2708

Путешествие по заповеднику

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Внеклассное мероприятие: экологическая познавательная игровая программа Путешествие по заповеднику Хакасский Проводится для учащихся 2-го класса. Цели: 1) развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном,...

Русский

2013-01-06

35.64 KB

23 чел.

Внеклассное мероприятие: экологическая познавательная игровая программа "Путешествие по заповеднику "Хакасский"

Проводится для учащихся 2-го класса.

Цели:

1) развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства удивления и восхищения;

2) воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование: мультимедиа, иллюстрации, открытки, аудиозапись, эмблема, плакат с девизом праздника, карта Хакасии, декорация с изображением поезда.

Предварительная работа:

учитель приглашает на роль лесовиков двух старшеклассников. Ученики, играющие роль лесовиков, должны подготовить сказочные костюмы и хорошо ознакомиться со сценарием. Старшеклассникам раздаются стихотворения для монтажа. Заранее раздаются роли учащимся для участия в сказке, разучивание гимна Природе. Роль рыбки – подготовленный ребёнок в костюме.

Ход внеклассного мероприятия.

На сцене ведущие: один – в русском костюме, другойв хакасском. Приветствие: одно – на русском, другое – на хакасском.

Вед.1: Изеннер, алгыс аалчылар!

Вед.2: Здравствуйте, дорогие гости!

Вед.1: От самого края Земли родимой до самого края Небес великих простираются наши мольбы ради бессмертия.

Вед.2: Есть у каждого на родине что-нибудь такое, о чём хочется сказать вслух на весь мир!

(На фоне музыки из программы “В мире животных” (Приложение 1) звучат слова, в это время идет показ слайдов об удивительной природе Хакасии). (Приложение 2)

Учитель:

Республика Хакасия – уникальное место на нашей планете. Этот удивительный островок среди безбрежного разнообразия моря природы России представляет собой своеобразную контактную и переходную зону, где западные элементы флоры и фауны встречаются с восточными. Нам – жителям республики Хакасия – посчастливилось жить в этом необыкновенном месте, где красавица Степь синеокоозерная нарядилась в цветной сарафан, распустив по плечам шелковистые волосы из огромного разнообразия трав. Енисей – голубая ленточка украшает прическу Степи. А Саяны – могучие братья охраняют покой сестры. Как не любить тебя, родная Хакасия?! Как не беречь просторы твои?! Как не заботиться о твоем процветании?! Эти вопросы сегодня затронем мы.

Ребята, давайте совершим путешествие по заповеднику “Хакасский”, который был образован 4 сентября 1999г.

Ребята, а как вы думаете, что такое заповедник? (ответы детей)

А для чего создаются заповедники? (ответы детей)

Действительно, заповедник “Хакасский” был создан в целях сохранения уникальных степных растительных сообществ, водно-болотных угодий с их обитателями. Для того, чтобы сохранить места произрастания редких, ценных в научном и практическом отношении видов растений, чтобы сохранить важные озерные акватории в период миграций птиц, чтобы сохранить неповторимый растительный и животный мир, необычайно красивую природу Хакасии.

Для получения знаний мы отправимся в путь на поезде, следующим по маршруту д.Калы – заповедник “Хакасский”. Наш путь лежит через станции: “Степная”, “Таежная”, “Озерная”, “Горная”. Путешествовать нам помогут два лесовичка. К концу путешествия вы должны собрать 4 части от карты республики Хакасия, на которой отмечены заповедные зоны. Девизом нашего путешествия пусть будут слова Джеральда Даррелла (показ слайда со словами). А в пути с нами всегда рядом будет эмблема нашего праздника. (Рисунок 1)

Появляются два лесовика.

1-й лесовик:

Вас, прекрасные друзья, Приглашаю в гости я, В мир загадочной природы, В мир животных и погоды!

2-й лесовик:

Только в мире этом надо Отгадать чуть-чуть загадок, На вопросы отвечать, В игры весело играть.

1-й лесовик:

Лесовик я не простой, С умной шибко головой. Расскажу вам о природе, О зверях и о погоде.

2-й лесовик:

Все готовы с нами в путь? Только знанья не забудь. Будь внимателен и смел, Чтоб везде со мной поспел.

Учитель:Ну что, ребята, в путь? А чтобы было веселей в дороге, споём гимн природе (выход детей с транспарантами о защите природы на мотив песни “Пусть всегда будет солнце!”)

Гимн Природе.

Защитим эту Землю От руки браконьеров! Не позволим глумиться Над природой родной!

Пусть всегда будут реки, Пусть всегда будет рыба, Пусть всегда будет море, А в пустыне – верблюд.

Пусть всегда будут рощи, Пусть всегда будут птицы, Пусть в тайге будут звери, А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди, Пусть всегда будут дети, Пусть всегда в чистом небе Будет солнце светить!

(В сопровождении лесовичков, изображая движение поезда, ученики прибывают на первую станцию)

Станция “Степная”

(Звучит стихотворение в исполнении старшеклассника о степи на фоне слайдов “Степьтипичный пейзаж Хакасии”)

Мне степь мила.

Слова И. Котюшева.

Шуршат травинки, что-то лепеча, И вся цветами степь моя одета. Как будто драгоценная парча, Она красива на исходе лета. А чуть подальше колосится рожь, Под ветром тёплым стелется пшеница. К улусу тропкой узенькой идёшьВ дали вечерней крыша серебрится.

(Игра “Засели степь”, на ватмане нарисована голая степь (трава))

Учитель: На нашем плакате, ребята, степь выглядит безжизненной, безрадостной. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей о вредном воздействии человека на природу)

А давайте сделаем так, чтобы наша степь ожила! (Учитель загадывает загадки детям об обитателях степи, дети отгадывают и наклеивают картинки на плакат),

отгаданные животные и растения показываются на мультимедиа, и учитель даёт небольшой рассказ.

Она как змейка в траве мелькает, Хвостом виляет, Хвост оборвёт, другой наживёт.

(Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение ящерицы на плакат).

Учитель: Думаю каждый из вас знаком с этим животным. Что вы знаете о ящерице?

(Высказывания детей, дополнения учителя).

То ли тело, толи хвост, Вверх пойдёт – немалый рост, По земле протянется – Так с землёй сливается, Плоская головка Всё глотает ловко.

(Lети отгадывают загадку, наклеивают изображение ужа на плакат).

Учитель: Длина ужа может быть от 10см до 3,5м, насчитывается их около 1700 видов. Бывают ядовитые и неядовитые. Укус ужа для человека не опасен. Некоторые виды внесены в “Красную книгу”. Охотятся в утренние и вечерние часы. За одну охоту крупный уж может проглотить до 8 лягушат, питается он и насекомыми, и мелкими птенцами. Ужи могут 300 дней обходиться без пищи. Днём любят греться на солнышке, свернувшись клубочком.

Маленькая, серая, С длинным хвостом. За сыром бежит, Громко пищит.

(Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение мышки).

Учитель: Длина мышки от 5 до 50 см, хвост 45 см. Они имеют собственные “дорожки”знаки, помечая необходимые им места и дорогу домой. Мыши наносят большой вред сельскому хозяйству.

Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла… Прилетитплохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…

(Дети отгадывают загадку о птице и наклеивают изображение чёрного грифа).

Учитель: Размах крыльев этой птицы 3м, вес 12кг, на голове и на шее редкое оперенье, питается падалью, принося огромную пользу. Чёрный гриф занесён в “Красную книгу”.

Обитает в степи и степная пустельга.

(Дети наклеивают изображение птицы).

Учитель: Это очень полезная птица, весит она всего 240г, длина 38см. Питается она грызунами, мелкими птицами, насекомыми, ящерицами.

Стоит Василий, Молодой да сильный, В зелёном армяке, В ярко-синем парике, Все на него смотрят Да любуются.

(Наклеиваем изображение василька)

В зелёной пелерине – Красотка-балерина, На одной ножке скачет, В жёлтом топе Да белой пачке.

(Наклеиваем изображение ромашки)

Учитель: Ромашка используется в народной медицине.

Сидит на склоне Синий царь в короне, Синяя корона – Царь благородный. Солнечно на склонеЦаря в сон клонит.

Учитель: Сон-траваядовитое растение.

Цветущая степь переливается разными цветами. Давайте и в нашу степь внесём разнообразие красок. В степи растёт: купальница её ещё называют жарками, огоньками. Этот цветок очень любим народом. Поэты посвящают ему стихи. Послушайте стихотворение хакасского поэта Н. Тиникова. (читает подготовленный ученик)

Жарки Весна одела в дорогой наряд, Горы высокой склоны. Как будто пламенем горят Везде цветов бутоны. Не зря в народе нарекли Цветы жарки красой Земли.

Учитель: Этот цветок украшает герб города Абакана.

(Изображения цветов наклеиваем на плакат).

Учитель: Украшают степь своим цветением и шалфей луговой, таволга шестилепестная, румянка, козелец пурпуровый, эспарцет песчаный.

Учитель: Вспомните, какая степь была сначала?

А какая она теперь?

Одна из задач заповедника “Хакасский” сохранить уникальный степной растительный мир.

Учитель: Молодцы, ребята, вы проехали эту станцию. Я вам вручаю первую часть от карты.

Станция “Таёжная”.

Звучит стихотворение о тайге на фоне слайдов.

Шумит зелёная тайга, Ты мне, как песня, дорога. Звенишь серебряной струной Ты мне вечернею порой. Ты, тайга родная, Сторона лесная, О тебе повсюду Думаю всегда. Вершины белоснежных скал, По всей земле я вас искал. Искал Хакасию мою, О ней тебе, тайга, пою.

Учитель: А вы знаете, какое животное тайги изображено на гербе Хакасии?

Что он символизирует?

Сейчас ребята вам покажут свою версию того, как барс появился на гербе Хакасии.

Инсценировка сказки (участвуют подготовленные дети).

Сказка о том, как барс появился на гербе Хакасии.

Когда-то, совсем уже в седые времена, прибежала рыжая лиса с зелёных холмов в чёрный лес. Она в лесу себе норы ещё не вырыла, а новости лесные ей уже известны: пришёл указ государствам лесным свою символику выбрать да какого зверя поместить на герб государства лесного.

Где ручьи в реку соединились, у подножия гор Саян, над быстрым ключом мохнатый кедр стоит. Под этим кедром собрались звери из чёрного леса по паре. Только барс, один-одинёшенек, лежал, свернувшись в клубочек, и наблюдал за дебатами звериными. А звери друг другу шубы свои кажут, умом, силой, красотой похваляются. Только бы они украшали герб.

Старик-медведь, хозяин леса, тоже сюда пришёл:

Что шумите? О чём спорите?

Притихли звери, а лиса острую мордочку подняла, заверещала:

Ах, почтенный Медведь! Мы тут споримспорим, а дела решить без вас не можем: кто достойнее, кто красивее всех?

Всяк по-своему хорош,проворчал медведь.

Ах, мудрейший, всё же мы хотим ваше слово услышать. На кого укажете, тому звери хвалу споют, на почётное место посадят.

А сама свой рыжий хвост распустила, золотую шерсть языком охорашивает, белую грудку приглаживает.

И тут звери увидели грустного молчавшего барса и только сейчас заметили, что один он был.

А ты, почему грустишь?

Так ведь вы все пришли со своими братьями да сёстрами, а я остался на земле Хакасской один и не знаю я, где мои собратья. От этого мне грустно.

Медленно встал старый медведь, чихнул, лапу к барсу протянул:

Вот кто всех краше. Вот кто будет украшать наш герб. А вам, жители лесные, приказываю: беречь и охранять сей ценный вид. А тебе, барс, повелеваю, парить гордо и величаво над просторами нашей Хакасии.

С тех пор украшает барс герб нашей республики.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы были благодарными зрителями и слушателями и, поэтому, достойны получить вторую часть карты.

Станция “Озерная”.

(На фоне слайдов звучат слова учителя).

Учитель: Любимые места нарушителей природоохранной зоны – это самое чистое степное озеро Иткуль, самый большой минеральный водоем Восточной Сибири – озеро Белё и озеро Шира, рядом с которым находится курорт федерального значения – “Озеро Шира”. Эти озера являются важной акваторией в период миграций птиц. Например, в окрестностях озера Белё гнездятся птицы, занесенные в Красную книгу. Это беркут, степной орёл, степная пустельга, балобан, филин, степной лунь, формируются массовые скопления журавля – красавки. Всего 136 видов птиц! Но эти заповедные уголки уникальной природы страдают из-за “дикого” туризма. После отдыха туристов остаются горы мусора на берегах водоемов, который попадает затем в воду. Сломанные деревья, выжженный дёрн в местах кострищ, битые бутылки. Это пример того, как нельзя поступать. Иначе, что мы оставим своим потомкам?! Грязные водоёмы?! Безжизненные степи?! Вырубленные леса?! И названия организмов лишь на страницах Красных книг?!

Учитель: Ребята, к нам в гости приплыла рыбка, которая поведала нам о своем горе.

Жалоба рыбки (подготовленный ученик в костюме рыбки): Ох, и любят меня люди. Пользуются тем, что сказать в свою защиту ничего не могу. Языка у меня нет, а сердце-то болит от того, что вылавливают нас сетями, разрывается, когда губят наших деток, да и дышать нам нечем, что только человек не бросает в моё жилище: банки, склянки, разный мусор. Я знаю, как питательно и полезно моё мясо. Я не прочь приносить человеку пользу, но ведь всему должна быть мера.

Учитель: Ребята, вам жалко рыбку? А давайте выработаем с вами правила поведения в природе. Перед вами рисунки, изображающие действия людей в природе. Наша задача выделить среди них запрещающие, вы должны перечеркнуть их двумя красными линиями. (Дети перечеркивают выбранные ими рисунки и формулируют правила поведения в природе).

Учитель: Ребята, вы успешно справились с заданием и заслуженно заработали третью часть карты.

Станция “Горная”.

Учитель: Почти 2/3 Хакасии занято горами. Вершины Западного Саяна поднимаются выше 2500 м, даже летом на некоторых вершинах можно увидеть белые шапки снега. Это Тасхылы. Оказавшись на любой из вершин, у вас дух захватит от волнения. Необозримая даль сливается с горизонтом. Посмотришь – и кажется, что паришь над землей.

Учитель: Давайте, ребята, поиграем в спортивную хакасскую игру “Косой дождь” для того, чтобы покорить вершину Верхний Зуб (2178м), которая находится в Усть-Абаканском районе заповедника.

Правила игры:

Один человекведущий (старшеклассник), становится впереди. Все участники становятся друг за другом, и каждый одну руку даёт впереди идущему, а другую – за ним стоящему игроку. В результате получается цепочка, которую водит ведущий. Он может бегать из стороны в сторону, выделывать какие-либо замысловатые фигуры. Все остальные должны повторять его движения, стараться не падать и не разорвать змейку играющих.

Оставшиеся в змейке ребята покоряют г. Каратош (2930м), которая находится в Таштыпском районе.

Учитель: Молодцы, ребята, вы справились, и за это получаете четвёртую часть карты.

Подведение итогов – составление книги памяти.

Учитель: Ребята, вам удалось получить 4 части карты? Хорошо, теперь необходимо вам собрать карту республики Хакасия. Если вы успешно справитесь с заданием, то вы увидите, где на территории республики расположены заповедные, т.е. охраняемые территории. (Дети собирают карту и склеивают ее, затем учитель просит перевернуть карту на другую сторону).

Учитель: Ребята, что здесь написано? (“Книга Памяти”). Как вы думаете, кого мы можем внести в эту книгу? (Подводим к мысли о вымерших животных). Давайте заполним нашу “Книгу Памяти”. (Перед вами фотографии животных, которые когда-то обитали на территории Хакасии.) Чтобы внести их в “Книгу Памяти”, нужно ответить на вопрос, который они вам зададут. (Он записан на обратной стороне фотографии). (Рисунок 2)

Фотобаран снежный, вопрос: какую пользу приносит мышь полевка?

Фотоовцебык, вопрос: почему нельзя загрязнять водоемы?

Фотомамонт, вопрос: что такое Красная книга?

Фотодзерен, вопрос: составьте правила поведения в заповеднике.

Фотокулан, вопрос: какие животные обитают в степи?

Фотосайгак, вопрос: почему нельзя вырубать леса?

Фотопесец, вопрос: без чего люди, растения, животные не могут жить?

Фотозубр, вопрос: какое дерево является символом России?

Учитель:Эту книгу мы передадим в библиотеку на хранение. Давайте сделаем все, чтобы животные, обитающие на территории нашей республики, не попали в эту книгу.

Учитель: Вы достойно прошли все этапы нашего путешествия и вас можно считать полноправными членами общества защитников природы (детям выдаются дипломы с эмблемой путешествия, рисунок 3).

Учитель: Ребята, как вы думаете, что означает и к чему призывает данная эмблема? (мнения детей).

На сцену выходят дети и читают стихотворение Л. Яшина:

Ты береги нас!

Смотрю на глобус-шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой! И шепчут мне материки: “Ты береги нас, береги!” В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Ты береги нас, береги!” Грустит глубокая река, Свои теряя берега,

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги!” Остановил олень свой бег: “Будь человеком, человек! В тебя мы верим, не солги, Ты береги нас, береги!” Смотрю на глобус-шар земной, Такой прекрасный и родной, И шепчут губы: “Не солгу, Я сберегу вас, сберегу!

(Звучит песня “Родина моя малая”)

Стелется над речкой туман, Оставляя в каплях росу. У подножья древних Саян Аромат клубники в лесу. Облако-туман над рекой, Холодна вода талая. Связаны навек мы с тобой, Родина моя малая. Здесь шумит от ветра тайга Очень много дней и ночей. На вершинах белых снега, А в ущельях горных ручей.

Вед.2:

Хакасиядревнейшая земля И колыбель народов многоликих! Твои сыны забыли про тебя, На континентах разбредясь великих. Забыв традиции, не помню о родстве, Взамен того, чтобы обняться дружно, Они при встречи на чужой земле Свои ладони держат на оружии.

Вед.1:

Хакасиявеликая земля Богатырей взрастившая немало! Тысячелетье голос твой, звеня, Сзывает сыновей своих к хуралу. Чтобы вражду оставив за стеной, Как некогда во времена былые, Все в белой юрте собрались на той, Рассевшись, словно путники простые.

Вед.2:

Хакасия – богатая земля, Что изобильем славилась повсюду! Айрана реки, хлебные поля Веками щедро ты дарила люду. Под мирным небом сыновья твои Припомнят навыки, забытые годамиДоспехи снявши бранные свои, Заполнят степь пшеницей и стадами.

Вед.1:

Хакасия – заветная земля, Людского единения и веры! В легендах и преданиях храня Пророчество прихода новой эры, Ты твёрдо веришь в разум сыновей, И в голос крови веришь бесконечно. И что любовь к прародине своей Объединить способна их навечно.

Вед.1:

Моей Хакасией гордиться, Я знаю, будет вся страна!

(Звучит песня “Цвети, моя Хакасия”!”. Приложение 3)

Полноводные реки, лесные озёра Цепи гор с ледниками вдали. И с густым разнотравьем степные просторыВот родная картина хакасской земли. Эту землю природа для нас подарила. Ты Хакасию в сердце своём сохрани. Пусть от бед и от войн она будет хранима, Да продлятся в веках её светлые дни. Припев: Мы идём по городу, Дружбой настоящею Молодость сильна. Расцветай, Хакасия, Мир, любовь, согласие Живут в твоих краях, Хакасия моя. Наши руки крепки, а душа романтична, Мы надежда и молодость древних Саян. Мы в историю впишем строкой поэтичной Наши судьбы в судьбу молодых россиян.

Учитель: Благодарим всех за участие!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50523. ДОСЛІДЖЕННЯ ПРИНЦИПІВ РОБОТИ ВИМІРЮВАЛЬНИХ КАНАЛІВ ТЕМПЕРАТУРИ НА БАЗІ МІКРОПРОЦЕСОРНОГО ВИМІРЮВАЧА-РЕГУЛЯТОРА ТРМ1 869.5 KB
  Ознайомлення з методами вимірювання температури. КОРОТКІ ТЕОРЕТИЧНІ ВІДОМОСТІ Методи вимірювання температури і температурні шкали Виміряти температуру якогонебудь тіла безпосередньо тобто так як вимірюють інші фізичні величини наприклад довжину масу обєм або час не представляється можливим тому що в природі не існує еталона або зразка одиниці цієї величини. Тому визначення температури речовини роблять за допомогою спостереження за зміною фізичних властивостей іншої так званої термометричної речовини яка при зіткненні з нагрітим...
50525. Склад сыпучих материалов. Расчет деревянных конструкций поперечника 276.98 KB
  В данном курсовом проекте подобрано наиболее рациональное кон-структивное решение проектируемого здания, сконструированы и рассчитаны основные несущие и ограждающие конструкции, узловые соединения, выбраны мероприятия по защите элементов здания от гниения и возгорания. Все принятые конструктивные решения и расчетные алгоритмы соответствуют требованиям действующих нормативных документов
50526. Исследование системы управления виртуальной памятью Windows с использованием системного монитора 777 KB
  Целью работы является исследование системы управления виртуальной памятью в ОС Windows, а также оценка эффективности работы в режиме страничного обмена программ с известным распределением обращений к памяти (сортировок). Для этого используются стандартные средства администрирования...
50527. Моделирование работы программ в виртуальной памяти и исследование эффективности их выполнения 37 KB
  Задание Собирать статистику работы по каждому исследуемому алгоритму для заданного ряда процентного объема физической памяти например 2510153550759095100 и всех алгоритмов вытеснения LRU FIFO OPT FRU. Выводы Сортировка выбором: трудоёмкость N2 2 алгоритм неадаптивный показатели эффективности алгоритмов LRU и FIFO практически одинаковы аномальный алгоритм замещения FRU превосходит по эффективности LRU и FIFO реально применимые алгоритмы LRU и FIFO уступают теоретическому максимуму в 23 раза что говорит об их...
50529. Исследование входной цепи с внешнеемкостной связью антенны с контуром 135.5 KB
  Для С1 обе характеристики – наименьшие из трёх представленных. Для С2 – наибольший коэффициент передачи, а для С3 – наибольшее резонансное напряжение. Для С1 есть два небольших максимума и промежуточный минимум, для С2 – одиночный максимум, для С3 – два максимума и два минимума.
50530. Изучение детекторных характеристик детекторов 251 KB
  Диодный детектор. Детекторные характеристики диодного детектора при различной омической нагрузке. Транзисторный детектор.
50531. Генерация второй гармоники в твердотельном минилазере 1.36 MB
  Генерация второй гармоники в твердотельном минилазере для студентов нелазерных специальностей Москва 2007 г. Целью лабораторной работы является изучение принципа действия твердотельных лазеров и экспериментальное исследование основных параметров такого лазера при генерации второй гармоники. Данная лабораторная работа включает 3 этапа: 1 предварительное изучение методических указаний Особенности устройства и работы твердотельных лазеров 2 изучение принципа действия генераторов второй гармоники и...