26993

Понятие системы права. Основные структурные элементы

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие системы права. СИСИТЕМА ПРАВАисторически сложившаяся ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВАкоторая выражается в единстве и разделении права на относительно самостоятельные части. ПРИЗНАКИ: ОБЪЕКТИВНОСТЬвнутренняя структура права обусловлена реально складывающимися общественными отношениямине создается по усмотрению правовых субъектов; ЕДИНСТВО и взаимосвязь составляющих ее ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙкоторые согласованны; УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ структуры праваотражающая их функциональное назначение различного порядка. ОСНОВНЫЕ...

Русский

2013-08-19

6.31 KB

5 чел.

54. Понятие системы права. Основные структурные элементы.

СИСИТЕМА ПРАВА–исторически сложившаяся ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВА,которая выражается в единстве и разделении права на относительно самостоятельные части.

ПРИЗНАКИ:

- ОБЪЕКТИВНОСТЬ-внутренняя структура права обусловлена реально складывающимися общественными отношениями,не создается по усмотрению правовых субъектов;

- ЕДИНСТВО и взаимосвязь составляющих ее ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙ,которые согласованны;

- УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ структуры права,отражающая их функциональное назначение различного порядка.

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

1) НОРМА ПРАВА–первичный,исходный элемент системы права.Установленное или санкционированное государством общеобязательное,формально-определенное правило поведения,предоставляющее участникам регулируемого отношения субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.  

2) ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ–группа норм права,регулирующих КОНКРЕТНЫЙ ВИД ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ,и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования.

ПО ПРЕДМЕТНО-ОТРАСЛЕВОМУ КРИТЕРИЮ:

-отраслевые,содержащие нормы одной отрасли права(институт дарения,институт наследования);

-межотраслевые,соединяющие в себе нормы нескольких отраслей(институт приемной семьи за вознаграждение-гражданское и семейное право);

По ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ:

-учредительные институты,создающие властные структуры и закрепляющие правовое положение субъектов права(институт главы государства);

-регулятивные институты,призванные регламентировать правомерное поведение(институт купли-продажи);

-охранительные институты,связанные с правонарушениями(институт административной ответственности);

3) ПРАВОВОЙ СУБИНСТИТУТ—совокупность правовых норм,регулирующих КОНКРЕТНУЮ РАЗНОВИДНОСТЬ общественных отношений В РАМКАХ определенного ИНСТИТУТА.Институт преступлений против жизни,здоровья,достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни,против здоровья,против достоинства личности.Не каждый институт имеет хотя бы один подинститут.

4) ОТРАСЛЬ ПРАВА-совокупность правовых норм,регулирующих ОДНОРОДНУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.Критерии деления на отрасли-ПРЕДМЕТ отрасли права-совокупность однородных общественных отношений,регулируемых той или иной группой норм.МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ права-совокупность приемов,способов,средств правового воздействия на общественные отношения.Предмет отрасли показывает,что регулирует данная отрасль,метод-как,каким образом.

5) ПОДОТРАСЛЬ ПРАВА-совокупность РОДСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ОДНОЙ и той же ОТРАСЛИ права.Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида.Авторское,обязательственное право-подотрасли гражданского права.

6) СТРУКТУРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ,объединяющие группы отраслей

МАТЕРИАЛЬНОЕ право-совокупность норм права,непосредственно регулирующих общественные отношения,а также совокупность отраслей права,в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ право-совокупность норм права,отраслей права,устанавливающих процессуальные формы,требуемые для реализации материального права.

ЧАСТНОЕ право-совокупность норм,регулирующих и охраняющих отношения частных лиц.Гражданское,семейное,предпринимательское

ПУБЛИЧНОЕ право-совокупность норм,регулирующих властные отношения,защищающее государственные интересы на основе императивных предписаний.  Конституционное,административное,уголовное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56472. Толерантність - ксенофобія 45 KB
  МЕТА: ознайомити десятикласників з поняттям толерантність ксенофобія; вибудувати синонімічний ряд та знайти антоніми до слова толерантність; продемонструвати візуально та аудіально значення слова...
56474. Топливно – энергетический комплекс мира 623 KB
  Цели: сформировать представления о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира, сформировать понятия об электроэнергетике мира...
56475. Вигоди в торгівлі 103 KB
  Закріпити поняття формування ціни товару та на конкретному прикладі показати вплив витрат на виготовлення та транспортування готової продукції на його ціну і вигоди та збитки виробника при цьому. Використати знання та вміння учнів працювати з географічною картою.
56476. TOURNAMENT OF THE EXPERTS ON ENGLISH 40.5 KB
  Dear pupils, teachers, guests. We are glad to see you on our tournament of English experts. Today we shall not only speak in English. We shall do a lot of fun activities. They will show not only your knowledge and skills of English, but also your thinking, smartness and general erudition. So, let’s start.
56477. Порівняльна характеристика якості Бородінського хліба від різних виробників м. Докучаєвська 292.5 KB
  У даній роботі ми хочемо порівняти якість бородінського хліба від різних виробників нашого міста. Мета роботи: Дослідити споживачів їх поведінку та визначити фактори які впливають на їхнє рішення про покупку хліба...
56478. Знайомство з традиціями українського і англійського народів 110.5 KB
  Національна програма патріотичного виховання населення формування здорового способу життя розвитку духовності та зміцнення моральних засад суспільства. Концепція виховання дітей і молоді в національній системі освіти.
56479. Щоб і далі жили споконвічні традиції. Позакласний виховний захід, присвячений весняним святам 321.5 KB
  Мета заходу: Розвиток естетичних поглядів та смаків, що ґрунтуються на народній естетиці та найкращих надбаннях цивілізації. Виховання гармонійно розвиненої особистості з високим національно – культурним потенціалом, розвинутим почуттям прекрасного.
56480. Индивидуальная образовательная траектория учащихся по русскому языку и литературе 312 KB
  Современная школа со всеми ее достоинствами и недостатками место уникальное. Как вооружить ребенка качественными знаниями по русскому языку и литературе как подготовить его к жизни Требования современности к выпускнику школы личный опыт работы...