27114

Определение миссии фирмы (организации). Стратегии фирмы. Типовые стратегии фирмы в условиях конкуренции (по М. Портеру)

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Общая корпоративная стратегия решает следующие основные задачи: 1. Стратегия развития фирмы должна представлять собой иерархию взаимосвязанных и поддерживающих друг друга стратегий. Каждая из них должна быть завершенной и соответствовать заданному уровню децентрализации и согласована со стратегиями более высокого уровня. Корпоративную стратегию можно представить следующим образом: Корпоративная стратегия Бизнесстратегия Рыночная стратегия Внутрифирменная стратегия Ресурсная стратегия Маркетинговая стратегия Стратегия обеспечения...

Русский

2013-08-19

25.66 KB

18 чел.

9. Определение миссии фирмы (организации). Стратегии фирмы. Типовые стратегии фирмы в условиях конкуренции (по М. Портеру).

Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.

Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.

Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.

При определении миссии организации необходимо учитывать:

- формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;
- положение фирмы по отношению к внешней среде;
- культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;
- кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.

Миссия – это система ценностей, убеждения и принципы, которые положены в основу ее деятельности, объясняющих зачем она существует,  обеспечивающих сохранение фирмы в бизнесе и достижение ею целей функционирования на рынке. Она задает основное направление движения и отношение фирмы к процессам и явлениям, протекающим внутри и во внешней среде.

Элементы миссии:

1. Финансовые подцели (обеспечение устойчивого роста доходов, прибыли, доходность на акцию и т. д.) - отражают представления собственников и инвесторов об эффективности деятельности предприятия

2. Экономические подцели - это группа целей, которые определяют позиционирование организации на рынке и взаимодействие с потребителями. Обычно считается, что эти подцели выражают интересы топ-менеджеров, а также определяют область конкуренции.

3. Производственные подцели связаны с создание внутренних механизмов, позволяющих достичь эффективного функционирования фирмы (это технологии,  управление качеством, соответствие требованиям рынка, рост квалификации и производительности труда сотрудников) – отражают, в первую очередь, заинтересованность менеджеров всех уровней в развитии организации. Часто эти подцели оказываются в противоречии с финансовыми и экономическими подцелями.

4. Экологические подцели формируются под воздействием внешней для предприятия среды, прежде всего различных общественных организаций, а также контролирующих государственных организаций.

5. Социальные подцели отражают интересы работников данной организации, определяя желаемые для них результаты (улучшение условий труда, увеличение заработной платы, сокращение рабочей недели, улучшение жилищных условий за счет средств организации и т.д.) а также интересы внешних социальных групп. Группу этих подцелей определяют как социальная ответственность.

Суть стратегии – выстроить позицию достаточно сильную и потенциально гибкую для того, чтобы организация достигла поставленных целей вопреки всем непредвиденным вмешательствам внешних сил.

Общая (корпоративная) стратегия решает следующие основные задачи:

1. Отбор основных наиболее существенных для развития компании направлений развития

2. Определение полномочий и ответственности подразделений и функциональных отделов в реализации стратегии

3. Распределение ключевых ресурсов компании между подразделениями и функциональными отделами.

Структура стратегии: 1) цели 2) последовательность основных ключевых действий, направленные на достижение поставленных целей в рамках политики 3) ключевые ресурсы

Факторы, влияющие на формирование стратегии.

1. Выражение воли руководства. Оно определяется под влиянием таких факторов, как ценности, стремления и личные качества руководства.

2. Реализация возможностей коллектива. Определяется конечными целями фирмы, принципами функционирования и организационной культурой фирмы (ценности, этика, идеология, вера и убежденность).

3. Рациональное управление, которое в значительной степени определяется лидерством, атрибутами власти и налаженностью информационных потоков (т.е. это элементы административного механизма).

4. Определение конкурентных преимуществ, что подразумевает их формирование, поддержание, развитие и защиту.

5. потенциал фирмы в отношении возможности использования благоприятных факторов внешней среды и противостояния угрозам.  

Стратегия развития фирмы должна представлять собой иерархию взаимосвязанных и поддерживающих друг друга стратегий.

Каждая из них должна быть завершенной и соответствовать заданному уровню децентрализации и согласована со стратегиями более высокого уровня.. Систематическая проверка отельных компонент стратегии на предмет согласованности с общими стратегическими принципами.

Корпоративную стратегию можно представить следующим образом:

Корпоративная стратегия

Бизнес-стратегия

Рыночная стратегия

Внутрифирменная стратегия

Ресурсная стратегия

Маркетинговая стратегия

Стратегия обеспечения производства

Стратегия управления

- стратегия запасов

- стратегия поставок

- товарная стратегия

- ценовая стратегия

- сбытовая стратегия

- коммуникативная стратегия

- стратегия взаимодействия с конкурентами

- финансовая стратегия

- производственная стратегия

- социальная стратегия

- стратегия управления персоналом

- информационная стратегия

- струтурная стратегия

Разработка стратегии

Процедура разработки стратегии развития фирмы начинается с формирования -маркетинговой стратегии для отдельных видов бизнеса (если компания диверсифицированная), которые определяют комплекс стратегических решений в области конкурентоспособности продукции, номенклатуры, и ассортимента, качества и объема производства продуктов, а также их реализации на соответствующих рынках.

Ключевые вопросы, которые при этом следует решить, связаны с формированием долгосрочного портфеля заказов и его эффективной реализации, иными словами:

- Что производить – продуктовый портфель

- кому, где и как продавать, а также политика дистрибьюции и соответственно продвижения

- как устанавливается цена - какова конкурентная стратегия

Этот процесс заканчивается  принятием адекватных  конкретных управленческих  решений по каждому рынку (стратегической зоне хозяйствования, а также  их согласования  и утверждение ее со всеми подразделениями фирмы. После этого в соответствии с данной стратегией проводится разработка функциональных стратегий в рамках бизнес-подразделений  Совокупность полученных бизнес-стратегий представляет собой  стратегический бизнес-блок.

Далее:

1. Проводится взаимные согласования всех бизнес-стратегий

2. Устанавливаются  приоритеты развития по этим бизнес- стратегиям исходя из: общих интересов и целей организации.

3. Проводится распределение ключевых ресурсов организации в соответствии с утвержденными бизнес-стратегиями и установленными стратегическими приоритетами производится.

4. По всем крупным специализированным видам деятельности(финансы, логистика, и т.п.), которые в структуре организации централизованны  и относительно обособленны также разрабатываются стратегии. Это будет обеспечивающая подсистема корпоративной стратегии

5. Системное соединение этих подсистем и выработка корпоративной стратегии, которое подразумевает, что получаемая в итоге корпоративная стратегия – это стратегия системы бизнесов, в которой заложен эффект от совместных действий (синергетический эффект) и учтены  функциональные возможности!

Выбор стратегической альтернативы.

Выбор окончательного варианта стратегии осуществляется с учетом изменений тенденций во внешней среде фирмы и ее сильных и слабых сторон.

Критерии выбора стратегических альтернатив:

- ожидаемые выгоды

- затраты (ресурсы)

- величина риска при принятии той лил иной альтернативы

- фактор времени (достаточно ли временем располагает фирма для реализации альтернативы)

Конкурентные стратегии (М.Портер)

Согласно Портеру можно выделить три вида стратегии

1. Лидерство в снижении издержек

2. Дифференциация

3. Фокусирование

Суть стратегии лидерства в снижении издержек (Toyta, Ford  в произодстве грузовиков) состоит в том, чтобы издержки по выпуску и реализации продукта у фирмы были ниже, чем у конкурентов. Ключевыми факторами для фирм, использующих эту стратегию выступает масштабность производства и эффект опыта.  Риск использования данной стратегии связан со следующими моментами:

1) Технологические достижения снижают ценность сделанных фирмой инвестиций

2) Достижение такого же преимущества конкурентами

3) Неспособность уловить необходимость смены продукта или рынка

4) Инфляционный рост издержек

Стратегия дифференциации (итальянская фирма Merlony: Ariston – более высокий уровень покупателей, Indesit – средний уровень, Nestle, Unilever, Siemens) связана с предложением отдельным сегментам  товара с отличительными свойствами, которые ценны для  них и отличают товар от товара конкурента. Это большинством целевых покупателей рассматривается как один из решающих моментов в выборе продукта. Цена может быть выше среднеотраслевой, но рентабельность достигается за счет принятия при такой цене товара рынком.

Дифференциация ведет к росту издержек. В связи с этим, фирма должна постоянно вести поиск путей повышения эффективности производства и снижению издержек.

Негативными тенденциями при внедрении данной стратегии являются:

1) Слишком большой разрыв в издержках фирм с этой стратегией и фирм со стратегией лидерства в снижении издержек

2) Потребность покупателей в дифференциации снижется за счет роста информированности.

Стратегия фокусирования (Мерседес, BMW)предполагает выбор  рыночной ниши, характеризующейся определенными требованиями и предпочтениями покупателей. Ниша может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции или в силу специфических свойств продукции, удовлетворяющих потребителей ниши. Основой для успешной конкурентной борьбы при применении стратегии концентрирования в обслуживании ниши являются либо меньшие, чем у конкурентов издержки, либо способность предложить потребителям ниши нечто отличное от продукции конкурентов.

Для использования данной стратегии должны выполняться одно или несколькими из перечисленных ниже условий:

- сегмент достаточно велик для извлечения прибыли.

- сегмент обладает высоким потенциалом для развития.

- фирма, концентрирующаяся на сегменте, обладает квалификацией и ресурсами, необходимыми для эффективного обслуживания сегмента.

- фирма, концентрирующаяся на сегменте, может защитить себя от конкурентов за счет установившихся хороших отношений с клиентами и лучших возможностей обслуживания покупателей в сегменте.

Однако использование этого вида стратегии может быть неэффективно в связи со следующими моментами:

1) Усиление различий в издержках в сравнении с другими производителями может обесценить все преимущества

2) Возможно сокращение различий между частью продукта и всем продуктом, потребительской группою и рынком.

Стратегии развития бизнеса (По Ф.Котлеру)

Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: 1) продукт; 2) рынок; 3) отрасль; 4) положение фирмы внутри отрасли; 5) технология.

Стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают остальные элементы: отрасль; положение фирмы внутри отрасли;  технологию. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:

стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий;

стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта (SAP, IBM, РОЛЬФ);

стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке (Сoca-Cola, Danone).

Стратегии интегрированного роста. Это такие стратегии бизнеса, которые связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:

стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать компании, уже осуществляющие снабжение.

стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи. Данный тип интеграции очень выгоден, когда посреднические услуги очень расширяются или же когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

Стратегии диверсифицированного роста.  Эти стратегии реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие:

стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. Такими возможностями, например, могут быть возможности используемой специализированной системы распределения;

стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой;

стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

Стратегии сокращении(или оборонительные стратегии). Реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения производства.

Выделяется четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:

стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;

стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Стратегия «сбора урожая» рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального совокупного дохода;

стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса;

стратегия сокращения расходов достаточно близка к стратегии сокращения, так как ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Однако данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10754. Использование различных алгоритмов обучения нейронной сети в задаче прогнозирования букмекерских коэффициентов 217.5 KB
  Курсовая работа Нейросетевые технологии и их применение Использование различных алгоритмов обучения нейронной сети в задаче прогнозирования букмекерских коэффициентов...
10755. Нейросетевой детектор лжи 280.5 KB
  Нейросетевой детектор лжи Курсовая работа Содержание Введение История детектора лжи в России Детектор лжи в аэропортах Правовое применение полиграфа детектора лжи в России Отношение россиян к детектору лжи Разработка нейросетевого де...
10756. Распознавание речи при помощи нейронных сетей 657 KB
  Метод фильтрации шума Построение русских акустических моделей Требования при построении аудиокорпусов [Фонетические алфавиты Формирование базового русского фонетического словаря Словарь для распознавания ре...
10757. Практикум по многослойным нейронным сетям 115 KB
  Чтобы заинтересовать учеников, поставлена конкретная часто встречающаяся проблема, знакомая каждому школьнику. Учащийся знаком с этой областью на требуемом уровне. Ведь практически каждый из нас болел простудой и знает как это бывает..
10758. Системы синтеза речи с использованием нейронных сетей 403.5 KB
  Теоретическая часть Синтаксический анализатор Фундамент синтаксического анализа. Морфологический и предсинтаксический анализ Заключение Список литературы: Введение Первые говорящие машины пы...
10759. Распознавание автомобильных номеров с помощью нейронных сетей 171.5 KB
  Курсовая работа на тему: Распознавание автомобильных номеров с помощью нейронных сетей. Содержание Введение. 3 Постановка задачи 4 Глава 1. Существующие системы и методы распознавания 4 Глава 2. Шаблоннонейросетевой метод распознавания 8 Ито
10760. Определение АИС. Теория системного анализа 57.5 KB
  Определение АИС. Теория системного анализа Определение АИС организационная совокупность программнотехнических средств технологических процессов и функциональноопределенных групп работников обеспечивающих сбор представление и накопление информационных ресу...
10761. Метафизика и онтология 159.5 KB
  Метафизика и онтология В современной европейской философии проблема бытия попрежнему остается фундаментальной как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь ею философия как и прежде отстаивает свое отличие от науки религии искусства обнаруживая уни
10762. Онтология ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 181 KB
  Онтология ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. Онтология выделилась из учений о бытии природы натурфилософии как учение о самом бытии еще в древнегреческой философии. Хотя специального терминологического обозначения у него не было. Бытие – это чистое существова...