26981

Особенности источников права в различных правовых системах

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Особенности источников права в различных правовых системах. Источникформаправаспособы закрепления и выражения правовых норм.Черты источников права: 1.Формальная определенностьпредполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права.

Русский

2013-08-19

9.77 KB

53 чел.

42. Особенности источников права в различных правовых системах.

Источник(форма)права-способы закрепления и выражения правовых норм.Черты источников права:

1.Обязательность-означает категоричность и не отрицательность правовых установок.

2.Формальная определенность-предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права.

3.Общеизвестность-качественный признак форм права,связанный с информированием о правилах поведения,пределах их действия.

Виды источников права:правовой обычай,юридический прецедент,нормативный правовой акт,юридические доктрины и религиозные тексты.

Правовая система(семья)-совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их признаков и черт.Национально-правовые системы историческая совокупность права,юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны,отражающая ее социально-экономические, политические и культурные особенности.

1.Англо-саксонская.Англия(общее право),Канада,Австралия.ИСТОЧНИК-судебный прецедент,формируется:перед рассмотрением дела суд определяет наличие аналогии в существующей судебной практике и решает,применима ли она к данному конкретному случаю.Решение палаты лордов(высшая судебная инстанция)обязательно для всех судов Великобритании.Решения Апелляционного суда-для всех судов,кроме Палаты лордов.Решение Высшего суда-остальные суды.Далее общим правилом является применение прецедента вышестоящего суда всеми нижестоящими.Существующий прецедент может быть изменен только вышестоящей инстанцией либо актом парламента.Признание же похожести обстоятельств конкретного дела на ранее рассмотренное всецело возлагается на судью,и,если он не находит аналогии,принятым по своему усмотрению решением сам формирует прецедент.Исключение составляют случаи,урегулированные законодательством–статутным правом(формируется принятыми парламентом и другими органами власти законами и подзаконными актами).При создании прецедента возможно ссылаться на труды юристов-юридическая доктрина как вспомогательный источник.Суды общей юрисдикции рассматривают дела всех категорий,поэтому отсутствует деление права на частное и публичное,нет деления права по отраслям,нет кодификации норм права.Процессуальное право превалирует над материальным. Казуистичность источников.

2.Романо-германская(континентальная) правовая семья-страны континентальной Европы,значительная часть стран Африки,Латинская Америка,страны Востока(Япония).Римское право.ИСТОЧНИК:нормативно-правовой акт(акт правотворчества,принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права).Верховенство-письменно зафиксированные Конституции,которым должны соответствовать все остальные законодательные нормы.значительная роль отводится подзаконным актам,содержащим разъяснения правоприменения существующих законов(постановления правительства,декреты министров).Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафиксированные в законе общие принципы права.Делегированное законодательство-предоставление законодателем полномочий по урегулированию правовых отношений различным административным органам.Деление права на публичное-регулирующее отношения индивида с государством(административное,уголовное)и частное-основанное на равноправном партнерстве юридических лиц и граждан(гражданское),также смешанное-нормы публичного и частного права тесно переплетаются,в связи с усилившимся вмешательством государства в экономику (трудовое).Отсутствие обычая как самостоятельного источника права.Судебный прецедент-в рамках толкования закона.Кодификация-систематизация действующих законодательных актов.

3.Как разновидность романо-германской правовой семьи-социалистическая правовая семья(Китай,СССР,Куба,Северная Корея).Верховенство закона,кодификация основных сфер правового регулирования.Яркая особенность-классовый характер,выражение воли трудящихся.Одним из главных ИСТОЧНИКОВ становится подзаконный акт(инструкция,приказ,распоряжение),юридическая доктрина-партийная программа.Государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни.Командно-административный метод решения вопросов.Принципы регулирования:защита государственной собственности при запрете частной собственности исвободы предпринимательства,всесилие правящих коммунистических партий.Провозглашение полновластия народа,декларирование широты гражданских прав и свобод,но в реальности всей полнотой власти обладали только партийно-государственные аппараты правящих компартий.Отрицает судебный прецедент как источник права.

4.Мусульманская правовая семья-Тунис,Египет,Сирия,Марокко.право(шариат) несамостоятельно,составляющая часть религии.ИСТОЧНИКИ-религиозные тексты,обычаи, юридические доктрины(ИДЖМА):1.священная книга КОРАН-собрание наставлений Аллаха своему последователю и ученику пророку Магомету,2.СУННА–сборник традиций и образцов поведения пророка,которым следует подражать всем верующим,3.единое соглашение мусульманского общества,своего рода договорное право–ИДЖМА–восполняющее пробелы в исламском религиозном учении;записанные в иджму правовые нормы подлежат безоговорочному применению;4.суждение по аналогии–КИЙАС.пробелы заполняются обычаями,соглашениями сторон,административными регламентами.Главы и парламенты гос-в не обладают законодательными полномочиями,лишь контролируют правильность осуществления правосудия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10333. Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, ее мировоззрения, формирование личностного смысла научных и этических знаний 36.5 KB
  Философские психологические и педагогические проблемы духовного развития личности ее мировоззрения формирование личностного смысла научных и этических знаний. Ступени духовного роста человека. Духовное развитие личности ребенка в учебновоспитательном процессе в
10334. Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи, содержание, методы нравственного воспитания в современных условиях 37 KB
  Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи содержание методы нравственного воспитания в современных условиях. Моральные чувства их характеристика. Нравственное воспитание формирование системы моральнонравственных норм установ
10335. Трудовое воспитание, задачи, содержание и методы. Ушинский, Макаренко о роли труда в развитии личности. Профессиональное самоопределение 64.5 KB
  Трудовое воспитание задачи содержание и методы. Ушинский Макаренко о роли труда в развитии личности. Профессиональное самоопределение. Отечественные и зарубежные теории профессионального самоопределения Д. Сьюпер Э. Гинзберг Е.А. Климов И.С. Кон. Проф. ориентация и эк...
10336. Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи, содержание, методы и формы ФВ в современной школе 36.5 KB
  Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи содержание методы и формы ФВ в современной школе. Учет индивидуальнотипологических особенностей субъектов образовательного процесса в экологически неблагополучных регионах. Здоровьесберегающие технолог...
10337. Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе 52 KB
  Эмоциональноволевая сфера личности. Задачи содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств вкусов понятий идеалов; формирование умений навыков воплощения прекрасного в жизнь. Эмоциональные процессы – пси
10338. Воспитательная система: сущность, структура, функции, динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы 42 KB
  Воспитательная система: сущность структура функции динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Отечественные и зарубежные воспитательные системы В.А. Караковский А.А. Захаренко Р. Штайнер М. Монтессори. Проектирование психологически ко
10339. Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи 60.5 KB
  Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи. Психологическая характеристика стилей семейного воспитания. Модели семьи. Содержание формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом про...
10340. Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы гуманизации обучения и воспитания 60 KB
  Целостный педагогический процесс его структура закономерности и принципы. Психологопедагогические основы гуманизации обучения и воспитания. Развитие субъектности школьника его ценностносмысловой сферы в ЦПП. Целостный педагогический процесс ЦПП – это специальн
10341. Дидактика как теория образования и обучения, ее современные проблемы. Психология обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) 73 KB
  Дидактика как теория образования и обучения ее современные проблемы. Психология обучения В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин. Соотношение психологии обучения и дидактики. Когнитивная сфера личности как основа процесса обучения. Проблема соотношения обучения и развития в истори