27001

Правоотношения: понятие, состав, виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ПРАВООТНОШЕНИЯ охраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношениявозникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников. ПРИЗНАКИ: 1 Это разновидность социальных отношений в обществе 2 возникаютпрекращаются или изменяютсякак правилона основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. 3 Сторонами правоотношения могут быть лицаобладающие качествами субъекта права правосубъектностью 4 В...

Русский

2013-08-19

6.22 KB

4 чел.

62. Правоотношения: понятие, состав, виды.

ПРАВООТНОШЕНИЯ – охраняемые государством и урегулированные нормами права общественные отношения,возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников.

ПРИЗНАКИ:

1) Это разновидность социальных отношений в обществе

2) возникают,прекращаются или изменяются,как правило,на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов.

3) Сторонами правоотношения могут быть лица,обладающие качествами субъекта права (правосубъектностью)

4) В рамках правоотношений происходит использование прав и свобод и исполнение юридических обязанностей

5) Это 2-х сторонняя или многосторонняя связь между субъектами права

6) Это волевое отношение сторон

7) Это отношения,охраняемые и обеспечиваемые государством

ПРЕДПОСЫЛКИ возникновения

1) МАТЕРИАЛЬНЫЕ:Интересы и потребности людей,для достижения которых они вступают в отношения,Наличие субъектов и объекта правоотношений

2) ЮРИДИЧЕСКИЕ-совокупность правовых явлений,без которых правоотношения не могут возникнуть:норма права,которой они определяются,правосубъектность,юридический факт.

СОСТАВ правоотношения:

1. СУБЪЕКТЫ правоотношения–участники правоотношений,имеющие субъективные права и юридические обязанности, закрепленные в нормах права.

Виды субъектов:

- физические лица

- коллективные

Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

Коллективные:

- государственные (государство, органы, субъекты РФ, МО, гос предприятия, учреждения)

- социальные общности (народ, нации, население определенного района)

- негосударственные (субъекты хозяйственной деятельности, общественные организации, религиозные организации, иностранные банки и фирмы)

2. СОДЕРЖАНИЕ правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. Это мера возможного и должного поведения субъектов в правоотношении, установленная и охраняемая государством.

3. ОБЪЕКТ правоотношения - это то, на что направлена деятельность субъектов, или то реальное благо на пользование, которым и охрану которого направлены субъектные права и юридические обязанности.

1)Предметы материального мира

2)Продукты духовного творчества (интеллектуальная собственность)

3)Личные неимущественные блага (делова репутация, честь, достоинство, здоровье)

4)Поведение субъектов и его результаты (неисполнение обязанности).  

ВИДЫ правоотношений:

1. по СТЕПЕНИ КОНКРЕТИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ правоотношения:

-относительные-четко определяются и управомоченный,и обязанный субъект.

-абсолютные-персонально определено лишь управомоченное лицо,а обязанными являются все остальные субъекты,призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного.

2. по ПРЕДМЕТУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

-конституционные

-административные

-гражданские

-уголовные и другие

3. по ФУНКЦИИ ПРАВА:

-регулятивные-возникают из фактов правомерного поведения субъекта

-охранительные-возникают из фактов неправомерного поведения субъекта,которое требует определённой реакции государства.

4. по ПРИРОДЕ ЮР.ОБЯЗАННОСТЕЙ:

-активные-обязанность совершить определенные действия в пользу другой стороны.

-пассивные-обязанность воздержаться от нежелательных для другой стороны действий.

5. по КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ СТОРОН:

-двусторонние-многосторонние

6. по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ:

-кратковременные-долговременныЕ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80056. Проблема под микроскопом 63.5 KB
  Цели и задачи мероприятия: дать представление учащимся о понятии «проблема»; научить детей выделять и оформлять проблему; познакомить учащихся с различными способами решения личностных проблем; развивать навыки употребления полученных знаний на смоделированных проблемных ситуациях...
80057. Забуті народні свята осіннього циклу 72.5 KB
  Мета. Дослідити забуті народні свята осіннього циклу: Дмитра(8 листопада), Святої П’ятниці(10 листопада), Кузьми й Дем’яна(14 листопада); організувати пошукову роботу стосовно відродження втрачених обрядів, звичаїв, традицій українських ярмарків.
80058. ENGLISH HOLIDAYS 719 KB
  Актуальність проекту: прагматична направленість на результат; цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності; дозволяє органічно інтегрувати знання учнів з різних сфер навколо рішення однієї проблеми.
80059. Планета на ім’я «Сміття»?.. 69.5 KB
  Мета: привернути увагу учнів побутових відходів; виявити джерела екологічних проблем, як наслідок неадекватних дій людей; продовжити формувати дбайливе відношення до природи; розвивати здібності «мислити глобально, діяти локально».
80060. Бережи здоров’я змолоду 59 KB
  У проекті враховано природні здатності молодшого школяра, вразливість його психіки, допитливість у пізнанні самого себе, схильність до імітації зразків поведінки дорослих, що зумовлює соціальний та особистісний розвиток учня. Важливе місце займає практична діяльність учнів разом з батьками.
80061. Я – учасник технопарку 84.5 KB
  Технопарк - це сукупність різноманітних студій з різних предметів або видів діяльності, які проводяться в певний час на території цього навчального закладу. Мета діяльності: прискорене поширення інноваційного педагогічного досвіду щодо формування життєздатного та конкурентноспроможного випускника.
80062. Рідне слово 66.5 KB
  Капітан. Наш девіз: «Чим важче завдання, Тим дорожче перемога.» Ми зібрались в класі дружно, Щоб позмагатись І про мову нашу рідну Цікаве дізнатись. Дорогенькі суперники, Щиро вас вітаємо Від усього серця свого Успіху бажаємо. Щоб трудились ви сьогодні До сьомого поту І дістали нагороду...
80063. Презентація проекту «Стежками рідного краю» 77.5 KB
  Мета: активізувати і поширити набуті під час екскурсій знання учнів про рідний край; розвивати інтелект та творчу уяву; формувати громадянські, комунікативні, історико-культурні та соціокультурні компетентності. Обладнання: мультимедійний екран, комп’ютер, мольберти, ватмани.
80064. Ритмічна вправа. Музичні ігри 121.5 KB
  Розвивати координацію рухів; відчуття ритму і такту; увагу, пам’ять; гнучкість і пластичність. Виховувати естетичні почуття, прищеплювати любов до всього красивого, витонченого. Обладнання: магнітофон, касетний запис з дитячими піснями, м’ячі.