як результат соціалізації, тобто структурованості суспільними і культурними зв’язками.
30933. Проектная деятельность на уроке английского 25.65 KB
  Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта что несомненно влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. В основе проекта лежит какаято проблема. Структурирование содержательной части проекта; 5. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту причем результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта.
30934. Основы общей теории перевода (ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ) 2.06 MB
  Перевод общественно-политической литературы на материале переводов с немецкого, английского, французского, отчасти испанского языков на русский. Основы общей теории перевода (лингвистические проблемы) на тех же материалах...
30935. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 318 KB
  ПЛАКСИНА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙС НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Учебное пособие М. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Ребенок с нарушением зрения как предмет изучения тифлопедагогики. Если общая педагогика рассматривает само понятие и развитие личности то тифлопедагогика как составная часть общей педагогики занимается рассмотрением личности имеющей нарушение зрения.
30936. Административное право. Государственное управление как объект административно-правового регулирования 1.07 MB
  В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства федеральные службы и федеральные агентства. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы федерального агентства проект положения о федеральной службе федеральном агентстве предложения о предельной штатной численности...
30937. Сельскохозяйственное производство 100.45 KB
  Рассматривая организацию производства надо иметь в виду что во всех отраслях народного хозяйства кроме сельского хозяйства процесс производства продукции связан с превращением потенциальной в кинетическую энергию в работу. Время производства сельскохозяйственной продукции определяется главным образом естественными условиями роста развития и размножения растений и животных. Несовпадение времени производства сельскохозяйственной продукции с рабочим временем приводит к сезонности сельскохозяйственного труда и необходимости во многих...
30938. Лекарственные растения 1.31 MB
  Чай из аира: 2 чайные ложки примерно 3 г мелко нарезанного очищенного от коры корневища аира заливают 1 4 л кипящей воды и настаивают примерно 15 минут. После процеживания чай нужно пить тепловатым. Сверх того чай из корневища аира используют как моющее средство против кожных сыпей и перхоти. В результате чай из корня алтея с успехом применяют при болях в желудке и кишечнике а также при поносе.