2710

От деревянного острога до современного жилья

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Внеклассный урок по теме. От деревянного острога до современного жилья Подготовка к уроку. Класс разбивается на 2 группы. каждый получает две цветных карточки небольшого размера (красную и зеленую). Оборудование. компьютер (ноутбук), мультиме...

Русский

2012-11-25

392.18 KB

5 чел.

Внеклассный урок по теме: "От деревянного острога до современного жилья"

Подготовка к уроку: Класс разбивается на 2 группы; каждый получает две цветных карточки небольшого размера (красную и зеленую).

Оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация; на ученических столах: коллекции - образцы слюды, кирпича, бетона, линолеума, древесины; листы с вопросами для обсуждения;

Слайды презентации

Ход урока

(Фон: песня про Иркутск)

Слова учителя: Но человек мечтал о том, что построить где-то дом …

(Слайд 1) 

За 345 лет истории Иркутск много раз менял свой облик.

“От деревянного острога до современного жилья”.

Народная мудрость гласит: “Мой дом – моя крепость”.

(Слайд 2) 

А в действительности наш дом – безопасная крепость? Может ли дом быть безопасным? Наша цель – ответить на этот вопрос с точки зрения химии и экологии.

(Заранее класс делится на две группы, первая – жители Иркутского острога, вторая – жители современного Иркутска). Попробуйте с позиции вашего времени оценить, что значит безопасный дом?

(Слайд 3) 

(Работа в группах). Вопросы для обсуждения:

  1.  Из какого материала построен дом?
  2.  Каким материалом покрыт пол?
  3.  Каким материалом покрыты стены?
  4.  Чем освещается ваш дом?
  5.  Чем обогревается ваш дом?
  6.  Какой материал можно использовать для изготовления окон?
  7.  Куда принято выбрасывать мусор?

(Заслушиваем ответы).

(Слайд 4) 

Итак, подытожим. 345 лет тому назад жили в деревянных домах с некрашеными деревянными стенами и полом, освещали жилище свечой, топили печь по-черному и выбрасывали мусор куда придется: на проезжую часть, в ближайшую реку.

Современные жители живут в кирпичных или бетонных домах, на полу современные материалы: линолеум, паркет, ламинат и т.п., освещают жилище электричеством и пользуются центральным отоплением, а для выброса мусора придумали мусоропровод или мусорные контейнеры.

На протяжении нескольких веков люди изобретали различные вещества, чтобы сделать свой дом более комфортным, долговечным.

(Слайд 5)

Бетон и кирпич. (3Al2O3 · 2SiO2 · Fe2O3; Al2O3 · 2SiO2 · CaSiO3)

Для производства этих материалов используют природные вещества: глину, известняк, песок, основными составными частями которых являются оксиды и силикаты алюминия, железа, кремния, содержащие радиоактивные элементы. При распаде которых, образуется радиоактивный газ – радон. Вследствие этого радиационный фон в домах из кирпича и, особенно из бетона, может быть немного завышен.

Бетон также способен поглощает влагу из воздуха; Сухость вызывает заболевание верхних дыхательных путей, ломкость волос, сухость кожи;

(Слайд 6)

Основными компонентами слюды являются оксиды (K2O · 2Al2O3 · 6SiO2 · 2H2O).

Использование слюды вызывает ухудшение зрения, от слюдяной пыли нередко возникает дыхательная недостаточность, одышка, кашель. И как осложнения развитие пневмонии, онкологических заболеваний;

(Слайд 7)

Наиболее часто при изготовлении полимерных материалов используют ПВХ

(-СН2-СНCl-)n. Он способен долгое время выделять различные вредные вещества, содержащие хлор – причину специфического запаха, вызывающего усталость, головную боль, приступы астмы;

(Слайд 8)

Попробуем определить экологическую безопасность своего дома с позиции старого и современного Иркутска. Предлагаю вам ответить на вопросы теста. Вы выбираете ответ и суммируете баллы.

Вопросы теста:

Материал, из которого построен дом:

  1.  дерево – 0
  2.  кирпич – 10

бетон – 30

Слайд 9)

2) Покрытие пола:

  1.  деревянный некрашеный пол – 0
  2.  паркет – 10
  3.  краска (лак) – 20
  4.  ламинат – 20

линолеум – 30

(Слайд 10)

3) Покрытие стен:

  1.  некрашеные деревянные стены – 0
  2.  бумажные обои – 0
  3.  известка – 10
  4.  краска – 20
  5.  виниловые обои – 30

стеновые панели – 30

(Слайд 11)

4) Освещение:

  1.  электричество – 0
  2.  свеча – 20

керосиновая лампа – 30

(Слайд 12)

5) Обогрев:

  1.  центральное отопление – 10
  2.  электрообогрев – 10
  3.  камин – 20
  4.  печка – 30

печка по-черному – 40

(Слайд 13)

6) Окна:

  1.  стекло с деревянной рамой – 10
  2.  пластиковый стеклопакет -20

слюда – 30

(Слайд 14)

7) Утилизация мусора:

  1.  в мусоропровод – 10
  2.  в уличный мусорный контейнер – 10
  3.  на проезжую часть – 30

в ближайшую реку – 40

(Слайд 15) 

А теперь подсчитаем результат. Думаю, что многие уже догадались, что чем ниже ваш балл, тем более безопасно ваше жилье, с точки зрения экологии. 

Итак, 345 лет тому назад - сумма 120 баллов, в современном доме (возьмем для сравнения максимальный результат) – 130 баллов. Хотя у многих, думаю, сумма баллов получилась значительно меньше. Итоговые значения старинного и современного жилья, как видите, отличаются незначительно.

А теперь сравним полученные результаты со шкалой безопасности жилья.

(Слайд 16) 

Варианты 0 – 30 - безопасное жилье;

40 – 70 – относительно безопасное жилье;

80 – 130 – жилье таит в себе экологическую опасность;

Более 130 - жить в таком доме небезопасно;

Сравнивая результаты, что можно сказать? Какой вывод сделать?

В полной мере безопасного жилища не было ни 345 лет тому назад, нет и сейчас.

Так что же, дом не может быть безопасным? Что изменилось за 345 лет?

Применяя знания современной химии, можно сделать свой дом более безопасным:

(Слайд 17) 

Значительно снизить содержание радиоактивного радона в помещении из кирпича и бетона поможет слой штукатурки, бумажные обои и частое проветривание. А что можно использовать для увлажнения воздуха? Для увлажнения можно использовать специальные увлажнители или обычный аквариум.

(Слайд 18)

Слюду можно заменить более безопасным с экологической точки зрения материалом. Каким? Стеклом.

(Слайд 19)

А как уменьшить вредное воздействие полимерных материалов? Использовать натуральные материалы, защитные покрытия;

Так можно ли обеспечить безопасность своего жилья? Можно – все зависит от нас самих.

(Слайд 20): (сопровождается музыкой)

И в заключении, сделайте сами свой выбор. Перед уроком вам раздали разноцветные карточки. Выберите, в каком доме вы бы согласились жить?

Красная карточка – современный дом

Зеленая карточка – дом, построенный 345 лет назад.

Вот вы и сделали свой выбор и выбрали для себя безопасное жилье.

(Слайд 21) Спасибо за внимание!

Вода для большого города

Цель занятия: сформировать представление учащихся о водопотреблении и современном состоянии водной среды, а также об основных экологических проблемах, связанных с хозяйственным использованием источников пресной воды и о рациональном водопользовании.

Оборудование и материалы: технические средства обучения (проектор, компьютер, электронная презентация занятия), иллюстративный материал, карточки с заданиями, листы ватмана, маркеры.

Содержание занятия (1,5 часа)

Выполнение заданий (15 мин.)

Задание I. Вспомните свойства пресной воды. Перед началом занятия ребят просят перечислить все те физико-химические свойства, которыми обладает вода и выписать их на ватман. Сюда должны войти: три состояния воды (и ассоциации с ними - жидкая вода, пар, лед и снег), плотность воды 1 г/см3, образование льда при температуре 0 °С и кипение при 100 °С. А также пригодность пресной воды к употреблению. Вспомните ключевые понятия: круговорот воды, водоснабжение, сброс сточных вод.

Задание II. Какие водоемы относятся к пресным. Учащимся предлагается вспомнить и перечислить все существующие типы пресных водоемов. К таковым относятся: реки, ручьи, озера, пруды, болота, каналы, подземные воды. Следует напомнить, что водоемы бывают как естественного (реки, озера, болота), так и искусственного происхождения, т.е. созданы человеком для определенного назначения (пруды, водохранилища, каналы). Следующий вопрос: Какие из перечисленных нами водоемов могут оказаться пригодными для водопользования, а какие нет и почему? (Наиболее пригодны реки и подземные источники).

Задание III. Как и для чего используется пресная вода. Учащиеся должны причислить все возможные хозяйственные нужды, на которые человек использует воду и расположить их в пирамиде в порядке возрастания:

 Рис. 1. Биоаккумуляция загрязняющих веществ в пищевой цепи.

Объяснение материала (25 мин.)

1. Источники и использование пресной воды. Люди получают пресную воду для различных хозяйственных нужд, из которых основная доля идет на орошение сельскохозяйственных земель, производство энергии, меньше – на промышленность и бытовые нужды, в том числе и потребление питьевой воды. В качестве источников пресной воды, используют наземные природные воды (в основном реки, а также озера) и грунтовые подземные воды.

2. Берем воду “взаймы” у Природы. Вся вода, которую мы употребляем, в той или иной точке изымается из круговорота, а возвращается в природу уже загрязненная, с большим числом отходов. Бытовые и коммунальные стоки попадают в реки, заливы и моря через систему городской канализации. Промышленные предприятия, как правило, расположены на крупных природных водоемах, где получают неограниченное количество воды, используют и сбрасывают вместе с отходами. Смыв воды с полей вместе с содержащимися там удобрениями и химикатами также наносит вред на состояние природных вод.

3. Экологические проблемы. Использование воды в хозяйственных целях порождает следующие проблемы:

Природный источник может дать ограниченное количество воды: возникает опасность перерасхода речной воды и изменения в экосистемах и водосборных районах. Например, отвод воды из реки может сказаться на состоянии прилегающих болот и пойменных лугов – они пересыхают, так как не подпитываются периодическими паводками, что приводит к гибели многих организмов, обитающих в таких местах.

Использование грунтовых вод ведет к сокращению их запаса и просадке грунта: Объем поземных вод превосходит запасы наземной воды в 70-80 раз! Но грунтовые воды также истощаются, если потребление из них воды идет быстрее пополнения. Также при вымывании грунтовых вод может происходить постепенное опускание поверхности суши, называемое просадкой грунта. В населенных пунктах это приводит к разрушению дорог, фундаментов зданий, водопроводной и канализационной сетей, на побережьях – к затоплению и разрушению береговой зоны.

Вода, которая возвращается в Природу, сильно загрязнена: это опасно как для здоровья человека, так и для состояния окружающей среды и всех водоемов. Сточные воды среднего по размеру города содержат весь набор загрязнителей. Здесь присутствуют:

  1.  смытая в процессе разрушения почва;
  2.  остатки удобрений, инсектициды и гербициды, применяемые в садах, парках и на полях;
  3.  различные химические вещества с дорожного покрытия;
  4.  сажа и ядовитые вещества выхлопных газов транспорта;
  5.  горючее и машинное масло с дорог и автостоянок;
  6.  мусор и растительные остатки;
  7.  сточная вода с жилых помещений и предприятий;
  8.  отходы промышленности, использующие воду: наиболее сильные загрязнители – целлюлозно-бумажное производство.

Ядохимикаты в воде и проблема биоаккумуляции. Наибольшую проблему при загрязнении природных вод создают различные ядохимикаты, содержащиеся в бытовых, промышленных, сельскохозяйственных и других сточных водах. Они присутствуют в низких концентрациях, с трудом выводятся из вод, а также способны длительно накапливаться в живых организмах.

Большинство загрязнителей принадлежат к двум группам: тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий, мышьяк и др.) и синтетические органические соединения (бензол, фенол, диоксины, гексахлорциклогексаны, хлорированные бифенилы и многие другие). Все ядохимикаты опасны из-за способности к биоконцентрации – то есть накоплению в малых дозах в течение длительного периода в организме, что приводит к мутациям, раку, различным патологиям.

В природе токсины накапливаются по пищевым цепям, на последних звеньях которых, концентрация вещества увеличивается в сотни тысяч раз по сравнению со средой (рис. 1).

Выполнение заданий (10 мин.)

Задание IV. Составьте схему “изъятия” воды и круговорота с учетом всех видов ее использования и сброса загрязненной воды (различные виды загрязнений – промышленное, сельскохозяйственное, бытовое и пр.) обратно в природные водоемы. Выполнить это задание можно сначала на ватмане или доске, а потом в тетрадях. Начните схему с типичного водного источника – реки.

Главный вывод: образуется замкнутый цикл – вся загрязненная вода никуда не девается, а поступает обратно в природные водоемы, откуда снова и снова берется на использование. Это пагубно влияет, как и на живые организмы, так и на качество питьевой воды для человека.

Задание V. Проведите в группе опрос:

- кто пьет воду из-под крана, а кто покупает ее домой в бутылках?

– кому доводилось пить воду в других городах России? В других странах? Насколько отличается наша вода от зарубежной?

– используете ли вы дома фильтры для очистки воды?

Объяснение материала (20 мин.)

4. Доставка воды потребителю (используется раздаточный материал – см. приложение). Вода, используемая в быту, обычно берется из реки или грунтовых вод в области водозабора. В Калининградской области это река Преголя, группа питьевых озер и подземные воды в некоторых местах области. Очистка и подготовка воды обычно идет по следующей схеме: Водоем – Фильтры грубой очистки для удаления крупных примесей – Водохранилище для отстаивания воды (удаляются мелкие примеси) – Обеззараживание воды для уничтожения патогенных микроорганизмов (наиболее часто используется хлорирование) – Флокуляция (осаждение взвешенных веществ в воде на осадке гидроксида алюминия) – Пропускание через песчаные фильтры – Резервуары очищенной воды – Водопроводная сеть – Потребитель (рис.2).

Цифры и факты: 1) среднестатистический россиянин потребляет 272 л воды в сутки; 2) около 50 млн. чел. в нашей стране пьют воду с повышенным содержанием железа; 3) за последние годы в водных объектах обнаружено около 750 химических соединений, из которых 600 являются канцерогенами и практически не обезвреживаются на водопроводных станциях.

Рис. 2. Схема использования воды в бытовых нуждах.

5. Осторожно! Водопроводная вода! Главными причинами низкого качества питьевой воды “из крана” являются:

  1.  Загрязненность водозаборов; 
  2.  Применение хлорирования; 
  3.  Плохое качество водопроводных сетей; 
  4.  Несовершенство песчаных фильтров.

Наибольшую опасность в водопроводной воде представляет собой технология хлорирования воды, поскольку после этого в воде остается так называемый “связанный хлор” - результат взаимодействия хлора и некоторых других органических соединений. Он представляет собой большой набор канцерогенных и токсичных соединений, не имеющих запаха и практически не удаляющиеся при кипячении отстаивании воды (к ним относятся такие вещества, как линдан, диоксины, бутилхлорид, трихлорфенол и другие).

Также на загрязненность питьевой воды влияет то, из какого материала сделаны водопроводные трубы. Например, чугунные водопроводы, проложенные более 80 лет назад, до сих пор работают исправно. А вот стальные трубы, проложенные в 70-е годы ХХ века уже доставили много хлопот. Кроме того, из-за плохого качества труб, содержание железа в воде превышает все нормы ГОСТа.

Заключительные задания (15 мин.)

Задание VI. Возвращаемся к уже разработанной схеме “изъятия воды”. Найдите на этой схеме те моменты, которые вносят наиболее значительный вклад в загрязнение воды (как природной, так и потребительской). Предположите, какими способами можно минимизировать этот вред, наносимый Природе и человеческому здоровью, внесите свои рекомендации. Это задание выполняется в группах.

Задание VII. Альтернативные источники воды: раздайте учащимся силуэты альтернативных источников водоснабжения – лесные озера, болота, подземные источники. Попросите написать плюсы и минусы этого источника с точки зрения обеспечения водой, оперируя следующими вопросами:

  1.  Насколько чистой является вода в источнике?
  2.  Хватит ли ее для обеспечения города водой?
  3.  Удобно ли “забирать” воду?
  4.  Далеко ли ее транспортировать?

Главный вывод: разумной альтернативой остается забота об экологическом состоянии главных и ныне действующих источников воды.

Памятка для дальнейшей работы:

Очистка водопроводной воды способом вымораживания

В домашних условиях можно очень просто организовать очистку воды способом вымораживания (перекристаллизации):

Подберите эмалированную кастрюлю, которая влезает с крышкой в морозильную камеру холодильника,

Наполните кастрюлю водой, вскипяченной в другой кастрюле накануне или уже остывшей до комнатной температуры,

Накройте кастрюлю крышкой, так, чтобы между крышкой и водой оставался зазор в два пальца (в этом случае вода будет замерзать снизу и с боков, а под самой крышкой в течение 24 часов замерзнуть не успеет),

Вода должна успеть промерзнуть на половину или две трети. В центре останется часть незамерзшей воды бурого цвета, где скопилась вся химическая грязь, попавшая в водопроводную воду.

А вот лед, расположенный по краям, чист как алмаз. Его нужно вырезать ножом и слить всю грязную воду. Чистый лед оставьте на оттаивание.

Только следует помнить, что в вымороженной воде отсутствуют соли кальция, магния и некоторые микроэлементы, так что необходимо пополнять их недостаток!

Раздаточный материал к занятию

Станция водозабора.

Подъем воды на очистительные установки

Использование насосов

Расходуется много энергии

Удаление крупного мусора и частиц, содержащихся в воде

Пропускание воды через специальные решетки

Резервуар для отстаивания воды

Удаляются мелкие примеси

Обеззараживание воды

(хлорирование)

Добавление хлора из баллонов, хлорамина или гипохлорита натрия

Расход химических веществ

Флокуляция

Осаждение примесей с помощью гидроксида алюминия

Расход химических

веществ

Пропускание через песчаные фильтры

Удаление остаточных взвешенных частиц и примесей

Резервуар очищенной воды

Вода подготавливается к отправке на водопровод

Водопроводная сеть – отправка воды потребителю

Насосы накачивают очищенную воду в водопроводные насосы

Расходуется много энергии

"Вулканы и землетрясения"

Мы продолжаем цикл бесед о чрезвычайных ситуациях. Что же такое чрезвычайная ситуация?

Ситуация опасная для здоровья и жизни.

На какие группы можно разделить все чрезвычайные ситуации?

Техногенного, социального и природного характера.

Приведите примеры ЧС разного характера.

Какая организация занимается ЧС?

МЧС.

Как расшифровывается МЧС?

Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Кто возглавляет МЧС?

Сергей Шайгу.

На прошлом занятии мы говорили о ЧС природного характера – ветрах. Какие ветры вы знаете?

А сегодня мы поговорим о других ЧС природного характера. А о каких вы мне назовете сами.

Презентация.

Слайд 3.

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда. Сотрясенье земли унесло города… Все оковы небес разомкнуться смогли. Свел разгул сотрясенья суставы земли, Сжал он бедную землю в такие тиски, Что огромные скалы разбил на куски… Низами

- О каком природном явлении это стихотворение?

О землетрясении.

- Как вы понимаете слово землетрясение?

Это явление, когда сотрясается земля.

Слайд 4. (читают вслух)

Землетрясение – это подземные толчки и колебание земной поверхности. 

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

Начнем наш разговор с того, как происходят землетрясения и как себя надо вести во время землетрясения.

Причины землетрясений до конца не выяснены. В 18 веке ученые сделали выводы о том, что сотрясаются молодые участки земной коры в результате смещения горных пород по разлому. Чем больше разлом, тем больше сила подземного толчка. У каждого землетрясения есть свой очаг и эпицентр.

Слайд 5. (читают вслух)

Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны.

Слайд 6. (читают вслух)

Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

Слайд 7. (читают вслух)

А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.

В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение.

Слайд 8. (читают вслух)

Например, в 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира, в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы, в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода.

По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера). Слайд 9.

Условно землетрясения подразделяются на:

Слабые - 1-3 балла

Умеренные - 4 балла

Довольно сильные – 5 баллов

Сильные – 6 баллов

Разрушительные - 8 баллов

Опустошительные – 9 баллов

Уничтожающие – 10 баллов

Катастрофические – 11-12 баллов.

Возьмем для примера 3 фрагмента.

4 балла. Умеренное землетрясение.

Сотрясения ощущаются внутри здания многими людьми, под открытым небом – немногими. Спящие могут проснуться. Колебания схожи с сотрясением, создаваемым проезжающим тяжело нагруженным грузовиком. Дребезжат окна, двери, посуда, скрипят полы и стены. Висячие предметы слегка раскачиваются. Будут ли разрушения при таком землетрясении?

7 баллов. Очень сильное землетрясение.

Люди пугаются, выбегают из помещений, многие с трудом удерживаются на ногах. Самостоятельно звонят большие колокола. В стенах каменных зданий появляются трещины, отдельные строения разрушаются. Возможны оползни, небольшие горные обвалы, трещины на дорогах.

11 баллов. Катастрофа.

Разрушаются кирпичные здания, мосты, железнодорожные пути. Шоссейные дороги приходят в негодность. Ломаются деревья. Животные мечутся.

Посмотрите фотографии. Слайд 10.

Как вы думаете такие разрушения, на снимках, после землетрясений какой силы?

До 5 баллов (нижний)

и от 7 баллов (верхний).

Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.

Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. Слайд 11.

Он помогает предсказать землетрясение и определить его силу.

Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.

Вот некоторые печальные цифры. Слайд 12.

1995 году – полностью разрушен город Нефтегорск. Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек.

Слайд 13.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988 г. в 11 ч. 41 мин. В Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.

Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.

Слайд 14.

Признаки близкого землетрясения: 

резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;

запах газа в районах, где раньше этого не было;

беспокойство птиц и домашних животных;

слабые толчки земной поверхности;

нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.

В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.

Очень важно знать любому человеку правила безопасного поведения во время землетрясения. Слайд 15. 

  1.  При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение 15-20 минут.
  2.  Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание.
  3.  Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал.
  4.  Не допускать возникновения паники.
  5.  Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.

Последствием землетрясения может быть и извержение вулкана. Что такое вулкан и что такое вулканическое извержение?

Вулкан – это гора, которая извергает лаву.

Внешне вулкан – это возвышение, необязательно высокое. Возвышение связано каналом с магматическим очагом на глубине. Слайд 16.

Посмотрите на схему вулкана. Слайд 17.

В виде фильма это выглядит следующим образом. Слайд 18.

Давайте посмотрим на вулкан с высоты птичьего полета. Слайд 19.

На следующем слайде вулкан еще спит. Слайд 20.

А дальше происходит взрыв. Слайд 21.

Слайд 22.

Магма – это расплавленная масса, которая может подниматься с парами воды и газами из глубины наверх. Когда магма изливается из отверстий (кратеров) ее называют лавой. 

Выброс из жерла вулкана паров, газов, магмы, горных пород и есть извержение вулкана. Слайд 23, 24.

Посмотрим видеоролик про извержение вулкана на Гавайях. Слайд 25.

Иногда вулканы засыпают навсегда и в их кратерах могут образоваться озера. Слайд 26.

На земле около 600 действующих вулканов. Самые высокие находятся в Эквадоре и Мексике. В России находится четвертый в мире по высоте вулкан – это Ключевская Сопка (высотой 4750 метров). Слайд 27.

Наиболее известным является извержение вулкана Везувий (Италия) в августе 79 года (это 1928 лет назад). Слой пепла, лавы и кипящей грязи похоронил три города: Помпеи, Геркуланум и Стабио. Извержение Везувия унесло жизни 10 тысяч человек. Большая часть населения все же успела уйти из городов. В основном люди умирали под обломками рухнувших зданий и от удушья. Многие погибли во время паники, в результате давки. Эта история очень впечатлила художника Карла Петровича Брюллова, который в 1833 году закончил картину-катастрофу “Последний день Помпеи”.

Слайд 28.

После этой катастрофы Везувий просыпался еще более 50 раз.

Сейчас мы увидим видеоролик про еще один итальянский вулкан Этна. Он находится на Сицилии. Слайд 29.

Еще известен вулкан Стромболле. Слайд 30.

Как предсказать предстоящее извержение? Вот некоторые признаки: Слайд 31. 

  1.  Усиление сейсмической активности.
  2.  “Ворчание”, доносившееся из кратера вулкана и из-под земли.
  3.  Запах серы, исходящий из протекающих рядом с вулканом рек и ручьев.
  4.  Выпадение кислотных дождей.
  5.  Вырывающиеся время от времени из кратера газы и пепел.

Слайд 32.

Что делать, если извержение застигло вас на улице? 

  1.  Если вы едете на машине, то колеса обязательно увязнут в слое пепла. Машину надо оставить и выбираться пешком.
  2.  Необходимо опасаться шаров из раскаленной пыли и газов (бомб).
  3.  Обязательно не поддаваться панике и постараться эвакуироваться в безопасный район.

Ученые очень внимательно следят за вулканами. Их называют вулканологами. Слайд 33.

А сейчас я проверю, как вы запомнили изложенный материал. Для этого вы ответите на вопросы викторины. Слайды 34 - 36. 

  1.  11 баллов по шкале Рихтера. КАТАСТРОФА 
  2.  Подземные толчки и колебания земной поверхности. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ 
  3.  Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу. СЕЙСМОГРАФ 
  4.  Техническое средство, используемое для эвакуации пострадавших с места трагедии. ВЕРТОЛЕТ 
  5.  Страна, в которой произошло сильнейшее землетрясение 20 века. АРМЕНИЯ 
  6.  Единица измерения интенсивности землетрясения. БАЛЛ
  7.  Выбрасывание из жерла вулкана пара, газов, магмы, горных пород. ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА 
  8.  Место в глубинах земли, где зарождается землетрясение. ОЧАГ 
  9.  Техническое средство в подъезде, которым нельзя пользоваться во время землетрясения. ЛИФТ 
  10.  Магма, излившаяся на поверхность. ЛАВА 
  11.  Место на поверхности земли, наиболее близкое к центру землетрясения. ЭПИЦЕНТР 
  12.  Вулкан, который похоронил три города в Италии. ВЕЗУВИЙ 
  13.  Тяжелое последствие землетрясения дл зданий и сооружений. РАЗРУШЕНИЕ 
  14.  Город, стертый с лица земли во время землетрясения 1988 года. СПИТАК 
  15.  Ученые, следящие за состоянием недр в районах действующий вулканов. ВУЛКАНОЛОГИ 

Можно изобразить извержение вулкана в домашних условиях. Для этого вам необходимо выполнить опыт, но только с кем-нибудь из взрослых. Вам потребуется: бутылка из-под газировки, глубокая коробка, земля, столовая ложка питьевой соды, стакан уксуса, красный пищевой краситель.

  1.  Выполнить макет вулкана.
  2.  Насыпать в бутылку соду.
  3.  Окрасить уксус в красный цвет и залить его в бутылку.

Извержение вулкана готово.

Давайте повторим этапы проведения опыта.

(Подвести итоги занятия)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58030. Индия. Культурно — исторические особенности. Экономико-географическая характеристика 118 KB
  Цель: сформировать у учащихся общие представления о культуре и экономических особенностях Индии; совершенствовать навыки учащихся самостоятельно отбирать и анализировать материал; продолжить формирование умений обобщать и делать выводы; воспитывать ответственность...
58031. Давня Індія 78.5 KB
  Слово вчителя: Шановні учні сьогодні ми з вами помандруємо на Схід до цікавої і загадкової Індії. Вивчення нового матеріалу Географічне положення Індії Робота з картою.
58032. Застосування дієприкметника як особливої форми дієслова у захисті проектів «Особливості догляду за шкірою підлітків» 1.94 MB
  МЕТА: виховувати в учнів любов до вивчення української мови; творчу ініціативу та свідоме ставлення до зміцнення й збереження власного здоров’я; розвивати мовленнєву компетенцію учнів та навички комунікативно користуватися засобами мови в різних життєвих ситуаціях...
58033. Прості і складені задачі, які включають дії над величинами, вираженими одиницями площі 58.5 KB
  Цілі: освітні: формувати обчислювальні уміння і навички, уміння розв’язувати задачі, аналізувати математичні завдання; розвивальні: розвивати логічне і алгоритмічне мислення, пізнавальні та інтелектуальні можливості, стимулювати розвиток умінь учнів аргументувати свою відповідь...
58034. Застосування інтеграла до моделювання процесів 2.54 MB
  Навчальна: узагальнити і систематизувати знання студентів з теми «Інтеграл та його застосування»; сприяти закріпленню знань про геометричний, фізичний та економічний зміст інтеграла; формувати вміння й навички студентів самостійно систематизувати та поглиблювати знання...
58035. Применение интеграла 107 KB
  Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме Применение интеграла. Актуализация опорных знаний Определение первообразной; Определение неопределенного интеграла; Определение интеграла...
58036. ЗАСТОСУВАННЯ ВИЗНАЧЕНОГО ІНТЕГРАЛА 558.5 KB
  Сприяти закріпленню знань про геометричний та фізичний зміст інтеграла. Учитель пропонує закінчити речення щоб сформульовані твердження були вірними: Криволінійною трапецією називається Дія обернена до диференціювання Первісні для однієї і тієї ж функції відрізняються тільки...
58037. Завоевание арабов. Создание Арабского халифата 248.5 KB
  Рассмотреть историю создания Арабского халифата и возникновение ислама, ознакомиться с ярчайшими достижениями исламской культуры; усовершенствовать навыки работы с исторической картой
58038. Утворення національної держави в Італії 123 KB
  Мета: навчити учнів встановлювати хронологічну послідовність подій; визначати причини хід та наслідки об’єднання Італії; пояснювати терміни: поміркованоліберальний напрям об’єднання революційний напрям об’єднання; давати характеристику політичним лідерам даного періоду...