27020

Метод экономического анализа, определение, характерные особенности

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Метод экономического анализа определение характерные особенности Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей изучение причин факторов изменения этих показателей выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения эффективности. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: определение системы...

Русский

2013-08-19

18.79 KB

37 чел.

ТЭА 1. Метод   экономического   анализа, определение, характерные особенности


      Метод 
 экономического   анализа  представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

 Характерными   особенностями   метода   экономического   анализа  являются: использование системы показателей, изучение причин (факторов) изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения эффективности. Исключение того или иного фактора из внимания, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически несостоятельным. Получается определенная цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свое значение.

Характерными особенностями  метода   экономического   анализа  являются:

· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

· выявление формы взаимосвязи между факторами;

· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Методы экономического анализа:

К  экономическим   методам   анализа  относят сравнение, группировку, балансовый и графический  методы .

Статистические  методы  включают в себя использование средних и относительных величин, индексный  метод , корреляционный и регрессивный  анализ  и др.

Математические  методы  можно разделить на три группы:  экономические  (матричные  методы , теория производственных функций, теория межотраслевого баланса);  методы   экономической  кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование);  методы  исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

1.2. Характеристика основных приемов и  методов   экономического   анализа

1)Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры  экономических  явлений; трендовый  анализ , применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

2)Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

3)Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

  4)Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

В применении к объекту исследования  метод   экономического   анализа  имеет ряд  характерных   особенностей , а именно:

1) Исследуется система эк. показателей, при помощи которых дается количественная оценка отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятия. Каждое эк. явление или процесс описывается, как правило, не одним показателем, а комплексом эк. показателей. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты  анализа.

2) Система показателей изучается в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Изучение взаимосвязи требует выявления соподчиненности показателей, выделения совокупного, результативного показателя и факторов, на него влияющих.

3) Производится количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель с использованием ряда специальных способов и приемов. Это делает анализ точным, а выводы его обоснованными. Таким образом, предварительным условием, предпосылкой правильного  анализа  является  экономически  обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.

Одним из  характерных  начал  метода   анализа  выступает необходимость осуществления постоянных сравнений, нашедшего широкое применение в анализе фактических результатов хоз. деятельности с показателями прошлых периодов времени, с показателями плана и результатами достижений других предприятий и т.д.

Методы экономического анализа:

  1.  Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.
  2.  Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.
  3.  Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
  4.  Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.
  5.  Метод  корреляционного и регрессионного (стохастического)  анализа  широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.
  6.  С помощью корреляции решаются две главные задачи:
  7.  составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
  8.  дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

  1.  Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил  метод   анализа  «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.
  2.  Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.
  3.  Метод  исследования операций направлен на изучение  экономических  систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.
  4.  Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

При этом применяются общие методы познания: индукции и дедукции. Индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, т.е. исследование от частного к общему. В реальном познании она неразрывно связана с дедукцией, т.е. процессом познания в направлении от общего к частному.

Использование в анализе системного подхода обуславливает детализацию исследуемых явлений и процессов на части, а также их систематизацию и обобщение.

Детализация используется для выявления основного, наиболее существенного в объекте изучения, и определяется данным объектом и целью эк. анализа. На основе взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия осуществляется систематизация элементов явлений и процессов, что дает возможность определить приблизительную модель исследуемого объекта и выявить его основные элементы, функции. В результате изучения всех сторон  экономической  деятельности предприятия необходимо обобщить всю полученную информацию путем использования  метода  «синтез» (обобщение).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83111. Робота з природним матеріалом. Створення композиції «Осінній вернісаж» 32.5 KB
  Мета: навчальна: вчити працювати з природним матеріалом; продовжувати вдосконалювати вміння та навички виготовляти композиції з листя, трав, квітів розвивальна: розвивати художній смак, мислення, пробуджувати пізнавальні інтереси виховна: виховувати любов до природи, рідного краю, мистецтва.
83112. Таблиця ділення на 4. Усне розвʼязування рівнянь методом підбору. Виконання творчих завдань 53 KB
  Удосконалювати навички обчислення прикладів на множення та розвʼязування задач на конкретний зміст дії множення. Формувати вміння з рівностей на множення числа 4 складати рівностіщо містять ділення на 4 розвязувати рівняння на знаходження невідомого множника.
83113. В.Струтинський «Казка про хлопчика Абихто». М.Сингаївський «Дощ із краплі починається» 203.5 KB
  Вітання: пошлемо одне одному добрі думки і добрі відчуття посміхніться один одному. Мотивація навчальна діяльності Слайд 4 Вчитель: А я дарую вам маленькі серця із побажаннями діти вибирають різнокольорові 4 кольори серця і зачитують побажання Приємно тебе бачити у тебе гарна посмішка...
83114. Цікаві «підказки» братів наших менших 108.5 KB
  Правила за якими будемо працювати на уроці: слайд про правила роботи в групах поважати думку кожного; говорити по черзі. Вправи на вдосконалення читацьких навичок Одним із важливих винаходів яким зараз дуже поширено користується людство є Загадка про метро Дві змії в землі лежать Табуни по них біжать...
83115. Додавання виду 37+6. Розв’язування простих та складених задач 139.5 KB
  Мета уроку. Ознайомити учнів з прийомом усного додавання з перехо дом через розряд, коли в одному з доданків відсутні де сятки. Удосконалювати вміння розв’язувати прості та складені задачі; знаходити числові значення буквених виразів. Розвивати навички усного рахунку.
83116. УКРАЇНСЬКІ ПИСЬМЕННИКИ ДІТЯМ 112.5 KB
  Поширити знання учнів про життя і творчість українських письменників які писали для дітей. А хто створює книги Ми можемо уявити своє життя без книги Чому Відповіді дітей Книга має величезне значення в житті людини. І сьогодні ми поведемо розмову про письменників України які писали для дітей.
83117. Як тварини готуються до зими? Комахи восени 141.5 KB
  Мета: встановлювати причинно-наслідкові звязки між змінами в неживій природі в житті рослин та тварин восени; формувати уявлення про комах про їхню поведінку восени; співставляти відповідність між зображенням комахи і способом в який вона готується до зими; збагачувати словник дітей новими словами...
83118. ПКРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1.01 MB
  Цели урока: Формировать представление о процессах испарения конденсации замерзания и таяния воды о связи с сезонными изменениями в природе. Базовые понятия на уроке: вещество газообразное состояние твёрдое состояние круговорот воды конденсация испарение гипотеза.
83119. Человек. Виды деятельности. Одежда 111 KB
  Задачи урока: образовательная: научить использовать активную лексику урока в речи актуализировать знания по теме Одежда цвета профессии; Развивающая: развивать память внимание воображение учащихся; Практическая: практика речи письма визуального восприятия материала;...