27020

Метод экономического анализа, определение, характерные особенности

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Метод экономического анализа определение характерные особенности Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей изучение причин факторов изменения этих показателей выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения эффективности. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: определение системы...

Русский

2013-08-19

18.79 KB

34 чел.

ТЭА 1. Метод   экономического   анализа, определение, характерные особенности


      Метод 
 экономического   анализа  представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

 Характерными   особенностями   метода   экономического   анализа  являются: использование системы показателей, изучение причин (факторов) изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения эффективности. Исключение того или иного фактора из внимания, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически несостоятельным. Получается определенная цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свое значение.

Характерными особенностями  метода   экономического   анализа  являются:

· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

· выявление формы взаимосвязи между факторами;

· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Методы экономического анализа:

К  экономическим   методам   анализа  относят сравнение, группировку, балансовый и графический  методы .

Статистические  методы  включают в себя использование средних и относительных величин, индексный  метод , корреляционный и регрессивный  анализ  и др.

Математические  методы  можно разделить на три группы:  экономические  (матричные  методы , теория производственных функций, теория межотраслевого баланса);  методы   экономической  кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование);  методы  исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

1.2. Характеристика основных приемов и  методов   экономического   анализа

1)Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры  экономических  явлений; трендовый  анализ , применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

2)Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

3)Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

  4)Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

В применении к объекту исследования  метод   экономического   анализа  имеет ряд  характерных   особенностей , а именно:

1) Исследуется система эк. показателей, при помощи которых дается количественная оценка отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятия. Каждое эк. явление или процесс описывается, как правило, не одним показателем, а комплексом эк. показателей. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты  анализа.

2) Система показателей изучается в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Изучение взаимосвязи требует выявления соподчиненности показателей, выделения совокупного, результативного показателя и факторов, на него влияющих.

3) Производится количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель с использованием ряда специальных способов и приемов. Это делает анализ точным, а выводы его обоснованными. Таким образом, предварительным условием, предпосылкой правильного  анализа  является  экономически  обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.

Одним из  характерных  начал  метода   анализа  выступает необходимость осуществления постоянных сравнений, нашедшего широкое применение в анализе фактических результатов хоз. деятельности с показателями прошлых периодов времени, с показателями плана и результатами достижений других предприятий и т.д.

Методы экономического анализа:

  1.  Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.
  2.  Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.
  3.  Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
  4.  Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.
  5.  Метод  корреляционного и регрессионного (стохастического)  анализа  широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.
  6.  С помощью корреляции решаются две главные задачи:
  7.  составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
  8.  дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

  1.  Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил  метод   анализа  «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.
  2.  Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.
  3.  Метод  исследования операций направлен на изучение  экономических  систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.
  4.  Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

При этом применяются общие методы познания: индукции и дедукции. Индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, т.е. исследование от частного к общему. В реальном познании она неразрывно связана с дедукцией, т.е. процессом познания в направлении от общего к частному.

Использование в анализе системного подхода обуславливает детализацию исследуемых явлений и процессов на части, а также их систематизацию и обобщение.

Детализация используется для выявления основного, наиболее существенного в объекте изучения, и определяется данным объектом и целью эк. анализа. На основе взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия осуществляется систематизация элементов явлений и процессов, что дает возможность определить приблизительную модель исследуемого объекта и выявить его основные элементы, функции. В результате изучения всех сторон  экономической  деятельности предприятия необходимо обобщить всю полученную информацию путем использования  метода  «синтез» (обобщение).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23811. Конкретный смысл действия умножение 17.5 KB
  Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать составные задачи 2. Чему равно уменьшаемое два ученика придумывают два своих примера и задают любому из учеников Цель: называние элементов выражения действий к доске 2 ученика остальные в тетради замените сумму умножением: 7777777= 771 ученик 5555=54 2уч 777= 3 уч тут возникает проблема можем ли мы заменить действие вычитание умножением запомните что нельзя. Потому что при...
23812. Конкретный смысл действия умножения 20.26 KB
  Почему цель: сколько раз и по сколько раз взяли число 777 7777 444 444 222 888 Вычисли: выходят два ученика Остальные в тетрадях. 27999= 217777= Сколько раз из 27 вычли 9 из 28 вычли 7 Значит сколько раз по 9 содержится в 27 по 7 в 14 Внимательно слушаем Запиши число 2728 через сумму 9 7. запись: 999=27; 7777=21по 9 три раза Итак внимание Сумму какого числа мы находили Сколько раз мы сложили это число запишем Это обозначает что мы взяли по 9 взяли три раза кто нибудь...
23813. Задачи на умножение 16.86 KB
  Класс: 2 Тип урока: комбинированный Тема: задачи на умножение; ФОУД: фронтальная индивидуальная Технология: традиционная Дидактическая цель: создать условия для отработки навыка замены действий сложения умножением в решении задач; Задачи: 1.Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать задачи; 4закреплять правила замены суммы одинаковых слагаемых умножением. вычисление с помощью замены умножения сложением замени суммой одинаковых слагаемых: 6=...
23814. Стихи А. Плещеева о весне 19.54 KB
  Плещеева о весне Тип урока: урок чтения лирического произведения и коллективного анализа ФОУД: фронтальная Технология: традиционная Оборудование: учебник Литературное чтение Канакина 2кл. Плещеева о весне Задачи Образовательные: познакомить с важными фактами из жизни и творчества А. Плещеева совершенствовать умение анализировать лирическое произведение совершенствовать навык сознательного правильного выразительного чтения Развивающие: развивать творческое воображение детей развивать литературную речь учащихся развивать память...
23815. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 20.25 KB
  Вспомним содержание произведения ответив на вопросы кроссворда у каждого на парте Учитель Читает вопросы: Как зовут мальчика Что было в руке у старика Как зовут девочку Кто пекла пирожки На чем сидел старик в начале рассказа Кого попросил Павлик чтобы его взяли кататься на лодке Где Павлик нашел бабушку Что пекла бабушка На чем чертил старик зонтиком Что попросил Павлик у Лены На чем хотел покататься Павлик Куда положил Павлик руку когда попросил брата взять его покататься Как назвал старика Павлик Какое...
23816. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 21.54 KB
  Осеевой Волшебное слово. Осеевой Волшебное слово Задачи: 1. Для того чтобы узнать какая тема будет сегодня у нас на уроке вам нужно составить правильные словосочетания: сказка настольная лампа волшебное слово интересная Обратите внимание какое слово во втором столбике не может сочетаться с другими словами С каким словом оно сочетается Так называется произведение которое мы сегодня будем изучать на уроке. Увлекательные истории цикла рассказов Волшебное слово очень нравились детям.
23817. В. Осеева «Волшебное слово» 49.5 KB
  Осеева Волшебное слово УМК Школа России Л. сказка деревянная палочка красивый лампа интересная слово настольная цветок волшебное Стрелкой соедините слова связанные по смыслу. Слайд 3 Какое словосочетание здесь лишнее Почему Слайд 4 Можем ли мы употребить слово волшебное с другими славами из первого столбика Что у...
23818. В. Осеева « Волшебное слово». 267.17 KB
  Карточки с пословицами карточки с вежливыми словами выставка книг о вежливости мяч карточки с названиями частей плана учебник портрет В. словарь Ожегова кроссворд Ход урока. Как вы понимаете эти слова Волшебное доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту поможет улучшить наше настроение. Словарь вежливых слов Растает даже ледяная глыба от слова теплого СПАСИБО.
23819. Урок чтения лирического произведения и коллективного анализа 19.02 KB
  Дата: 19 февраля Класс: 2 Тема: Тип урока: урок чтения лирического произведения и коллективного анализа ФОУД: фронтальная Технология: традиционная Оборудование: учебник Литературное чтение Канакина 2кл. Вы любите зиму Почему Почему мы рады весне Прочитаем еще раз стихотворение: чтение 1 –го четверостишия Найдите рифмующиеся слова злится стучится подберите синоним к слову не даром не зря Какой героине вы больше сопереживаете весне чтение 2 четверостя Кто помогает весне Как вы понимаете значение слова трезвон чтение...