27001

Правоотношения: понятие, состав, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ПРАВООТНОШЕНИЯ охраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношениявозникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников. ПРИЗНАКИ: 1 Это разновидность социальных отношений в обществе 2 возникаютпрекращаются или изменяютсякак правилона основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. 3 Сторонами правоотношения могут быть лицаобладающие качествами субъекта права правосубъектностью 4 В...

Русский

2013-08-19

6.22 KB

4 чел.

62. Правоотношения: понятие, состав, виды.

ПРАВООТНОШЕНИЯ – охраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношения,возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников.

ПРИЗНАКИ:

1) Это разновидность социальных отношений в обществе

2) возникают,прекращаются или изменяются,как правило,на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов.

3) Сторонами правоотношения могут быть лица,обладающие качествами субъекта права (правосубъектностью)

4) В рамках правоотношений происходит использование прав и свобод и исполнение юридических обязанностей

5) Это 2-х сторонняя или многосторонняя связь между субъектами права

6) Это волевое отношение сторон

7) Это отношения,охраняемые и обеспечиваемые государством

ПРЕДПОСЫЛКИ возникновения

1) МАТЕРИАЛЬНЫЕ:Интересы и потребности людей,для достижения которых они вступают в отношения,Наличие субъектов и объекта правоотношений

2) ЮРИДИЧЕСКИЕ-совокупность правовых явлений,без которых правоотношения не могут возникнуть:норма права,которой они определяются,правосубъектность,юридический факт.

СОСТАВ правоотношения:

1. СУБЪЕКТЫ правоотношения–участники правоотношений,имеющие субъективные права и юридические обязанности, закрепленные в нормах права.

Виды субъектов:

- физические лица

- коллективные

Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

Коллективные:

- государственные (государство, органы, субъекты РФ, МО, гос предприятия, учреждения)

- социальные общности (народ, нации, население определенного района)

- негосударственные (субъекты хозяйственной деятельности, общественные организации, религиозные организации, иностранные банки и фирмы)

2. СОДЕРЖАНИЕ правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. Это мера возможного и должного поведения субъектов в правоотношении, установленная и охраняемая государством.

3. ОБЪЕКТ правоотношения - это то, на что направлена деятельность субъектов, или то реальное благо на пользование, которым и охрану которого направлены субъектные права и юридические обязанности.

1)Предметы материального мира

2)Продукты духовного творчества (интеллектуальная собственность)

3)Личные неимущественные блага (делова репутация, честь, достоинство, здоровье)

4)Поведение субъектов и его результаты (неисполнение обязанности).  

ВИДЫ правоотношений:

1. по СТЕПЕНИ КОНКРЕТИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ правоотношения:

-относительные-четко определяются и управомоченный,и обязанный субъект.

-абсолютные-персонально определено лишь управомоченное лицо,а обязанными являются все остальные субъекты,призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного.

2. по ПРЕДМЕТУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

-конституционные

-административные

-гражданские

-уголовные и другие

3. по ФУНКЦИИ ПРАВА:

-регулятивные-возникают из фактов правомерного поведения субъекта

-охранительные-возникают из фактов неправомерного поведения субъекта,которое требует определённой реакции государства.

4. по ПРИРОДЕ ЮР.ОБЯЗАННОСТЕЙ:

-активные-обязанность совершить определенные действия в пользу другой стороны.

-пассивные-обязанность воздержаться от нежелательных для другой стороны действий.

5. по КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ СТОРОН:

-двусторонние-многосторонние

6. по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ:

-кратковременные-долговременныЕ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78745. ПРОЩАВАЙ, БУКВАРИКУ! 81 KB
  Мета: Вчити дітей виразно декламувати вірші, формувати інтерес до читання. Розвивати акторські здібності, уяву, вміння фантазувати. Виховувати у дітей любов до книги, дружні стосунки, родинні почуття.
78747. Відомі жінки Німеччини 69.5 KB
  Meine lieben Damen und Herren! Liebe Talente! Herzlich willkommen zu unserem feierlichen Abend. Es ist bekannt, dass der Frühling eine der schönsten Jahreszeiten und gerade diese Jahreszeit assoziiert bei uns mit der Gestalt der Frau, nicht umsonst widmen wir heute unseren Abend den Frauen.
78748. «Русская улица» или «Самые старые песни о главном» 49 KB
  Родина русского фольклора – это русская деревня, где одним из самых уважаемых и нужных людей был гармонист – парень или молодой мужчина, играющий на гармони. Стоило только летним вечером, после трудного рабочего дня услышать где-то в конце деревни зазывный голос гармони...
78749. Свято Останнього дзвоника 71 KB
  Мета: літературно-музична композиція, яка підводить підсумок навчальному року, приймає нових першокласників до своїх лав; розкриває красу, багатство і значення шкільних років у житті кожного. Весняний день – грайливий травень – Дарує радощів розмай. Школярик добре кожен знає, Що це навчанню року край.
78750. Перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки 96.5 KB
  Напряжение физических и духовных сил во время войны рождало как примеры величайшего героизма и самопожертвования так и примеры низкого коварства и подлости. И бравый генерал лихо блиставший на учениях до войны бестолково и растерянно мечущийся на дороге войны загубив всю свою армию.
78751. Гра «Що? Де? Коли?» По життю і творчості Тараса Шевченка 170.5 KB
  Портрет Т.Г.Шевченка, виставка книжок; дзиґа, конверти із запитаннями, мультимедійна дошка. Гра проходить між командами, які формуються на основі класів. Попередньо капітани команд отримують домашнє завдання: розробити презентацію за одною із тем («Т.Шевченко - художник», «Т. Шевченко у Києві», «Значення творчості Т. Шевченка» тощо)
78752. Я люблю українську мову 74.5 KB
  Мета: узагальнити знання студентів з рідної мови; удосконалювати навики колективної роботи; розвивати творчі здібності, навики виразного читання, виробляти сталий інтерес до рідної мови, плекати почуття національної гідності, віри у творчі сили народу, формувати внутрішню потребу постійного удосконалення мовної культури.
78753. Літературна розважальна програма для учнів 10-х класів 35 KB
  Кожна пара повинна представити себе: від першої особи розповісти про тих літературних героїв імена яких вони носитимуть до кінця гри. Чи була ця пара щасливою чи хтось став на заваді цьому щастю. Кожна пара повинна написати про автора та твір героями якого вони є роки життя місце...