2705

Что? Где? Когда? Мир вокруг нас

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии: Что? Где? Когда? Мир вокруг нас Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к кажд...

Русский

2013-01-06

26.41 KB

8 чел.

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии: Что? Где? Когда? "Мир вокруг нас"

Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

Оформление: пословицы на бумажных листах:

“Умный товарищ - половина дороги”

“Умные речи приятно и слушать”

“Думай дважды, говори раз”

“Думают думу без шуму”.

Оборудование: волчок со стрелкой; табло; настольные игры для обозначения игровой минутки; часы; гонг; конверты с заданиями; стол, стулья; задания для болельщиков.

Содержание игры: 

Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на телевидении;

Из зрителей выбрать 8 человек.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:

1. Начало - нота, потом оленя украшение, А вместе - место оживленного движения. (До + рога = дорога) 

2. Как инструмент меня ты ценишь В искусной плотничьей руке. Но если “д” на “б” ты сменишь, Во мне утонешь, как в реке. (Долото - болото )

3. Я по России протекаю, Я всем известна, но когда Ко мне прибавишь букву с краю, Свое значенье я меняю И птицей становлюсь тогда. (И + Волга = иволга )

4. Два слога первые - цветок, Татарский царь - мой третий слог, А “ь” поставь в конец Коль отгадаешь - молодец! (Астра + хан = Астрахань)

5. На берегу морском я круглый год валяюсь, Отнимешь “ь”, и вверх я устремляюсь. (Галька - галка)

6. Какие птицы выводят птенцов зимой ? (Клесты)

7. Какие птицы не садятся ни на воду, ни на землю ? (Стрижи, ласточки)

8. С буквой “к” живу в лесу, С буквой “ч” овец пасу. (Кабан - чабан)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

Игроки садятся за стол. Выбирается капитан, проходит представление игроков зрителям.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними - 3 игровых паузы (в роли игровых пауз могут выступать различные головоломки)

Знатоки заводят волчок. Время обсуждения - 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗНАТОКОВ

1. Учеными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в ее околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной. Как объяснить такое поведение ежа?

ОТВЕТ: Слюна этих видов жаб, на которых охотятся ежи, ядовита. Смачивая свои иголки ядовитой жидкостью, ежи создают себе дополнительную защиту от своих врагов.

2. Плодовитость трехиглой колюшки, по сравнению с другими рыбами, очень мала - от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?

ОТВЕТ: У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц у нее невелика.

3. Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз - 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение удавов?

ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны и малоподвижны в прохладную. Этим объясняется спокойное поведение удавов.

4. Некоторые морские птицы, например, фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не удаляются от берега на большие расстояния. Сильный дождь, застигший фрегата вдали от берега, представляет для него смертельную опасность. Почему?

ОТВЕТ: Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитости копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Намокание крыльев ведет к резкому увеличению массы тела, что может привести к гибели. Рыбу они хватают слету, на воду практически не садятся.

5. На теле медузы сарсии из Баренцева моря встречаются небольшие медузки кунины. У кунин есть длинный хоботок и отсутствует колокол, обычный для других медуз. Многочисленными щупальцами кунины держатся за сарсию. Чем объяснить необычный внешний вид кунин?

ОТВЕТ: Колокол медузе необходим для движения в воде: ритмичные сокращения колокола вызывают выталкивание из него воды (реактивный способ движения). Кунины же передвигаются на сарсие, поэтому колокол как средство передвижения у них редуцировался.

6. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника - крупная морская звезда, которая больше всех поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?

ОТВЕТ: Мидии, численность которых не сдерживалась хищниками, вытеснили другие виды сидячих животных как более сильные конкуренты. 

7. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?

ОТВЕТ: Вещества, попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были и есть в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.

8. У некоторых водных позвоночных, например у акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелеты только костные. Как это объяснить с экологической точки зрения ?

ОТВЕТ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде нужен более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.

9. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое - фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.

ОТВЕТ: Ягуар, или пума.

10. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у низ были одинаковые, но вот посуда - разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров?

ОТВЕТ: Серебро.

11.Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля “Восток-2”. Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса?

ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью - улавливает 7-12 % солнечного света, вместо 1-2% цветковых.

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 1

Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).

Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).

Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).

Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).

Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).

При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить - умей вертеться).

Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения

кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 2 “ САМЫЙ…САМЫЙ…” 

Самое упрямое домашнее животное. (Осел).

Самое распространенное в России дерево. (Лиственница).

Самая большая змея. (Удав анаконда - 11м, 200кг)

Самая большая сухопутная ящерица. (Варан).

Неморская птица с самым большим размахом крыльев. (Кондор, 2,8 - 3м).

Самая крупная обезьяна.(Горилла).

Самая крупная ягода . (Тыква).

Кто является самым верным другом человека среди животных? (Собака).

Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. (Ползание).

Назовите самую большую рыбу. (Гигантская или китовая акула).

Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110км1ч).

Самый хитрый зверь в русских народных сказках. (Лиса).

Животное с самыми большими ушами. (Слон).

Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. (Амеба).

Назовите самый популярный в Голландии цветок. ( Тюльпан).

Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. (Крокодил).

Самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит).

Птица - обладатель самого большого в мире клюва. (Пеликан).

Самая высокая трава. (Бамбук, 30 - 40м).

Самая ядовитая змея. (Кобра). 

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 3 “ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ”

На греческий - “учение о жилище” (экология).

На латинский - “восстановление” (регенерация).

На латинский - “окраска” (пигмент).

На латинский - “помесь” (гибрид).

На латинский - “народ, население” (популяция).

На греческий - “совместная жизнь” (симбиоз).

На греческий - “учение о животных” (зоология).

На греческий - “сам питаюсь” (автотроф).

На греческий - “слово (учение) о жизни” (биология).

На латинский - “уничтожение, народ” (депопуляция). 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

Подсчитывается результат, все участники награждаются небольшими сувенирами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22573. Довгастий мозок 31.5 KB
  Крім ядер черепномозкових нервів характерною особливістю структури заднього мозку є наявність у ньому потужної маси нервових елементів які не одержують аферентних волокон безпосередньо з периферичних джерел і не посилають рухових волокон на периферію.До надсегментарних структур відносять також ядра провід них шляхів які проходять крізь довгастий мозок до інших частин мозку. Цей відділ головного мозку розташований над спинним мозком і виконує дві основні функції рефлекторну і провіднико ву.
22574. Вароліїв міст 22 KB
  В основі варолієвого мосту проходять пірамідні шляхи між якими розташовуються власні нервові волокна варолієвого мосту котрі прямують у мозочок. З основи варолієвого мосту виходять нерви які зв'язують певні зони варолієвого мосту з відповідними зонами кори великих півкуль. У цьому ж відділі варолієвого мосту знаходяться й ядерні утворення: рухове ядро відвідного нерва частина ядра трійчастого нерва а на дні сільвієвого водогону розташовуються ядра блокового і окорухового нервів . У варолієвому мосту знаходяться ядра які беруть...
22575. Ретикулярна формація 31 KB
  Тому виділяють РФ довгастого мозку варолієвого мосту і середнього мозку. Разом з тим у функціональному відношенні у РФ різних відділів головного мозку є багато спільного і тому її можна розглядати як цілісний утвір. До нейронів РФ підходить багато колатералів від усіх специфічних висхідних проекційних шляхів які проходять крізь стовбурову частину мозку а також від низхідних шляхів що йдуть від вищих відділів мозку в тому числі від пірамідного тракту і нейронів мозочка.
22576. Мозочок 36.5 KB
  Оскільки основною функцією мозочка є координація рухів то він добре розвинутий у риб і птахів адже динаміка рухів у водному і повітряному середовищах вимагає чіткої праці м'язів для швидкого маневрування при літанні і плаванні. У амфібій і рептилій які пересуваються по замлі і мають як правило низько розташований центр тяжіння відбувається певна редукція мозочка. У людини з її вертикальним положенням тіла розміри і значення мозочка значо зростають. Взаємодія мозочка з іншими структурами мозку здійснюється за допомогою трьох пар ніжок.
22577. Порушення функціонування мозочка 27.5 KB
  Перш за все наслідки уражень мозочка залежать від еволюційного положення виду тварини. Видалення мозочка у амфібій рептилій і птахів викликає складніші розладнання рухової функції. У ссавців видалення мозочка крім вищезазначених симптомів порушення рівноваги і тонусу скелетної мускулатури призводить до розладнання регуляції також довільних рухів.
22578. Середній мозок 32 KB
  Об єм функцій середнього мозку різний у різних класів хребетних тварин. Цим середній мозок істотно відрізняється від заднього мозку функція якого приблизно однакова у всіх хребетних тварин і змінюється в процесі еволюції скоріш кількісно ніж якісно.Провідникова функція СМ визначаеться наявністтю в ньому висхідних і низхідних провідних шляхів багато з яких проходять через ніжки мозку.
22579. Проміжний мозок 35 KB
  У таламусі налічують до 40 різноманітних ядер об'єднаних у цілісний морфофункціональний комплекс який складним чином взаємодіє з неокортексом базальними гангліями і структурами лімбічної системи. Звичайно розрізняють шість груп ядер таламуса: передню ядра середньої лінії медіальну вентролате ральну задню і претектальну. Проекційні або перемикальні ядра відносяться до специфічних ядер які організовані за топічним принципом. Серед основних проекційних ядер таламуса слід виділити вентробазальне ядро яке є специфічним ядром...
22580. Базальні ганглії 30.5 KB
  Це свідчить про те що функції неостріатума не можна звести лише до регуляції рухів. Та все ж таки базальні ганглії перш за все пов'язані з регуляцією рухової функції організму особливо початку і припинення повільних рухів. Акінезія або дефіцит рухів. Цей симптом виявляється у скованості рухів нерухомій позі та маскоподібному обличчі з немигаючим виразом очей.
22581. Лімбічна система мозку 29 KB
  Найважливішими структурами лімбічної системи є мигдалевидний комплекс МК гіпокамп і прозора перетинка септум . Для лімбічної системи дуже характерні численні нервові ланцюги наприклад коло Папеца які об'єднують у замкнену мережу різні її утвори що полегшує виконання ними складних інтегративних функцій рис. Інтегративні функції лімбічної системи . Вона забезпечується численними зв'язками різних утворів лімбічної системи з іншими відділами мозку.