27020

Метод экономического анализа, определение, характерные особенности

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Метод экономического анализа определение характерные особенности Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей изучение причин факторов изменения этих показателей выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения эффективности. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: определение системы...

Русский

2013-08-19

18.79 KB

36 чел.

ТЭА 1. Метод   экономического   анализа, определение, характерные особенности


      Метод 
 экономического   анализа  представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

 Характерными   особенностями   метода   экономического   анализа  являются: использование системы показателей, изучение причин (факторов) изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения эффективности. Исключение того или иного фактора из внимания, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически несостоятельным. Получается определенная цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свое значение.

Характерными особенностями  метода   экономического   анализа  являются:

· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

· выявление формы взаимосвязи между факторами;

· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Методы экономического анализа:

К  экономическим   методам   анализа  относят сравнение, группировку, балансовый и графический  методы .

Статистические  методы  включают в себя использование средних и относительных величин, индексный  метод , корреляционный и регрессивный  анализ  и др.

Математические  методы  можно разделить на три группы:  экономические  (матричные  методы , теория производственных функций, теория межотраслевого баланса);  методы   экономической  кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование);  методы  исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

1.2. Характеристика основных приемов и  методов   экономического   анализа

1)Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры  экономических  явлений; трендовый  анализ , применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

2)Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

3)Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

  4)Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

В применении к объекту исследования  метод   экономического   анализа  имеет ряд  характерных   особенностей , а именно:

1) Исследуется система эк. показателей, при помощи которых дается количественная оценка отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятия. Каждое эк. явление или процесс описывается, как правило, не одним показателем, а комплексом эк. показателей. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты  анализа.

2) Система показателей изучается в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Изучение взаимосвязи требует выявления соподчиненности показателей, выделения совокупного, результативного показателя и факторов, на него влияющих.

3) Производится количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель с использованием ряда специальных способов и приемов. Это делает анализ точным, а выводы его обоснованными. Таким образом, предварительным условием, предпосылкой правильного  анализа  является  экономически  обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.

Одним из  характерных  начал  метода   анализа  выступает необходимость осуществления постоянных сравнений, нашедшего широкое применение в анализе фактических результатов хоз. деятельности с показателями прошлых периодов времени, с показателями плана и результатами достижений других предприятий и т.д.

Методы экономического анализа:

  1.  Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.
  2.  Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.
  3.  Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
  4.  Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.
  5.  Метод  корреляционного и регрессионного (стохастического)  анализа  широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.
  6.  С помощью корреляции решаются две главные задачи:
  7.  составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
  8.  дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

  1.  Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил  метод   анализа  «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.
  2.  Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.
  3.  Метод  исследования операций направлен на изучение  экономических  систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.
  4.  Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

При этом применяются общие методы познания: индукции и дедукции. Индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, т.е. исследование от частного к общему. В реальном познании она неразрывно связана с дедукцией, т.е. процессом познания в направлении от общего к частному.

Использование в анализе системного подхода обуславливает детализацию исследуемых явлений и процессов на части, а также их систематизацию и обобщение.

Детализация используется для выявления основного, наиболее существенного в объекте изучения, и определяется данным объектом и целью эк. анализа. На основе взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия осуществляется систематизация элементов явлений и процессов, что дает возможность определить приблизительную модель исследуемого объекта и выявить его основные элементы, функции. В результате изучения всех сторон  экономической  деятельности предприятия необходимо обобщить всю полученную информацию путем использования  метода  «синтез» (обобщение).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74963. Осінній натюрморт. Натюрморт як жанр образотворчого мистецтва. Зображення осіннього натюрморту з натури 91.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з різними видами і жанрами образотворчого мистецтва. Провести бесіду про один із жанрів - натюрморт. Вчити дітей малювати натюрморт, передаючи правильне розміщення, розмір, форму, пропорції і колір предметів.
74964. Математичний фестиваль 202.5 KB
  Зацікавити розум дитини, прищепити учневі смак, пристрасть до навчання, інтерес до предмета, активізувати і стимулювати розумову і пізнавальну діяльність, розвивати самостійність і творчість, логічне та образне мислення, математичну мову учнів, через гру інтерес до математики...
74965. Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий 212 KB
  В игре принимают участие 2 команды 9х классов: команда Радиус радостные активные дружные изобретательные умные смелые команда Фигура физически развитые инициативные грамотные умелые развеселые азартные. Команды приветствуют друг друга зрителей объявляя название и расшифровку обривиатуру...
74966. Фалес Мілетський – давньогрецький математик і філософ 277.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з фактами біографії Фалеса Мілетського та його внеском у розвиток математики розвивати пізнавальну активність мову творче мислення память виховувати любов до математики. Обладнання: ілюстрації з зображенням Фалеса сонячного затемнення...
74967. Материки Землі 417 KB
  Мета. Продовжувати формувати уявлення про глобус, карту півкуль, уміння читати карту, працювати з нею; Розвивати просторові уявлення, вміння висловлювати свої думки, сформувати уявлення про материки, їх природні умови, особливості рослинного та тваринного світу...
74968. Берегите матерей своих 52.5 KB
  Стихотворение Мать и дети Кто вас детки крепко любит Кто вас нежно так голубит Не смыкая ночью глаз Всё заботится о вас Мама дорогая Колыбель кто вам качает Кто вас песней забавляет Или сказку говорит Кто игрушки вам дарит Мама золотая...
74969. Народний календар юного бджоляра 845 KB
  Це - мед віск квітковий пилок прополіс маточне молочко бджолина отрута. Мета роботи: поглибити знання молоших школярів про різні аспекти бджільництва; сприяти виробленню стійкого інтересу до життя бджіл усвідомленню значення меду та інших продуктів бджільництва в житті людей.
74970. Букварний період 28 KB
  Мета уроку: Ознайомити дітей з буквою «Е», «е» та її звуковим значенням, закріплювати вміння розрізняти функціональне значення звука та букви, розвивати навички звуко-буквенного аналізу слів, формувати навички правильної вимови звуків у словах, збагачувати словниковий запас.
74971. Поняття про синтаксичні одиниці мови 23.5 KB
  Мета уроку: навчити учнів визначати граматичне значення речення дати поняття про присудок та підмет. Завдання уроку: Учити школярів визначати граматичне значення речення; визначати підмет та присудок; перевіряти орфограми слабких позицій звуків у різних частинах слів...