2699

Золотой век российской науки и другие воспитательные мероприятия по физике

Конспект урока

Физика

Устный журнал, посвященный истокам русской науки. Журнал включает в себя 3 блока: информационный, дискуссионный, игровой. Ведущими информационного блока выступают дети, исполняющие роли журналистов. Дискуссионный блок проводит классный руковод...

Русский

2013-01-06

434 KB

49 чел.

Устный журнал, посвященный истокам русской науки. Журнал включает в себя 3 блока: информационный, дискуссионный, игровой.

Ведущими информационного блока выступают дети, исполняющие роли журналистов. Дискуссионный блок проводит классный  руководитель в форме интерактивной беседы.  Игровой блок (викторина) проводится, если остается время после дискуссии.

Цели:  расширить представление детей об истории науки и техники; способствовать формированию положительной нравственной оценки деятельности во имя науки, прогресса; воспитывать уважительное отношение к людям умственного труда; способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ; побуждать к участию в кружках технического творчества, к овладению техническими навыками.

Подготовительная работа: выбрать творческую группу (редколлегию), которая подготовит устный журнал.

План классного часа:

  1.  Вступительная мотивационная беседа.
  2.  Устный журнал «Истоки»:
  3.  Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1.  Вступительная мотивационная беседа

Классный руководитель. 

Ребята, поднимите руку, кто хотел бы стать инженером, изобретателем, ученым.

(Дети поднимают руки)

Как мы видим таких в классе совсем немного. Сейчас престижно быть коммерсантом, юристом, бизнесменом. А между тем совсем недавно в нашей стране было престижно быть физиками и вообще учеными. Некоторые дотошные исследователи утверждают, что половина всех открытий была сделана в нашей стране. Но вот воспользоваться плодами всех открытий наших ученых мы, к сожалению, не сумели, приходилось ли вам слышать такое выражение: «утечка умов»?

(Дети отвечают)

Классный руководитель: 

Как вы его понимаете: чьи же это умы и куда они утекают?

(Ответы учеников)

Да,  вопрос этот непростой и чтобы его обсуждать, нужно владеть определенной информацией. Думаю, что с помощью информации, полученной в ходе сегодняшнего классного часа, мы сможем дать более четкие ответы на поставленные вопросы. Классный час посвящен истокам науки и он пройдет в форме устного журнала, выпуск которого подготовила группа журналистов из нашего класса. Передаю слово главному редактору Барашкиной Лиле.

  1.  Устный журнал «Истоки»

Барашкина Лиля. 

Здравствуйте, уважаемые слушатели. Предлагаем вашему вниманию специальный выпуск научно-популярного журнала «Истоки». Сегодня он посвящен нобелевским лауреатам в области физики. В журнале есть такие разделы – рубрики: «Новости», «Зарисовки», «Зарубежные заметки», «Дискуссионный клуб» и даже «Адреналин», где вас ждет захватывающее соревнование на право носить звание «Способный к науке» или «Способный к открытию». Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера:

  •  Золотой век российской науки
    •  Нобелевские лауреаты из России и СССР.
    •  Русская сенсация
    •  Загадки без отгадок
    •  Дискуссионный клуб
    •  Изобретатель
    •  Адреналин

Итак, открываем первую страницу журнала. «Золотой век российской науки» - так называется передовая статья, которую подготовила Журавлева Вика.

Журавлева Вика. 

20 век можно смело называть веком российской науки. В самом начале века на научном небосклоне России сияли такие звезды, как Менделеев, Циолковский, Павлов, Мечников, Бехтерев, Жуковский. Затем эстафету научных открытий подхватили Королев, Туполев, Курчатов, Сахаров, Келдыш, Ландау и другие. Они вывели российскую науку в число мировых лидеров.

Парашют и противогаз, радио и телевидение, телеграф, авиацию и космонавтику, Периодическую систему химических элементов, фотосинтез, лазеры, синтетический каучук, электросварку, витамины, наркоз, высокооктановый бензин, танкеры, трактора, танки, нефтепроводы, паровозы, лучшие в мире подводные лодки, компьютерные томографы, систему трехфазного тока – все это придумали российские ученые. В 20 веке были удостоены Нобелевской премии 12 физиков: Черенков, Тамм, Франк, Ландау, Прохоров, Капица, Прохоров, Алферов, Гинзбург, Абрикосов, Новоселов, Гейм.

К сожалению, некоторые ученые оказались на Западе. Своими идеями и открытиями они обогатили другие страны. Сейчас в России ученым живется нелегко, но многие из них не изменяют своему призванию, продолжают делать открытия, служить своему народу.

Барашкина Лиля. 

Российские ученые 20 века продолжали научные традиции, заложенные учеными прошлого. О тех, кто стоял на пороге двух веков, рассказывают Илясова Света и Вдовина Света. Их зарисовки называются «Нобелевские лауреаты из России и СССР. Действующие лица»

Илясова Света.

Нобелевские премии присуждаются согласно завещанию А.Нобеля, составленному 27 ноября 1895 и предусматривавшему выделение капитала на присуждение премий по пяти направлениям: физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в дело мира во всем мире (с 1969 по инициативе Шведского банка присуждаются также премии по экономике). Для этой цели в 1900 был создан Фонд Нобеля - частная, независимая, неправительственная организация с начальным капиталом 31 млн. шведских крон.

Вдовина Света.

Первые премии были присуждены 10 декабря 1901. Среди лауреатов Нобелевской премии россиян (россиян, советских граждан) непропорционально мало, значительно меньше, чем представители США, Великобритании, Франции или Германии. Впрочем, учитывая гражданство на момент получения премии, некоторые из этих нобелевских лауреатов могут также рассматриваться как представители других держав.

Илясова Света.

В 1958 году советские физики Павел Черенков, Илья Франк и Игорь Тамм получили премию "за открытие и исследование эффекта Вавилова—Черенкова" — свечение жидкостей под воздействием гамма-излучения. 

Вдовина Света.

В 1962 году Лев Ландау был награжден Нобелевской премией "за пионерские работы в области теории конденсированных сред, в особенности жидкого гелия". Он объяснил сверхтекучесть жидкого гелия, используя принципиально новый математический аппарат. 

Илясова Света.

В 1964 году Николай Басов, Александр Прохоров и американский ученый Чарльз Хард Таунс удостоились награды "за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе". 

Вдовина Света.

В 1978 году "за базовые исследования и открытия в физике низких температур" Нобелевскую премию получил Петр Капица. 

Илясова Света.

В 2000 году российский физик Жорес Алферов и его немецкий коллега Герберт Кремер награждены "за базовые работы в области информационных и коммуникационных технологий", в частности, за разработку полупроводниковых гетероструктур, применяемых в высокоскоростной и оптоэлектронике. 

Вдовина Света.

В 2003 году Алексей Абрикосов и Виталий Гинзбург вместе с британцем Энтони Леггеттом получили премию "за новаторский вклад в теории сверхпроводимости и сверхтекучести". 

Барашкина Лиля. 

А теперь сенсация: успехи русских ученых за границей. Заметки из-за рубежа подготовила Гартман Кристина

Гартман Кристина.

2010 год….

Нобелевская премия по физике присуждена ученым из России. В Стокгольме объявлены лауреаты Нобелевской премии в номинации "физика". Ими стали Константин Новоселов и Андрей Гейм за свои работы по созданию графена. Сумма премии составляет 10 миллионов шведских крон (чуть больше одного миллиона евро). Церемония вручения награды пройдет в Стокгольме 10 декабря.

Графен - это моноатомный слой углерода, представляющий собой лист из одного слоя атомов этого элемента. Этот материал обладает большим количеством уникальных свойств. В частности, графен считается самым прочным материалом на Земле. Кроме того, он проводит электрический ток и при этом практически прозрачен. Последнее свойство делает графен удачным материалом для создания, например, сенсорных дисплеев. Кроме того, предполагается, что графен найдет широкое применение в электронике.

Пока специалисты не создали достаточно эффективного способа, позволяющего получать листы графена значительной площади, однако в последнее время в этом направлении было несколько заметных прорывов.

Константин Новоселов и Андрей Гейм в настоящее время работают в университете Манчестера. В 2000 году Гейм стал лауреатом Шнобелевской премии - шуточного аналога Нобелевской, присуждаемого за исследования, которые "невозможно и не нужно повторять". Гейм и его коллега Майкл Берри удостоились премии за эксперименты по использованию магнитов для поддержания лягушек в состоянии левитации.

Загадки без отгадок.

Барашкина Лиля.

Новость, которую вам сообщат Сопова Алена, Старкова Ирина, имеет отношение к прошлому, и к настоящему российской и всей мировой науки. Потому что речь пойдет о загадках, которые наука пока не может разгадать.

Сопова Алена.

Есть такой всемирно известный журнал «Science» - в переводе на русский «Наука». Этому журналу исполняется 125 лет. К своему юбилею журнал напечатал список величайших загадок, которые стоят перед современной наукой. Из всех этих загадок редакторы выделили 25 самых главных. Это проблемы, которые волнуют все человечество и могут быть решены в течении ближайших 25 лет. Итак, список величайших научных загадок по версии журнала «Science».

Старкова Ирина.

Первой в списке значится тайна, волновавшая человечество с древнейших времен: строение Вселенной и материи. Больше всего ученых волнует тайна темной материи и темной энергии, из которых состоит 95% всего сущего. Может быть, ученые никогда не узнают ответа на этот вопрос, но в процессе поисков люди смогут больше узнать о природе. Вторая загадка – природа сознания, мышления – это тоже тайна. Дальше идут такие проблемы:

Сопова Алена.

На сколько можно увеличить продолжительность жизни человека

Старкова Ирина.

Что происходит в недрах Земли?

Сопова Алена.

Существуют ли во Вселенной братья по разуму?

Старкова Ирина.

Когда и где зародилась земная жизнь?

Сопова Алена.

Разнообразие видов: почему в одних местах обитают сотни животных и растений, а в других – единицы?

Старкова Ирина.

Можно ли создать вакцину от СПИДа?

Сопова Алена.

Чем грозит глобальное потепление?

Старкова Ирина.

Чем человечество заменит нефть?

Сопова Алена.

Рост населения Земли и ограниченность ресурсов: как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету?

Сопова Алена.

Великие загадки всегда были лучшим стимулом для новых открытий. Они подталкивали ученых к поиску решений.

Старкова Ирина.

А от себя мы могли бы добавить к этому списку еще одну загадку без отгадки. Например, никто в мире не знает, что такое нефть. Эту загадку будут разгадывать уже новые поколения ученых. Может быть, кто из вас и найдет отгадку.

Почему из страны утекают умы?

Барашкина Лиля.

А теперь добро пожаловать в дискуссионный клуб. Нам кажется, что с помощью нашего журнала вы получили достаточно информации, чтобы обсудить вопрос: почему из страны «утекают умы? Ведет дискуссию классный руководитель Лилия Фаритовна.

Классный руководитель.

Действительно, умы – это наши ученые, инженеры, изобретатели. Но почему же они утекают за границу?

(Ответы детей.)

Подумайте, хорошо или плохо это для нас, что ученые уезжают из России?

(Ответы детей.)

А теперь так и напрашивается вопрос: «Если бы президентом был я…» что бы я сделал, чтобы удержать наши умы на Родине?

(Ответы детей.)

Спасибо за предложения, спасибо всем, кто решил высказаться по очень важной и большой проблеме. Пусть сегодня мы не нашли решения, да и мало что зависит от нас. Но очень скоро вы вырастите и именно ваши решения и поступки будут влиять на жизнь в стране.

Акмаева Лилия.

У нас осталась еще одна рубрика Избретатель

Что такое изобретение?

Совершенно очевидно, - и с этим никто не станет спорить, - что важнейшая черта настоящего изобретения, отличающая его от других технических выдумок, это новизна. Только та техническая выдумка, которая нова и никому еще не приходила в голову, может считаться изобретением.

Изобретения создаются силой человеческой фантазии, человеческого воображения. Без уменья мечтать, фантазировать нельзя было бы создать ничего из того, что создали люди в технике.

Классный руководитель.

Среди нас есть тоже будущие изобретатели Кулибины, которые хотят поделится своими достижениями.

(Выступление Белогурского Паши)

Как вы думаете какие из этих слов можно применить к слову изобретение

«Открытие» «Мир» «Человек» «Красота» «Душа» «Крылья» «Полет» «Фантазия» «Поиск» «Добро» «Творчество» «Рост» «Понимание» «Природа» «Воодушевление» «Книга» «Шаг» «Радость»  

Игра: разбиться на группы и составить формулу успеха

Возможные буквенные обозначения для формулы:

Г – гены, наследственность, интеллектуальный природный потенциал;

С – благоприятная социальная среда, семейное воспитание, материальные возможности;

Ш – шанс, счастливое стечение обстоятельств; встреча с людьми, оказавшими помощь;

Ц – четкое определение жизненной цели;

УТ – упорство и трудолюбие.

Подведение итогов.

На классном часе мы затронули темы, которые как будто далеки от нас. Считаете ли вы полезной для вас информацию об истоках российской науки, ее золотом веке? Волнуют ли вас затронутые вопросы? Или вы почувствовали себя простым потребителем информации?


«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

СВОЯ ИГРА»

Внеклассное мероприятие по физике "Своя игра" (7-9 классы)

Цель: содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а так же выделять главное и уметь ориентироваться в потоке научной информации.

Форма: интеллектуальные состязания.

Оформление и оборудование: плакаты: «Изучая физику, познаешь природу, познаешь себя...»

Оборудование: проектор, ПК.

ХОД ИГРЫ

В игре могут участвовать две и более команд. Проводится конкурс капитанов. По результатам предоставляется слово командам. Участники выбирают тему и вопрос соответствующей стоимости:500, 400, 300, 200, 100. Если участники неверно отвечают на данный вопрос, то играет следующая команда. Для определения победителей подсчитывают общее количество баллов.

Задание для капитанов: написать единицу измерения силы через основные единицы системы СИ.

1. Физика в живой природе

100 – При выходе из воды животные встряхиваются. Какой закон физики используется ими при этом?

Ответ: Закон инерции.

200 – Какая рыба плавает в воде значительно быстрее многих других рыб? (Речная рыба).

Ответ: Щука.

300 – Какое из деревьев находится в более устойчивом положении ель или сосна.

Ответ: Сосна

400 – Чему равно давление крови у человека в мм. рт. ст.

Ответ: Максимальное кровяное давление равно 100–120 мм рт. ст., минимальное 60–80 мм рт. ст.

500 – Какое животное лошадь или корова легче перемещаются по болотистым и топким местам.

Ответ: Корова.

Подсказка. Корова – парнокопытное животное,Лошадь – однокопытное животное.

2. Теплота и молекулярная физика

100 – Если одинаковые массы горячей и холодной воды поставить на мороз, или поместить их в морозилку холодильника, то какая вода замерзнет быстрее?

Ответ: Горячая.

200 – Чем посыпают лед в ледниках и мороженицах?

Ответ: Соль. Лед, снег начинают таять, образуя воду, в которой растворяется соль, в дальнейшем теплота плавления заимствуется у раствора. Образовавшаяся смесь остается жидкой, пока не будет достигнута температура её затвердевания (у снега и поваренной соли) взятой в отношении 2 : 1 температура затвердевания равна – 20.

300 – Холодно ли в космосе? Представьте, что вы покинули корабль и в открытый космос взяли термометр. Что он покажет?

Ответ: Там нет температуры. Температура характеризует состояние вещества, а вещества в космосе практически нет. Сначала будет показывать ту же температуру, а затем начнёт нагреваться.

400 – При постройке бетонных дорог производят искусственные разрывы бетонного покрытия. Зачем нужны эти разрывы?

Ответ: Чтобы избежать порчи дорог в результаты теплового расширения.

500 – Можно ли в воде расплавить олово?

Ответ: Да, если увеличить внешнее давление.

3.  Электричество

100 – Что безопаснее во время грозы: лечь на землю, стоять, присесть на корточки?

Ответ: Присесть на корточки: так голова будет достаточно низко, и площадь контакта с землёй минимально снижается и максимально возможная разность потенциалов между контактами; ток, идущий через тело человека, будет минимальным.

200 – Если провод высоко напряжения оборвался и упал на землю, то по земле во все стороны от места падения распространяется ток большой величины. Когда человек находится в безопасности, будучи недалеко от места падения провода: когда земля сухая или когда она мокрая?

Ответ: Влажная.

300 – Где чаще перегорают лампочки в квартире или подъезде?

Ответ: В подъезде.

400 – В электрическом чайнике две спирали. В каком случае он закипит быстрее: при параллельном или последовательном соединении спирали?

Ответ: При параллельном соединении.

500 – Из чего изготавливают нагревательные элементы электроплиток, утюгов и других металлов или из полупроводниковых материалов?

Ответ: Из металлов. В металлическом нагревательном элементе тепловой пробой не развивается, так как нагрев элемента приводит к росту его сопротивления, что ограничивает выделяющуюся в элементе мощность.

4.  Космос

100 – В каком году в околоземном космическом пространстве появилось первое искусственное тело, созданное землянами – спутник №1.

Ответ: 1957.

200 – Как назывался космический корабль, на котором совершил орбитальный полёт первый космонавт СССР Ю.А.Гагарин?

Ответ: «Восток».

300 – Чему равна Первая космическая скорость, которая необходима космическому кораблю, чтобы выйти на околоземную круговую орбиту?

Ответ: 7,9 км/с; 7,9х 103 м/с.

400 – Какая планета Солнечной системы имеет, самую большую плотность – 5,52г/с3

Ответ: Земля.

500 – Какое название учёные дали открытому в 1967 году космическому объекту, который является источником импульсивного радиоизлучения?

Ответ: Пульсар.

5. Физика в загадках

100 – Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет?

Ответ: Туча.

200 – Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить.

Ответ: Тень.

300 – И языка нет, а правду скажет.

Ответ: Зеркало.

400 – Без крыльев, без тела за тысячу вёрст прилетели.

Ответ: Радиоволны.

500 – Посреди поля серебряные зёрна.

Ответ: Роса.

6. Физические величины

100 – Мера количества и энергии, мера инертности, мера гравитационного взаимодействия.

Ответ: Масса.

200 – Мера скорости, с которой происходят какие – либо изменения, или мера скорости и развития событий.

Ответ: Время.

300 – Векторная физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тела с другими телами, в результате которого тело приобретает ускорение (или изменяет свою форму и размеры).

Ответ: Сила.

400 – Количественная мера измерения внутренней энергии при теплообмене.

Ответ: Количество теплоты.

500 – Суммарная сила упругости тела, действующая при наличии силы тяжести на все связи (опору, подвес).

Ответ: Все тела.

7. Законы физики

100 – Чей это закон? Q = I2 Rt

Ответ: Закон Джоуля – Ленца.

200 – Какой закон называют IV законом Ньютона?

Ответ: ЗВТ

300 – Назвать закон, который сформулировал Майер в своей работе «Органическое движение» и его связи с обменом веществ. «В системе при всех химических и физических процессах данная сила остаётся постоянной величиной».

Ответ: Закон сохранения энергии.

400 – Этот закон назван в честь учёного, который его формулирует так: Изменение количества движения, пропорционально приложенной движущей силе, и происходит по направлению прямой по которой, эта сила действует.

Ответ: II закон Ньютона.

500 – Активностью радиоактивного препарата называется тело распадов за единицу времени.

Ответ: Закон радиоактивного распада. Открыл Резерфорд и Содди в 1902 году.

8.   Учёные

100 – Английский ботаник, вошедший в историю физики.

Ответ: Броун.

200 – Кто сформулировал законы плавания тел?

Ответ: Архимед.

300 – Кто первым открыл I закон Ньютона?

Ответ: Г.Галилей.

400 – О нём Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли, с необыкновенной силой памяти. Он объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью, сей души. Историк, механик, химик, художник стихотворец – он всё испытал.

Ответ: Ломоносов.

500 – Кто при помощи маятника доказал вращение Земли вокруг оси.

Ответ: Фуко – французский физик в 1852 году.

9. Слова... слова...

100 – Как в переводе с греческого звучит «электрон»?

Ответ: Янтарь.

200 – Масса одного м3 вещества.

Ответ: Плотность.

300 – «Количество материи есть мера таковой, устанавливаемая плотности и объёму её». О какой физической величине говорил Ньютон?

Ответ: Масса.

400 – Ломоносов писал: «Восприняв теплоту тела, или превращаются в нечувствительные частицы и рассеиваются по воздуху или превращаются в пепел или плавятся». Что он написал под словами нечувствительные частицы?

Ответ: Молекулы и атомы.

500 – Никола Карно писал: «Природа дала нам возможность всегда и везде получать теплоту и сопровождающую её движущую силу развивать эту силу и приспособлять её для наших нужд – цель тепловых машин». Что понимается под словами движущая сила?

Ответ: Работа.

«Своя игра» по физике (10 класс)

. Играют 3 команды. Игра проводится в два раунда, в каждом разыгрываются 30 вопросов по 6-и темам (5 вопросов по теме) “стоимостью” от 10 до 50 баллов в первом раунде и от 20 до 100 баллов во втором. “Стартовый капитал” команд – 100 баллов. За правильный ответ счёт команды увеличивается на “стоимость” вопроса, за неправильный это сумма вычитается. На последний вопрос отвечают (письменно) все команды, предварительно, после сообщения темы вопроса, сделав “ставки” в пределах того количества баллов, которое было набрано командой за игру. Перед игрой на доске надо начертить таблицу 6 на 6 с заголовками тем и баллами за вопросы, которые нужно стирать после выбора вопроса.

Первый раунд

Жидкости и газы. 10.Что означает слово “газ”? 20. Какого цвета водяной пар? 30. Где на реке в половодье собираются брёвна – в середине или у берега? 40. Какой водой легче тушить огонь – горячей или холодной? 50. Что тяжелее – тонна дерева или тонна железа?

Теплота. 10. Греет ли шуба? 20. Можно ли вскипятить воду снегом? 30. Существует ли холодный кипяток? 40. Бывает ли горячий лёд? 50. Как быстрее охладить предмет – положив его на лёд или лёд на него?

Свет. 10. Почему днём небо голубое? 20. Почему Солнце на закате красное? 30. Почему снег белый? 40. Почему блестят начищенные ботинки? 50. Можно ли увидеть световые лучи?

Физика в животном мире. 10. Приведите примеры использования реактивных двигателей в живой природе. 20. Назовите животных, которые “вооружены электричеством”. 30. Приведите примеры эхолокации в животном мире. 40. Для чего заяц косой? 50. Кого можно назвать животными-парашютами?

Имена нарицательные. 10. Фамилией какого учёного мы называем единицу давления? 20. Чьё имя носит единица напряжения? 30. Какого французского учёного мы вспоминаем, когда говорим о силе тока? 40. В честь какого учёного названа единица силы? 50. Именем какого великого физика названа единица энергии?

История физики. 10. Какой из законов был открыт раньше – Ома или Паскаля? 20. В каком веке жил Архимед? 30. Какой из диодов изобретён раньше – вакуумный или полупроводниковый? 40. В каком веке Ом сформулировал свой закон? 50. В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?

Второй раунд

Электричество. 20. Что означает слово “электрон”? 40. Почему не погибают птицы, сидящие на проводах? 60. Чем создаётся электрическое поле? 80. Что необходимо для существования электрического тока? 100. Что такое плазма?

Звук. 20. Чему равна скорость звука в вакууме? 40. Почему шумит раковина, прижатая к уху? 60. Существуют ли звуки, которые нельзя услышать? 80. Может ли пуля сразить солдата, если он уже услышал звук выстрела? 100. Чему равна скорость звука в воде?

Магнетизм. 20. Существуют ли в природе отдельные магнитные заряды? 40. Каково происхождение слова “магнит”? 60. С помощью чего можно обнаружить магнитное поле? 80. Как устроен простейший электромагнит? 100. Что является источником магнитного поля?

Чьим именем назван закон? 20. “Действие равно противодействию”. 40. Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. 60. О взаимодействии электрических зарядов. 80. О передаче давления в любую точку жидкости или газа. 100. О выделяемом в цепи количестве теплоты

Физика и география. 20. Какой прибор был назван в честь города Лейден? 40. Какой эксперимент вспоминается сразу, когда называют город Магдебург? 60. Откуда выгоднее запускать космические корабли – с полюса или с экватора? 80. Где на Земле компас показывает на север двумя концами? 100. Названия каких химических элементов имеют географическое происхождение?

Чьи это слова? 20. Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю. 40. Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. 60. А всё-таки она вертится! 80. Пусть будет атом рабочим, а не солдатом! 100. Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдать только своей Родине.

Тема: История слов. 
Вопрос: Что означает слово “физика” в переводе с греческого?

«Своя игра» (11 класс)

Неделя физики. 11-й класс. Занятие в форме ТВ-игры

Цель игры: показать, что физика связана со многими школьными предметами.

Оборудование: графопроектор, диапроектор, слайды из «Иллюстрированной астрономии».

Подготовка. От ребят требуется серьёзная подготовка по физике, её истории, астрономии, математике и литературе.

Подобные же схемы находятся на столах игроков. Правила игры те же, что и в ТВ-игре: 3 тура и финал.

1-й тур

  •  Физика и астрономия

100 Сколько планет в Солнечной системе?

200 Названия спутников этой планеты переводятся, как «страх» и «ужас». О какой планете идёт речь?

300 Как в астрономии называется расстояние от Земли до Солнца?

400 Кто изобрёл телескоп?

500 В основу какого метода исследования положено свойство отражения электромагнитных волн от проводящей поверхности планет Солнечной системы?

  •  О великих физиках

100 С его фамилией связывается название силы, с которой магнитное поле действует на движущуюся заряженную частицу.

200 Он экспериментально доказал существование электромагнитных волн.

300 В 1821 г. учёный записал в своём дневнике: «Превратить магнетизм в электричество». Через 10 лет эта задача была им решена.

400 С его именем связаны установление первой в мире телеграфной связи между Америкой и Европой и абсолютная школа температур.

500 Известный врач, физик, астроном, механик, металлург, египтолог, физиолог, полиглот,  способный гимнаст.

  •  Мир физических единиц

100 Единица оптической силы линзы.

200 Самое короткое наименование физической единицы.

300 Какова единица относительной молекулярной массы?

400 Наибольшая кратная приставка в системе СИ.

500 Метр, килограмм, ампер, кельвин, моль, кандела образуют международную систему единиц. Какая единица не упомянута?

  •  Физические явления

100 Упорядоченное движение заряженных частиц.

200 Изменение направления распространения света при переходе из одной среды в другую.

300 Явление возникновения электрического тока в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного поля, пронизывающего контур.

400 Явление сохранения скорости движения тела при отсутствии внешних воздействий.

500 Явление разделения разноимённых зарядов в проводнике, помещённом в электростатическое поле.

2-й тур

  •  Физика и литература

100 И.Гёте: «Утверждение Ньютона – чудовищное предположение. Да и как это может быть, чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет – белый – оказался смесью цветных лучей?» О каком явлении идёт речь?

200 Данте: «Как от воды иль зеркала углом отходит луч в противном направлении,//Причём с паденьем сходствует подъём». О каком явлении идёт речь?

300 «Молюсь оконному лучу://он бледен, тонок, прям». Кому принадлежат строки?

400 С.Я.Маршак: «Горит, как хвост павлиний,/ /Каких цветов в нём нет!//Лиловый, красный, синий,//Зелёный, жёлтый цвет.//Огнями на просторе//Играет лёгкий шар.//То в нём синеет море,//То  в нём горит пожар.//В нём столько блеску было,//Была такая спесь,//А он – воды и         мыла//Раздувшаяся смесь». По какому закону мыльный пузырь – шар?

500 М.В.Ломоносов: «Что зыблет ясный ночью луч?// Что тонкий пламень в твердь разит?// Как молния без грозных туч//Стремится от земли в              зенит?//Как может быть, чтоб мёрзлый пар//Среди зимы рождал пожар?» О каком явлении идёт речь?

  •  Великие открытия

100 Но если бы сам учёный расценивал историю с яблоком как счастливую случайность, нежданно-негаданно натолкнувшую его на выдающееся открытие, если бы он так к этому относился, разве стал бы он ждать двадцать лет, чтобы сообщить миру об этой находке? Какой это учёный? Какое открытие?

200 «Ток возникает лишь при движении магнита относительно провода...». Какое явление описывал М.Фарадей?

300 Что открыл Х.Эрстед 15 февраля 1820 г., читая лекцию студентам университета?

400 7 мая (25 апреля по ст. ст.) 1895 г. на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге профессор выступил с докладом «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям» и демонстрацией действующих устройств, которыми обосновал возможности использования созданного им прибора для автоматической регистрации принятых электромагнитных колебаний. Назовите фамилию профессора. О каком приборе идёт речь?

500 В своём дневнике немецкий физик Георг Симон Ом пишет: «Я брал куски цилиндрической проволоки произвольной длины из различных материалов и помещал их поочерёдно в цепь...» Какую зависимость установил Ом в этих экспериментах?

  •  Мифы звёздного неба (вопрос сопровождается показом слайда с соответствующим созвездием)

100 У Зевса и прекрасной Алкимены родился сын – Геракл. Чтобы ребёнок обрёл бессмертие, его кормилицей должны была стать Гера, но она и слышать об этом не желала. Зевс дождался, когда богиня заснула, а потом подослал к ней Гермеса с младенцем Гераклом. Проголодавшийся малыш сразу же начал сосать молоко. Гера проснулась и оттолкнула малыша. Но было уже поздно – сын Зевса обрёл бессмертие. Молоко, пролившееся из груди богини, как считали в Древней Греции, так и осталось в небесах в виде...

200 Яркая звезда этого созвездия – Регул, что означает царская звезда. Назовите созвездие.

300 Согласно мифам, Кентавр – это полуконь-получеловек. Его звали Хирон. Он был учителем многих героев и сыновей Зевса, за что боги и вознесли его на небо. Это зодиакальное созвездие...

400 Название этого созвездия – своего рода символ вдохновения поэтов и музыкантов. Считалось, что только на нём можно долететь до вершины священной горы Парнаса, где царят бог Аполлон и 9 муз-покровительниц искусства и астрономии. Назовите его.

500 Это созвездие посвящено Гераклу. В детстве его звали Алкид, ему приписывают 12 подвигов, за что боги нашли ему место на небосводе. Назовите созвездие.

  •  Крылатые выражения

100 О каком русском учёном наш великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом»?

200 «Эврика! Эврика! Я нашёл». Кому принадлежат эти слова?

300 Учёный, который под угрозой жизни вынужден был отречься от своего учения, но, по преданию, уже выходя из зала суда, произнёс историческую фразу: «А всё-таки она вертится!»

  •  Кто он?

400 Про него сказали: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю». О ком идёт речь?

500 «Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства». Кому принадлежат эти строки?

  •  О великих физиках

100 Назовите первого русского академика.

200 Датский астроном, в 1676 г. наблюдая затмение Ио, спутника Юпитера, определил числовое значение скорости света. Кто он?

300 Для арифметики у этого учёного в детстве, говорили учителя, не хватало находчивости. Всё изменилось, когда началась геометрия. В физических гипотезах ему нет равных. Является основоположником классической электродинамики. Кто это?

400 Открыл водород, углекислый газ, определил состав воздуха, постоянную тяготения, будучи английским лордом, он первым установил закон взаимодействия электрических зарядов.

500 Автор научного труда «Математические начала натуральной философии».

3-й тур

  •  Нобелевская премия

100 Назовите имя учредителя премии.

200 Что он изобрёл?

300 Где вручают премию?

400 Кто и когда стал первым лауреатом премии?

500 В какое время года вручают премию?

  •  Физика и астрономия

100 Спутники этой планеты – Калисто, Ганимед, Европа, Ио. (Слайд.)

200 Какая звезда находится в «хвосте» Малой Медведицы? (Слайд.)

300 Этот красивый процесс возникает на Земле вследствие солнечной вспышки. (Слайд.)

400 Кого называют «мучеником астрономии»?

500 Какая из планет имеет самый короткий год?

  •  Физика и математика

100 Немецкий учёный и философ. Его деятельность охватывает математику, физику, юриспруденцию. С его именем связано введение многих терминов, которые широко используются в наши дни: динамика, функция, алгоритм, дифференцирование и др. Вместе с Ньютоном разделил славу создания дифференциального и интегрального исчисления.

200 Французский математик, советник в парламенте г. Тулузы, его имя прославили работы по теории чисел, его имя носит основной принцип геометрической оптики.

300 Французский учёный и философ. Сформулировал закон сохранения количества движения, его системой координат пользуются в геометрии.

400 Великий математик, механик, погиб от руки римского солдата, вычислил отношение длины окружности к диаметру (число ).

500   Автор глубоких исследований в области математики, механики, техники; стоял у истоков прикладной небесной механики. Его имя носит одно из самых крупнейших научно-исследовательских судов.

  •  Физические постоянные (постоянные проецируются на экран с помощью графопроектора)

100     –1,6•10–19 Кл.

200     Что определяет постоянная 300 000 км/с?

300     6,67•10–11 (Н•м2)/кг2.

400     В честь какого учёного названа постоянная 6,02•1023 моль–1?

500     В честь какого учёного названа постоянная 1,38•10–23 Дж/К?

Ответы

1-й тур

  •  Физика и астрономия: 9; Марс, спутники Деймос и Фобос; 1 а.е.; Г.Галилей; радиолокация.
  •  О великих физиках: Хендрик Антон Лоренц; Генрих Рудольф Герц; Майкл Фарадей; Уильям Томсон; Томас Юнг.
  •  Физические явления: электрический ток; преломление; электромагнитная индукция; инерция; электростатическая индукция.

2-й тур

  •  Физика и литература: о дисперсии; об отражении; А.Ахматовой; по закону Паскаля; о полярном сиянии.
  •  Великие открытия: И.Ньютон, закон всемирного тяготения; электромагнитную индукцию; магнитное действие электрического тока; А.С.Попов, о приёмнике радиоволн; R =  • l/S.
  •  Мифы звёздного неба: Млечного Пути; созвездие Льва; Стрельца; Пегас; Геркулес.
  •  Крылатые выражения: о М.В.Ломоносове; Архимеде; Г.Галилее; о Н.Копернике; Демокрите.
  •  О великих физиках: М.В.Ломоносов; Олаф Рёмер; Джеймс Клерк Максвелл; Генри Кавендиш; Исаак Ньютон.

3-й тур

  •  Нобелевская премия: Альфред; динамит; в Швеции – г. Стокгольм, парадный зал Дома биржи; Вильгельм Конрад Рентген, 1901 г.; согласно воле А.Нобеля премию вручают 10 декабря – в день его смерти.
  •  Физика и астрономия: Юпитер; Полярная; полярные сияния; Джордано Бруно; Меркурий.
  •  Физика и математика: Готфрид Вильгшельм Лейбниц; Пьер Ферма; Рене Декарт; Архимед; Мстислав Всеволодович Келдыш.
  •  Физические постоянные: заряд электрона; скорость света в вакууме; гравитационная постоянная; в честь Амедео Авогадро; в честь Людвига Больцмана.

Литература

Азерников В.З. Физика. Великие открытия. – М.: Олма-Пресс, 2000. 
Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. – М.: Просвещение, 1986.
 
Левитан Е.П. Астрономия: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994.
 
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, Физика-11. – М.: Просвещение, 1991.
Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-11.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Школьная Пресса, 2000.
 
Хрестоматия по физике. Под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1982.
 
Яворский Б.М., Тихомирова С.А. Физика-10: Учебник для учащихся гуманитарных классов. – М.: Школа-Пресс, 1997.

  Внеклассное мероприятие  для учащихся 9 - 11 классов. Проводится в форме телевизионной игры «Своя игра». Данное мероприятие (интегрированная игра) проводится в рамках декады МО «Естественно – научного цикла».Помогает учащимся повторить основные вопросы по темам, расширить их кругозор.

         Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ стимулирует познавательный интерес учащихся к предметам, а также развивает самостоятельность мышления, воспитывает культуру умственного труда учащихся.

         В игре принимают участие команды по 5-6 человек от класса. Участники выбирают тему и вопрос соответствующей стоимости: 5 - … - 600. Если участники неверно отвечают на данный вопрос, то играет следующая команда. Побеждает команда, набравшая большинство баллов за участие в трех турах.

Название: Интеллектуальная викторина «Своя игра» (итоговая)

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся старших классов школы. Мероприятие проводится в рамках недели предметов естественно–математического цикла. Аналог телевизионной викторины «Своя игра».

Учебные предметы: информатика, математика, физика, химия, биология.

Уровень образования школьников. Для участия в викторине не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на кружках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.

Форма учебной работы: внеклассная. 

Полное описание разработки

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета  на другой. Повышается эрудиция как игроков, так и зрителей.

Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Своя игра», карточки с цифрами для подсчета баллов, «смайлики» разных цветов, изготовленные из картона для игроков, вопросы викторины с ответами для ведущего, вопросы мини-викторины для зрителей, презентация «Легенда о шахматной доске», призы.

Организация работы

Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить по 12 вопросов по предметам: математика, информатика, физика, химия, биология. Вопросы разделить на три уровня сложности: стоимостью 100, 200 и 300 баллов. Внести составленные вопросы в  компьютерную презентацию. Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 9 игроков. Для проведения игры необходимо 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задает вопросы,  два человека для подсчета баллов игроков, 4 человека задействованы для проведения пауз между турами игры.

Цели игры: 

  •  Учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла, осуществление межпредметных связей.
  •  Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности.
  •  Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения

Задачи игры: 

  •  Повторение и обобщение знаний.
  •  Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
  •  Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  •  Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Ход игры

1. Начало игры

Ведущий:

-Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!

Сегодня мы проводим викторину «Своя игра!».

Цель игры – популяризация знаний по предметам естественно-математического цикла. Игра проходит среди учащихся 9-12 классов. Сегодня мы проверим ваши знания по математике, физике, химии, информатике, биологии. Наша цель узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по этим предметам. Победители будут награждены дипломами и призами.

-Внимание! Объявляю участников игры! (Представить всех игроков).

Правила игры.

Игра состоит из трех туров. В каждом туре участвуют по 3 игрока. Победители каждого тура играют в финале. Таким образом, мы определим одного победителя.

В ходе игры участник выбирает категорию вопросов (это математика, информатика, физика, химия, биология) и стоимость вопроса: 100, 200 или 300 баллов. Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет смайл. При правильном ответе кол-во баллов игрока увеличивается, при неправильном – баллы снимаются. Отвечать надо быстро, ответы не обсуждаются. Если Вам попался «кот в мешке», то вы отдаете свой вопрос любому из игроков на выбор, при этом категория и стоимость вопроса неизвестны, выбранный игрок обязан дать ответ на вопрос.

Счетная комиссия, которая будет считать баллы – (назвать)

А теперь выберем игроков первого тура! Для этого мы поступим следующим образом.

Я задаю вопрос. Кто первым ответит, тот и будет первым игроком. Этот игрок выбирает себе второго игрока, с которым он будет соперничать, а второй игрок – третьего.

Внимание, вопрос! (один из вопросов)

Около 200 лет назад на знаменитой улице одного знаменитого города был открыт “храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет”. В нём были собраны лучшие работы народных умельцев того времени. Где это было? (Санкт – Петербург, Невский проспект).

Добавьте к названию косметической мази три буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, применяемого в электронике. (кремний)

Добавьте к названию реки Сер в северо-восточной Франции одну букву в конце слова, и Вы получите название «адского» элемента. (сера)

-выбрать второго и третьего игрока.

Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.

Начинаем игру!

2. Перед вторым, третьим туром.

Победитель первого (второго) тура - _____.

Дадим право победителю предыдущего тура выбрать игрока второго (третьего) тура.

А теперь первый игрок выбирает второго, а второй третьего.

Начинаем игру!

3. Подведение итогов.

Вот он – победитель! Он проявил знания, находчивость, смекалку в нашей игре.

Поздравляем! (награждение).

Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям за подготовку вопросов, зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно, мы узнали много нового и проверили свою эрудицию.

Вопросы первого тура

Математика

100 От какого глагола произошло слово «точка»? (ткнуть)

200 Какое геометрическое тело получается, если прямоугольный треугольник вращать вокруг одного их катетов? (конус)

300 Во сколько раз увеличится величина угла, если на него смотреть через лупу, увеличивающую в 4 раза? (ни во сколько)

Информатика

100 Глобальная компьютерная сеть (Интернет)

200 Программа, способная к саморазмножению (вирус)

300 Как называется эта программа? (Power Point)

Физика

100   Вам попался Кот в мешке! Кому вы отдадите вопрос?

математика200 Кто из этих математиков был чемпионом Олимпийских игр? Укажите его портрет. (Пифагор)

200

  •  Это явление происходит при контакте двух тел
  •  Приносит больше пользы, чем вреда
  •  Является одной из причин низкого КПД механизмов
  •  Одна из причин – шероховатость поверхности (трение)

300 Изобретенный в III веке нашей эры в Китае прибор «чи-нан» заменил мореходам птиц.

Что это за прибор? (компас)

Химия

100 Какое это вещество и к какому классу оно относится? Н2SO4  (серная кислота, класс кислоты)

200 Вещество, раствор которого проводит электрический ток. (электролит)

300 На пирах у Киевского князя ее ставили в золотой посуде на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще уходили с княжеского пира «не солоно хлебавши». Что это? (соль)

Биология

100 Кожа лягушки покрыта влажной слизистой пленкой. Какое значение имеет влажность кожи для жизни лягушек? (осуществляется газообмен, кожное дыхание)

200 Платяная моль – бабочка, не имеющая рта. Наносит большой вред мебели, одежде.

В отчете текстильной промышленности Англии сообщалось, что моль ежегодно съедает 3500 тонн тканей? (вещи ест личинка)

Как может моль «съедать» такие несъедобные вещи?

300 Любопытную историю рассказал известный натуралист К.Брем про одного араба, уснувшего на скале. Когда он наутро проснулся, то оказался совершенно голым: за ночь насекомые съели всю его одежду.

О каких насекомых идет речь? (термиты)

Вопросы второго тура

Математика

100 Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины (0)

200  Вам попался Кот в мешке! Кому вы отдадите вопрос?

Физика 100. Назовите лишнего ученого: Ньютон, Попов, Дарвин, Галилей

300 Расположите следующие понятия так, чтобы каждое последующее включало в себя предыдущее. (четырехугольник, параллелограмм, ромб, квадрат)

Информатика

100 Устройство, которое позволяет компьютерам связываться друг с другом при помощи телефонных линий связи. (модем)

200 Как называется главный экран Windows? (рабочий стол)

300 Как называется эта программа? (movie maker)

Физика

100 Назовите лишний прибор: вольтметр, манометр, амперметр, омметр

200 Этот объект оказывает большое влияние на мировой океан

  •  Дал название камню
  •  Первыми посетителями явились американцы
  •  Собаки и волки к нему неравнодушны  (луна)

300 Она бывает торговая и мертвая, связанная с кипением, замерзанием, росой, кроме того изолированной. От ее наличия зависят длительность, фокус.

Назовите ее (точка).

Химия

100 Есть просто газ – легчайший водород.

Есть просто кислород, а вместе это –

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

О чем идет речь?  (вода)

200 Из меня состоит все живое.

Я графит, антрацит и алмаз.

Я на улице, в школе и в поле.

Я в деревьях и в каждом из вас. (углерод)

300  Назовите вещество С6H12O6. (Глюкоза)

Биология

100 Назовите это животное (панда)

200 Второе название класса земноводных (амфибии)

300 Этот ученый провел опыт на собаке, назвав его «мнимым кормлением» и доказал влияние нервной системы на работу желудка. (Павлов)

Вопросы третьего тура

Математика

100 Какая цифра была введена в математику последней? (0)

200 Что такое абак? (счеты)

300 На каком языке впервые было произнесено слово АЛГЕБРА? (на арабском, «Алджабр, узбекский математик, Мухаммед – ал – Хорезми)

Информатика

100 Как называется эта программа? (Paint)

200 Устройство для обработки информации, «мозг» компьютера. (процессор)

300 Устройство для ввода графической и текстовой информации с бумажных носителей в компьютер (сканер).

Физика.

100 Назовите лишнюю приставку: нано, микро, Милли, мега.

200 Прибор для измерения этой величины  в переводе означает «измеряю тяжесть»

  •  С увеличением высоты уменьшается
  •  Влияет на температуру кипения жидкости (давление)

300 Какой олимпийский девиз напрямую связан с изображенными буквами v, h, F? (быстрее, выше, сильнее)

Химия

100 Газ, используемый в световых рекламах (неон)

200 Процесс распада электролита на ионы (электролитическая диссоциация )

300 Вам попался Кот в мешке! Кому вы отдадите вопрос?

Биология200 К какому классу относятся эти животные? (млекопитающие)

Биология.

100 Назовите это животное (дикобраз)

200 Второе название класса пресмыкающихся (рептилии)

300 При восхождении в горы у здоровых туристов развивается «горная болезнь» - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки отсутствуют у пастухов, живущих высоко в горах.

Какие изменения произошли в их крови? (увеличилось кол-во эритроцитов)

Вопросы финального тура.

Математика

100  Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Остроградского.

Кто она? (Софья Ковалевская)

200 Числовая последовательность  имеет вид:

3, 1, 4, 1, 5,… Назовите два следующих числа последовательности. (1,6)

300 Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше? (квадрата)

Информатика

100 Устройство для вывода информации на бумагу. (принтер)

200 Какой кнопкой мыши вызывается контекстное меню? (правой)

300 Что больше? 1000 байт или 1 килобайт? (1 килобайт)

Физика

100 Для изучения одного явления этот ученый забирался на Пизанскую башню. Назовите этого ученого. (Галилей?)

200 Ученый, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы. Действует в жидкости и в газе. Братья Монгольфье воспользовались этим законом. Закон открыт в ванне. (Закон Архимеда)

300 Что, по мнению физиков-шутников, является самым темным местом в физике? (свет)

Химия

100 Приснилось: он открыл закон.

А также правило простое:

Ученый должен отдыхать,

Но и во сне не знать покоя,

Тогда открытие любое

Вовек не сможет он проспать.

О каком ученом идет речь?  (Менделеев)

200 Самый  электро- отрицательный элемент (фтор)

300 Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду. Применяется для производства газированных напитков. (угольная)

Биология

100 Назовите это животное (леопард)

200 Вам попался Кот в мешке! Кому вы отдадите вопрос?

Химия300. Элемент, с помощью которого можно обнаружить крахмал. (йод)

300 В древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он невиновен, если нет, то виновен.

На основе каких знаний применялось «испытание» рисом? (при волнении уменьшается нарушение слюны и проглотить сухой рис невозможно)

Пауза после первого тура.

Вредные советы.  

Проводят 2 учащихся.

- Если после дня, проведенного у компьютера, кружится голова, болит шея, краснеют и чешутся глаза, большинство пользователей сразу вспоминают страшные байки от радиации, исходящие от компьютера. Они не верят, что все это происходит по их вине. Мы воспользовались идеей замечательного писателя Григория Остера и придумали вредные советы для подобных горе-любителей компьютера.

-Никогда не мойте руки,

Монитор, клавиатуру.

Это глупое занятие

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Монитор, клавиатура.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

-Грязная клавиатура является источником распространения вредных микробов, поэтому надо регулярно протирать ее спиртом, не допускать сильного загрязнения. Грязь и пыль на мониторе ухудшает качество изображения, поэтому необходимо регулярно стирать с него пыль.

-Хочешь зрение улучшить-

Сядь поближе к монитору,

Лучше сразу носом ткнуться

И сидеть так часов десять.

И тогда уж через месяц

Будет глаз как у орла.

-Чтобы глаза не уставали и зрение не ухудшалось, надо сесть подальше от монитора, оптимально – 70 см. Зашторьте окна, чтобы не было бликов на экране, включите лампу с рассеянным светом. Обязательно делайте зарядку для глаз.

-Нет приятнее занятья,

Чем, сутулясь сильно-сильно

Посидеть у монитора.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый-

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным горбуном.

- У тех, кто неправильно сидит за компьютером, со временем будут возникать серьезные проблемы с мышцами и суставами. Нельзя сутулиться. Надеемся, что наши «вредные советы» помогут вам быть здоровыми!


Пауза после второго тура.

Легенда о шахматной доске (рассказ сопровождается презентацией «Легенда о шахматной доске»). Проводит 1 учащийся.

Индийцы увлекались большими числами. Легенды говорят о том, что наибольшим почетом в народных собраниях пользовался тот, кто лучше всех считал. Вот одна из индийских легенд о «шахматной задаче».

Когда царь Шерам познакомился с игрой в шахматы, он пришел в неописуемый восторг от такого мудрого изобретения. Узнав, что придумал ее один из его подданных по имени Сета, царь велел позвать его во дворец, чтобы достойно наградить за остроумную выдумку.

Сета долго отказывался от награды, но, наконец, увидев, что повелитель начинает проявлять нетерпение, он попросил выдать ему за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь и так далее, за все 64 клетки, удваивая каждый раз количество зерен.

Царь разочарованно махнул рукой, обидевшись на изобретателя за его чересчур скромную просьбу, а Сета, лукаво улыбнувшись, отправился домой.

В какой же ужас пришел Шерам, когда ему доложили, что не только в его кладовых, но и на всей Земле не найдется такого количества зерна, чтобы расплатиться с Сетой. В результате расчетов получилось, что царь должен выдать в награду изобретателю шахмат количество зерен, которое в числовой записи выглядит так: 18 440 744 073 709 551615. Если эта цифра вам мало о чем говорит, то представьте себе зернохранилище, в котором поместилось бы такое количество зерна. При высоте 4 метра и ширине 10 метров его длина составила бы 800 миллионов километров – в два раза больше, чем от Земли до Солнца! Для такого урожая необходимо поле, которое превосходит по величине всю сушу земного шара в 28 раз.

Пауза после третьего тура.

Мини-викторина для зрителей.

Проводит 1 учащийся.

(ответившему на вопрос вручается чупа-чупс)

  1.  У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди, и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (4)
    1.  У какого слона нет хобота? (у шахматного).
    2.  Назовите цветочную позу йога.  (лотос)
    3.  Он изобрел могучее средство ведения войны, о чем потом очень сожалел, поэтому, наверное, и завещал часть средств из своего капитала на премию за деятельность по укреплению мира. (А.Нобель)
    4.  В переводе с английского windows – это …? (окна)
    5.  Сколько будет разделить полтину на половину? (рубль)


СОЧИНЕНИЯ, ДОКЛАДЫ

«ФИЗИКА В БЫТУ»

Давление не равно весу.  (Евсеева Яна, 7 Б класс)

Давление не равно весу. Оно равно весу, делённому на площадь. Теперь, когда мы немного разобрались с тем, что такое артериальное давление, у нас возникает естественный вопрос: какое артериальное давление можно считать нормальным. Правильный ответ таков: для каждого человека норма своя. Действительно, величина нормального кровяного давления зависит от возраста человека, его индивидуальных особенностей, образа жизни, рода занятий.

Если для шестнадцатилетнего юноши давление 100/70 мм рт.ст. — нижняя граница нормы, то у пожилого человека после 60 лет такое давление свидетельствует о тяжелом заболевании. И наоборот, после 60 лет верхняя граница нормы артериального давления — 150/90, что в юности указывало бы, скорее всего, на проблемы с почками, эндокринной или сердечно-сосудистой системой.

При непривычных физических нагрузках или эмоциональном напряжении величина артериального давления возрастает. В подобных случаях высокое артериальное давление мешает врачам при обследовании кардиологических больных, которые в большинстве своем являются людьми впечатлительными. Американские ученые говорят даже о существовании так называемого «эффекта белого халата»: когда результаты измерения артериального давления во врачебном кабинете оказываются на 30–40 мм рт. ст. выше, чем при самостоятельном измерении его дома. А связано повышение артериального кровяного давления со стрессом, который вызывает у пациента обстановка медицинского учреждения.

 Существуют и определенные ориентиры артериального давления, которые изменяются с возрастом:

Возраст   Верхнее артериальное давление  Нижнее артериальное давление 

16–20 лет   100–120     70–80 

20 — 40 лет   120–130     70–80 

40 — 60 лет  До 140     До 90 

Более 60 лет  150     90

Физика в быту. (Королев Артем, 7 А класс)

Живем, живем. Просыпаемся, чистим зубы, готовим еду, идем на работу. А порой не знаем, почему происходят с нами самые простые вещи. И почему наши действия влекут за собой определенные результаты, хотя интуитивно все делаем правильно. Просто потому, что нас так учили.

Например, варим яйца.  Почему мы кладем яйцо в холодную воду и подсыпаем соль? А умудренные опытом бабушки перед варкой еще и делают небольшой прокол с тупого конца яйца. 

Яйцо имеет пугу – воздушный зазор, который увеличивается в зависимости от времени хранения яйца. При опускании яйца в горячую, а также в быстро нагревающуюся воду воздух в пуге быстро расширяется, давит на скорлупу, отчего она трескается. Прокол позволит воздуху выйти из яйца, не дав расколоться скорлупе. А если яйцо все же треснет, соль в воде свернет белок и не позволит ему вытечь. Многие знатоки считают, что прокол обеспечивает выход воздуха из пуги, и яйцо не треснет, даже если пожить его в горячую воду, но надеяться на это не следует: скорлупа тоже расширяется от воздействия кипятка и все же может треснуть. 

Чистим вареные яйца.  Вареные яйца чистить легче, если сразу после варки окатить их холодной водой. Происходит это потому, что между скорлупой яйца и белком есть пленка, которая легко отделяется от белка при поливании сваренного яйца холодной водой. Причем лить воду надо не меньше нескольких минут, чтобы остыло и само яйцо. Но вот свежее яйцо даже при охлаждении будет очищаться плохо. Именно поэтому в магазинах продаются вылежанные яйца, которым не меньше 10 дней от даты сбора.

Вы, наверное, удивитесь, но пока еще ни один физик не нашел научного объяснения тому факту, почему свежие яйца после варки очищаются плохо. Может быть, найдете вы? 

Но хватит про яйца. Поговорим про другие явления. Например, про ожоги и обморожения. 

Почему нельзя мазать маслом обожженную кожу?  Потому что ожог – это сильное нагревание клеток. Снять нагрев сможет только охлаждение. Обожженный участок надо поливать холодной водой или льдом в упаковке как минимум 10 минут. Масло же закрывает доступ испарениям кожи, а значит, мешает охлаждению. 

Почему нельзя растирать обмороженный участок кожи? 
Потому что обморожение вызывает застывание кровеносных сосудов. Растирая, мы ломаем капилляры и взываем кровотечение. Отсюда и имитация тепла. Согреваться можно только в теплом помещении. Не пытайтесь согреться быстро, это приведет к усиленному кровообращению в сосудах, и они могут просто полопаться. Необходимо укутать отмороженный участок тела теплой тканью, завернуться в шубу, пить горячее питье для увеличения температуры тела, но не спиртное, так как оно также увеличит давление на стенки сосудов. 

Делать все вышеперечисленное можно только при ожогах и обморожениях с незначительными повреждениями кожи (покраснения, пузыри). При сильных повреждениях и открытых ранах необходимо ждать врача. 

Статическое электричество. (Горелова Дарья, 8 Б класс) 

Все мы знаем, как проявляется статика. Это своеобразное прилипание одних частей одежды к другим, «магнитящиеся» волосы, разряд при касании предмета, находящемся в поле напряжения и т.д. Многие пользуются аэрозолями, забывая, что статическое электричество снимает обычная вода. Почему? Потому что статика – это потеря электронов при нарушении внутримолекулярного равновесия. Механизм статики пока не изучен основательно, зато известно, что вода является замечательным проводником электричества, и при небольшом начальном напряжении «принимает» весь заряд на себя. Прилипла юбка? Просто смочите ноги и ее внутреннюю поверхность водой. 

И еще один момент из мира физики, способный существенно облегчить жизнь каждому из нас.  Помните, как неудобно наливать сок из коробки? Булькает, расплескивается, брызги летят? Происходит это по той причине, что при выходе жидкости из сосуда в него входит воздух, которому препятствует струя воды. Чтобы не мешать воздуху свободно проходить в коробку, проткните в ее верхней части, подальше от отверстия на той стороне коробки, которая будет приподниматься вверх при разлитии напитка. Вас обрадует результат: жидкость из пакета будет выходить ровной, аккуратной струей. 

То же самое касается и открытия стеклянной банки или бутылки с завинчивающейся крышкой. Не открывается? Проткните ее: она втягивается внутрь, поскольку внутри сосуда не хватает воздуха. Уберите вакуум, и вы легко отвинтите крышку.

 Правильно ли заваривать чай кипящей водой? (Анисимова Мария, 8 А класс)

Что же следует понимать под кипятком при заваривании чая? На первый взгляд, этот вопрос может показаться надуманным, ибо известно, что кипятком обычно называют кипящую воду, а вода кипит при температуре 100?С.

Однако кипячение воды представляет собой сложный процесс, состоящий из трёх ясно отличимых одна от другой стадий.

Первая стадия начинается с проскакивания со дна чайника маленьких пузырьков воздуха, а также появления групп пузырьков на поверхности воды у стенок чайника. Затем постепенно количество пузырьков, возникающих в воде и рвущихся на поверхность, всё более увеличивается.

Вторая стадия кипения характерна массовым стремительным подъёмом пузырьков, которые вызывают сначала легкое помутнение, а затем даже побеление воды, напоминая собой быстро бегущую воду родника. Это так называемое кипение "белым ключом". Оно ? крайне непродолжительное и вскоре сменяется третьей стадией ? интенсивным бурлением воды, появлением на поверхности больших лопающихся пузырей.

Для заварки нужно брать воду, когда она кипит "белым ключом". Следовательно, для чая пригоден не всякий кипяток.

Но как уследить за этим весьма кратковременным процессом кипения?

Люди обратили внимание на то, что трём стадиям различного состояния воды во время кипения соответствуют три вида издаваемых ею звуков. На первой стадии кипения слышим тонкий, едва различимый сольный звук. На второй стадии он становится похожим на шум небольшого слаженного пчелиного роя. При переходе к третьей стадии кипения звуки резко усиливаются, но их равномерность нарушается, они как бы стремятся опередить друг друга, нарастают хаотически.

Таким образом, по звуку, как по сигналу, можно совершенно точно знать, когда вода достигает нужной степени готовности. Именно это свойство кипящей воды было положено в основу изобретения самовара, русской чайной машины, как её справедливо называли в Западной Европе.

А почему? (История о кошке и ее падении) (Горынина Настя, 7 А класс).

В 1894 году одно из очередных заседаний Французской академии наук вызвало особый интерес, так как на нем выступил известный физиолог Марей, проявлявший серьезный интерес к аэродинамике птиц и летающих животных. 
 Он предъявил аудитории снимки, вызвавшие огромный интерес, хотя на них не было изображения птиц или летучих мышей. На них была заснята... обычная кошка. Но кошка была заснята в различных фазах своего падения. Как известно, кошки обладают удивительной особенностью приземляться на все четыре лапы, независимо от того в каком положении они начали падать. 

 Но ведь еще Галилей в свое время сказал о том, что "... в среде, полностью лишенной всякого сопротивления, все тела падали бы с одинаковой скоростью". Кошка же при падении, возможно, использует свои хвост, лапы как аэродинамические рули. Именно этим объяснялся феномен кошки. 

 Но потом тот же Марей продемонстрировал фотографии, на которых падала бесхвостая кошка, и благополучно приземлялась на лапы, так же успешно, как и хвостатая. Для объяснения была выдвинута гипотеза о том, что животное умудряется получить начальный импульс в момент отделения от рук экспериментатора, примерно так, как это происходит у прыгунов в воду с вышки и у спортсменов на батуте. При этом каноны физики позволяли спортсменам как угодно распоряжаться начальным моментом и своим телом в полете. В классической работе астронома Шарля-Евгения Делоне "Механика" говорилось: "Если мы предположим, что какое-нибудь живое существо изолировано в пространстве, и к нему не приложено никакой внешней силы, то не только это живое существо не будет в состоянии переместить свой центр тяжести, но, кроме того, для него окажется невозможным сообщить своему телу вращение около этой точки. В самом деле, как бы оно ни действовало своими мускулами, оно может развить только внутренние силы..." 

 Но снимки свидетельствовали, что кошки плюют на эти запреты и тогда, когда их бросали без всякого импульса. 

 Но вскоре механики разобрались с этим явлением, и уже в начале века этот феномен вошел во все учебники физики и механики. Тем не менее, и сейчас нет-нет да и заговорят о "секрете кошки". 

 В 1960 году американец Д.Макдональд применил скоростную съемку со скоростью 1500 кадров в секунду для выяснения поведения кошки, брошенной с высоты 15-20 см, когда полет занимает только 0,1 секунды. Выяснилось, что когда исследователь подбрасывал кошку вверх, она летела вверх лапами до высшей точки полета, только там совершала свое сальто. Оказалось, что на лапы падают котята, которые тольк начали бегать, то есть, в возрасте 3-4 недель. Выводы этого исследователя были теми же, что и при изучении снимков Марея, и о которых писалось в книге известного инженера и ученого В.Кирпичева еще в 1907 году. 

 В состоянии ли человек, стоящий на абсолютно гладком полу, повернуться относительно своей вертикальной оси? Оказывается, да. Для этого достаточно поднять руку, отвести ее чуть-чуть в сторону и сделать несколько энергичных вращательных движений так, чтобы рука описывала конус. Это можно хорошо продемонстрировать на скамейке Жуковского или на "круге здоровья". 

 Все силы, действующие на падающую кошку, уравновешены. Сопротивлением воздуха в этом случае можно смело пренебречь, особенно при падении с малой высоты. Поэтому никаких аэродинамических рулей тут быть не может. 
 С самого начала кошка поворачивает переднюю часть туловища в сторону, чаще всего, вправо. Одновременно она подтягивает передние лапы к голове, а задние, наоборот, отводит подальше от тела. Эта операция компенсируется небольшим поворотом задней части в противоположном направлении. Таким образом, передняя часть корпуса обращенв вниз, и животное видит, куда ей стоит приземлиться. Задние кошачьи лапы растопырены, что приводит к тому, что ее момент инерции соизмерим с моментом инерции передней части, у которой лапы прижаты к голове. В финальной фазе кошка выставляет вперед передние лапы, останавливает вращение тела. Задние лапы вытягиваются в одну линию с корпусом, затем вместе с телом доворачиваются до положения передней и также принимают предпосадочную позу. При окончательном повороте кошка выгибает спину. Интересно, что кошка, брошенная "солдатиком" не в состоянии приземлиться на все четыре лапы. 

 Вторым вопросом "кошачьего парадокса" является то, что животное не разбивается, упав с высоты, безусловно смертельной для человека. Здесь срабатывает то, что отношение веса животного к его поверхности тем меньше, чем меньше животное. И здесь как раз сказывается аэродинамическое сопротивление, которое существенно ограничивает скорость падения, уменьшает его кинетическую энергию в момент падения. Так парашютист при затяжном прыжке развивает скорость 50 м/с, то кошка, еще не пролетев 20 м имеет скорость не больше 15-18 м/с. Ей не принесет смертельного вреда даже падение из окна последнего этажа небоскреба. 
 Кроме того, кошка имеет более сильные по отношению к собственному весу, чем у человека мышцы, которые представляют собой отличный амортизатор. У кошки с завязанными глазами эволюции более вялые. Глухая кошка в этом отношении падает так же, как и совершенно здоровая. Полностью лишенная зрения кошка падает уже без описанной ловкости. Если зверька перед бросанием покрутить на центрифуге, чтобы обмануть вестибулярный аппарат, то он, брошенный лапами вниз, приземляется ... лапами вверх, на спину. 

 Скоростная съемка показала, что таким же поведениями при падении обладают морские свинки, кролики.

 Долгое время не было желающих проделать то же, что и кошка при прыжках в воду или на батуте. Пока не объявился доброволец - прыгун с вышки Брейн Фелпс. Эксперименты начали с прыжков с высоты в 1 метр. Олимпийский бронзовый призер, Фелпс ловко менял положение тела в пространстве. Затем высота постепенно достигла такой, что полет длился 0,5 с. И здесь спортсмен смог повернуться даже на 360o. Но если у Фелмса маневр поворота на 180o занимал 0,3 с, то кошке на это нужно всего 0,12 с. 
 После этого спортсмена подбросили "лапами вверх". Пролетев 3 или 5 м, Фелпс проделал то же, что и кошка, и приземлился на живот с вытянутыми вперед и вниз руками. 
 Стоит отметить, что повторить опыт Фелпса никому из не подготовленных людей не удалось - здесь нужна тренировка.

Положение о муниципальной Интернет-викторине по физике

1. Викторина состоит из нескольких туров. Как правило, каждую неделю проводится по одному туру.

2. Каждый тур викторины состоит из нескольких научно-познавательных вопросов для учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений любого типа и любого населенного пункта России и других стран мира. Вопросы доступны для просмотра в течение всего времени проведения тура.

3. Время проведения каждого тура указывается отдельно. Тур начинается в 0 ч 00 мин в день начала тура и заканчивается в 24 ч 00 мин в день окончания тура (по московскому времени).

4. В течение всего времени проведения тура участник вправе обдумывать ответы на вопросы.

5. Как только участник будет готов дать ответы на ВСЕ вопросы, он должен выбрать свои варианты ответов на ВСЕ вопросы в течение этого времени. Участник должен выбрать свои варианты ответов на ВСЕ вопросы до окончания тура. Ответы отправить в формате doc по электронному адресу lilija_78@mail.ru

6. По окончании тура подводится рейтинг по этому туру.

7. Участвовать в викторине можно с любого тура, однако, чтобы получить больше баллов в сводной таблице в конце июня и декабря, желательно, чтобы пропущенных туров было меньше. В викторине могут принимать участие все учащиеся, независимо от их уровня подготовки и успеваемости по предмету.

8. Раз в неделю (в ночь с воскресенья на понедельник) производится пересчет общего рейтинга по всем турам викторины.

9. Для участия в викторине необходимо вступить в группу.

10. Итоги подводятся два раза в год – в конце мая (за 1-20 туры) и декабря (за 1-20 туры). По пять лучших участников будут награждены Дипломами победителя и призеров Интернет-викторины МБОУ "Гимназия № 53"  в конце мая  и в конце декабря. А остальные участники будут награждены электронными Дипломами участника Интернет-викторины.


Тур 1.

                                                «Волны»

ВОПРОС № 1

По шнуру бежит вправо поперечная гармоническая волна. Судя по рисунку, в данный момент времени, когда скорость точек А и С равна нулю, направление скорости …  

1.  точки В и D вниз.

2.  точки В и D вверх.

3.  точки В вниз, точки D – вверх.

4.  точки В вверх, точки D – вниз.

ВОПРОС № 2

Различают три основных типа волн на море. Установите соответствие между типами волн и их свойствами.

Ответ дать в виде набора цифр, например, 211.

Типы волн

Свойства волн

ветровые

1.  происходят в результате динамических изменений в земной коре

2.  возникают при сгонах или нагонах воды

3.  преобладают на поверхности воды

анемобарические

сейсмические

ВОПРОС № 3

На расстоянии 1068 м от наблюдателя ударяют молотком по железно-дорожному рельсу. Наблюдатель, приложив ухо к рельсу, услышал звук на 3 с раньше, чем он дошел до него по воздуху. Найти скорость звука в стали. Скорость звука в воздухе 340 м/с.                                          


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60760. Что такое гендер 39.5 KB
  Цель – достичь образовательных результатов. Планируемые результаты: - личностные: 1. Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека. - предметные: 1. Объяснять смысл понятия «гендер», «социальный пол», «социальное поведение».
60761. Контроль на уроках информатики 170 KB
  Проверка работы школы, знаний учащихся воспринимается ими как огорчение, как источник стрессов и переживаний. Учителя, быстро продвигаясь вперед, с опасением и нежеланием приступают к проверке достигнутых результатов.
60763. Модификатор Surface 1.94 MB
  Присоедините их командой Attach. Для этого выделите один сплайн, разверните свиток Geometry, щёлкните по кнопке Attach и общёлкайте остальные сплайны. Получится составная фигура.
60764. Наполненный парфюмерный флакон и его визуализация 753.5 KB
  Нарисуйте прямую линию (рис. 2.) сплайновым инструментом Line в окне проекции Front (Спереди). По высоте линия должна быть равна высоте флакона. Рисуйте сплайн снизу вверх.
60766. Проект «Картинна галерея» 278 KB
  Ознайомитись з такими об‘єктами: форма Form текстове поле Lbel малюнок Imge кнопка Button та їх основними властивостями: підпис Cption колір Color шрифт Font видимість Visible ширина Width висота Height.
60767. Село моє – найкраще місце на землі 1.06 MB
  В селі випалювали різні гончарні вироби у печах, які називалися горни. Звідси пішла назва Угорники.