2712

День защиты Земли

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

День защиты Земли Цель занятия: Сформировать представление о различных типах корневых систем растений. Закрепить знания о почве, как о факторе, необходимом для жизни растений. Повторить правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к п...

Русский

2012-11-12

136.24 KB

4 чел.

День защиты Земли

Цель занятия:

1. Сформировать представление о различных типах корневых систем растений. Закрепить знания о почве, как о факторе, необходимом для жизни растений. Повторить правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить знания об изменениях, происходящих весной в живой и неживой природе. Развивать наблюдательность, память, мышление.

2. Создать положительное эмоциональное настроение, закрепить пройденный материал, совершенствовать умение узнавать знакомые произведения, закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки, развивать музыкальную двигательную память. Воспитывать музыкальный вкус, оценочное отношение к прослушанным произведениям, собственному исполнению песен, танцев, хороводов.

Оборудование: Карта – схема помещений детского сада, фишки – символы из самоклеющейся бумаги, макеты животных, нарисованные на стене деревья, модель “слои земли”, резиновые коврики, образцы корневой системы растений (репчатого лука и хрена), кегли.

Ход занятия

К детям в группу приходит письмо от Лесовичка с приглашением в весенний лес на праздник “День защиты Земли”. Дети приходят в музыкальный зал, где их встречает старичок.

Лесовик: - Здравствуйте, ребята!

Я старик – Лесовик, Я к порядку привык, Я живу в лесу густом Под развесистым кустом.

Получили ли вы мое письмо?

Дети: Да

Лесовик: - Для того, чтобы попасть в гости в мой волшебный, весенний лес, нужно назвать пароль – правила поведения в лесу. За правильный ответ можете выбрать понравившуюся фишку и пройти на полянку.

Дети называют правила, берут эмблему и проходят на полянку.

Лесовик: - Хорошо, я рад, что вы знаете, как правильно вести себя в лесу. Ведь

Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

Каждый из вас выбрал себе фишку – символ. Они не у всех одинаковые. Посмотрите, на что они похожи? А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Найди свое дерево”. Под музыку вы будете гулять по лесу, а когда она закончится, каждый подойдет к своему дереву. Обратите внимание, на одном дереве нарисована капелька, а на другом – солнышко.

Игра: “Найди свое дерево”

Лесовик: - Мы с вами разделились на две команды. У нас теперь есть команда ..(Дети отвечают хором: “Капелька”) и команда …(“Солнышко”). На нашем празднике не хватает только веселых песен. Спойте мне по песенке, а я послушаю.

Звучат песни: “Солнечная капель” и “Солнечный зайчик”

Лесовик: - От ваших песен и солнце стало ярче светить, и сосульки веселее зазвенели, слышите? (Музыкальный проигрыш). А на наших волшебных деревьях появились новая капелька и солнышко. А теперь, ребятки, загадаю вам загадки.

1. команде “Капелька”

Она приходит с ласкою и со своею сказкою, Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет.

2. команде “Солнышко”

Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц, кто узнает?

3.

Яростно река ревет и разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, в небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел?

4.

Зеленеет даль полей, запевает соловей. В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай Что за месяц это?

Молодцы, ребята! Теперь предлагаю отгадать музыкальные загадки. Для одной команды звучит произведение “Весна” Вивальди, для другой – “Подснежник” Чайковского.

Лесовик: Правильно отгадали весенние загадки. А сейчас мы проверим, как вы знаете весенние приметы. Что происходит весной с неживой природой?

Звучат ответы детей.

Посмотрите, солнышко припекало, припекало, снег таял, таял, и у нас в лесу началось половодье. Животные остались на островке среди воды. Сами они выбраться не могут. Давайте им поможем.

Игра “Спасение животных”

Лесовик: Ребята, что происходит весной с растениями? Давайте закроем глаза и представим, что мы молодые деревца, которые проснулись от зимнего покоя.

Хоровод “Зоренька”

Лесовик: Деревца, закройте глазки и представьте, что вам ломают ветки. Что вы чувствуете? Так давайте же, ребята, охранять и защищать растения!

Награда за танец

Лесовик: Что же происходит весной в животном мире? Какие птицы возвращаются из теплых стран в наш край? Какие, наоборот, улетают весной? Какие животные нашего края выходят из спячки? /Ответы детей/. Все животные так обрадовались весне и солнцу, что заплясали веселый танец.

Танец: “Карнавал животных”

Лесовик: Теперь обратим внимание на наши волшебные деревья, чего на них больше, капелек или солнышек? Какая команда у нас сегодня победила? Поздравляю победителей и в награду вручаю вам волшебный ключ. Он открывает волшебную дверь в подземное царство. Хотите туда попасть? Я знаю, что здесь в лесу спрятана карта, указывающая путь. Поможете мне ее найти?

Дети ищут карту, определяют, где находятся, идут в Зимний сад.

Лесовик: Вот и вход в подземное царство. Для того, чтобы дверь открылась, пусть каждый из выигравшей команды повернет в замке ключ.

Дети поворачивают ключ, входят в подземное царство, их там встречает “Подземный царь”.

Царь: Здравствуйте, дети! Для чего вы меня побеспокоили?

Лесовик: Мы хотим как можно больше узнать о твоем царстве. Чем больше мы будем о нем знать, тем лучше сможем защитить его обитателей.

Царь: Ну что ж, для начала потрогайте землю в цветнике и определите какая она (теплая или холодная, сухая или влажная, мягкая или твердая). Какая часть растений находится в почве? А ведь корни все очень разные.

Демонстрация

Взгляните сюда, одни корни состоят из множества тонких нитей, выходящих из одной точки и равных между собой. Другие растения имеют один главный, более толстый по сравнению с другими корень, от которого отходят более тонкие корни. А нужна ли вообще земля растениям? Может быть, растения могут без нее обойтись? Что произойдет с растением, если вырвать его из земли с корнем? Теперь можете взять комочки земли и нарисовать ими что-либо на бумаге. Рисунки какого цвета у вас получились? Да, в моем царстве красок немного: черные, коричневые оттенки, но все они по-своему красивы. Взгляните, какие цвета вы тут видите.

Демонстрация модели: “Слои Земли”

Верхний слой – это .., под ним залегает слой…, далее следует слой…

Ребята, а вы знакомы с моими друзьями – животными нашего края, обитающими в почве? Назовите их. Теперь предлагаю вам “превратиться” в дождевых червей и поползать.

Подвижная игра: “Дождевой червь”

Царь: Ребята, нужны ли в моем царстве животным глаза? Почему? Сможете ли вы хорошо ориентироваться с закрытыми глазами? Согласны поиграть в игру: “Крот”?

Игра: “Крот”

Лесовик: Спасибо тебе, царь, за интересный рассказ, а нам пора подниматься на поверхность.

Царь: Спасибо и вам, пришли, повеселили меня, старика. За это вам сюрприз, царский подарок (Выносят поднос с морковкой и раздают детям).

Дети: Спасибо, царь, за прием и подарок, нам понравилось у тебя в гостях. До свидания.

Жидкое топливо — нефть

Этот урок является одним из серии уроков по теме: “Топливо и технологии переработки”, для учащихся 10 классов.

Тип урока:

Урок, интегрированный с подходом во взаимосвязи следующих дисциплин: химии, географии и экологии.

Цель:

Охарактеризовать нефть, как вещество, как полезное ископаемое, проанализировать способы добычи и переработки нефти и проследить экологические последствия, связанные с ними.

Новизна:

На уроке используются элементы статистики, а именно статистический опрос дает возможность каждому ученику проанализировать рассмотренный материал, что в свою очередь, позволяет провести экологический анализ последствий нефтяных загрязнений по предложенному ряду критериев и сравнить их с результатами, полученными методами, используемыми международным обществом Green Peace.

Актуальность: Затронутые на уроке проблемы техногенного загрязнения вследствие добычи, транспортировки и переработки нефти характерны для всего Земного Шара и в связи с их актуальностью.

Для более глубокого освещения рассматриваемого материала к уроку заранее привлечены учащиеся. Им было предложено дополнительно подготовиться по предлагаемому плану. Используя поиск специальной литературы, в том числе иностранных статей и статей промышленных журналов, проанализировать собранный материал. Выделить главные аспекты проблемы, особенности, подчеркнуть положительные моменты и недостатки, синтезируя материал в кратком сообщении одноклассникам.

Для активизации не только слуховой памяти, мною были использованы: видеофильм о методах переработки нефти, диапроектор. Кроме того, демонстрируется на опыте метод оседания нефти. Показана сорбционная способность смеси торфа и соломы поглощения нефтяных углеводородов на простом бытовом примере – при ликвидации нефтяных пятен. Использование таких приемов делает урок наглядным.

План урока: (урок рассчитан на 45 минут)

Нефть, как химическое вещество (5 минут). Нефть, как полезное ископаемое (7 минут). Переработка нефти (12 минут). Методы ликвидации нефтяных пятен (13 минут). Статистический анализ (выбор самого эффективного метода ликвидации) (8 минут).

Нефть, как химическое вещество.

Нефть и продукты ее естественного выхода на земную поверхность – асфальты и битумы – давно известны человеку. Их использовали в Вавилоне и Византии, как зажигательную смесь. В древнем Египте и Риме нефть применяли для строительства дорог и других сооружений. С конца XVIII века продукт переработки нефти, керосин, стал использоваться для освещения жилищ и улиц, а с XIX века, с изобретением двигателей внутреннего сгорания нефтепродукты стали основным видом топлива для различных транспортных средств.

Еще с уроков естествознания в младших классах учащиеся знают физические параметры одного из распространенных веществ воды (жидкость, без цвета, без запаха, кипит при 100 °С и является растворителем для многих веществ).

А вот нефть.

Учащиеся сравнивают физические свойства нефти и воды.

Нефть – жидкость, черного цвета, маслянистая, с резким запахом, не смешивая с водой.

Нефть – это полезное ископаемое, значит ее как-то добывают. Добычу в нашей стране можно изобразить на следующем графике. Где по оси ОХ – отложили годы, а по оси ОY – количество добываемой нефти в миллиардах тонн. Из приведенного графика видно, что добыча нефти с каждым годом растет.

Нефть добывают в основном с помощью бурения скважин.

Первоначально нефть и сопутствующий газ находятся в пластах под давлением, то нефть поступает из скважин под давлением, т.е. нефть как бы вытесняется давлением на поверхность. Такой способ добычи называется фонтанным. По мере добычи нефти давление в пласте уже становится недостаточным, поэтому это давление создают искусственно. Для этого бурят рядом не одну, а две скважины и в одну из них пропускают газ под определенным напором, а через другую скважину этот газ вытесняет оставшуюся нефть.

Нефть, только что добытую из скважины, называю сырой.

Сырая нефть – это сложное вещество, имеет вид маслянистой жидкости и представляет собой смесь углеводородов. Всего всех углеводородов входящих в состав смеси около 70 %. А остальные 30 % - это неуглеводородные компоненты и вода.

Итак: нефть состоит из:

70% - углеводородов, 30% - неуглеводородов, 1 % - вода.

Если отделить воду от нефти, то получим товарную нефть. Однако ее нельзя использовать ни в качестве топлива, ни в качестве сырья для химических процессов. Она должна быть переработана.

Переработка нефти.

Существует первичная и вторичная переработка нефти.

Первичная переработка – это перегонка нефти. Эта операция позволяет разделить нефть на фракции в соответствии с их температурой кипения.

Учащиеся смотрят видеофильм, и сами делают вывод о необходимости вторичной переработки.

Вторичная переработка – это крекинг и пиролиз нефти.

Начнем более подробное изучение первичной переработки. Прежде чем начать любую переработку, нужно от нефти отделить сопутствующие газы: бутан и пропан. Перегонку нефти проводят в ректификационных колоннах, которые соединены с нагревательной печью, которая называется кубом, (1) и холодильником (3).

Колонна представляет собой стальную башню, внутри которой расположены поперечные тарелки. В кубе нефть нагревают до t = 350°C . При этой температуре нефть превращается в пар, который попадает в колонну. Проходя через отверстия в тарелках, постепенно конденсируется.

Углеводороды менее летучие и сжигаются уже на первых тарелках, образуя газоиль, более летучие собираются выше и образуют керосин, еще выше лигроин, а затем бензин.

Жидкая часть нефти, поступающая в колонну, стекает по тарелкам вниз, образуя мазут. Все что остается (т.е. перегоняемая часть мазута) – это гудрон.

Итак, нефть полностью разложили на фракции.

Тогда возникает вопрос: Зачем нужна вторичная переработка? Оказывается практический выход бензина очень низкий, кроме того, полученный бензин имеет низкое октановое число (О.Ч.).

О.Ч. – (ОЧ100) это величина, которая показывает способность топлива противостоять сжатию. Чем больше О.Ч., тем качество бензина выше.

Для повышения выхода бензина, и О.Ч. бензина осуществляют крекинг (разложение больших углеводородов на более простые, термическим и каталитическим способами).

Видео сюжет.

И пиролиз (т.е. разложение органических веществ без доступа воздуха).

Значит, нефть интенсивно добывают и перерабатывают в разные виды топлива. Но запасы нефти нашей Земли неумолимо исчезают. И сейчас уже более 2/5 всей нефти взято со дна океана. Значит, нефть может появиться в водах океана в связи с ее добычей,в результате аварий при ее переработке.

Методы ликвидации нефтяных пятен.

Аварии нефтяных судов – это бич Мирового Океана. 

Немецкие ученые подсчитали, что ежегодно на морских трассах может возникнуть не менее 10 тысяч опасных ситуаций.

При этом около одного миллиарда тонн нефти может вылиться в океан.

Рассмотрим крупнейшую экологическую катастрофу, которая произошла 23 марта 1989 года на Аляске. Танкер на борту, которого находилось 50 тонн нефти, ночью не справился с управлением и напоролся на рифы. За пять дней на поверхность воды вылилось около 44 тонн нефти. При этом образовалось пятно диаметром в 1200 км2.

Катастрофа на Аляске (схема)

В результате этой аварии:

1) погибли рыбы, водоросли и морские животные; 2) птицы, чьи перья слиплись от нефти, не смогли подняться в воздух; 3) морские тюлени пытались слизнуть нефть со своего тела и погибли от отравления; 4) наступило переохлаждение птиц.

Конечно, лучше если не будет не одной аварии, но реальность другая. И поэтому нужно знать, как убирать нефть из океана.

На сегодняшний день существует пять методов борьбы с нефтью в океане:

Самоликвидация – этот метод применяют в том случае, если нефть разлита далеко от берегов и пятно небольшое (в этом случае пятно лучше совсем не трогать). Постепенно пятно растворится в воде и частично выпарится. Иногда нефть не исчезает и через несколько лет, мелкие пятна достигают побережья в виде кусочков скользкой смолы.

Итак:

1) нефть далеко от берега; 2) пятно исчезает само.

Химическое рассеивание – существуют химические препараты для ликвидации пятен и одни из них:

1) впитывают нефть в себя как губка; 2) сягивают нефть в плоские маленькие пятна, которые потом уже легче убрать; 3) уплотняют нефть в кубики.

Самые эффективные из них называются диспергенты. Диспергенты – это вещества, которые разбивают нефтяной слой на мельчайшие капельки, не смешивающиеся друг с другом. А затем эти вещества вылавливаются большими сачками и сжигаются на суше.

Итак:

1) используются химические препараты; 2) метод дорогой.

Оседание. Ученые обнаружили, что если нефтяное пятно посыпать слоем мела, то мел будет впитывать в себя нефть, и очень быстро тонуть, очищая, таким образом, поверхность воды от нефтяных пятен, однако нефть остается на дне и продолжает отравлять флору и фауну океана.

Учащимся показывают опыт.

Итак:

1) посыпают мелом; 2) метод относительно дешевый.

Поглощение. Всем вам известны солома и торф, – которые поглощают нефть, после чего их можно аккуратно собрать и вывести с последующим уничтожением. Этот метод годится лишь в условиях штиля и только для небольших пятен. Этот способ весьма популярен в последнее время из-за своей дешевизны и высокой эффективности.

Итак:

1) посыпают соломой или торфом; 2) метод дешевый.

Метод ограждения. Если нефтяное пятно окружить плавающими заграждениями, оно не будет увеличиваться в размерах. Такие заграждения называются – контейнерами. Их можно даже передвигать в удобное для ликвидации место. Затем специальное судно откачивает нефть из контейнеров насосами. Но эту откаченную нефть использовать как топливо нельзя, кроме того, этот метод применяется только при спокойной погоде, т.е. когда на море нет волн. А если авария произошла в полярных водах, нефть становится вязкой, что влечет за собой некоторые трудности.

Итак:

1) можно нефть оградить контейнерами; 2) нефть откачивают насосами.

Статистический анализ (выбор самого эффективного метода ликвидации) .

При сжигании нефти, количество углекислого газа возрастает, т.е. возрастает вероятность возникновения парникового эффекта.

Итак, подведем итог – идеального метода нет. Поэтому поиски новых технологий очистки рек и морей от нефти продолжается. Но из этих методов можно выбрать самый эффективный.

Оценивать методы будем по четырем критериям: денежные затраты, эффективность, трудности из-за природных условий и экологическая чистота. Оценка ведется по шестибальной системе от нуля до пяти. Чем меньше баллов наберется у того или иного метода, тем этот метод лучше и наоборот.

критерии методы

денежные затраты

эффективность

трудности из-за природных условий

экологическая чистота

Итого

1. Самоликвидация

0

5

5

5

15

2. Химическое рассеивание

5

2

2

4

13

3. Осаждение

4

3

3

5

15

4. Поглощение

2

4

1

3

10

5. Ограждение

3

3

3

4

13

Сравним с предложенной оценкой Green Peace. Наша с Вами оценка может и не совпадать с предложенной оценкой Green Peace. Т.к. оно использует в оценке около 30-ти критериев, а мы ограничились четырьмя, поэтому наш вывод субъективен.

I Место – метод поглощения; II Место – методы химического рассеивания и ограждения; III Место – методы осаждения и самоликвидации.

Применение статистического опроса на завершающем этапе урока – это осуществление обратной связи. Предложенный подход не только вызывает интерес к рассматриваемой теме, но и резко повышает эффективность усвоения материала.

Оформление предлагаемого урока в виде методики является авторской работой со всеми вытекающими правами.

Используемая литература: 

Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров, Дайте планете шанс! Под редакцией А. А. Агеева Экология цивилизации., том 2, Сохраним наш мир. Под редакцией Алан Маки, журнал “Нефтегаз”. Зарубежный журнал “Нефтяная и газовая промышленность”.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76758. Височная кость 184.9 KB
  У верхушки пирамиды внутреннее отверстие сонного канала. На передней поверхности пирамиды находятся: каменисточешуйчатая щель хрящевая ростковая зона и отверстие мышечнотрубного канала; дугообразное возвышение от полукружных костных каналов лабиринта; крыша барабанной полости от среднего уха; тройничное вдавление на вершине пирамиды для одноименного нервного узла; расщелины и борозды большого и малого каменистого нервов. На задней поверхности пирамиды располагаются: внутреннее слуховое отверстие и внутренний слуховой проход для YII...
76759. Клиновидная кость 180.73 KB
  Клиновидная кость – воздухоносная состоит из тела малых и больших крыльев и крыловидных отростков. На верхней поверхности тела находится турецкое седло а в нем: гипофизарная ямка для гипофиза центральной нейроэндокринной железы; бугорок седла кпереди от ямки; спинка седла с задними наклоненными отростками кзади от ямки; сонные борозды: правая и левая с клиновидными язычками лежат по боковым поверхностям седла предназначены для внутренней сонной артерии и внутреннего сонного симпатического нерва венозного пещеристого синуса. На...
76760. Крылонёбная ямка 181.89 KB
  Ямка соседствует и имеет связи с височной и подвисочной ямами. По форме ямка узкая щель ограниченная тремя выше перечисленными костями она граничит и сообщается с полостью черепа средней черепной ямой полостями носа и рта глазницей височной и подвисочной ямами. Крылонебная ямка сообщается: с полостью рта через большой и малый небные каналы с одноименными сосудами и нервами которые снабжают твердое и мягкое небо и небные миндалины; с полостью носа через клиновиднонебное отверстие с одноименными сосудами и нервами для слизистой...
76761. Полость носа 181.99 KB
  Полость носа обладает верхней нижней и парными боковыми стенками. Верхняя стенка состоит из: носовой части лобной кости продырявленной пластинки решетчатой кости и тела клиновидной которые составляют верхнезаднюю часть стенки; парных носовых костей: право и левой образующих передневерхнюю часть стенки. Нижняя стенка включает: небные отростки верхних челюстей и горизонтальные пластинки небных костей – костное небо; носовой гребень который проходит по середине стенки в продольном направлении. Латеральные стенки правая и левая...
76762. Внутреннее основание черепа 184.16 KB
  Внутренняя граница между сводом и основанием выделяется не во всех учебниках: слепое отверстие лобной кости и основание ее глазничных отростков; соединение малых и больших крыльев клиновидной кости латеральная оконечность верхней глазничной щели стык теменноклиновидного и лобнотеменного швов; основание пирамиды височной кости и сосцевиднотеменной шов; борозда поперечного синуса крестообразное возвышение и внутренний выступ затылочной кости. Передняя черепная яма образована: по бокам глазничными частями лобной кости; в центре ...
76763. Наружное основание черепа 183.43 KB
  Наружная граница между сводом и основанием проходит по носолобному шву надглазничным краям скуловым отросткам лобной кости подвисочному гребню клиновидной по основанию скуловых отростков височных костей над наружным слуховым отверстием по верхнему краю через основание сосцевидных отростков; заканчивается по верхней выйной линии и наружному затылочному выступу. В своде по наружной поверхности выделяют передний отдел лоб лобная область с рельефом: чешуя лобной кости на ней лобные бугры правый и левый; надбровные дуги у границы с...
76764. Классификация соединений костей 181.35 KB
  Среди соединений костей различают по анатомической классификации: непрерывные когда между концами костей имеется сплошная соединительная или хрящевая а в последующем и костная ткань; прерывные соединения или суставы главными признаками которых является наличие щели полости между суставными концами костей и синовиальной оболочки в капсуле; полупрерывные соединения или симфизы когда в прослойке между костями хряща или фиброзной ткани появляется щель. В основу биомеханической классификации положены оси проводимые через соединения костей...
76765. Строение и классификация суставов 184.21 KB
  Дополнительные вспомогательные структуры суставов включают: прослойки из хряща: диски мениски суставные губы; укрепляющие устройства из соединительной ткани: связки мембраны окружающие зоны мышечные сухожилия; скопления жировой клетчатки под синовиальной оболочкой; синовиальные складки сумки влагалища завороты синусы. Фиброзный наружный слой образуется из плотной волокнистой соединительной ткани с обилием продольных волокон; укрепляется связками: капсульными внутрикапсульными и внекапсульными. Синовиальный слой мембрана...
76766. Соединения костей черепа 186.79 KB
  В костном небе различают: срединный небный шов – между небными и отростками правой и левой верхней челюсти и горизонтальными пластинками небных костей; поперечный небный шов перпендикулярный срединному шву и соединяющий верхние челюсти с небными костями. Межнижнечелюстной симфиз соединяет правую и левую половины тела нижней челюсти в области подбородка в плодном периоде и грудном возрасте. Основными частями височнонижнечелюстного сустава являются: правая и левая головки нижней челюсти; правая и левая нижнечелюстные ямки височной кости;...