27052

Значение, виды, способы, сроки и порядок проведения инвентаризаций

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Виды инвентаризаций Инвентаризации могут быть полными и неполными частичными. Полные инвентаризации проводятся не реже одного раза в год. Неполные частичные инвентаризации связаны с проверкой определенных видов материальных ценностей денежных средств или расчетов например инвентаризация кассовой наличности или готовой продукции или материальных ценностей находящихся на ответственном хранении у кладовщика. Выборочная инвентаризация проводимая для контроля материальноответственных лиц также относится к частичной инвентаризации.

Русский

2013-08-19

19.97 KB

22 чел.

ТБУ 4.Значение, виды, способы, сроки и порядок проведения инвентаризаций

Инвентаризацией называется проверка наличия средств предприятия на определенный момент путем пересчета, обмера, взвешивания ценностей, сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и последующее сопоставление с учетными данными.

Инвентаризация является, с одной стороны, одним из элементов метода бухгалтерского учета, средством обеспечения реальности учетных сведений; с другой - средством фактического контроля за сохранностью имущества.

Виды инвентаризаций

Инвентаризации могут быть полными и неполными (частичными). При полных проверяется наличие всех видов товарно-материальных ценностей, денежных средств в кассах и на расчетных счетах в банках, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами. Полные инвентаризации проводятся не реже одного раза в год.

Неполные (частичные) инвентаризации связаны с проверкой определенных видов материальных ценностей, денежных средств или расчетов, например, инвентаризация кассовой наличности, или готовой продукции, или материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении у кладовщика.

Выборочная инвентаризация, проводимая для контроля материально-ответственных лиц, также относится к частичной инвентаризации.

Выделяют также текущие и перманентные инвентаризации. Текущие инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей. Перманентная инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время, когда их остаток является минимальным. Инвентаризации подразделяются также на плановые и внеплановые.

Проведение инвентаризации обязательно:

1) При передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством, при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 2 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;

3) При смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

4) При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

5) В случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6) При ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Основным условием, обеспечивающим успешность любой инвентаризации, является ее внезапность.

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой из работников предприятия (учреждения, организации) приказом его руководителя. Ее состав определяется в зависимости от вида инвентаризации. Так, при проведении годовой инвентаризации в работе комиссии обязательно должен участвовать главный бухгалтер предприятия, а возглавлять ее - руководитель предприятия или его заместитель. Периодическая инвентаризация в розничных торговых предприятиях осуществляется комиссией в составе представителя вышестоящей организации и работника бухгалтерии.

При проведении инвентаризации одновременно с документальной ревизией в состав комиссии вводят ревизора.

Если инвентаризация проводится по требованию органов следствия, то представитель этих органов может присутствовать при ее проведении, но он не является членом инвентаризационной комиссии.

Обязательным условием проведения инвентаризации является также участие в ней материально-ответственного лица (кассира, кладовщика, завхоза, начальника цеха и др.).

В случаях, когда материально-ответственное лицо не может присутствовать при инвентаризации (болезнь, смерть и т.д.), а также после краж и ограблений в состав комиссии вводится представитель администрации, имеющий надлежащие полномочия для участия в инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации различен в зависимости от того, какие объекты инвентаризуются. Инвентаризации периодически подвергают: товарно-материальные ценности, основные средства, кассовую наличность, денежные средства на расчетном счете в банке, незавершенное производство, незаконченное капитальное строительство, расчеты с поставщиками и покупателями, задолженность подотчетных лиц по денежным авансам на командировочные и хозяйственные расходы и многие другие объекты.

Инвентаризацию товарно-материальных ценностей можно разделить на три этапа: 1) подготовку, 2) установление в натуре фактического наличия материальных ценностей (снятие остатков) и оценку их, 3) выявление результатов инвентаризации.

Прежде чем провести инвентаризацию, комиссия проверяет измерительные приборы, выясняет, какие первичные документы имеются у материально-ответственного лица, и требует передать их вместе с реестрами (описями) в бухгалтерию. К началу инвентаризации на руках у материально-ответственного лица не должно оставаться ни одного документа. В подтверждение этого материально-ответственное лицо дает расписку о том, что все полученные ценности приняты к учету, а все выданные - списаны, все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию.

Инвентаризационная комиссия начинает работу с опломбирования всех мест хранения ценностей. На время инвентаризации все операции с инвентаризуемыми товарно-материальными ценностями должны быть прекращены и посторонние лица в помещение, где производится инвентаризация, не допускаются. Если материальные ценности поступают во время инвентаризации, их складывают в отдельном помещении и на них составляют специальную опись.

Фактическое наличие материальных ценностей при инвентаризации устанавливают путем подсчета, взвешивания, обмера и т.д. Все материальные ценности извлекают из мешков, ящиков и иной тары и проверяют по количеству, весу и качеству. Категорически запрещается подсчитывать материальные ценности по количеству мест (бочек, ящиков) без проверки их содержимого.

Остатки материальных ценностей следует снимать в строгом порядке, сначала в одном помещении, затем по порядку расположения в следующем и т.д. Выявленные во время снятия остатков непригодные, испорченные товары в общую опись не включаются. На них должен быть составлен акт, в котором следует указать причины порчи товаров, фамилии лиц, виновных в этом. Инвентаризуемая тара записывается в конце описи после перечня всех материальных ценностей.

Если инвентаризация товарно-материальных ценностей не может быть закончена в один день, при перерывах на обед, а также по окончании работы все помещения, в которых хранятся ценности, закрываются на ключ и опечатываются. Ключ должен находиться у материально-ответственного лица, печать и пломбир - у председателя инвентаризационной комиссии.

Строгое соблюдение правил проведения инвентаризации обеспечивает правильное определение наличия ценностей и исключает возможность различных махинаций, к которым могут прибегать материально-ответственные лица с целью скрыть злоупотребления. Перед уходом из помещения члены инвентаризационной комиссии должны осмотреть его и проследить за тем, чтобы в помещении никого не осталось.

Работа по снятию остатков оформляется инвентаризационной описью; иногда этот документ называют инвентаризационной ведомостью. В инвентаризационных описях комиссия указывает наименование и фактическое наличие материальных ценностей в том порядке, в каком производилось снятие остатков (т.е. по местам хранения). Инвентаризационную опись, как правило, составляют в трех экземплярах. В случае передачи материальных ценностей одним материально-ответственным лицом другому описи составляют в четырех экземплярах: один заполняет материально-ответственное лицо, два других под копировальную бумагу составляет председатель или один из членов инвентаризационной комиссии; четвертый (если он составляется) заполняет материально-ответственное лицо, принимающее материальные ценности. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинниками. Каждая страница всех экземпляров описи сверяется и затем отдельно подписывается всеми членами комиссии, в том числе и материально-ответственными лицами.

По окончании проверки фактического наличия материальных ценностей инвентаризационная комиссия проставляет в инвентаризационной описи цены согласно действующим прейскурантам и подсчитывает стоимость отдельных материалов, а затем и общую стоимость всех материальных ценностей в целом по описи. После этого все экземпляры инвентаризационной описи подписывают члены комиссии, в том числе и материально-ответственные лица, которые еще раз должны проверить, все ли материальные ценности отражены в инвентаризационных описях. В конце инвентаризационной описи они дают подписку, удостоверяющую правильность записей.

После оформления инвентаризационной описи первый экземпляр немедленно передается в бухгалтерию вышестоящей организации (он является контрольным), второй - передается в бухгалтерию предприятия, а третий - остается у материально ответственного лица. Если инвентаризация проводилась по требованию органов прокуратуры или  милиции, то один экземпляр описи передается им.

СРОКИ

Количество инвентаризаций в году, время их проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия в приказе об учётной политике либо отдельным приказом. Помимо этого, действующим законодательством предусмотрены случаи обязательного проведения инвентаризации (пункт 2 статьи 12 федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»):

  1.  ежегодно в четвёртом квартале перед составлением годовой бухгалтерской отчётности,
  2.  при продаже имущества, сдаче в аренду,
  3.  при смене материально-ответственного лица,
  4.  при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества,
  5.  после стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.
  6.  при реорганизации или ликвидации предприятия.

Внезапную инвентаризацию целесообразно назначать при наличии данных:

  1.  о фактах обмана потребителей,
  2.  о фактах присвоения ценностей,
  3.  о фактах изготовления неучтённой продукции,
  4.  о фактах неучтённых продаж,
  5.  о фактах уничтожения имущества и т. п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31982. Автоматизированная система управления корректировки химсостава сырьевого шлама в потоке в условиях ОАО «Себряковцемент» 1.01 MB
  Автоматизация производственных процессов занимает одно из ведущих мест в комплексе технических средств, способствует повышению производительности труда и улучшению качества продукции во всех отраслях промышленности, в том числе и в промышленности строительных материалов. Наиболее высокий уровень автоматизации отмечен
31983. График планово предупредительных ремонтов, который обеспечивает минимальное количество простоев на ремонты 424.5 KB
  В ходе эксплуатации выполнено большое число мероприятии по модернизации оборудования и совершенствования технологии. На данный момент в колесобандажном цехе проходит очередной этап реконструкции оборудования который является составной частью общей программы комбината. За время реконструкции на участке было смонтировано в общей сложности около 15 тысяч тонн технологического оборудования доставленного в КБЦ из Германии Швейцарии Сербии России. В 1941 году стан был демонтирован для того чтобы освободить место для прибывающего...
31984. ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛА КАДРОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 493.5 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СЛУЖБЫ КАДРОВ 1. Нормативноправовая регламентация работы службы кадров учреждения высшего профессионального образования 1. Общая характеристика службы кадров.
31985. Инженерно-геологические условия площадки: геолого-литологическое строение, гидрогеологические условия, физико-механические свойства грунтов и получить другую информацию, необходимую для технически обоснованных решений при проектировании оснований и фундам 538 KB
  Перечень графических и текстовых приложений: инженерногеологическая карта геологотехнический наряд план расположения проектных выработок схема грунтоноса ГВ2. Инженерногеологическая изученность территории. Инженерногеологические условия района.
31986. Экологические проблемы, связанные с геологоразведочными работами на месторождениях флюорита 19.76 MB
  Типизация флюоритового оруденения Горного Алтая 2. Промышленные типы месторождений флюорита Горного Алтая39 2. Оценка природных геохимических аномалий территории Горного Алтая. В пределах Горного Алтая известны месторождения флюорита промышленного типа.
31987. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ 772.5 KB
  Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением в отличие от практикума служащего для иллюстрации тех или иных законов природы и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования в научной сфере нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы изучение теории посвященной данной проблематике подбор методик исследования и практическое овладение ими сбор собственного материала его анализ...
31988. Физическое лицо – предприниматель: вопросы правового регулирования в РФ 567.5 KB
  Правовое регулирование деятельности предпринимателя 33 2. Понятие предпринимательской деятельности 33 2. Практика российского хозяйствования показывает что наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности в настоящее время являются такие как: индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица частное предприятие общество с ограниченной ответственностью акционерное общество. Как показывает мировой опыт чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей тем...
31990. Выявление особенностей заключения и содержания договора на оказание туристских услуг 158 KB
  В отличие от неорганизованной туристской поездки регламентируемой множеством разнообразных гражданскоправовых договоров заключаемых туристом с исполнителями отдельных услуг для осуществления организованной туристской поездки достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом которое принимает на себя обязательство по предоставлению туристского обслуживания. Цель моей дипломной работы является в выявлении особенностей заключения и содержания договора на оказание туристских услуг. Указанная цель конкретизируется в...